15-10-2023
«Попытка к бегству» — фантастическая повесть советских писателей Аркадия и Бориса Стругацких.
Содержание |
Повесть «Попытка к бегству» написана в 1962 году, впервые опубликована в 1962 году издательством «Молодая гвардия». Рабочие названия — «Возлюби ближнего», затем «Возлюби дальнего».
Двое молодых людей, Антон и Вадим, собираются лететь в отпуск на космический курорт. В последний момент к ним присоединяется ведущий себя странно человек по имени Саул (Савел Репнин), предложивший изменить маршрут и высадиться на любой неисследованной планете. На планете, названной в честь пассажира «Саула», герои обнаруживают цивилизацию, находящуюся на раннефеодальном уровне развития.
Фактически они находят концентрационный лагерь, в котором заключенные, живущие в непереносимых условиях, пытаются под контролем охранников опытным путём научиться управлять техникой, оставленной на планете сверхцивилизацией Странников. Спонтанные попытки героев воздействовать на ситуацию терпят крах.
Герои возвращаются на Землю с намерением передать информацию об открытой цивилизации Комиссии по Контактам. При этом Саул неожиданным образом исчезает, причём выясняется, что он не современник своих молодых друзей, а «дезертир» из прошлого, бежавший в будущее из фашистского концентрационного лагеря и впоследствии решивший вернуться «доделывать свое дело».
Следует отметить важный в построении сюжетной линии и формировании идеи повести образ созданного Странниками объекта: два портала нуль-транспорта, соединённых автострадой. Один из них непрерывно извергает машины, которые движутся по трассе и исчезают во втором портале. Движение непрерывно и неостановимо. Оно становится символом неизменности феодальной реальности Саулы.
Текст повести позволяет однозначно датировать происходящие события. Открытие Саулы произошло в «Юлианский день двадцать пять сорок два девятьсот шестьдесят семь». Это соответствует 22 апреля 2250 года. Указанная дата — день рождения В. И. Ленина и день рождения фантаста Ивана Ефремова, вдохновителя ранних Стругацких. Борис Стругацкий утверждает, что появление именно этой даты в повести случайно[1].
А что вы будете делать, когда придется стрелять? А вам придется стрелять, Вадим, когда вашу подругу-учительницу распнут грязные монахи…
Ответа на этот вопрос нет в «Попытке…», Стругацкие не дадут на него ответа и позже, несмотря на сформулированное ими кредо прогрессоров:
…существуют на свете носители разума, которые гораздо, значительно хуже тебя, каким бы ты ни был… И вот только тогда ты обретаешь способность делить на чужих и своих, принимать мгновенные решения в острых ситуациях и научаешься смелости сначала действовать, а потом разбираться («Жук в муравейнике»).
Первоначально авторы оценивали произведение как «неглавное, в чём-то даже вторичное» (Л. Филиппов «От звезд — к терновому венку») из-за пока ещё негромко заявленной проблематики. Однако со временем они существенно изменили оценку повести, сместив акцент на её литературные достоинства. Борис Стругацкий говорил, что «„настоящие Стругацкие“ начинаются именно с этой повести». Приём «отказа от объяснений» авторы считали чрезвычайно важным и действенным.
Далее, это первое наше произведение, в котором мы ощутили всю сладость и волшебную силу ОТКАЗА ОТ ОБЪЯСНЕНИЙ. Любых объяснений — научно-фантастических, логических, чисто научных или даже псевдонаучных. Как сладостно, оказывается, сообщить читателю: произошло ТО-ТО и ТО-ТО, а вот ПОЧЕМУ это произошло, КАК произошло, откуда что взялось — НЕСУЩЕСТВЕННО! Ибо дело не в этом, а совсем в другом, в том самом, о чём повесть. («Б. Стругацкий, „Комментарии к пройденному“»)
Стругацкие также считали, что столкновение прошлого, настоящего и будущего «эффективно и продуктивно» в литературном плане. С ними решительно не соглашаются некоторые критики.
В частности, Войцех Кайтох писал в монографии «Братья Стругацкие», что «сказочный» ход с путешествием Саула по времени — ни чем не оправданное нарушение законов жанра: если произведение начинается в жанре фантастики, то и заканчиваться как фантастическое, не превращаясь в сказку. (Другим примером подобного нарушения служит, по мнению Кайтоха, «Отель „У Погибшего Альпиниста“» Стругацких).
Далее Кайтох утверждал, что столкновение сразу четырёх цивилизаций — настоящей земной (Саул), будущей земной, феодально-отсталой (цивилизация Саулы) и сверхцивилизации Странников — это пренебрежение чувством литературной меры.
В целом современная критика благожелательно приняла повесть. Некоторые критики остались недовольны фактом, что люди будущего, Антон и Вадим, оказались менее адекватны в столкновении с феодальной действительностью, нежели современник читателя Саул.
В первоначальной редакции повести Саул бежал не из фашистского, а из советского лагеря[3]. Однако в этом виде текст не прошёл издательской внутренней цензуры. Авторы изменили акценты, чтобы сделать произведение цензурно проходным, добавили финал — гибель Савела Репнина при нападении на группу немцев около концентрационного лагеря.
По цензурным соображениям было изменено и название (см. История создания): название «Возлюби ближнего» не проходило, как аллюзия на Новый Завет, а название «Возлюби дальнего» — как (ненамеренная) цитата из Ницше.
Среди исследователей творчества братьев Стругацких принято при ссылках на повесть «Попытка к бегству» использовать акроним ПкБ.
Мир Полудня братьев Стругацких | |
---|---|
Романы и повести |
Полдень, XXII век • Попытка к бегству • Далёкая Радуга • Трудно быть богом • Беспокойство • Обитаемый остров • Малыш • Парень из преисподней • Жук в муравейнике • Волны гасят ветер |
См. также | |
Планеты | |
Расы | |
Персонажи | |
Разное | |
Экранизации | |
Игры |
Обитаемый Остров (Послесловие • Чужой Среди Чужих • Землянин) • Трудно быть богом • Обитаемый остров |
Прочее |
Попытка к бегству.