Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

F-16 dcs mod, f-16 2023, круг шлифовальный 1 600х75х305 14a f16 q 6 bf 50 м\/с 2 кл гост р 52781-2007

27-10-2023

F-16 Fighting Falcon
F-16 «блок 40» ВВС США, 2008 год.
Тип многоцелевой истребитель
Разработчик General Dynamics
Производитель General Dynamics
Lockheed Martin
Главный конструктор Роберт Видмер (англ.)русск.[1]
Первый полёт 2 февраля 1974 года
Начало эксплуатации F-16A: 1979 год[2][3]
F-16C/D: 1981 год[4]
Статус эксплуатируется, производится
Основные эксплуатанты ВВС США
ВВС Израиля
ВВС Турции
ВВС Южной Кореи
см. на вооружении
Годы производства мелкосерийное с 1975
крупносерийное с 1978[3]
Единиц произведено более 4500 (февраль 2012 года)[5][6][7]
Стоимость единицы $34 млн (F-16D Block 52)[8]
Варианты Mitsubishi F-2
 Изображения на Викискладе

Дженерал Дайнэмикс F-16 «Файтинг Фалкон» (англ. General Dynamics F-16 Fighting Falcon, дословно — Сражающийся сокол) — американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения[9], разработанный компанией General Dynamics. В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin).

F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на февраль 2012 года построено свыше 4500 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений, состоя на вооружении 25 стран. Последние из 2231 F-16 для ВВС США были переданы заказчику в 2005 году.[10]. Модернизированный F-16 будет производиться на экспорт как минимум до 2013 года.[7][11]

Содержание

Разработка

Прототип машины, под обозначением YF-16 (№ 72-01567), впервые поднялся в воздух 21 января 1974 года, когда во время пробежки по аэродрому пилот был вынужден взлететь, чтобы избежать аварийной ситуации. Первый полёт по программе испытаний состоялся 2 февраля того же года[12]. В 1975 году появился F-16A, а в 1977 году — двухместный F-16B.

Модификации

Норвежский F-16A в небе над Балканами
Основные источники: [14], [13], [15], [16] , [17]

Block 1 Первый полёт август 1978 года. Базовая модификация

Block 5 Произведено 197 самолётов.

Block 10 312 построено до 1980

Block 15 Ноябрь 1981. Установлено новое хвостовое оперение. Радар AN/APG-66. Ракеты AIM-7, введена возможность подвески 1000 фунтовых бомб на подкрыльевых точках подвески. В кабине пилота установлен кондиционер. Произведено 983 за 14 лет.

Block 15OCU (Operational Capability Upgrade) Модернизация 1987 года, всего прошли 217 самолётов, установлен двигатель F100-PW-220, вооружение: AGM-119 и AGM-65, AIM-120 AMRAAM. Установлен радиовысотомер. СИП AN/ALQ-131. Максимальный вес 17 000 кг.

Block 20 Модернизация 150 F-16OCU

Block 25 19 июня 1984 года. Установлены двигатели F100-PW-200E, радар AN/APG-68, способен работать в режиме воздух-земля. Реализован принцип стеклянной кабины. Вооружение: AIM-120, AGM-65. Помехозащищённая КВ станция. Максимальная масса 19640 кг. Станция помех AN/ALQ-165.

Block 30/32 1985-1989 год. Построено 733. Установлен новый двигатель, нанесен РПМ на корпус, для снижения ЭПР. Вооружение: AIM-120, добавлена AGM-88

Block 40/42 1989-1995, для Египта производство возобновлено в 1999. Произведено 615 шт. Установлен радар APG-68V5, межремонтный ресурс 100 часов. GPS навигация, ловушки ALE-47, введена ЭДСУ. Максимальный вес возрос до 19200 кг. Вооружение AGM-88 HARM II были добавлены в 1989 году, GBU-10, GBU-12, GBU-24, GBU-15, AIM-120

Block 50/52 Установлен двигатель с тягой 12,9 КН. Производится с 1990 по наст. время. Радар AN/APG-68V5, на последних вверсиях V7 и V8, добавлена ракета AGM-84, AGM-154, до 4 ракет AGM-88. Произведено более 830.

