МиГ-21 (изделие Е-5, самолёт И-500, по кодификации НАТО: Fishbed) — советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. МиГ-21 стал первым самолётом КБ МиГ с треугольным крылом.
Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире[6]. Выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Применялся во многих вооружённых конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем даже БМП-1[2].
Всего в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено 11 496 МиГ-21[5]. Чехословацкая копия МиГ-21 производилась под названием S-106. Китайская копия МиГ-21 выпускалась под названием J-7 (для НОАК), а её экспортная версия F7 продолжает выпускаться и в настоящее[когда?] время[7][8]. По состоянию на 2012 год в Китае было выпущено около 2500 J-7/F-7[3][9][10].
Разработка
МиГ-21 является первым советским реактивным истребителем второго поколения[11], что подразумевает использование ракет как основного вооружения и скорости около M=2. Тяга двигателя первых МиГ-21 была даже меньше суммарной тяги двух РД-9 на МиГ-19, но за счёт применения многорежимного воздухозаборника изменяемого входного сечения с центральным телом удалось поднять максимальную скорость самолёта более чем на 700 км/ч.
На первой модификации (МиГ-21Ф), как и на МиГ-19, основным оружием были 2 пушки калибра 30 мм и неуправляемые ракеты, но уже последующие модификации могли нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух».
МиГ-21 был лёгким, маневренным самолётом, что очень помогло ему в борьбе с американским F-4 «Фантом» II во Вьетнамской войне. Так как американские ракеты «AIM-9 Sidewinder» и «AIM-7 Sparrow» были ещё несовершенны, советскому истребителю было нетрудно совершить манёвр уклонения и обмануть ракету.
Исход этих сражений повлиял на дальнейшие взгляды американских ВВС на истребители: стало ясно, что гибрид штурмовика и истребителя не является идеальным решением, и что ближние маневренные бои отнюдь не ушли в прошлое.
В СССР, в свою очередь, сделали вывод, что две ракеты — ничтожно мало, и последующие модификации МиГ-21 были способны уже нести четыре ракеты воздух-воздух. Кроме того, уже выпущенные самолёты дорабатывались (а на новых самолётах это производилось на заводе-изготовителе) под пушечное вооружение и несли под фюзеляжем 23-мм пушку ГШ-23Л.
Дальнейшим развитием самолёта МиГ-21 стали модификации с установкой сначала Р-13-300 с тягой 63 кН, потом двигателя Р-13Ф-300 с тягой 65 кН и в дальнейшем двигателя Р-25-300 с тягой 71 кН, что в итоге на тонну увеличило снаряженный вес самолёта. Модификация с двигателем Р-25-300 называлась МиГ-21бис и могла вполне конкурировать по ЛТХ со своим тогдашним американским конкурентом — F-16A, сильно уступая ему по массе полезной нагрузки и авионике.
В 1977 году с появлением МиГ-29 самолёт окончательно устарел и начал постепенно вытесняться новыми. Разработанная в 1993 году последняя модификация МиГ-21 была оснащена мощной БРЛС «Копьё», новой электрической системой и приспособлена для несения современного оружия. Эта модификация предназначалась для продажи на экспорт, а также модернизации старых МиГ-21, стоящих на вооружении у зарубежных стран.
Характеристики самолёта общие для всех модификаций
- Количество двигателей: 1
- Экипаж: 1 человек (кроме учебных модификаций, у которых экипаж 2 человека).
- Длина: 14,10 метров
- Высота: 4,71 метров
- Размах крыла: 7,15 метров
- Площадь крыла: 22,95 м²
Характеристика чехословацкого S-106 (Миг 21Ф-13) Aero S-106, Экипаж: 1 Длина: 15,76 м Размах крыла: 7,154 м Высота: 4,1 м Площадь крыла: 23,0 м2 Масса пустого: 4871 кг Нормальная влётная масса: 7,100 кг Силовая установка: 1 × Туманский Р11Ф-300 Максимальная скорость: 2125 км / ч Дальность: 1580 км Практический потолок: 19000 м вооружение 1×30 мм НР-30 пушки, а также 2x 500 кг бомб 2x УР K-13
Модификации
Первое поколение
- МиГ-21Ф (тип 72) (1959) — фронтовой истребитель. Вооружение: две встроенные 30-мм пушки НР-30 и два подкрыльевых пилона для подвески блоков неуправляемых ракет С-5 (по 16 ракет в каждом блоке), ракет С-24, бомб или зажигательных баков. Двигатель Р-11Ф-300, тяга без форсажа — 3880 кгс, на форсаже — 5740 кгс. Радиолокатора не было. Выпускался в 1959—1960 годах на горьковском авиазаводе. Всего построено 83 экземпляра.
- МиГ-21Ф-13 (тип 74) (1960) — фронтовой истребитель. Появилась возможность подвешивать на подкрыльевых пилонах управляемые ракеты «воздух-воздух» К-13 (Р-3С). Снята одна из пушек, что позволило увеличить запас топлива на 140 литров. Кроме этого, под фюзеляжем на центральном пилоне самолёт мог нести подвесной топливный бак. Двигатель Р-11Ф2-300, тяга без форсажа — 3950 кгс, на форсаже — 6120 кгс. Радиолокатора не было. Выпускался с 1960 по 1965 год на горьковском и московском авиазаводах.
