Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Стедикам

04-10-2023

Оператор «Стедикам» за работой

Стэдика́м (англ. Steadicam) — компактная cистема стабилизации съемочной камеры во время кино- или видеосъёмки с движения. Относится к вспомогательному операторскому оборудованию. Название Steadicam зарегистрировано как торговая марка компании Tiffen, поэтому полное торговое название системы — Tiffen Steadicam.

Содержание

История

В современном кинематографе и телевидении одним из главных выразительных средств является съемка с движения. Основной трудностью при съемке движущейся камерой, является обеспечение стабильного изображения, лишенного тряски и колебаний. При съемке в движении с рук или с плеча тряска изображения неизбежна и может сделать его непригодным для использования. До появления системы «Стэдикам» единственными технологиями, обеспечивавшими стабильное изображение движущейся камеры, были тележка «долли» и операторский кран. Однако эти способы очень трудоемки, требуют большой предварительной работы по прокладке рельсов и установке крана, а кроме того, все равно ограничивают подвижность камеры, поскольку рельсы можно проложить далеко не везде и они могут быть видны в кадре.

Система «Стэдикам» изобретена кинооператором Гарретом Брауном[1] (англ. Garrett Brown)[2], который 12 апреля 1977 года получил патент США на изобретение[3] под названием «Оборудование для использования с ручными кинокамерами». Впоследствии права на изобретение были проданы компании Cinema Products, давшей ему название Steadicam, а в дальнейшем производство перешло к компании Tiffen. В настоящее время «Стэдикам» производится несколькими фирмами, но торговую марку Steadicam имеет право использовать только Tiffen. Также Гарретом Брауном изобретена система перемещения подвешенной на тросах камеры, называемая Skycam[4] (Spidercam).

Система «Стэдикам» обеспечивает настолько плавное движение съемочной камеры, что при просмотре полученного изображения у зрителя создается ощущение полета в пространстве. При этом камера крепится к торсу оператора, который может свободно перемещаться в любом направлении. Закрепленный на транспортном средстве, «Стэдикам» гасит любую тряску, обеспечивая качественное изображение.

Первым фильмом, снятым с применением прототипа системы в 1976 году, стал «Bound for Glory»[5]. После просмотра[6] ролика, сделанного фирмой Cinema Products для рекламы изобретения, в котором жена Брауна Хеллен поднимается по ступенькам Музея Искусств в Филадельфии, режиссер Джон Эвилдсен пригласил изобретателя снимать Сильвестра Сталлоне, поднимающегося по той же лестнице в фильме «Рокки». Такое же впечатление рекламный ролик произвел и на Стэнли Кубрика, который немедленно пригласил Брауна для участия в съемках фильма «Сияние». Также, первыми фильмами, в которых использовалась система, стали «Житие Брайана по Монти Пайтону» и «Чужие».

В 1977 году в СССР кинооператором И. А. Черных была сомостоятельно разработана система стабилизации киносъёмочного аппарата похожей конструкции, использованная для съёмок отдельных эпизодов фильмов «Емельян Пугачёв», «Особо важное задание» и «Битва за Москву»[7]. Однако, промышленный выпуск собственной системы не был налажен и несколько комплектов «Стэдикам» были закуплены для центральных киностудий в начале 1980-х годов. Один из советских фильмов, в которых применялась система — «Иди и смотри» Элема Климова. В фильме очень много сцен, снятых движущейся камерой. Режиссер Александр Сокуров создал уникальный фильм «Русский ковчег», изобразительный ряд которого полностью снят при помощи системы, создавая ощущение полета камеры по всем помещениям за главным героем. Из последних российских фильмов, снятых с применением «Стэдикам», можно назвать фильмы «Антикиллер», «Старые клячи», «Турецкий гамбит», «Спартак и Калашников», «9 рота», «История арканарской резни».[8]

Также с помощью данной технологии был снят новогодний мюзикл Старые песни о главном 3.