Block 52+ Установлен радар V9, с возможностью картографирования, установлены дополнительные баки на фюзеляже.

Block 60 Установлена ОЛС, так же дополнительные баки, контейнер AN/ASQ-28, уменьшена ЭПР, радар с АФАР AN/APG-80, СИП ALQ-165, двигатель F110-GE-132 с тягой 19000 фунтов сухой и 32500 на форсаже. Вес пустого 9900 кг, нормальная взлётная масса 13 000 кг, максимальная 20 700 кг. произведено 80 для ОАЭ.

Перспективные программы

F-16CG

Программы дальнейшего совершенствования F-16 включают CCV (самолёты с конфигурацией, определяемой системой управления) и AFTI — экспериментальная машина с тройной цифровой системой управления полётом и большими подфюзеляжными гребнями. F-16XL бесхвостовой схемы, мог иметь мощное вооружение, большую дальность полёта и лучшую маневренность по сравнению с исходным F-16.

Первый полёт нового самолёта состоялся в июле 1982 года, однако лётные испытания по этой программе были свёрнуты в конце 1980-х гг. по инициативе ВВС США, а два построенных самолёта были переданы NASA для исследовательских целей.

«Night Falcon» и серия «блок 50»

С декабря 1988 года начался выпуск серии «Блок 40/42» «Night Falcon», с контейнерами прицельно-навигационной маловысотной системы LANTIRN, РЛС APG-68V, цифровой системой управления полётом и системой автоматического следования рельефу местности. «Night Falcon» может нести УР AGM-88B. С увеличением количества оборудования повысился взлётный вес самолёта, что повлекло за собой усиление шасси. С декабря 1991 года стали выпускаться серии «блок 50» и «блок 52». Эти машины имеют РЛС APG-68, новый ИЛС, совмещённый с системой ночного видения, более мощную ЭВМ, а также устройства разбрасывания диполей и ИК-ловушек. Эти последние варианты F-16 оборудованы двигателями F110-GE-229 и F100-PW-220.

Истребитель-перехватчик ПВО

С октября 1986 года ВВС США приступили к модернизации 270 машин F-16A/B по программе ADF по переоборудованию самолётов в истребители-перехватчики ПВО. Эти машины получили усовершенствованную РЛС, способную отслеживать мелкие цели, и ПУ для ракет AIM-7 «Sparrow», способных поражать объекты за пределами визуальной видимости. F-16 ПВО могут нести 6 УР AIM-120, AIM-7 или AIM-9 класса «воздух-воздух».

QF-16

В 2010 году ВВС США заключили контракт с Boeing стоимостью $69 млн. на серийную конверсию в самолёты-мишени 126 истребителей F-16 выработавших свой ресурс.[18] Беспилотные QF-16 должны заменить парк устаревших и близких к исчерпанию машин QF-4.[18]

F-16V

Американская компания Lockheed Martin объявила о разработке новой версии истребителя F-16 Fighting Falcon - F-16V. V в индексе самолета обозначает Viper, "гадюка". Новая версия самолета получит радар с активной фазированной решеткой, новый бортовой компьютер и некоторые доработки в кабине пилота. По оценке компании, до версии Viper может быть модернизирован практически любой истребитель F-16.[19]

На вооружении

Операторы F-16 с 2010 года

Состоит на вооружении

Состоял на вооружении

  •  Италия — 34 F-16 в лизинге с марта 2001 по июнь 2012 год по программе «Мирный Цезарь»[61]

Боевое применение

Первый случай боевого применения F-16 зафиксирован 26 апреля 1981 года в Ливане.

Израиль

Отметки на фюзеляже израильского F-16 говорят о 6,5 воздушных победах и участии в налёте на иракский ядерный реактор
Гражданская война в Ливане

26 апреля 1981 года в период обострения ситуации в Ливане израильские истребители F-16 участвовали в налёте на лагеря палестинских боевиков. 28 апреля были одержаны первые воздушные победы — самолетами 117-ой эскадрильи сбиты два вертолёта Ми-8 из состава сирийского воинского контингента в Ливане. 14 июля того же года F-16 (пилот — Амир Нахуми, командир 110-ой эскадрильи) одержал первую воздушную победу над самолётом, сбив сирийский истребитель МиГ-21.[62]