- На облегчённой модели этой модификации под названием Е-66 в 1960 году установлен рекорд скорости на замкнутом 100 км маршруте; достигнута средняя скорость 2149 км/ч, а на отдельных участках 2499 км/ч. А 28 апреля 1961 г. установлен абсолютный рекорд высоты 34714 м.
-
МиГ-21Ф в Бишкеке - столице Киргизии. На подкрыльевых пилонах видны блоки УБ-16-57 для пуска 16 неуправляемых ракет С-5.
-
Второе поколение
- МиГ-21П (1960) — опытный всепогодный истребитель-перехватчик; оснащён радиолокатором ЦД-30Т и аппаратурой командного наведения «Лазурь», позволяющей самолёту взаимодействовать с системой автоматизированного управления истребительной авиацией «Воздух-1». Двигатель Р-11Ф-300 (как на МиГ-21Ф), прицел АСП-5НДН. На этой модификации была снята и вторая пушка. Вооружение состояло только из двух управляемых ракет К-13 (Р-3С). В то время возобладало мнение что ракеты могут полностью заменить пушки (американский Фантом тоже получил пушку лишь в 1967). Вьетнамская война вдребезги разбила это заблуждение. Вместо ракет К-13 на пилоны можно было подвешивать бомбы и неуправляемые ракеты. К июню 1960 г. была изготовлена небольшая установочная серия перехватчиков МиГ-21П. Однако на этом его строительство закончилось, а в массовое производство пошла следующая модификация — ПФ.
- МиГ-21ПФ (тип 76) (1961) — всепогодный перехватчик; оснащён аппаратурой командного наведения «Лазурь», позволяющей самолёту взаимодействовать с системой автоматизированного управления истребительной авиацией «Воздух-1». От предыдущей модификации отличался более мощным двигателем Р-11Ф2-300 (как на МиГ-21Ф-13), новым радиолокатором ЦД-30ТП (РП-21), и прицелом ГЖ-1. Серийно выпускался с 1961 года на горьковском и московском авиазаводах.
- МиГ-21ПФС (МиГ-21ПФ(СПС)) (1963) — подвариант МиГа-21ПФ. Литера «С» означает «сдув пограничного слоя» (СПС). Военные хотели, чтобы МиГ-21 можно было легко эксплуатировать с грунтовых аэродромов. Для этого была разработана система сдува пограничного слоя с закрылков. Под эту систему были доработаны двигатели, получившие название Р-11-Ф2С-300, с отбором воздуха от компрессора. В выпущенном положении к нижним поверхностям закрылков подавался отобранный от компрессора воздух, что резко улучшило взлетно-посадочные характеристики самолёта. Применение СПС позволило сократить длину пробега в среднем до 480 м, а посадочную скорость до 240 км/ч. На самолёте могли устанавливаться два стартовых ускорителя СПРД-99 для сокращения длины разбега. Все эти нововведения устанавливались и на всех последующих модификациях. Самолёты «ПФ» и «ПФС» выпускались в 1961—1965 годах.
- МиГ-21ФЛ (тип 77) (1964) — экспортная модификация МИГа-21ПФ для Индии. Упрощено радиоэлектронное оборудование; вместо радиолокатора РП-21 поставлен Р-2Л. Вместо двигателя Р-11Ф2-300 поставлен Р-11Ф-300, как на ранней версии МиГ-21П. Выпускался в 1964—1968 годах на горьковском и московском авиазаводах. Поставлялся в Индию с 1964 года, в разобранном виде. Некоторое количество МиГ-21ФЛ попало и в советские ВВС. Также выпускался в Индии по лицензии.
- МиГ-21ПФМ (изделие 94) (1964). Недостатком модификаций ПФ/ПФС было отсутствие пушечного вооружения (хотя в то время оно ошибочно и считалось устаревшим). Поэтому в новой модификации была предусмотрена возможность подвески пушечного контейнера ГП-9 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л на центральном пилоне. Под монтаж контейнеров ГП-9 были доработаны и индийские МиГ-21ФЛ. Также выяснилось, что в некоторых ситуациях ракеты с радиолокационным наведением предпочтительние чем с тепловым, например в условиях облачности или тумана. Поэтому наряду с ракетами Р-3С (К-13), самолёт ПФМ получил возможность нести ракеты РС-2УС (К-5МС) с радиолокационной системой наведения; для этого несколько доработали бортовую РЛС, получившую в этой модификации обозначение РП-21М. Среди других усовершенствований: установлены запросчик-ответчик СРЗО-2М «Хром-Никель», система ближней навигации «Искра», зеркало для обзора задней полусферы, новое катапультное кресло КМ-1М, инфракрасный визир «Самоцвет», новый прицел АСП-ПФ сопряженный с РЛС и ИК-визиром, и т. д. Серийное производство МиГ-21ПФМ для ВВС Советского Союза велось на заводе № 21 в Горьком с 1964 по 1965. На московском заводе «Знамя Труда» данная модификация строилась на экспорт с 1966 по 1968.
-
-
* «Н» — для ночной фоторазведки — фотоаппарат УАФА-47, осветительные фотопатроны 188 шт.
-
* «Р» — для радиотехнической разведки — аппаратура «Ромб-4А» и «Ромб-4Б», фотоаппарат АФА-39 для контроля;
-
* станция постановки активных помех СПС-142 «Сирень»;
-
* аппаратура для забора проб воздуха;
-
* аппаратура ретрансляции аудиоинформации в УКВ диапазоне.
