17-08-2023
САМ-25 | |
---|---|
Тип | Многоцелевой |
Разработчик | ОКБ-31 |
Главный конструктор | Москалев, Александр Сергеевич |
Первый полёт | 1943 |
Статус | не сохранился |
САМ-25 — советский одномоторный многоцелевой самолёт конструкции А. С. Москалёва.
Самолёт был разработан в 1943 г., группой инженеров завода выпускавшего планёры, под руководством А. С. Москалёва. Основой его конструкции послужили самолёты типа САМ-5, на которых в в 1937-39 гг., был установлен ряд мировых рекордов дальности и высоты полёта по классу лёгких самолётов.
На испытаниях САМ-25 показал хорошие результаты, малая посадочная скорость обусловленная механизацией крыла позволяла использовать машину на самых минимальных посадочных площадках, а дальность беспосадочного полета (1760 км.) при необходимости мога быть увеличена до 4 тыс. км., при этом в экипаж предполагалось включить ещё одного пилота. В процессе испытаний пилотом А. Дабаховым был совершен беспосадочный перелет по маршруту Москва — станция Заводоуковская.[1] Летом 1943 года этим же пилотом на самолете САМ-25 с двигателем М-11Е из партизанского отряда в Москву был вывезен представитель Верховного командования (товарищ Щербаков), при этом для взлета была использована площадка длинной около 40 метров.[2]
САМ-25 представлял собой одномоторный высокоплан с вместительным фюзеляжем, переоборудование которого предполагало использование самолёта в качестве санитарного, штабного, транспортно-грузового и десантного. Для удобства погрузки крупногабаритных грузов или раненых на носилках в левом борту, кроме двери был спроектирован грузовой люк. Пассажирская кабина имела обогрев, электроосвещение, теплозвуковую изоляцию и приточно-вытяжную вентиляцию.
Крыло самолёта САМ-25 имело такой же аэродинамический профиль как крыло немецкого штабного самолёта Физелер Fi 156 Шторьх. Однако несмотря на меньшую мощность мотора САМ-25 обладал большей скоростью (230 км/час против 180 км/ час) и грузоподъемностью (505 кг против 400 кг), а по взлетно-посадочным характеристикам уступал только в дистанции разбега из-за значительно меньшей тяговооруженности.[3]
Советские самолёты Второй мировой войны | |
---|---|
Истребители | |
Бомбардировщики | |
Штурмовики | |
Учебные и тренировочные | |
Самолёт-разведчик | |
Гидросамолёты | |
Транспортные и планёры | |
Прототипы |
САМ-25.