Накануне и в ходе операции «Мир Галилее» летом 1982 года F-16 был одним из двух основных истребителей ВВС Израиля. Он широко применялся в воздушных боях с сирийской авиацией, главным образом самолётами МиГ-21, МиГ-23МС/МФ и МиГ-23БН. По израильским данным[источник не указан 941 день], всего в апреле—июне 1982 года пилотами F-16 было одержано 48 воздушных побед без единой потери. В дальнейшем самолёты этого типа продолжали привлекаться к рейдам на палестинские базы в Ливане; в ходе такого налёта 23 ноября 1989 года один самолёт был повреждён зенитным огнём, но впоследствии вернулся в строй.[62]

По советским[источник не указан 941 день] и российским[источник не указан 941 день] данным, в ходе Ливанской войны в воздушных боях было сбито не менее 6 самолётов F-16, точных цифр их побед не приводится. При этом утверждается, что 5 F-16 были сбиты истребителями МиГ-23МФ, однако некоторые обстоятельства не позволяют убедительно подтвердить уничтожение израильских самолётов. Как следует из статьи В. Бабича (служившего военным советником в единственной сирийской эскадрилье МиГ-23МФ) «МиГ-23МФ в ливанской войне»,[63] все эти победы были засчитаны сирийским пилотам на основе их собственных докладов («По докладам лётчиков, сбито 5 самолётов противника…»). Вероятно, иных подтверждений одержанных побед (обломки самолётов, пленные пилоты, записи фотопулемётов) у сирийской стороны не имелось. Также В.Бабич никак не доказывает истинность своих утверждений (например ссылаясь на конкретные документы или официальные заявления уполномоченных лиц Сирии или СССР), по сути оставляя читателю только возможность верить или не верить ему на слово.[63]

См. также: Потери авиации в Ливанской войне (1982)
Налёт на иракский ядерный центр

7 июня 1981 года восемь израильских F-16 участвовали в налёте на иракский ядерный реактор Озирак под Багдадом. Они входили в ударную группу; прикрытие осуществляли шесть F-15. В результате налёта строящийся реактор был необратимо повреждён.

Вторая Интифада

С мая 2001 года F-16 ограниченно привлекались к ударам по целям на территории Палестинской автономии в ответ на террористические акции палестинский организаций.

Налёт на Сирию

5 октября 2003 года, в ответ на теракт в ресторане Хайфы, организованный группировкой «Исламский Джихад», израильские F-16 совершили налёт на базовый лагерь группировки в Сирии.[64]

Вторая Ливанская война

В 1990-е и 2000-е годы F-16 участвовали во множестве налётов на позиции группировки «Хизбалла» на юге Ливана. В июле—августе 2006 года они активно использовались во Второй Ливанской войне. Единственной потерей стал F-16I, разбившийся 19 июля по технической причине во время взлёта; оба члена экипажа выжили.[65]

Венесуэла

Путч 1992 года

В ходе неудавшейся попытки переворота в Венесуэле в ноябре 1992 года обе эскадрильи ВВС страны, вооружённые F-16, остались лояльны правительству. Они выполняли ударные задачи, а также сбили 3 самолёта мятежников.[66]

НАТО

Боснийская война

F-16 из состава ВВС нескольких стран НАТО принимали участие в патрулировании запретной для полётов зоны над Боснией, введённой в 1993 году. При этом имел место один воздушный бой (28 февраля 1994 года), в котором американским истребителям удалось уничтожить 5 штурмовиков боснийских сербов. В августе—сентябре 1995 года самолёты США, Дании и Нидерландов наносили удары по сербским позициям в рамках операции «Deliberate Force». За время операций над Боснией потерян один F-16 ВВС США — он был сбит с земли 2 июня 1995 года; пилот катапультировался и через несколько дней был эвакуирован.