-
Проводились лётные испытания контейнеров:
-
* с аппаратурой круглосуточной разведки «Шпиль» с подсветом местности ночью лазерным лучом и линией передачи информации;
-
* с аппаратурой инфракрасной разведки «Простор»;
-
* с аэрофотоаппаратами для съёмки с особо малых высот.
-
Самолёты также комплектовались аппаратурой радиоэлектронной борьбы на законцовках крыла.
-
Все предыдущие модификации имели только 2 подкрыльевых пилона. МиГ-21Р и все последующие модификации имели уже 4.
-
МиГ-21Р выпускался на Горьковском авиазаводе № 21 в 1965—1971 годах.
-
==== Третье поколение ====
-
МиГ-21С выпускался серийно в Горьком в 1965-68 гг только для советских ВВС.
-
-
Истребители МиГ-21СМ строились в 1968—1971 годах только для ВВС Советского Союза заводом № 21 в Горьком.
-
Представляли собой модификации истребителей «СМ» и «МФ» с увеличенным запасом топлива и более мощным двигателем Р-13Ф-300.
-
МиГ-21СМТ. Обратите внимание на раздутый "загривок" самолёта. Там находится топливный бак №7. За счёт увеличения его размеров и была повышена общая ёмкость топливных баков.
Модификация МиГ-21бис (1972)
МиГ-21бис — последняя и наиболее совершенная модификация из всего огромного семейства «двадцать первых», выпускаемых в СССР.
Главным новшеством стал двигатель Р-25-300, который развивал тягу без форсажа 4100 кгс, на форсаже — 6850 кгс, а на чрезвычайном форсаже — 7100 кгс (по некоторым источникам — даже 9900 кгс). Форсаж теперь разжигался за более короткое время. Скороподъёмность машины увеличилась почти в 1,6 раза. Поскольку выяснилось, что слишком большой запас топлива на МиГ-21СМТ (3250 литров) ухудшает лётные характеристики, на МиГ-21бис объём внутренних баков уменьшили до 2880 л. Таким образом, после долгих поисков было достигнуто оптимальное сочетание аэродинамики самолёта и объёма его топливной системы. На самолёте также устанавливались: более совершенная РЛС «Сапфир-21М» (С-21М или РП-22М), доработанный оптический прицел, позволивший снять ограничения при стрельбе из пушки при больших перегрузках, и новая система автоматизированного контроля состояния самолёта и двигателя, сократившая время технического обслуживания. Ресурс МиГ-21бис достиг 2100 часов.
На самолёте сохранились помехозащищённая линия связи «Лазурь-М», обеспечивающая взаимодействие с наземной автоматизированной системой управления «Воздух-1»; катапультное кресло КМ-1М, приёмник воздушного давления ПВД-18.
В НАТО эти истребители получили кодовое название Fishbed L.
В процессе производства самолёты МиГ-21бис стали оснащать пилотажно-навигационным комплексом (ПНК) «Полет-ОИ», предназначенным для решения задач ближней навигации и захода на посадку при автоматическом и директорном управлении. В состав комплекса входят:
- система автоматического управления САУ-23ЕСН, представляющая собой сочетание электронного вычислительного устройства с индикаторами команд и автопилотом, отрабатывающим эти команды
- система ближней навигации и посадки РСБСН-5С
- антенно-фидерная система Пион-Н
Кроме того, комплекс использует сигналы гидродатчика АГД-1, курсовой системы КСИ, датчика воздушной скорости ДВС-10 и датчика высоты ДВ-30. Внешне МиГ-21бис с системой «Полет-ОИ» отличался двумя небольшими антеннами, расположенными под воздухозаборником и над килем. В Восточной Европе такие истребители получила только ГДР. Там они получили локальное обозначение МиГ-21бис-САУ, что означало «МиГ-21бис с системой автоматического управления».
В НАТО МиГ-21бис с системой «Полет-ОИ» получили кодовое обозначение Fishbed-N.
МиГ-21бис выпускался с 1972 по 1985 годы на Горьковском авиазаводе № 21; всего было выпущено 2013 экземпляров. Одной из первых эти истребители закупила Финляндия. Первые самолёты были доставлены туда в 1977, где они заменили состоявшие на вооружении МиГ-21Ф-13. В Индии «бисы» по лицензии не выпускались, но заводом HAL в Насике было собрано примерно 220 истребителей из комплектов, поставленных из Советскою Союза. Сборка последнего индийского МиГ-21бис завершилась в 1987 г.
Помимо совершенствования самого самолёта, продолжали появляться новые ракеты. В 1973 году появились Р-13М с тепловой головкой самонаведения, представляющая собой глубокую модернизацию Р-3С; и лёгкая манёвренная ракета ближнего боя Р-60. Причём 2 из 4 подкрыльевых пилонов МИГа-21 могли нести спаренную подвеску с двумя ракетами Р-60. Таким образом общее число управляемых ракет достигало 6. В целом число возможных комбинаций вооружения составило 68 (на истребителях ранних модификаций оно равнялось 20). Часть самолётов МиГ-21бис оснащалась оборудованием для подвески ядерной бомбы.
-
Югославский МиГ-21бис. На внешнем подкрыльевом пилоне видны две ракеты Р-60; на внутреннем - одна ракета Р-3. Под фюзеляжем - подвесной топливный бак.
