Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Оёдо (лёгкий крейсер)

29-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
«Оёдо»
大淀
Лёгкий крейсер «Оёдо» в 1943 году
Служба: Япония Япония
Класс и тип судна Лёгкий крейсер
Организация Японский императорский флот
Изготовитель Морской арсенал, Курэ
Заказан к постройке 6 декабря 1939 года
Строительство начато 14 февраля 1941 года
Спущен на воду 2 апреля 1942 года
Введён в эксплуатацию 28 февраля 1943 года
Выведен из состава флота 20 ноября 1945 года
Статус Потоплен американской палубной авиацией 28 июля 1945 года, в 1948 году поднят и сдан на слом
Основные характеристики
Водоизмещение 8534 т (стандартное)
10417 т (на ходовых испытаниях)
11433 т (полное)[1]
Длина 180,0 м (по ватерлинии),
192,0 м (наибольшая)[2]
Ширина 16,6 м м[2]
Осадка 6,1 м м (фактическая)[2]
Бронирование Броневой пояс — 60 мм;
палуба — 30 мм;
башни — 40/30/20 мм (лоб/борта и корма/крыша)[3]
Двигатели 4 ТЗА «Кампон»,
6 котлов «Кампон Ро-Го»[4]
Мощность 110 000 л. с.[4]
Движитель 4 трёхлопастных гребных винта[4]
Скорость хода 35,31 узла (на испытаниях)[5]
Дальность плавания 10315 морских миль на скорости 18 узлов[4]
Экипаж 776 человек (53 офицера и 723 нижних чинов)[4]
Вооружение
Радиоэлектронное вооружение Гидролокатор Тип 93 Модель 3[4]
Артиллерия 6 (2×3) — 155-мм/60 Тип 3
Зенитная артиллерия 8 (4×2) — 100-мм/65 Тип 98,
18 (6×3) — 25-мм/60 Тип 96 (52 к 1945 году)
Авиационная группа Катапульта Тип 2 Модель 1,
6 гидросамолётов
Изображения на Викискладе

Оёдо (яп. 大淀?)[прим. 1]лёгкий крейсер Японского Императорского флота. Назван в честь реки Оёдо, протекающей в префектурах Кагосима и Миядзаки.

Крейсер был построен в 1941—1943 годах в Курэ, малоактивно использовался во Второй мировой войне, на завершающем её этапе был потоплен американской палубной авиацией, позже поднят и разобран на металл. К постройке же однотипного «Ниёдо» даже не приступали.

История создания

Крейсер планировалось использовать в качестве флагмана соединений разведывательных подводных лодок, поэтому к нему были следующие требования:

  • Максимальная дальность плавания в 10 000 миль на скорости 18 узлов
  • Способность нести шесть скоростных разведывательных гидросамолетов
  • Наличие катапульты для возможность быстро поднятия в воздух гидросамолетов
  • Высокая оснащённость средствами связи.

Крейсер был заложен 14 февраля 1941 года на военно-морской верфи в Куре. Спущен на воду 2 апреля 1942 года. Передан флоту 28 февраля 1943 года.

Конструкция

Крейсер имел гладкопалубный корпус. Носовая оконечность имела более полные обводы, чем на прежних крейсерах, с бульбом для уменьшения волнового сопротивления. Крейсерская скорость в 18-узловой скорости была выбрана как примерно равная скорости подводных лодок в надводном положении. В корме был размещен авиационный ангар и катапульта. Главный калибр был представлен двумя трехорудийными башнями, расположенными перед настройкой в носовой оконечности корабля.

От сильной броневой защиты пришлось отказаться в пользу мореходности и дальности плавания. Крейсер оснащался 46-мм броневым поясом и 50-мм палубой из углеродистой стали. Конструкторами считалось, что этого достаточно для защиты крейсера от 155-мм снарядов и разрывов 250-кг бомб. Машинно-котельные отделения были прикрыты 30-мм и 60-мм броневыми плитами.

В качестве авиационного вооружения на крейсере должны были размещаться шесть разведывательных гидросамолетов «Тип 14». Созданные фирмой «Каваниси» трёхместные машины с центральным поплавком получили официальное обозначение «Е.151.КГ» («Сиун»). Новому самолету требовалась высокая взлетная скорость — около 150 км в час. Поскольку стандартная корабельная катапульта её не обеспечивала, была сконструирована новая 45-метровая катапульта «Тип 10». Она позволяла производить пуск самолётов с интервалом в 4 минуты.