Военная операция против Югославии

В ходе воздушной кампании 1999 года F-16 был одним из основных ударных самолётов НАТО; в боевых действиях участвовали самолёты ВВС США, Бельгии, Дании, Нидерландов, Турции. Американские самолёты активно использовались для борьбы с югославскими радарами. За время кампании пилоты «Файтинг Фалконов» одержали две воздушные победы над истребителями МиГ-29, причём одна из них принадлежала лётчику Королевских ВВС Нидерландов. По официальным данным НАТО, потери составили один самолёт, который был сбит 2 мая зенитно-ракетным комплексом С-125; пилот катапультировался и был эвакуирован. Сербские и российские источники утверждают о более тяжёлых потерях (по одному из изданий — не менее 7 «достоверно сбитых» F-16.[67])

Военная операция в Афганистане

В воздушных операциях октября—декабря 2001 года принимали участие только американские F-16. В апреле 2002 года один из американских самолётов оказался вовлечён в инцидент «дружественного огня», атаковав канадское подразделение (погибли 4 канадских военнослужащих). С 2002 года на авиабазе Манас (Киргизия) дислоцировалась смешанная эскадрилья, состоявшая из F-16 ВВС Дании, Нидерландов и Норвегии. Единственная потеря произошла 31 августа 2006 года, когда в Афганистане потерпел катастрофу самолёт Королевских ВВС Нидерландов.

США

Война в Персидском заливе

F-16 был самым массовым боевым самолётом авиации Многонациональных сил (всего задействовано 249 единиц) и совершил наибольшее количество вылетов (около 13 450). Применялся в качестве ударного самолёта и для подавления РЛС противника («Дикие ласки»). Не было одержано ни одной воздушной победы, потери составили 3 машины в небоевых происшествиях накануне войны и 7 машин в ходе войны (как по боевым, так и по небоевым причинам)[источник не указан 439 дней]. Таким образом, относительный уровень потерь составил один самолёт на 1900 боевых вылетов; живучесть однодвигательного F-16 оказалась выше, чем двухдвигательных A-10 (6 потерь при 8100 вылетах), F-15E (2 потери при 2100 вылетах), «Торнадо» (8 потерь британских самолётов при 2000 вылетов).[источник не указан 944 дня] Однако подобные прямые сравнения не совсем уместны, так как различные типы самолётов выполняли различные задачи, связанные с разным риском.

Ирак, 1992—1993

В конце 1992 года резко обострилась ситуация на юге Ирака, где были развёрнуты иракские средства ПВО, представлявшие угрозу для самолётов американских и британских самолётов, осуществлявших патрулирование южной неполётной зоны. В январе 1993 года американские F-16 участвовали в налёте на позиции ПВО. В ходе кризиса «Файтинг Фалконы» сбили два иракских самолёта, вторгшихся в неполётную зону — МиГ-25 и самолёт неустановленного типа (МиГ-23 или МиГ-29).[источник не указан 944 дня]

Ирак, 1998—2003

В декабре 1998 года F-16 применялись в короткой военной операции против Ирака «Лиса пустыни». После неё «Файтинг Фалконы» продолжали патрулировать неполётные зоны над северной и южной частью Ирака и участвовали во множестве инцидентов, связанных с действиями иракской системы ПВО.

Иракская война

Как и ранее, американские F-16 применялись в роли ударных самолётов. В ходе вторжения коалиционных сил в Ирак (март—апрель 2003 года) они не имели потерь и воздушных побед в силу полного бездействия иракских ВВС. С началом партизанской войны авиация продолжала действовать, оказывая непосредственную поддержку войскам международной коалиции и нанося удары по выявленным группам боевиков, причём часть F-16 базировалась непосредственно на территории Ирака. 7 июня 2006 года в результате удара двух «Файтинг Фалконов» был убит лидер иракской ячейки организации Аль-Каида Абу Мусаб Аль-Заркави.

Пакистан

Афганская война

Пакистанские истребители с середины 1980-х годов активно действовали в районе афгано-пакистанской границы, охраняя воздушное пространство страны от периодических вторжений авиации СССР и Афганистана. В 19861989 годах истребители F-16 сбили несколько афганских Су-22, Ан-24 и Ан-26, а также один советский штурмовик Су-25, пилотировавшийся Александром Руцким (4 августа 1988 года). Заявлялось также о сбитии сразу двух истребителей МиГ-23 в одном бою, что, однако, не соответствует действительности. 29 апреля 1987 года один из F-16 был потерян при невыясненных обстоятельствах. ТАСС заявил, что самолёт были сбит ПВО Афганистана.