-
МиГ-21бис в венгерском музее. На внешнем подкрыльевом и подфюзеляжном пилонах видны подвесные топливные баки. На внутреннем подкрыльевом - блок неуправлямых ракет С-5.
Двухместные учебно-тренировочные модификации
- МиГ-21У (1962) — учебно-тренировочный истребитель.
- МиГ-21УC (1966) — учебный фронтовый истребитель, оснащённый двигателем Р-11Ф2С-300.
- МиГ-21УМ (1971) — учебный фронтовой истребитель с модернизированным БРЭО.
Модернизации
- МиГ-21-93 (1994) — модернизация серийных МиГ-21бис для ВВС Индии (впоследствии получил название MiG-21UPG Bison). РСК «МиГ» совместно с Нижегородским авиационным заводом «Сокол» в кооперации с другими российскими предприятиями (НИИР «Фазотрон») разработала программу модернизации самолётов семейства МиГ-21, которая нацелена на расширение номенклатуры и режимов применения вооружения, что позволит им успешно эксплуатироваться в ВВС разных стран на протяжении ещё ряда лет. По боевым возможностям модернизированные самолёты МиГ-21 не уступают современным истребителям четвёртого поколения. ВВС Индии в 1998—2005 годах провели глубокую модернизацию 125 истребителей МиГ-21 на базе разработанного РСК «МиГ» проекта МиГ-21-93. При модернизации истребитель МиГ-21бис получил новую систему управления вооружением с многофункциональной БРЛС «Копьё», нашлемной системой целеуказания, аппаратурой отображения информации на основе современного индикатора на лобовом стекле и многофункционального дисплея. БРЛС «Копьё», разработанная Корпорацией «НИИР „Фазотрон“», имеет повышенную дальность действия. БРЛС обеспечивает обнаружение и атаку целей (в том числе, ракетами средней дальности) в свободном пространстве и на фоне земли, а также обнаружение радиолокационно-контрастных надводных и наземных целей. БРЛС «Копьё» способна сопровождать до 8 целей и обеспечивает одновременную атаку двух наиболее опасных из них. В вооружение истребителя дополнительно включаются управляемые ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ, Р-27Р1, Р-27Т1 и Р-73Э и корректируемые бомбы КАБ-500Кр. Параллельно с модернизацией продлён ресурс и сроки службы самолёта.
- в 1993 году на выставке авиатехники в Ле-Бурже Израиль представил модернизированный вариант истребителя МиГ-21, переоборудованный в штурмовик для нанесения ударов по морским и наземным целям. На самолёт было установлено новое радиоэлектронное, навигационное и прицельное оборудование, а также система катапультирования лётчика, изначально разработанная для тактического истребителя «Лави». Фонарь кабины, состоявший из трех частей, заменялся на цельное остекление. Стоимость программы модернизации одного самолёта составляла 1-4 млн долларов, в зависимости от установленного оборудования[12].
- MIG-21-2000 (1998) — проект модернизации серийных МиГ-21бис и МиГ-21МФ, разработанный израильским концерном «Таасия авирит» и корпорацией IAI[13][14]. Предусматривал переоборудование кабины и установку нового радиоэлектронного оборудования[15].
Боевое применение
Маленький, быстрый и достаточно манёвренный, Миг-21 стал серьёзным противником для McDonnell Douglas F-4 Phantom II. США были вынуждены даже начать программу по отработке тактики воздушного боя с МиГ-21. Роль МиГ-21 при отработке играл Northrop F-5.
Во Вьетнаме пилоты МиГ-21 придерживались советской доктрины воздушного боя, используя наведение со станции наземного контроля. Излюбленной тактикой стало следование за американским боевым звеном снизу и сзади. Набрав скорость МиГи выпускали ракеты К-13 и уходили на базу. Такая тактика принуждала также преждевременно сбрасывать бомбы.
Главным преимуществом МиГ-21 является очень высокая манёвренность на виражах. Главным недостатком стал ограниченный обзор сзади (многие истребители были сбиты в результате нападения сзади).
В ходе конфликта МиГ-21 состоял на вооружении ВВС Сомали, а также на нём летали кубинские лётчики, воевавшие на стороне Эфиопии. Были отмечены воздушные бои, в которых МиГ-21 участвовали с обеих сторон, и сомалийские лётчики одержали в них 3 воздушные победы[16]. Вместе с тем сомалийцы потеряли ряд МиГов в боях с эфиопскими F-5 «Фридом Файтер»[17].
Тактико-технические характеристики
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации МиГ-21бис[18][19]
Технические характеристики
- Масса пустого: 5 460 кг
- Нормальная взлетная масса: 8 726 кг
- Максимальная взлётная масса: 10 100 кг
- Масса топлива: 2750
- Двигатель: ТРДДФ Р-25-300
- Тяга максимальная без форсажа: 4 100 кгс
- Тяга на форсаже: 6 850 кгс
- Тяга на чрезвычайном форсаже: 7 100 кгс[20]
Лётные характеристики
Вооружение
- Пушечное: 23-мм встроенная пушка ГШ-23Л (боезапас — 200 снарядов)
- Точки подвески: 5
- Масса подвесных элементов: 1300 кг
- Управляемые ракеты:
- НАР: калибром 57 и 240 мм
- Свободнопадающие бомбы: различных типов и весом до 1000 кг
Происшествия
22 сентября 1973 года в Венгрии разбились три МиГ-21[22]
24 ноября 2012 года в Индии разбился МиГ-21-93. За период 2010—2012 разбилось 3 новых истребителя ВВС Нигерии
Интересные факты
МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран. Советскими лётчиками за характерный внешний вид был прозван «Балалайкой».[23] До 1966 года страны Западного блока не имели никакого определённого представления об этом самолёте, хотя чрезвычайно стремились завладеть им; 15 августа 1966 года самолёт был угнан в Израиль иракским лётчиком Муниром Редфа. Это считается одной из самых успешных и выдающихся операций Моссада.
