Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Полная система

18-08-2023

Полная система (греч. σύστημα τέλειον, лат. constitutio tota), или Полный звукоряд, в древнегреческой теории музыки (гармонике) — звукоряд в полном объёме составляющих его ступеней (в оригинальных терминах — «струн»), схематическое представление всего звуковысотного материала (материи) античной музыки.

«Системами» (συστήματα) греки называли всякие звукоряды, объединяющие более чем 2 звука (трихорды, тетрахорды, пентахорды и шире, вплоть до 2 октав). Интервальные отношения между ступенями таких «систем» регулировались родом мелоса.

Объединение 4 тетрахордов (одинаковой структуры) с разделительным тоном[1] между месой и парамесой и добавленным целым тоном внизу (т.наз. «просламбано́меном») они именовали Большей полной системой. В условной высотной транскрипции в диатоническом роде её можно представить так:

Номенклатура Полной системы заимствована от названий струн лиры (или кифары), например, трита — третья (по счёту струна), нета (нэта) — последняя, крайняя (в тетрахорде), паранета — соседняя с нетой, меса — средняя, лихана — от указательного пальца[2] (ссылка на аппликатуру музыканта-исполнителя) и т.д.

Объединение 3 тетрахордов (одинаковой структуры) без разделительного тона с просламбаноменом теория именовала Меньшей полной системой [3]:

Совокупность большей и меньшей полных систем именовалась Полной неизменной системой (σύστημα τέλειον ἀμετάβολον)[4].

Впервые Полную неизменную систему во всех трёх родах мелоса в (наименьших целых) числах выразил и описал Боэций, в трактате «Основы музыки» (Mus. IV.11):

Слово «неизменная» в этом определении следует понимать так же, как в позднейшей модальной музыке понимается «базовая» диатоника по отношению к её транспонированной форме. Полная неизменная система, составленная из 2 диатонических звукорядов, в современном учении о гармонии классифицируется как миксодиатоническая. Именно она легла в основу диатоники западноевропейского Средневековья.

Полную систему (Полный звукоряд) также именуют «Совершенной системой»[5]. Как считает Ю.Н.Холопов[6], определение «совершенная» содержит оценочный момент, которого нет в оригинальной греческой теории. Поэтому правильней обозначать совокупный звукоряд древнегреческой музыки как «полный». Однако, понятие «абсолютного совершенства», применяемое по отношению к Полной системе греков, отмечается уже в римской теории музыки[7], что даёт основания считать русский термин «Совершенная система» до некоторой степени оправданным традицией.

Примечания

  1. По-гречески διάζευξις, разделение или отделение. Холопов предлагает по-русски именовать его «дьядзевксидой».
  2. Греч. λιχανός.
  3. Впрочем, Птолемей (Гармоника, II.4-6) исключает из Полной системы тетрахорд соединённых, считая его «вросшей» в традиционную структуру метаболой по тону. Таким образом, в его учении о музыке (гармонике) Полная неизменная система -- то же, что у других учёных названо Большей полной системой.
  4. Например, в «Гармонике» Клеонида.
  5. См. одноимённые статьи в «Музыкальной энциклопедии» и «Музыкальном энциклопедическом словаре».
  6. Музыкально-теоретические системы, с.66.
  7. Выражение «systemata perfecta et absoluta» по отношению к 8 видам октавы, которыми заполняется двухоктавный звукоряд, использует, например, Марциан Капелла в кн.9 своего труда «Бракосочетание Филологии и Меркурия». Видный американский медиевист К. Бауэр предполагает, что в основе компиляции Марциана, как и (частично) Боэция, лежала римская терминологическая традиция, разработанная учёным II века Альбином.

Библиография

  • Systema teleion // Riemann Musiklexikon. 12te Aufl. Sachteil. Mainz, 1967, SS.929-930.
  • Martin L. West. Ancient Greek Music. Oxford, 1992.
  • Аристоксен. Элементы гармоники. Издание подготовил В. Г. Цыпин. М., 1997 (т.1), 1998 (т.2).
  • Thomas J. Mathiesen. Apollo’s Lyre. Greek Music and Music Theory in Antiquity and the Middle Ages. Lincoln & London, 1999.
  • Ю. Н. Холопов. Гармония. Теоретический курс. М., 2003.
  • Музыкально-теоретические системы. Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М., 2006.
  • Клеонид. Гармоническое введение. Перевод А.В.Русаковой // От Гвидо до Кейджа. М., 2006, сс.286-314.

Полная система.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06