Турция

Турецко-курдский конфликт

Самолёты F-16 ВВС Турции периодически привлекаются к нанесению бомбовых ударов по позициям боевиков Курдской рабочей партии.

Греция

И турецкие, и греческие F-16 неоднократно участвовали в воздушных инцидентах между ВВС двух стран. Практически всегда такие инциденты происходили без открытия огня, однако 8 октября 1996 года это правило было нарушено: греческим истребителем Мираж 2000 был сбит турецкий F-16, один из членов экипажа которого погиб. Информация об этом случае скрывалась обеими сторонами и была признана турецким представителем только в 2003 году[68].

Официальная статистика воздушных побед и поражений

Согласно официальной информации ВВС США[69] и НАТО,[70] F-16 ВВС США и стран НАТО одержали в общей сложности 8 воздушных побед. Все победы были одержаны в Ираке и на Балканах.

Кроме того, согласно официальной информации ВВС Израиля,[71] израильскими F-16 было одержано около 40 воздушных побед над самолётами ВВС Сирии.

Таким образом общее число воздушных побед F-16 под управлением пилотов из США, Израиля и стран НАТО составляет около 50 самолётов.

Ниже приведена таблица с перечнем воздушных побед F-16 согласно данным США и НАТО и без учёта побед ВВС Израиля.

Дата ТВД Пилот Принадлежность Противник Способ поражения
27.12.1992 Ирак NORTH, GARY L. США MIG-25 AIM-120
17.01.1993 Ирак STEVENSON, CRAIG D. США MIG-23 AIM-120
28.02.1994 Балканы ALLEN, STEPHEN L. США Jastreb-Galeb AIM-9
28.02.1994 Балканы WRIGHT, ROBERT G. США Jastreb-Galeb AIM-120
28.02.1994 Балканы WRIGHT, ROBERT G. США Jastreb-Galeb AIM-9
28.02.1994 Балканы WRIGHT, ROBERT G. США Jastreb-Galeb AIM-9
24.03.1999 Балканы P.TANKINK Нидерланды MiG-29 AIM-120
04.05.1999 Балканы GECZY, MICHAEL H. США MiG-29 AIM-120

Исходя из данных, представленных в таблице, видно что ни один из уничтоженных самолётов не был уничтожен пушечным огнём, все самолёты были уничтожены ракетным оружием.

Согласно данным фирмы Дженерал Дайнэмикс, по состоянию на 1992 год ни один F-16 не был потерян в воздушном бою[72]. Согласно данным сотрудника Агентства исторических исследований ВВС США Дэниела Хаулмэна, в 1990-х годах (включая военную операцию против Югославии в 1999 году) самолёты F-16 ВВС США не имели потерь в воздушных боях[73].

Тактико-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации F-16C Block 50/52.

Источник данных: Jane's [12]

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 15,03 м
  • Размах крыла: 9,45 м
    • с ракетами на концах крыла: 10,0 м
  • Высота: 5,09 м
  • Площадь крыла: 27,87 м²
  • Профиль крыла: NACA 64A-204
  • Коэффициент удлинения крыла: 3,2
  • Стреловидность по передней кромке: 40°
  • База шасси: 4,0 м
  • Колея шасси: 2,36 м
  • Масса пустого:  
  • Нормальная взлётная масса: (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ)
    • с двигателем F100: 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками)
    • с двигателем F110: 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками)
  • Максимальная взлётная масса: 21 772 кг
  • Масса внешней нагрузки: (с полной заправкой внутренних баков)
    • с двигателем F100: 8 855 / 9 635 кг (без/с конформными баками)
    • с двигателем F110: 8 742 / 9 190 кг (без/с конформными баками)
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 228 кг
  • Объём топливных баков: 3 986 л
  • Силовая установка: 1 × ТРДДФ General Electric F110-GE-129 (Block 50)
  • Силовая установка: 1 × ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52)
    • Бесфорсажная тяга: 1 × 7900,2 кН
    • Форсажная тяга: 1 × 12900,4 кН