Известен один МиГ-21, находящийся в частном владении: самолёт принадлежит Реджинальду «Реджу» Финчу — бывшему пилоту авиакомпании Американ Эйрлайнс, который ранее служил в Канадских Королевских ВВС. Финч приобрёл этот МиГ в конце 1990-х гг. и потратил три года, чтобы привести самолёт в лётное состояние. Этот МиГ-21УС 1967 года выпуска был импортирован в США из Венгрии в середине 1980-х годов. До того, как Финч стал его владельцем, машина продолжительное время летала и испытывалась в школе пилотов-испытателей авиации ВМС в Patuxent River, шт. Мериленд в конце 1980-х — начале 1990-х годов.
Сохранившиеся экземпляры
В полностью пригодном и лётном состоянии есть самолёты на Одесском авиаремонтном заводе, где МиГ-21 ремонтируется и модернизируется для стран «третьего мира» с 1970 года.
На вооружении
Состоит на вооружении
Страны, эксплуатирующие МиГ-21 (красным цветом) и уже снявшие МиГ-21 с вооружения (темно красным)
- Ангола — 18 Миг-21МФ и 4 Миг-21УМ, по состоянию на 2011 год[24]
- Болгария — 10 Миг-21бис и 2 Миг-21УМ, по состоянию на 2011 год.[25] Начиная с сентября 1963 года, 19-й истребительный авиаполк получил 12 МиГ-21Ф-13, впоследствии часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21Ф-13Р[26] и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Выведены из эксплуатации в 1988 году. В январе 1965 года вторая эскадрилья 18-го авиаполка получила 12 МиГ-21ПФ, как и в случае с Ф-13, часть этих самолётов была переделана в разведывательный вариант МиГ-21ПФР[27] и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Сняты с вооружения в 1991 году. Кроме МиГ-21ПФ, в 1965 году ВВС Болгарии получили 12 МиГ-21ПФМ. В 1977—1978 годах за ними последовало ещё 36 подержанных советских МиГ-21ПФМ и два таких истребителя в 1984 году. Все МиГ-21ПФМ стояли на вооружении 15-го авиаполка до 1992 года. В 1962 году, 26-ой рап получил шесть разведывательных МиГ-21Р. В 1969—1970 году, в 19-й иап поступило 15 МиГ-21М, закончили службу эти самолёты в 1990 году в 21-ом иап. В 1974—1975 году в Болгария получила двадцать МиГ-21МФ, часть из которых впоследствии была переделана в разведывательный вариант МиГ-21МФР[26] и передана в 26-му разведывательному авиаполку. Данные самолёты были няты с вооружения в 2000 году. С 1983 по 1990 год ВВС Болгарии получили 72 МиГ-21бис. Половина из них была в варианте САУ (30 новых, 6 подержанных), эти истребители получил 19-й авиаполк, а вторая половина с системой «Лазурь». Кроме боевых МиГ-21, ВВС Болгарии получили 39 спарок в вариантах МиГ-21У (1 в 1966 году), МиГ-21УС (5 в 1969—1970 годах) и МиГ-21УМ (27 новых в 1974—1980 годах и 6 подержанных советских в 1990 году). Последние учебные МиГ-21 были сняты с вооружения в 2000 году, а до этого, в 1994 году, десять МиГ-21УМ были проданы Индии. За всё время эксплуатации в авиакатастрофах было потеряно 38 истребителей: 3 МиГ-21Ф-13, 4 МиГ-21ПФ, 7 МиГ-21ПФМ, 5 МиГ-21М, 6 МиГ-21МФ, 2 МиГ-21бис, 2 МиГ-21Р, 1 МиГ-21УС и 8 МиГ-21УМ.[28]
- Вьетнам — 124 МиГ-21, по состоянию на 2011 год[29]
- Египет — 29 Миг-21ПФМ/МФ, 12 Миг-21РФ и 1 Миг-21УМ, по состоянию на 2011 год[30]
- Замбия — 12 МиГ-21МФ, по состоянию на 2011 год[31]
- Йемен — 16 МиГ-21, по состоянию на 2011 год[32]
- Индия — 124 Миг-21UPG Bison (Миг-21-93), по состоянию на 2011 год.[33] МиГ-21 начали поступать на вооружение в 1963 году. Модификация МиГ-21ФЛ производилась по лицензии (построено около 200 машин). Всего ВВС Индии получили 946 МиГ-21. Аварийность индийских самолётов оказалась высокой. По состоянию на 2011 год, за почти 50 лет эксплуатации в авариях и катастрофах было потеряно 476 из 946 машин.[34][35][36] Модернизированные истребители будут находится на вооружении ВВС Индии до 2017 года.[34]
- Камбоджа — 4 Миг-21 последних модификаций, по состоянию на 2011 год[37]
- Киргизия — 48 Миг-21 последних модификаций, по состоянию на 2011 год[38]
