01-09-2023
Закаспийская железная дорога — железная дорога построенная в 1880 — 1891 годах российскими железнодорожными батальонами в Закаспийской области.
Постройка дороги была начата в 1880 году. Причиной начала постройки стала экспедиция генерала М. Д. Скобелева в Ахал-Текинский оазис и осадой крепости Геок-Тепе[2].
Дорога, на первом её участке строилась узкоколейной с декавилевской колеёй, на первых 25 верстах предполагалась паровая тяга, а далее конная. Однако вскоре это решение было пересмотрено и дорогу продолжили строить с колеёй 1524 мм, перешит был на русскую колею и первый участок[2].
Дорога начиналась от станции Узун-Ада на побережье Каспийского моря, но потом была проложена линия до порта Красноводск[2].
Здесь, на Закаспийской дороге инженер И. Н. Ливчак применил разработанную им систему технологию механизированной укладки железнодорожного пути[3].
Первоначально дорога служила только нуждам Императорской русской армии, однако впоследствии у дороги появилось и хозяйственное значение, в 1888 году дорога из убыточной превратилась в доходную и стала приносить доход[4].
В 1890-е годы проектированием дороги занимался В. А. Обручев. Строителем дороги был генерал М. Н. Анненков.
На 1913 год протяжённость железной дороги - 1717 вёрст. В том числе:
Отсчёт расстояний по главному ходу - от Красноводска.
Указаны только конечные, крупные и узловые станции, являющиеся таковыми на 1913 год
раздельная станция | верста | примечания |
---|---|---|
Красноводск | 0 | Порт, главная база снабжения дороги |
Казанджик | 246 | |
Кизил-Арват | 315 | |
Асхабад | 530 | Управление дороги |
Каахка | 641 | |
Теджен | 724 | |
Мерв | 842 | узловая станция |
Аму-Дарья | 1070 | |
Бухара | 1182 | |
Катты-Курган | 1343 | |
Самарканд | 1415 | соединение с Ташкентской ж/д |
раздельная станция | верста | примечания |
---|---|---|
Мерв | 0 | узловая станция |
Сары-Язы | 140 | |
Кушка | 295 | |
Торгунди | 302 | Афганистан |
Это заготовка статьи о железных дорогах. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Закаспийская железная дорога.