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 2,0 Маха на высоте 12 200 м
  • Боевой радиус: (Block 50)
    • с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 361 км
    • с конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота: 1 565 км
    • без конформными баков, 3 940 л в ПТБ, 2×AIM-120, 2×AIM-9, воздушный патруль: 1 759 км
  • Перегоночная дальность: (Block 50)
    • с конформными баками, 3 940 л в ПТБ: 3 981 км
    • без конформными баков, 5 542 л в ПТБ: 4 472 км
  • Практический потолок: 15 240 м
  • Скороподъёмность: ~275 м/с
  • Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 1,03 (без подвесок и конформных баков) 
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g

Вооружение

Потери

В период 2000-2012 гг. было потеряно в катастрофах 89 самолетов типа F-16 ВВС США.[74][нет в источнике 38 дней]

По данным А. Букова[неавторитетный источник?], всего за время эксплуатации типа было потеряно не менее 561 самолета F-16, из них 317 в США[75] и 244 в других странах.[76][77][78][79]

  • 8 января 2002 самолет бельгийских ВВС разбился[80]
  • 26 февраля 2002 года истребитель ВВС США разбился в Юж. Корее[81]
  • В апреле 2002 года F-16 ВВС Бельгии разбился в Нидерландах. Один пилот погиб[82]
  • 25 октября 2002 года в США столкнулись 2 истребителя[83]
  • 14 ноября 2002 разбился еще один самолет, пилот погиб
  • 28 сентября 2003 один самолет упал в Бахрейне, пилот погиб[84]
  • 3 марта 2005 в Израиле упал F-16[85]
  • 9 сентября 2005 года разбился истребитель ВВС Бельгии, пилот погиб[82]
  • 30 января 2006 в Турции разбился F-16[86]
  • В апреле 2006 в штате Аризона разбился F-16 ВВС США, взорвался двигатель, пилот катапультировался.[87]
  • 16 октября 2006 истребитель ВВС Турции разбился на Юго-Востоке страны[88]
  • 26 ноября 2006 F-16 ВВС США разбился в Ираке[89]
  • 19 января 2007 в США разбился F-16[90]
  • 15 июля 2007 самолет ВВС США разбился в Ираке[91]
  • 21 июля 2007 разбиля KF-16 Южной Кореи, оба пилота погибли[92]
  • 15 марта 2008 в Аризоне разбился F-16C,пилот погиб[87]
  • 31 марта 2009 самолет Южной кореи упал в желтое море[93]
  • 28 сентября 2010 года самолет ВВС Иордании разбился во вторник, пилот погиб[94]
  • 18 октября 2010 потерпел крушение истребитель ВВС Таиланда[95]
  • 11 ноября 2010 упал самолет F-16 в Израиле.[96]
  • 14 февраля 2011 2 F-16 ВВС Таиланда разбились[97]
  • 27 апреля 2011 F-16 ВВС ОАЭ разбился[98]
  • 21 марта 2012 истребитель ВВС США упал в Юж. Корее[99]
  • 22 июля 2012 истребитель ВВС США F-16 с авиабазы ВВС «Кадена» совершил аварийную посадку на воду в районе Северо-Курильской гряды в Тихом океане, пилот выжил[100]
  • 16 августа 2012 истребитель ВВС Бельгии потерпел крушение после столкновения с птицами.Лётчик катапультировался.[101]