- Корейская Народно-Демократическая Республика — 130 Миг-21, по состоянию на 2011 год[39]
- КНР — 380 Chengdu J-7, по состоянию на 2011 год.[40] МиГ-21Ф-3 в виде лицензионной копии Chengdu J-7 производился с 1966 по 2008 год и долгое время составлял основу ВВС КНР. Экспортная версия самолёта имела обозначение F-7 и широко поставлялись по всему миру. Всего было произведено более 2 400 Chengdu J-7/F-7.[3]
- Куба — 4 Миг-21бис и 4 Миг-21УМ, по состоянию на 2011 год[41]
- Ливия — 16 Миг-21бис, по состоянию на 2011 год[42]
- Мадагаскар — 9 Миг-21, по состоянию на 2011 год.[43] После обретения независимости в 1975 году на Мадагаскар начала поступать помощь из СССР и других стран коммунистического лагеря. В 1978 году из КНДР поступило 8 МиГ-21ФЛ и два МиГ-21У, затем ещё три или четыре истребителя МиГ-21бис из СССР. В 1996 году ВВС Мадагаскара получили небольшую партию истребителей МиГ-21МФ/УМ из России, эти самолёты использовались недолго и в конце 1990-х были оставлены на хранении на аэродроме Ивато.[44][45][46]
- Мали — 14 Миг-21бис/МФ/УМ, по состоянию на 2007 год.[47] В 1986 году из СССР поступило 12 МиГ-21МФ и МиГ-21УМ. В 2005 году ещё три МиГ-21МФ были приобретены в Чехии. Самолёты базируются в Бамако.[44][45][48][49]
- Румыния — 35 Миг-21 LanceR A, 10 Миг-21 LanceR B и 20 Миг-21 LanceR C, по состоянию на 2011 год.[50] Были модернизированы в начале 2000-х годов. Работы по модернизации самолётов проводили румынская компания Aerostar и израильская Elbit Systems. Списание устаревших самолётов начнется в 2013 году.
- Сербия — 8 Миг-21бис и 1 Миг-21УМ, по состоянию на 2011 год.[51] После распада Югославии большая часть её ВВС отошла Сербии, в их числе большое число МиГ-21Р, МиГ-21М, МиГ-21МФ, МиГ-21бис и МиГ-21УМ. Три десятка МиГ-21 были уничтожены во время войны 1999 года, а значительная часть оставшихся самолётов списана в 2000-х годах, но некоторое количество МиГ-21М, МиГ-21бис и МиГ-21УМ всё ещё остаются на вооружении ВВС Сербии.[52]
- Сирия — 150 Миг-21, по состоянию на 2011 год[53]
- Уганда — 6 Миг-21, по состоянию на 2011 год[54]
- Хорватия — 8 Миг-21бис-D и 4 Миг-21УМ-D, по состоянию на 2011 год.[55] Первый МиГ-21 ВВС Хорватии был угнан лётчиком ВВС Югославии: 4 февраля 1992 года капитан Данила Борович дезертировал и из Бихача в Пулу на своём МиГ-21бис. Ещё два МиГ-21бис были угнаны лётчиками-хорватами 15 мая 1992 года. После заключения перемирия хорваты приобрели в Германии примерно два десятка МиГ-21бис и четыре МиГ-21УМ. В 2003—2004 годах восемь МиГ-21бис и четыре МиГ-21УМ были модернизированы в Румынии, после этого истребители получили обозначения МиГ-21бисD и МиГ-21УМD (D — Doradien, доработанный), соответственно.[56] Хорватия планирует эксплуатировать оставшиеся на вооружения МиГ-21 до ноября 2013 года.[57]
- Эфиопия — 21 Миг-21, по состоянию на 2011 год[58]
Стоял на вооружении
Представленные в этом списке страны не включают те, в ВВС которых на вооружении стоял Chengdu J-7/F-7 (МиГ-21 китайского производства).
- СССР — МиГ-21 последних производственных серий, оставшиеся в новообразовавашихся республиках после распада СССР, были сняты с вооружения в начале 1990-х годов.
- Югославия — 25 декабря 1962 года ВВС Югославии начали получать МиГ-21, первым вариантом, поступившим в Югославию, стал МиГ-21Ф-13 (югославское обозначение L-12). Было поставлено 45 истребителей, последние самолёты этой модификации были сняты с вооружения в 1980 году. В дальнейшем ВВС получили 9 МиГ-21У (NL-12), начало поставок в 1965 году, 36 МиГ-21ПФМ (L-13) в 1968 году, 9 МиГ-21УС (NL-14) в 1969 году, 12 МиГ-21Р (L-14I) и 25 МиГ-21М (L-15) в 1970 году, а также 6 МиГ-21МФ в 1975 году. В 1977 году начали поступать МиГ-21бис и МиГ-21УМ, ВВС Югославии получили 100 истребителей и 35 учебно-тренировочных самолётов соответственно. После распада Югославии все МиГ-21, за исключением нескольких угнанных, отошли Сербии.[59][60]
- Алжир
- Азербайджан. Сняли МиГ-21 в 2012 году.
