23-04-2023
81-740/741 «Русич» («Скиф») | |
81-740/741 | |
|
|
Данные по выпуску | |
---|---|
Годы постройки | |
Страна постройки | |
Завод | |
Технические данные | |
Род тока и напряжение |
750 В постоянного тока |
Диаметр колёс |
860 мм |
Конструкционная скорость |
90 км/ч |
Пассажировместимость |
344/370 (353/382) |
Длина вагона |
28150/27200 |
Ширина |
2700 мм |
Высота |
3581 (3651) мм |
Вес тары |
47/46 т |
Мощность ТЭД |
4×160 (4×170) кВт |
Ускорение при пуске |
1,3 м/с² |
Ускорение при торможении |
1,1 м/с² |
Электрическое торможение | |
Эксплуатация | |
В эксплуатации | |
Страны эксплуатации | |
Метрополитен | |
81-740/741
|
81-740/741 «Русич» — модель вагонов метрополитена, серийно выпускаемых заводом ОАО «Метровагонмаш» с 2003 года. На 2012 год составляет 10 % от общего числа составов метрополитена Москвы[1], 64 % общего числа составов метрополитена Казани и 71 % общего числа составов метрополитена Софии.
Вагоны «Русич» предназначены для работы на открытых участках и в тоннелях с возможностью эксплуатации на действующих линиях метрополитена. Минимальная конфигурация состава — два головных вагона с кабиной управления, максимальная — пять вагонов: два головных и три промежуточных без кабин управления.
Вагоны имеют следующие виды тормозов.
Противоюзное устройство исключает блокировку колёс при торможении. Пневматический тормоз автоматически срабатывает от срывного клапана автостопа.
Конструкция вагонов обеспечивает нормальную работу при следующих условиях:
Каждый вагон представляет собой конструкцию из двух сочленённых секций, соединённых гибкой вставкой, со свободным проходом между ними, размещённых на трёх тележках. Крайние тележки являются моторными, средняя тележка немоторная, поддерживающая, конструкции Якобса.
Тележки вагонов двухосные, с двойным рессорным подвешиванием: рычажно-пружинным в первой ступени, пневматическим в центральной ступени, с использованием вертикальных и горизонтальных гидроамортизаторов, с колодочным тормозом.
Моторные тележки имеют индивидуальный тяговый привод третьего класса: подрессоренные моноблоки «двигатель-редуктор». Приводная часть — трубчатый полый вал с упругими резинометаллическими шарнирами. Передние тележки головных вагонов оборудованы датчиками скорости, приёмными катушками системы безопасности и гребнесмазывателями.
Промежуточная тележка — немоторная, без редуктора и привода.
Основные технические данные тележек:
Салоны вагонов оборудованы вандалостойкими диванами полужесткой конструкции и запираются замками. Двери двустворчатые прислонно-сдвижные с пневмоприводом, производства Tamware (Финляндия). Ширина раздвижных дверей в свету — 1250 мм. Для стоящих пассажиров установлены горизонтальные поручни над диванами и в зоне накопительной площадки, вертикальные поручни у торцевых дверей и в зоне дверных проемов у диванов. Стёкла салона выполнены из герметичных стеклопакетов. Освещение осуществляется двумя световыми линиями, состоящими из отдельных модулей. Салон оборудован цифровым информационным комплексом (ЦИК) производства НПП «Сармат», включающий устройства визуальной информации (наддверные маршрутоуказатели, «бегущие строки»), устройство громкой связи, цифровой информатор, переговорное устройство «пассажир-машинист», межкабинную связь.
Кабина управления имеет оперативный пульт управления, контроллеры машиниста и контрольно-измерительные приборы. Система заднего обзора включает в себя телевизионные камеры с выводом изображения на монитор в кабине машиниста, и обеспечивает надёжную видимость. Кабина имеет две прислонно-сдвижные одностворчатые двери по обе стороны, одну одностворчатую дверь для выхода из кабины в салон. Стекло кабины оборудовано противосолнечным защитным экраном. В лобовой части установлено электронное маршрутное табло, отображающее информацию о конечной станции и номере маршрута. Стеклоочиститель лобового стекла и омыватель стекла обеспечивает очистку стекла по команде с пульта управления. Кресло машиниста с пневматическим высоторегулированием, устанавливаемое в кабине управления, регулируется по вертикали и горизонтали с фиксацией в заданном крайнем и любом промежуточном положении. Предусмотрено одно откидное сиденье, а также шкаф для инструмента и одежды машиниста. Кабина оборудована системой видеонаблюдения и кондиционером.
