Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Пьер Жозеф Прудон

23-10-2023

Пьер Жозеф Прудон
Дата рождения:

15 января 1809(1809-01-15)

Место рождения:

Безансон, Французская империя

Дата смерти:

19 января 1865(1865-01-19) (56 лет)

Место смерти:

Париж, Франция

Школа/традиция:

социализм, анархизм, мютюэлизм

Период:

философия XIX века

Основные интересы:

свобода, собственность, власть, бедность, социальная справедливость, равенство

Значительные идеи:

«Собственность это грабёж!», «Анархия есть порядок»

Оказавшие влияние:

Гегель, Сен-Симон, Фурье, Кузен, Руссо, Цицерон, Гроций

Испытавшие влияние:

Бакунин, Дежак, Депрё, Маркс, Кропоткин, Сорель, Такер, Толстой, Гольдман, Карсон

Пьер Жозе́ф Прудо́н (фр. Pierre-Joseph Proudhon) (15 января 1809 – 19 января 1865). Французский политик, публицист, экономист, философ-мютюэлист и социолог. Был членом французского парламента и первым человеком, назвавшим себя анархистом. Считается одним из наиболее влиятельных теоретиков анархизма. После событий 1848 года стал называть себя федералистом.[1]

Прудон и его дети, Гюстав Курбе, 1865

Сочинения

  • Что такое собственность? (фр. Qu'est ce que la propriété?) 1840
  • Прудон. Система экономических противоречий, или Философия нищеты. Издание «Посредника», № 703. М., 1908. (фр. La Philosophie de la misère)
  • Прудон Пьер Жозеф, «Idee generale»
  • Прудон Пьер Жозеф, «Du principe federati»

Прудон и масонство

Инициация Прудона прошла в масонской ложе «Искренность, Союз и Дружба» в Безансоне в 1847 году. Больших усилий в постижении масонского учения Прудон не предпринимал, поэтому выше степени Подмастерья не поднялся. Сам Факт посвящения Прудона, по мнению Меллора, показал нарастающие тенденции по преобладанию атеизма в Великом Востоке Франции, его главной доминантой на последующие годы.[2].

В работе «О справедливости в революции и церкви» Прудон описывает свое посвящение в масоны следующими словами:

«Как всякий неофит, прежде чем получить Свет, я должен был ответить на три вопроса: Чем обязан человек своему ближнему? Своей стране? Господу? На первые два вопроса мой ответ был выдержан в рамках ожидаемого. На третий вопрос, чем обязан человек Богу, я ответил: — войной».

О так называемом антидеистическом масонстве, в той же работе «О справедливости в революции и церкви», Прудон развивает мысль следующим образом:

«Бог масонов не является ни субстанцией, ни причиной, ни душой, ни монадой, ни творцом, ни отцом, ни глаголом, ни любовью, ни Параклетом, ни Искупителем, ни Сатаной, ничем, что соответствовало бы трансцендентной концептуальности. Вся метафизика масонством выброшена за борт. Масонский Бог является олицетворением вселенского равновесия. Бог — это Архитектор, он держит циркуль, уровень, угольник, молоток, все инструменты труда и меры. В области нравственности порядок такого Бога — справедливость. Вот вам и вся масонская теология»

См. также

Литература

  • Прудон, его жизнь и деятельность" (1891)
  • Прудон — глава из книги «Анархизм и социализм»
  • Нищета Философии (ответ на «философию нищеты» г-на Прудона)
  • Прудон
  • О Прудоне.

Примечания

  1. Binkley, Robert C. Realism and Nationalism 1852-1871. Read Books. p. 118
  2. Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем БИОГРАФИИ МАСОНОВ - Электронная Библиотека истории масонства

Ссылки

  • В анархопедии


Пьер Жозеф Прудон.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06