- Афганистан
- Бангладеш — В начале 1973 года ВВС Бангладеш получили 12 МиГ-21МФ и 2 МиГ-21УМ. Последние МиГ-21УМ были выведены из боевого состава в 1994 года и переданы в военный музей.[61][62]
- Буркина-Фасо — В 1984 году из СССР было поставлено 8 МиГ-21МФ. Истребители дислоцировались на авиабазе в Уагадугу. Последний исправный самолёт был выведен из эксплуатации в 2000 году.[61][63]
- Венгрия — в начале 1960-х годов СССР поставил Венгрии 48 истребителей Миг-21Ф-13. В 1964 году на вооружение поступили первые из 24 перехватчиков МиГ-21ПФ, в 1971 — первые из 48 МиГ-21МФ. В 1975-1979 годах венгры получили 62 истребителя МиГ-21бис. Кроме боевых самолётов, ВВС Венгрии получили спарки — 16 МиГ-21У и 24 МиГ-21УМ. В 1978 году МиГ-21Ф-13 были сняты с вооружения, в 1990—2000 годах за ними последовали и остальные модификации МиГ-21. Дольше всех прослужили варианты МиГ-21бис/УМ.[64]
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- ГДР — В мае 1962 года свои первые МиГ-21Ф-13 получил авиаполк JG-8 в Нойхарденберге, вслед за ним этими истребителями были вооружены JG-9 в Пенемюнде и JG-3 в Найсе-Мальксеталье, всего 75 истребителей. В 1978—1985 годах МиГ-21Ф-13 был снят с вооружения. В марте 1964 года в авиаполк JG-8 поступили первые МиГ-21ПФ. Всего было получено 53 истребителя этой модели, прослуживших до 1986—1988 годов. С апреля 1965 года, до июля 1967 года было поставлено 45 учебно-тренировочных МиГ-21, распределённых между авиаполками, вооружёнными МиГ-21 и учебным соединением FAG-15. В июне 1968 года начались поставки МиГ-21ПФМ, их было получено 134 экземпляра. В декабре 1968 — августе 1970 годов число спарок пополнилось семнадцатью МиГ-21УС. Одновременно с ними, в июле 1969 — декабре 1970 годов ВВС ГДР получили 87 МиГ-21М. Двенадцать МиГ-21М из состава JG-8 было передано сирийским ВВС в 1973 году. С июня 1971 года по март 1978 года было поставлено 37 учебно-тренировочных МиГ-21УМ. В апреле 1972 года в авиаполк JG-3 поступили первые 14 МиГ-21МФ, за которыми последовало ещё 48 истребителей этого типа. Последним вариантом, поступившим в ГДР, стал МиГ-21бис. С октября 1975 года по май 1978 года из СССР поступило 46 истребителей этого типа. Всего ВВС ГДР получило 456 МиГ-21, из которых к моменту объединения Германии на вооружении оставалась 251 машина.[65]
- Индонезия
- Северный Йемен
- Южный Йемен
- Ирак
- Демократическая Республика Конго — в 1997 году у Сербии было приобретено четыре МиГ-21ПФМ.[63][66]
- Республика Конго — в 1986 году в СССР приобретено 14 МиГ-21бис и 2 МиГ-21УМ. К 1997 году в строю осталось 5 истребителей и одна спарка. Сняты с вооружения.[63][67][68]
- Лаос
- Мозамбик
- Монголия — 10 Миг-21, по состоянию на 2011 год.[69] В начале 1977 года ВВС Монголии получили первые 8 МиГ-21ПФ и 4 МиГ-21УМ. Всего в 1977—1984 годах ВВС Монголии получили 44 самолётов этого типа. После реформ в армии Монголии они были убраны из состава ВВС страны.
- Нигерия — в 1975 году ВВС Нигерии получили из СССР 25 МиГ-21МФ и 6 МиГ-21УМ. В начале 90-х полёты истребителей были прекращены из-за отсутствия материально-технической помощи, которую осуществлял Советский Союз.[45][70]
- Польша — первые МиГ-21Ф-13 Польские ВВС получили в 1961 году. Всего к 1963 году было приобретено 25 истребителей, прослуживших до 1973 года. За ними последовали МиГ-21 в следующих модификациях, в 1964—1965 годах МиГ-21ПФ (84 истребителя, сняты с вооружения в 1989 году), в 1965—1966 — учебно-тренировочные МиГ-21У (11 самолётов, сняты с вооружения в 1990 году), в 1966—1968 — МиГ-21ПФМ (132 истребителя, сняты с вооружения в 1989 году), в 1968—1972 — разведывательные МиГ-21Р (36 самолётов, сняты с вооружения в 1997 году), в 1969—1970 — учебно-тренировочные МиГ-21УС (12 самолётов, сняты с вооружения в 2003) и МиГ-21М (36 истребителей, сняты с вооружения в 2002 году), в 1971—1981 — МиГ-21УМ (54 самолёта, сняты с вооружения в 2003 году), в 1972—1975 — МиГ-21МФ (120 истребителей, сняты с вооружения в 2003 году), и с 1979 года в ВВС Польши начали поступать МиГ-21бис (72 истребителя, сняты с вооружения в 1999 году). В общей сложности Польша получила 582 МиГ-21 в шести боевых модификациях, трёх учебно тренировочных и одной разведывательной, которые стояли на вооружении 40 лет.[71]
- Танзания
- Финляндия — в 2000 году последние МиГ-21 были сняты с вооружения.
- Чехословакия — производился по лицензии фирмой Aero Vodochody, построено 194 самолёта.