На вагонах устанавливается комплект электрооборудования асинхронного тягового привода, который содержит:
Работоспособность электрооборудования сохраняется при изменении напряжения питания в пределах от 550 до 975 В. Напряжение на токоприемнике при рекуперативном торможении не превышает 975 В.
Питание цепей управления, в том числе резервных и вспомогательных цепей, осуществляется от системы бортового электропитания, состоящей из аккумуляторной батареи, работающей в буферном режиме с источником бортового электропитания напряжением 80±2 В. Аккумуляторная батарея комплектуется из 52 элементов.
Электрооборудование обеспечивает:
Включение и отключение токоприемников осуществляется дистанционно из кабины машиниста с сигнализацией отжатого состояния башмаков.
Для обеспечения сжатым воздухом приборов и аппаратов вагонов устанавливается трехцилиндровый двухступенчатый электрокомпрессор типа «VV120» фирмы Knorr-Bremze (Германия) производительностью — 920 л/мин. Электрокомпрессор обеспечивает поддержание давления воздуха в системе — отключается при давлении в напорной магистрали 0,82±0,02 МПа и включается при давлении 0,65±0,02 МПа.
Вагоны оборудованы следующими основными пневматическими приборами и аппаратами:
В пневмосистеме вагонов установлен осушитель воздуха типа LZH-0151.Н и фильтр тонкой очистки масла типа OEFI.
Элементы и блоки (БУП, БУВ, БАРС) микропроцессорной системы управления, безопасности и технической диагностики «Витязь-1М», устанавливаемые на вагонах обеспечивают:
Поездная система управления обеспечивает автоматическую регистрацию параметров движения и ограничений системы безопасности с сохранением информации в регистраторе параметров движения поезда РПДП («чёрный ящик»). Блок автоматического регулирования скорости (БАРС) по приему сигналов от путевых устройств обеспечивает точность соблюдения режима и графика движения поезда. Информация о состоянии электрического, пневматического и основного механического оборудования отображается на мониторе. Фары и сигнальные огни автоматически включаются в соответствии с выбранным направлением движения.
Головные вагоны оборудованы радиостанцией, обеспечивающей связь с диспетчерским пунктом. Для радиооповещения и информации пассажиров, переговоров с машинистом в салоне установлена информационно-переговорная система, обеспечивающая:
На пульте машиниста устанавливается громкоговоритель для получения информации от пассажиров.
Вагоны соответствуют техническим требованиям пожарной безопасности, электробезопасности и экологической чистоты. Вагоны оснащены системой безопасности движения поездов со 100%-м резервированием, которая совместно с напольными устройствами исключает:
Конструкция вагона и расположение оборудования обеспечивает безопасность пассажиров и обслуживающего персонала. Конструкция вагонов имеет предохранительные устройства, предупреждающие падение пассажиров на путь между вагонами. Конструктивное исполнение узлов и деталей вагона исключает их падение на путь.
Двери салона безопасны для пассажиров и не допускают самопроизвольного открывания. Блокировка запоров торцевых дверей вагонов имеет дистанционное управление из кабины машиниста. Дверная сигнализация и контроль положения дверей выполнены по схеме с активным сигналом. Вагоны имеют систему блокировки пуска поезда при открытых дверях с контролем закрытия дверей. При снижении давления в тормозной магистрали ниже нормы происходит отключение тяги.
Боковые двери кабины машиниста и салона оборудованы подножками. Двери в кабину машиниста и торцевые двери салона для исключения возможности самопроизвольного открытия пассажирами закрываются и открываются с помощью специального ключа, хранящегося у машиниста. Межвагонные переходы оборудованы переходными площадками. Вагоны имеют приспособление для транспортировки их в случае отказа автосцепки. На наружной лобовой стенке головного вагона установлены красные сигнальные фонари ограждения, которые включены в цепь питания от аккумуляторной батареи. В вагонах предусмотрена возможность эвакуации пассажиров на путь в аварийной ситуации.
Электрооборудование вагонов имеет автоматическую защиту от аварийных режимов в силовой цепи, в цепях управления и в цепях вспомогательного оборудования. В аварийных ситуациях при токах, по величине меньших значений уставок предохранителей и быстродействующего выключателя, электрооборудование обеспечивает:
Работа электрооборудования вагона не оказывает влияния на системы безопасности, СЦБ и связи. Соединения в электрических цепях осуществляется кабелями и проводами с изоляцией, не распространяющей горение, уложенными в металлических трубах или коробах, с раздельной прокладкой кабелей и проводов цепей с питанием от системы бортового электропитания. Раздельная прокладка указанных цепей осуществляется также и при вводе в аппараты.