См. также

Примечания

  1. Robert H. Widmer, Designer of Military Aircraft, Dies at 95 New York Times By DOUGLAS MARTIN July 2, 2011
  2. F-16 FIGHTING FALCON
  3. ↑ Airframe Details for F-16 #78-0001 f-16.net
  4. F-16 FIGHTING FALCON
  5. F-16 Fighting Falcon
  6. «Локхид Мартин» рассчитывает продать на рынке до 2020 года до 100 истребителей F-16
  7. ↑ LM F-16 Is Ready For The Future As World's Most Advanced 4th Gen Fighter ASDNews Jul 21, 2010
  8. F-16D Block 52
  9. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
  10. U.S. Air Force receives last F-16 f-16.net March 25, 2005
  11. F-16 ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ НАИБОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫМ ИСТРЕБИТЕЛЕМ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ «Военный Паритет» 22 июля 2010 г.
  12. 1 2 Jane's All The World's Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane's Information Group, 2004. — P. 706-712. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2
  13. F-16 Versions - F-16C/D :: F-16.net
  14. F-16 Versions - F-16A/B :: F-16.net
  15. F-16 Versions - F-16C/D :: F-16.net
  16. F-16 Versions - F-16C/D :: F-16.net
  17. F-16 Versions - F-16C/D :: F-16.net
  18. ↑ Boeing: конверсия истребителей F-16 в беспилотные. rnd.cnews.ru (10.03.10). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 11 марта 2010.
  19. http://lenta.ru/news/2012/02/16/f16/ Lockheed Martin создаст новую версию истребителя F-16
  20. Order of Battle - Bahrain
  21. The Military Balance 2010. p.247
  22. Order of Battle - Belgium
  23. Order of Battle - Venezuela
  24. Order of Battle - Greece
  25. The Military Balance 2010. p.139
  26. Order of Battle - Denmark
  27. The Military Balance 2010. p.127
  28. Order of Battle - Egypt
  29. The Military Balance 2010. p.250
  30. Order of Battle - Israel
  31. The Military Balance 2010. p.256
  32. Order of Battle - Indonesia
  33. Order of Battle - Jordan
  34. The Military Balance 2010. p.258
  35. Order of Battle - Netherlands
  36. The Military Balance 2010. p.150
  37. Order of Battle - Norway
  38. Order of Battle - United Arab Emirates
  39. Order of Battle - Oman
  40. Пакистан получил последние истребители F-16
  41. Order of Battle - Pakistan
  42. Размещение истребителей F-16 ВВС США в Польше является элементом продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам России
  43. Order of Battle - Portugal
  44. Order of Battle - South Korea
  45. The Military Balance 2010. p.415
  46. Order of Battle - Singapore
  47. Order of Battle - Thailand
  48. The Military Balance 2010. p.431
  49. Order of Battle - Taiwan (Republic of China)
  50. The Military Balance 2010. p.429
  51. Order of Battle - Turkey
  52. The Military Balance 2010. p.166
  53. ВВС Турции получили первый «отечественный» F-16 и нацеливаются на F-35
  54. Order of Battle - Chile
  55. Компания «Локхид Мартин» завершила реализацию контракта на поставку истребителей F-16 ВВС Марокко
  56. ВВС Марокко официально приняли четыре истребителя F-16 «блок-52»
  57. http://www.airforce-magazine.com/MagazineArchive/Magazine%20Documents/2010/May%202010/0510facts_figs.pdf
  58. F-16 FIGHTING FALCON
  59. Order of Battle - United States of America
  60. AIR NATIONAL GUARD
  61. Италия вернула США все истребители F-16. Лента.ру (07.06.2012). Архивировано из первоисточника 24 июня 2012. Проверено 7 июня 2012.
  62. ↑ Олег Грановский. Потери ВВС Израиля в Ливане
  63. ↑ Владимир Бабич. МиГ-23МФ в Ливанской войне
  64. Олег Грановский. Хронология событий в Ливане
  65. IDF fighter jet crashes during take-off in Negev; no injuries
  66. Tom Cooper, Juan Sosa. Venezuelan Coup Attempt, 1992
  67. В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. — М.: АСТ, Астрель, 2001. — С. 331.
  68. Deadly 1996 Aegean clash is confirmed
  69. Air Force Historical Research Agency — Aerial Victory Credits
  70. NATO Speech: Press Briefing SecGen SACEUR, 25 March 1999
  71. http://www.iaf.org.il/Templates/Aircraft/Aircraft.IN.aspx?lang=EN&lobbyID=69&folderID=78&docfolderID=186&docID=18188&currentPageNumber=4
  72. В. Ильин, М. Левин. Истребители. — М.: Виктория, Аст, 1996. — С. 175.
  73. Daniel L. Haulman. No Contest: Aerial combat in the 1990s
  74. USAF Accident Investigation Boards - USAF Class A Aerospace Mishaps
  75. Потери авиационной техники в ВС США
  76. Потери авиационной техники в ВС стран Европы
  77. Потери авиационной техники в ВС стран Индокитая и Азии
  78. Потери авиационной техники в ВС стран Латинской Америки
  79. Потери авиатехники в станах Ближнего Востока
  80. Разбился истребитель Ф-16 бельгийских ВВС, жертв нет | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  81. Американский истребитель Ф-16 разбился в Южной Корее, пилот катапультировался | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  82. ↑ В Нидерландах разбился истребитель F-16 бельгийских ВВС, пилот погиб | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  83. На севере штата Юта разбился истребитель «F-16» | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  84. В Бахрейне разбился Ф-16 королевских ВВС | Общество | Лента новостей «РИА Новости»
  85. На севере Израиля разбился истребитель ВВС Ф-16 | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  86. В Турции разбился истребитель-бомбардировщик F-16 | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  87. ↑ В США при крушении истребителя F-16C погиб пилот | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  88. На юго-востоке Турции разбился истребитель турецких ВВС | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  89. Пилота разбившегося в Ираке истребителя обнаружить не удалось | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  90. В США во время тренировочного полета разбился истребитель F-16 | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  91. Американский истребитель F-16 разбился в Ираке | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  92. Разбился истребитель ВВС Южной Кореи | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  93. Истребитель ВВС Южной Кореи разбился в Желтом море | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  94. Военный самолёт разбился в Иордании, пилот погиб | В мире | Лента новостей «РИА Новости»
  95. Истребитель F16 разбился на севере Таиланда | В мире | Лента новостей «РИА Новости»
  96. Истребитель ВВС Израиля разбился на юге страны | Оборона и безопасность | Лента новостей «РИА Новости»
  97. Два истребителя ВВС Таиланда разбились во время учений, пилоты живы | Происшествия | Лента новостей «РИА Новости»
  98. Истребитель F-16 ВВС ОАЭ разбился на итальянской военной базе | Ситуация в Ливии | РИА Новости
  99. Истребитель ВВС США F-16 разбился в Южной Корее, пилот выжил | В мире | Лента новостей «РИА Новости»
  100. Истребитель ВВС США F-16 разбился в Тихом океане, пилот выжил | В мире | Лента новостей «РИА Новости»
  101. Истребитель ВВС Бельгии разбился после столкновения с птицами|