См. также
Ссылки
- Статьи
- Статьи о послевоенных истребителях, в том числе разных модификациях МиГ-21, на сайте Уголок неба
- Сайт посвященный Миг-21
- МиГ-21 на сайте «История мировых войн»
- МиГ-21 на сайте «Army.lv»
- Фотографии
- 15 фото МиГ-21УМ, установленного в поселке Авангард
- Фото летающих МиГ-21бис ВВС Болгарии (2011 год)
- Фотографии МиГ-21 c лицензией Creative Commons на geolocation.ws
- Видео
- Видео про модернизированный МиГ-21-93 на YouTube
- МиГ-21 в передаче «Крылья России» на YouTube
- Телепередача «Военное дело»: Прощание с МиГ-21 на YouTube
- Кинохроника полётов на МиГ-21 на YouTube
- Канал Дискавери про МиГ-21 на YouTube
- Эпизод про МиГ-21 в Америке на YouTube на YouTube
- Egyptian MiG 21 Crazy Pilot's Escape from a Chasing Mirage на YouTube
Примечания
- Aero Vodochody: History
- ↑ J-7 (J-7I)
- ↑ J-7 / F-7, China
- Первые F-7BGI для Бангладеш
- ↑ 1 2 [Gordon, Yefim. MiG-21 (Russian Fighters). Earl Shilton, Leicester, UK: Midland Publishing Ltd., 2008. ISBN 978-1-85780-257-3.]
- Истребитель МиГ-21 — «летающий Калашников»
- J-7II
- Первые F-7BGI для Бангладеш
- «Ченгду», «Локхид Мартин» и «Сухой» идут вровень по количеству прогнозируемого экспорта истребителей в 2012—2015 гг.
- ВВС Нигерии в результате аварии потеряли первый из поставленных Китаем в 2010 году истребитель FT-7NI
- Что такое «поколения» истребителей? Журнал «Профиль».
- ↑ Израиль // «Зарубежное военное обозрение», № 7, 1993. — с. 61
- IAI’s MIG-21-2000 Completes Series of Test Flights
- MIG-21 2000
- ↑ Израиль // «Зарубежное военное обозрение», № 5, 1998. — с. 59-60
- SOMALIA. Ogaden War (Ethiopian-Somalia Conflict) 1977-1978
- ETHIOPIA. Ogaden War (Ethiopian-Somalia Conflict) 1977-1978
- МиГ-21бис
- Technical data and flying characteristics of the MiG-21
- Р-25-300
- Самолёт МиГ-17. Инструкция летчику. Глава III. Архивировано из первоисточника 22 февраля 2012. Проверено 9 июня 2011.
- Памятник у города Veszprem
- СВЕРХЗВУКОВЫЕ МОЛНИИ. «Балалайка» и «Звёздный боец»
- Order of Battle — Angola
- Order of Battle — Bulgaria
- ↑ 1 2 Обозначение, использовавшееся в болгарских ВВС
- ↑ Обозначение использовавшееся в Болгарских ВВС
- Bulgaria Air Force
- Order of Battle — Vietnam
- Order of Battle — Egypt
- Order of Battle — Zambia
- Order of Battle — Yemen
- Order of Battle — India
- ↑ IAF to Phase out MiG-21s by 2017
- Another MiG-21 crashes, pilot ejects safely
- Страна небоевых потерь. В 2009 году ВВС Индии лишились восьми истребителей
- Order of Battle — Cambodia
- Order of Battle — Kyrgyzstan
- Order of Battle — North Korea
- Order of Battle — China
- Order of Battle — Cuba
- Order of Battle — Libya
- Order of Battle — Madagascar
- ↑ ACIG:African MiGs — Part 2
- ↑ Уголок Неба: МиГ-21 в мире. Часть 4
- ↑ FLIGHT International, 11 december 1990, p.60, Armee de l’air Malagache
- ↑ IISS Military Balance 2007, p.283
- ↑ FLIGHT International, 11 december 1990, p.60, Force Aerirnne de la Republic de Mali
- ↑ Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Чехии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 1. — С.45.
- Order of Battle — Romania
- Order of Battle — Serbia
- ↑ Никольский, Михаил. ВВС Сербии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 9. — С.42-45.
- Order of Battle — Syria
- Order of Battle — Uganda
- Order of Battle — Croatia
- ↑ Никольский, Михаил. ВВС Хорватии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 12. — С.42-45.
- «Сааб» предложила Хорватии истребители JAS-39C/D «Грипен»
- Order of Battle — Ethiopia
- Vojska.net — strategy, wargaming, military history website
- ↑ Никольский, Михаил. ВВС Сербии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 8. — С.39-45.
- ↑ Уголок Неба: МиГ-21 в мире. Часть 1
- ↑ FLIGHT International, 6 august 1983, p.327, Bangladesh Defence Force (Air Wing)
- ↑ ACIG:African MiGs — Part 1
- ↑ Никольский, Михаил. ВВС Венгрии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 7. — С.45-46.
- MiG-21.de: In service
- ACIG:Zaire/DR Congo since 1980
- Уголок Неба: МиГ-21 в мире. Часть 3
- ↑ FLIGHT International, 11 december 1990, p.43, Force Aeriene Congolaise
- Рейтинг 10 наиболее значимых поставочных программ и экспортных контрактов России по итогам 2011 года в сегменте военных самолетов
- ACIG:African MiGs — Part 3
- Музей польской авиации в Кракове