Вагоны оборудованы автоматической системой обнаружения и тушения пожара (АСОТП) «Игла-М.5К-Т» с системой контроля нагрева букс СКТБ. В салонах вагонов и кабинах управления устанавливаются огнетушители ОУ-5. Защитные чехлы на проводах и жгутах пропитаны антипиренами и исключают попадание влаги, снега и пыли на провода. Для внутренней отделки салона и кабины вагонов применяются трудногорючие и негорючие материалы. Для ящика аккумуляторной батареи применяется пожаробезопасный модуль из щелочнозащитного трудногорючего изоляционного материала.
Назначенный ресурс до плановых ремонтов:
Назначенный срок службы вагонов — 30 лет.
В 2010 году произведено 76 вагонов на сумму 4 553 198 000 руб. Около 60 млн руб. за вагон
На вагонах установлены комплекты электрооборудования ONIX производства Alstom (Франция) с двигателями 4 EFA18 32B номинальной мощностью 160 кВт. Боковые окна салона имеют восемь форточек на вагон. Торцевые окна глухие. В салоне четыре двери с каждой стороны. Салон оборудован системой отопления и вентиляции СОВС, при этом в аварийных ситуациях СОВС продолжает функционировать от аккумуляторной батареи с производительностью 50 % от расчётной. Головные вагоны оборудованы радиостанциями «Радий-201» и «Motorola» GP-340. Источник бортового электропитания — ДИП-01К.
Большинство проблем, проявившихся в 2004 году, устранено. Остались проблемы, связанные с качеством оборудования Alstom. С 2010 г. началась постепенная замена комплектов электрооборудования ONIX на КАТП-1 производства ОАО «Метровагонмаш», тяговые двигатели при этом не заменяются. В 2013 году на всех вагонах будет установлено электрооборудование КАПТ-1 вместо ONIX.
№№ п/п | Характеристика | Тип вагона | |
---|---|---|---|
81-740 | 81-741 | ||
1 | Места для сиденья пассажиров | 54 | 60 |
2 | Максимальная вместимость, чел. | 344 | 370 |
3 | Конструкционная скорость, км/ч | 90 | |
4 | Максимальное ускорение, м/с² | 1,0 | |
5 | Максимальное замедление, м/с² | 1,0 | |
6 | Величина ускорения (замедления) при служебном пуске и электрическом торможении не должна превышать, м/с³ | 0,6 | |
7 | Длина по осям автосцепок, мм | 28150 | 27200 |
8 | Ширина на уровне пола, мм | 2700 | |
9 | Высота вагона, мм | 3581 | |
10 | Масса тары, т | 47 | 46 |
11 | Максимальная пассажирская нагрузка вагона, т | 24,1 | 25,9 |
12 | База вагона, мм | 10500 | |
13 | Номинальная мощность тягового двигателя, кВт | 160 | |
14 | Суммарная мощность тяговых двигателей, кВт | 640 | |
15 | Удельный расход энергии на тягу без учёта рекуперации, при максимальной загрузке кВт-ч/т-км, не более | 62 | |
16 | Коэффициент возврата электроэнергии в сеть при рекуперативном торможении, не менее | 0,35 | |
17 | Показатель плавности хода, не более | 3,25 | |
18 | Максимальная статическая нагрузка брутто от колёсной пары на рельсы, не более, т | 12 |
Вагоны оборудованы комплектами электрооборудования КАТП-1 производства ЗАО «Метровагонмаш» с двигателями ТАД 280М4 У2 производства АЭК «Динамо» номинальной мощностью 170 кВт. Других существенных отличий от вагонов 81-740/741 вагоны 81-740А/741А не имеют.