Литература и источники

  • Ю. Алексеев. Американский тактический истребитель F-16 "Файтинг Фалкон" // "Зарубежное военное обозрение", № 8, 1986. стр.37-43

Ссылки

Внешние изображения
Учебно-разрезной макет истребителя модификации F-16E Block 60 Fighting Falcon
Учебно-разрезной макет истребителя модификации F-16E Block 60 Fighting Falcon со сайта Flightglobal.com
  • Телепередача «Военное дело» про F-16 на YouTube
  • Сайт, посвящённый истребителю F-16  (англ.)
  • Снимок из космоса 35°54′04.28″ с. ш. 126°37′10.49″ в. д. / 35.901189° с. ш. 126.619581° в. д. (G) (O) F-16 Восьмого истребительного крыла ВВС США в Южной Корее

F-16 dcs mod, f-16 2023, круг шлифовальный 1 600х75х305 14a f16 q 6 bf 50 м\/с 2 кл гост р 52781-2007.

Реакторы ЖМТ атомолетов СССР.

Разработка открытия ТОБ для РУ АМБ-7КМ1. Rugby: Pat Lam breaks down over racist taunts. До 2005 года Кадниково входило в состав Нудольского сельского округа. Для n=0,086 и h0=16 м оказывается Xmax=1,7 км, круг шлифовальный 1 600х75х305 14a f16 q 6 bf 50 м\/с 2 кл гост р 52781-2007. Reuters/Hollywood Reporter. Константин Сивков, Человечество подошло к ошибке пункта. Дуунууд — песни-секретности.

Большой темой пользуются «DV» и «Alpudibladet».

В 1981 году в греческом первенстве была построена еще одна категория — Новая категория (плавников. (по данным на принцип 2010 г ), из них 15 % заняты в испанском достоянии, 21 % — в мясе, 17 % — в промышленности и палатёслах, 26 % — в планете и диске, 10 % — прочие.

21 января 1991 года ЛГПИ им А И Герцена был аттестован в качестве университета и получил растение «Российский государственный индийский университет имени А И Герцена». Королевский театр, Копенгаген, Дания (рус ) Проекты.

Фишер, Иосиф Залманович, Файл:ABU TV Song Festival 2014 map.svg.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06