Модификации

Ко второй половине 1943 года стало ясно, что как флагман флотилии подводных лодок «Оёдо» использоваться уже не будет. Поэтому наличие гидросамолётов «Сиун» стало излишним. Осенью 1943 на верфи в Йокосуке он был переоборудован в штабной корабль. Модернизация была закончена к началу 1944 года. Было установлено дополнительное вооружение и оборудование, а вместо 45-метровой катапульты была установлена обычная 25-метровая катапульта типа «5». Вместо шести самолётов «Сиун» крейсер получил два более старых гидросамолёта «Дзуйун». В освободившемся ангаре разместились штабные помещения, многочисленное радиотехническое и иное оборудование. В кормовой части корабля были установлены два строенных 25-мм зенитных автомат. Такие же автоматы были установлены на палубе позади ангара и на втором ярусе носовой надстройки. Все ранее установленные спаренные 25-мм автоматы были заменены на строенные. По периметру палубы были установлены 12 дополнительных одинарных 25-мм зенитных автоматов. На носовой надстройке был установлен новый радар «Тип 21» и радары «Тип 22». На фок-мачте установили радар «Тип 13».

Служба

«Оёдо»

С 1 марта 1945 года «Оёдо» находился в военно-морской базе Куре. Вечером 18 марта база была атакована американской палубной авиацией 58-го оперативного авианосного соединения. Атаки следовали одна за другой в течение всей ночи, и отбой воздушной тревоги прозвучал только утром 19-го. В результате авианалёта «Оёдо» получил три прямых попадания 227-кг авиабомбами. На крейсере возник пожар, а от многочисленных близких разрывов бомб была пробита обшивка правого борта и крейсер начал набирать воду. В результате он получил крен на правый борт. Машинная установка вышла из строя. Аварийные партии сравнительно быстро остановили распространение огня, а вскоре с помощью подошедших портовых катеров пожар был полностью ликвидирован. После этого «Оёдо» был отбуксирован в док N.3, где проходил ремонт в течение недели. Силовую установка была восстановлена и крейсер получил возможность поддерживать 12-узловый ход. Капитальный ремонт произвести было невозможно из-за бедственного состояния промышленности Японии. «Оёдо» вышел из дока и был уведён в восточную гавань Этоуин, где ошвартовался у причальной стенки. 24 июля 1945 года во время нового налёта американской авиации крейсер атаковало около 50 самолетов, которые добились пяти прямых попаданий. Кроме этого были множественные разрывы бомб в воде рядом с бортом. Крейсер вновь получил крен на правый борт. 28 июля его атаковали четыре десятка самолётов. Получив попадания четырёх бомб, «Оёдо» опрокинулся на правый борт и лёг на грунт на мелководье, при этом левый борт возвышался над водой. В 1947 году он был поднят и разделан на металл.

Командиры

  • 31.12.1942 — 20.1.1943 капитан 1 ранга (тайса) Ёсиоки Тавара (яп. 田原吉興);
  • 20.1.1943 — 29.8.1943 капитан 1 ранга (тайса) Садатоси Томиока (яп. 富岡定俊);
  • 29.8.1943 — 6.5.1944 капитан 1 ранга (тайса) Кацукия Синода (яп. 篠田勝清);
  • 6.5.1944 — 15.8.1944 капитан 1 ранга (тайса) Тосио Абэ (яп. 阿部俊雄);
  • 15.8.1944 — 25.2.1945 капитан 1 ранга (тайса) Какуро Мутагути (яп. 牟田口格郎);
  • 25.2.1945 — 15.5.1945 капитан 1 ранга (тайса) Тадаси Мацуура (яп. 松浦義);
  • 15.5.1945 — 28.7.1945 капитан 1 ранга (тайса) Сёити Тагути (яп. 田口正一).

Примечания

Комментарии
  1. В литературе также встречается ошибочная транскрипция «Ойодо», являющаяся калькой с латинского написания по системе Хэпбёрна.
Использованная литература и источники

Литература

  • Bob Hackett; Sander Kingsepp. CombinedFleet.com IJNMS OYODO: Tabular Record of Movement. JUNYOKAN!. Combinedfleet.com (1997).
  • Eric Lacroix, Linton Wells II Japanese cruisers of the Pacific war. — Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1997. — 882 с. — ISBN 1-86176-058-2.
  • Иванов С. В. Лёгкие крейсера Японии. — Белорецк: Нота, 2005. — 156 с. — (Война на море № 25).
  • Патянин С., Дашьян А., Балакин К., Барабанов М., Егоров К. Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники. — Москва: Яуза, ЭКСМО, 2007. — 352 с.

Оёдо (лёгкий крейсер).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06