№№ п/п | Характеристика | Тип вагона | |
---|---|---|---|
81-740А | 81-741А | ||
1 | Места для сиденья пассажиров | 54 | 60 |
2 | Максимальная вместимость, чел. | 344 | 370 |
3 | Конструкционная скорость, км/ч | 90 | |
4 | Максимальное ускорение, м/с² | 1,3 | |
5 | Максимальное замедление, м/с² | 1,1 | |
6 | Величина ускорения (замедления) при служебном пуске и электрическом торможении не должна превышать, м/с³ | 0,6 | |
7 | Длина по осям автосцепок, мм | 28150 | 27200 |
8 | Ширина на уровне пола, мм | 2700 | |
9 | Высота вагона, мм | 3581 | |
10 | Масса тары, т | 47 | 46 |
11 | Максимальная пассажирская нагрузка вагона, т | 24,1 | 25,9 |
12 | База вагона, мм | 10500 | |
13 | Номинальная мощность тягового двигателя, кВт | 170 | |
14 | Суммарная мощность тяговых двигателей, кВт | 680 | |
15 | Удельный расход энергии на тягу без учёта рекуперации, при максимальной загрузке кВт-ч/т-км, не более | 62 | |
16 | Коэффициент возврата электроэнергии в сеть при рекуперативном торможении, не менее | 0,35 | |
17 | Показатель плавности хода, не более | 3,25 | |
18 | Максимальная статическая нагрузка брутто от колёсной пары на рельсы, не более, т | 13 |
На вагонах установлены комплекты электрооборудования КАТП-1 производства ОАО «Метровагонмаш» с двигателями ДАТЭ-170-4У2 производства ООО Лысьвенский завод тяжёлого электрического машиностроения «Привод» номинальной мощностью 170 кВт. На отдельных вагонах стоят двигатели ТАД 280М4 У2. С конца 2008 года проводятся испытания двигателей ТА280М4 У2 производства ОАО «ELDIN» (Ярославский электромашиностроительный завод).
На вагонах ставится модифицированная система отопления и вентиляции салона. Система видеонаблюдения также претерпела изменения. Начиная с 0072/0566, вагоны имеют форточки во всех боковых окнах салона. В 2007—2008 гг. во всех 81-740.1/741.1 глухие боковые окна были заменены на окна с форточками. Начиная с «Акварели» устанавливаются светодиодные светильники закрытия дверей ССЗД-01 У2. Начиная с 0094/0599, на вагоны устанавливаются быстродействующие выключатели UR6-31 производства Secheron (ITC Electronics), на предыдущих 81-740А/741А и 81-740.1/741.1 установлены ВБ-630. С 2008 г. двери вагонов оборудуются индивидуальной системой противозажатия пассажиров. Наружные поверхности кузова стали покрываться полиуретановой эмалью.
Головные вагоны оборудованы радиостанцией типа РВС-1-03. В кабинах уставлен комплект кондиционеров КК-2,4 из трёх модулей ККМ-0,8 производства ЗАО «Русхол». Начиная с вагона 0170, кабины оборудуются системой кондиционирования, вентиляции и отопления (HVAC) производства фирмы «Merak» (Испания). С конца 2008 года вагоны оборудуются модулями определения активной кабины МОАК. Источник бортового электроснабжения — ИПП-6 и ИПП-10. Аккумуляторная батарея комплектуется из 52 элементов KRL-55.
№№ п/п | Характеристика | Тип вагона | |
---|---|---|---|
81-740.1 | 81-741.1 | ||
1 | Места для сиденья пассажиров | 54 | 60 |
2 | Максимальная вместимость, чел. | 344 | 370 |
3 | Конструкционная скорость, км/ч | 90 | |
4 | Максимальное ускорение, м/с² | 1,3 | |
5 | Максимальное замедление, м/с² | 1,1 | |
6 | Величина ускорения (замедления) при служебном пуске и электрическом торможении не должна превышать, м/с³ | 0,6 | |
7 | Длина по осям автосцепок, мм | 28150 | 27200 |
8 | Ширина на уровне пола, мм | 2700 | |
9 | Высота вагона, мм | 3581 | |
10 | Масса тары, т | 47 | 46 |
11 | Максимальная пассажирская нагрузка вагона, т | 24,1 | 25,9 |
12 | База вагона, мм | 10500 | |
13 | Номинальная мощность тягового двигателя, кВт | 170 | |
14 | Суммарная мощность тяговых двигателей, кВт | 680 | |
15 | Удельный расход энергии на тягу без учёта рекуперации, при максимальной загрузке кВт-ч/т-км, не более | 62 | |
16 | Коффициент возврата электроэнергии в сеть при рекуперативном торможении, не менее | 0,35 | |
17 | Показатель плавности хода, не более | 3,25 | |
18 | Максимальная статическая нагрузка брутто от колёсной пары на рельсы, не более, т | 13 |
На вагонах установлены комплекты электрооборудования КАТП-1 с двигателями ДАТЭ-170-4У2. Пассажирский салон головных вагонов оборудован пятью дверями, промежуточный — шестью дверями с каждой стороны. Каждая дверь оборудована индивидуальной системой противозажатия пассажиров. Пассажирские салоны вагонов оборудованы системой кондиционирования, вентиляции и обогрева (HVAC) в составе:
Салоны оборудованы системой видеонаблюдения, обеспечивающими возможность записи, хранения и отображения информации. Кабина оборудуется системой HVAC производства фирмы «Merak» (Испания) в составе:
Источник бортового электропитания — ИПП-16 и ИПП-10. Аккумуляторная батарея комплектуется из 52 элементов НК-80. На вагонах установлена система управления, технической диагностики и безопасности движения «Витязь-1М.4». На вагоны устанавливаются модули определения активной кабины МОАК. С 2010 года устанавливаются более современные светодиодные светильники закрытия дверей, а также устранены мелкие недостатки вагонов(небольшие щели в соединениях, неравное (с рывками) закрытие дверей). Также многими было замечено полное отсутствие свиста и скрипа от тормозных колодок на новых вагонах.
