29-06-2023
Александр Плисецкий | |
Имя при рождении: |
Александр Михайлович Плисецкий |
---|---|
Род деятельности: | |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Дата смерти: |
29 октября 1985 (54 года) |
Место смерти: | |
Отец: | |
Мать: | |
Супруга: | |
Дети: |
Алекса́ндр Миха́йлович Плисе́цкий (20 октября 1931 — 29 октября 1985) — балетмейстер, солист балета Большого театра.
Содержание |
Александр Плисецкий родился в семье дипломата Михаила Эммануиловича Плисецкого и Ра Мессерер, родом из Вильно, звездой кино, которая снималась в первых немых фильмах. Ещё в годы обучения во ВГИКе она вышла замуж за Михаила Плисецкого, и семью стали называть Плисецкие — Мессерер. В браке родилось трое детей: Майя (1925), Александр (1931) и Азарий (1937). Михаил Плисецкий был генеральным консулом СССР на острове Шпицберген, где руководил угольной концессией (трест «Арктикуголь»). Был арестован в 1937 году.
Александр рос в артистической среде семьи Плисецких — Мессереров, в ранних лет впитав дух театра, слушая рассказы матери о актёрских работах Азария, занимаясь музыкой и бывая на балетных спектаклях Асафа, у которого он жил, пока его мать с младшим братом находились на поселении. В 1941 году Александр поступил в Московское хореографическое училище, которое окончил в 1949 году, по классу Николая Ивановича Тарасова. С 1949 по 1971годы — солист балета Большого театра, где был лучшим исполнителем партии Вацлава в балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», Р. В. Захарова. С 1965 по 1968 годы преподавал в Московском хореографическом училище классический и дуэтный танец.
В 1968 году женился на балерине Марианне Седовой в браке родилась дочь Анна.
С 1968 по 1985 годы — балетмейстер-постановщик и артистический директор балета во многих городах СССР и странах мира (в частности, с 1972 года работал по приглашению в качестве балетмейстера-постановщика в Киеве, Одессе, Харькове, Уфе, Казани, Свердловске, а в 1973 году — в Финской национальной опере).
В 1974 году А. М. Плисецкий основал балет при Университете Сан-Маркос[1] в Лиме. В 1976 по 1978 годы — педагог-репетитор балетной труппы Театр Колон в Буэнос-Айрес, где поставил балеты «Carmen», «Grand pas classique», «Вальпургиева ночь», танцы в операх «Турандот» и «Две вдовы»). В 1979-1980 годах педагог и балетмейстер в Финской национальной опере, где возобновил постановку балета Кармен-сюита. С 1981 по 1985 годы балетмейстер-постановщик в Тбилисском театре оперы и балета им. Палиашвили, где совместно с балетмейстером Михаилом Лавровским и Георгием Алексидзе поставил балеты «Порги и Бесс» Гершвина, «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Работа была оценена Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета
В ноябре 1984 года А. М. Плисецкий добился разрешения на постановку балета Жоржа Баланчина «Серенада для струнного оркестра» на музыку П. И. Чайковского. Балет прошёл с большим успехом на сцене Большого театра и зала «Россия». [⇨]
Александру Плисецкому требовалась операция на сердце, которую должны были сделать в США, при содействии Игоря Юшкевича и его новой компании «New York International Ballet Competition». Но в связи с занятостью балетмейстера проведение операции откладывалось. В последний год жизни он вёл активные переговоры о постановке «Серенады для струнного оркестра»[2], что отняло у него много душевных и физических сил. Премьера состоялась в Москве в ноябре 1984 года.
Александр Плисецкий умер 29 октября 1985 года в возрасте 54 лет в Москве во время операции на сердце.
В период с 1973 по 1985 год Александр Плисецкий поставил несколько балетов, в том числе:
Одесский национальный академический театр оперы и балета, Харьковский государственный академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко,Национальный академический театр оперы и балета Украины имени Т. Шевченко, Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Башкирский государственный театр оперы и балета, Душанбе, Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили, Сиднейский оперный театр, Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, Финская национальная опера (англ.), Ballet San Marcos[1] при университете, Лима, Театр Колон.
«… Танцу А.Плисецкого свойственна сила в сочетании с лёгкостью. Хороша его манера держаться на сцене. Его уверенная поддержка способствовала успеху выступления…»— В.Либсон [8]
«… Успех балета в Москве на сцене Большого театра и Центрального Концертного зала велик и очевиден… Одноактный балет на музыку „Серенады для струнного оркестра“ Чайковского, возобновлен скрупулезно и трепетно. Александр Плисецкий сумел добиться от кордебалета художественной дисциплины, которая совсем не исключает одухотворенности танца… Сам факт постановки „Серенады“ выглядит чудесным символом: Баланчин словно вернулся на Родину в оном из лучших своих творений…»— Н. Чернова, кандидат искусствоведения[9]
« … балет „Серенада“ (балетмейстер — репетитор Александр Плисецкий) порадовал свежестью и гармонией пластических красок …»— Г. Иноземцева[10]
Почётная Грамота Президиума Верховного Совета (27 марта 1985 года)
Плисецкий, Александр Михайлович.