№№ п/п | Характеристика | Тип вагона | |
---|---|---|---|
81-740.4 | 81-741.4 | ||
1 | Места для сиденья пассажиров | 46 | 42 |
2 | Максимальная вместимость, чел. | 353 | 382 |
3 | Конструкционная скорость, км/ч | 90 | |
4 | Максимальное ускорение, м/с² | 1,3 | |
5 | Максимальное замедление, м/с² | 1,1 | |
6 | Величина ускорения (замедления) при служебном пуске и электрическом торможении не должна превышать, м/с³ | 0,6 | |
7 | Длина по осям автосцепок, мм | 28150 | 27200 |
8 | Ширина на уровне пола, мм | 2700 | |
9 | Высота вагона, мм | 3651 | |
10 | Масса тары, т | 47 | 46 |
11 | Максимальная пассажирская нагрузка вагона, т | ? | ? |
12 | База вагона, мм | 10500 | |
13 | Номинальная мощность тягового двигателя, кВт | 170 | |
14 | Суммарная мощность тяговых двигателей, кВт | 680 | |
15 | Удельный расход энергии на тягу без учёта рекуперации, при максимальной загрузке кВт-ч/т-км, не более | 62 | |
16 | Коффициент возврата электроэнергии в сеть при рекуперативном торможении, не менее | 0,35 | |
17 | Показатель плавности хода, не более | 3,25 | |
18 | Максимальная статическая нагрузка брутто от колёсной пары на рельсы, не более, т | 13 |
Лето 2005 г. — отправка опытного состава из вагонов типов 81-740.2, с номерами 2001 и 2002 и 81-741.2, с номером 6001 в Софийский метрополитен. По состоянию на июль 2009 г. изготовлено 18 вагонов 81-740.2, с номерами от 2001 до 2018 и 9 вагонов 81-741.2, с номерами от 6001 до 6009.
В 2010 г. изготовлена новая модификация 81-740.2Б/81-741.2Б (на основе 81-740.4/81-741.4). В Софию доставлены 6 вагонов 81-740.2Б, с номерами от 2019 до 2024 и 3 вагона 81-741.2Б, с номерами от 6010 до 6012. Софийская модификация не оборудована камерами видеонаблюдения в пассажирском салоне.
В 2012 г. в связи с вводом в экплуатацию Второй линии, в Софию были доставлены 36 вагонов 81-740.2Б, с номерами от 2025 до 2060 и 18 вагонов 81-741.2Б, с номерами от 6013 до 6030.
Конструкция вагонов рассчитана на эксплуатацию на колее шириной 1435 мм. Вагоны оборудованы комплектами электрооборудования асинхронного тягового привода производства Hitachi (Япония) с двигателями номинальной мощностью 170 кВт. Головные вагоны оборудованы радиостанцией «Kapshe».
СОВС в режиме вентиляции малоэффективна. Осуществляется неравномерная поставка воздуха в верхнюю зону салона. При этом не создается циркуляции воздуха, а при загрузке в часы-пик поставляемого воздуха не хватает. Установка кондиционеров в модификации 81-740.4/741.4 полностью эту проблему не решила .
При температуре около 25 °C стеклопластиковой отделкой салона выделяется неприятный запах. После одного-трёх месяцев регулярной эксплуатации в тёплое время года запах в салонах вагонов обычно исчезает.
Наиболее шумными являются композитные колодки ФРИТЕКС 129-90-01, установленные на большинстве составов ТЧ-9, части составов ТЧ-3, а также на первом составе 81-740.4/741.4. На остальных составах установлены менее шумные колодки ТИИР-302. По этой причине было принято решение заменять колодки ФРИТЕКС 129-90-01 на ТИИР-302 по мере их износа. Во время испытаний 81-740.4/741.4 проводились работы по снижению и устранению шума от колодок, но положительного результата это не принесло.
Поручни расположены на несколько сантиметров выше по сравнению с более старыми вагонами. Сиденья, напротив, расположены ниже. В результате сидящим людям приходится выставлять колени вперёд, что неудобно и мешает стоящим пассажирам. Тучным пассажирам доставляют неудобства вертикальные поручни, расположенные между сиденьями. В 81-740.4/741.4 был исправлен недостаток низкого расположения сидений, но при этом были уменьшены размеры самих диванов, как в длину, так и в ширину, что стало новым неудобством.
Во время движения возникает вибрация в районе узла сочленения, вызванная прохождением средней тележкой вагона рельсовых стыков и неровностей пути, которые не так заметны в вагонах предыдущих серий. Ещё одним недостатком являются сильные горизонтальные колебания секций вагонов при движении на высокой скорости.
Из-за особенностей конструкции дверей ширина дверного проема уже, чем в предыдущих моделях, в нижней части. Также двери расположены на большем расстоянии одна от другой — между ними сейчас располагается 9 мест для сиденья пассажиров (в предыдущих сериях — 6).
|
|
---|---|
ОАО «Метровагонмаш» (бывш. Мытищинский машиностроительный завод) |
А, Ам • Б, Бм • Г • М5, УМ5 • Д • Е (81-703) и модификации Еи, Ер • Ем, Ема, Емх (81-704, 81-705, 81-706) • Еж, Еж1 (81-707, 81-708) и модификации Еж2, Еж4, Еж6 • Ев, Ев3 • Ечс (81-709) • Еж3, Еж6 (81-710, 81-712) • Л (81-711) • И (81-715, 81-716 / 81-715.2, 81-716.2 / .3) • 81-717, 81-714 и модификации: 81-717.1, 81-714.1 / .2 / .2М / .3 / .4 / .5 / .5М / .5А / .5Б / .6 / .6К / 81-714.5П • 81-720, 81-721 «Яуза» и модификации: 81-720А, 81-721А / 81-720.1, 81-721.1 • 81-740, 81-741 «Русич» и модификации: 81-740A, 81-741A / 81-740.1, 81-741.1 / .2 /.2Б / .4 / .4К • 81-760, 81-761 «Ока» |
ЗАО «Вагонмаш» (бывш. Ленинградский вагоностроительный завод им. И. Е. Егорова) |
Ем, Ема, Емх (81-704, 81-705, 81-706) / Ем501, Ема502, Емх503 (81-501, 81-502, 81-503) и модификации Ем501М, Ема502М (81-501М, 81-502М) • Ем508, Ем509, Ем508Т (81-508, 81-508Т, 81-509) • 81-717, 81-714 и модификации: 81-717.5, 81-714.5 • 81-540 и 81-541 и модификации: 81-540.1, 81-541.1 / .2 / .2К / .3К / .5 / .7 / .8 / .9 / 81-541Б • ЭС-720, ЭС-719 • 81-720.1, 81-721.1 •81-550, 81-551, 81-552 • 81-561 «Ритор» • 81-572, 81-573 и модификации • 81-572.1, 81-573.1 / .2 • 81-553.1, 81-554.1, 81-555.1 «Славутич» • 81-553.3, 81-554.3, 81-555.3 «Казань» • 81-556, 81-557, 81-558 «НеВа» • Контактно-аккумуляторные электровозы 81-580, 81-580.1 ВЭКА, 81-581, 81-582 |
ОАО «Октябрьский электровагоноремонтный завод» |
81-717.5М, 81-714.5М / .5Н / .5П • 81-780, 81-781 «Ладога» |
ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (бывш. Калининский вагоностроительный завод) | 81-760, 81-761 «Ока» |
Использовавшиеся в СССР вагоны производства Германии | В1, В2, В3, В4 |
ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» | 81-7021, 81-7022 • 81-7036, 81-7037 |
Русич (тип вагонов).