Принцип действия

Кинооператор с цифровой кинокамерой, установленной на «Стэдикам»

Конструкция «Стэдикам» состоит из жилета, который надевается на оператора, и вертикальной стойки, крепящейся к жилету на специальном шарнирном подвесе, оснащенном пружинным демпфером. Последний в операторском обиходе называют «пантографом» или «рукой». К стойке сверху крепится камера, а на противоположном конце — внизу — противовес, в котором обычно смонтированы аккумуляторы и монитор телевизи́ра, являющийся неотъемлемой частью системы, поскольку при движении со «Стэдикам» у оператора нет возможности пользоваться традиционным окулярным визиром. Самые первые системы «Стэдикам» оснащались оптоволоконным видоискателем, окуляр которого, находящийся на конце гибкого оптоволоконного кабеля, закреплялся на глазу оператора, давая возможность непрерывного визирования из любого положения.

Главный стабилизирующий эффект «Стэдикам» заключается в большой массе подвешенной системы, обладающей значительной инерцией, которая противостоит незначительным движениям оператора. Свободное движение подвеса относительно жилета служит дополнительной стабилизацией, изолируя стойку с камерой и противовесом от случайных движений и тряски. Для предотвращения встряхивания камеры при регулировке параметров объектива, применяется дистанционное управление фокусом и диафрагмой ассистентом оператора с пульта. При этом видеосигнал с телевизира передается на пульт ассистента специальным радиопередатчиком, избавляющим от необходимости прокладки проводов, ограничивающих подвижность оператора. Для работы с «низкой точки» камера и противовес могут меняться местами. В этом случае камера подвешивается на нижний конец штанги. В начале истории «Стэдикам» система комплектовалась киносъёмочным аппаратом, разработанным специально для нее и оснащенным телевизи́ром, с выходом на монитор системы. Поэтому в 80-х годах понятие Steadicam обозначало не только стабилизатор, но и тип киносъемочного аппарата в его комплекте. Впоследствии со «Стэдикам» стало возможно использовать профессиональные кинокамеры других производителей, оснащенные телевизиром. Как правило, в комплект системы входят крепления к различным транспортным средствам.

Облегченные версии «Стэдикам»

Системы стабилизации, обеспечивающие плавное движение камеры в разных плоскостях, в последние годы получили широкое распространение не только в коммерческом кинопроизводстве, но и в видеографии. В этом случае чаще всего используются упрощенные стабилизаторы без жилета, так как в любительском видео используются камеры весом до 3-х кг, что позволяет использовать облегчённую конструкцию. Наибольшее распространение получили системы типа Glidecam и их аналоги — Easy Step, Flycam, Stabicam, MY Steadicam, PR-Line ST-2 и другие.

Использование

В современном кинематографе «Стэдикам» хотя бы однократно применяется практически во всех фильмах. В телевизионном производстве эта система также стала неотъемлемой частью, особенно при организации трансляций спортивных соревнований или музыкальных шоу. Система используется в кино-, видеосъёмках и телетрансляциях, так как это наиболее простой способ получить изображение с подвижной камеры без тряски. В отличие от операторской тележки и крана, «Стэдикам» более мобилен, однако не вытеснил их полностью и часто используется совместно при многокамерной съемке. Иногда «Стэдикам» используется совместно с легкой операторской тележкой, не требующей прокладки рельсов, а в последнее время при съёмке спортивных мероприятий оператор «Стэдикам» перемещается при помощи сегвея. В этом случае, неизбежные колебания при езде демпфируются системой.

Облегченный ручной «Стэдикам» для легких видеокамер

«Стэдикам» наиболее удобен, когда любая другая техника для перемещения камеры неприменима по причинам недостаточной жесткости или грузоподъемности опоры и в случаях, когда диапазон перемещения камеры невозможно определить заранее. Наилучшим образом система подходит для следующих ситуаций:

  • съемка объектов, перемещающихся непредсказуемым образом;
  • сложные пространственные перемещения камеры по коридорам, лестницам, вокруг персонажей, через проходы и т. п.;
  • съемка на пересеченной местности;
  • пересечение порога или движение по ступеням лестницы;
  • съемка сцен, в которых движение камеры несет эмоциональную нагрузку;
  • в случае необходимости изоляции камеры от вибраций, например, транспортного средства;
  • съёмка с вертолёта, в том числе длиннофокусным объективом, эффектные сцены в фильмах о природе;
  • для имитации «неустойчивости» окружающего пространства;
  • съемка движения персонажа «субъективной камерой»;
  • съемка коротких статичных планов, когда основной организационный фактор - быстрота перестановки камеры с точки на точку;

«Стэдикам» практически неприемлем в следующих случаях:

  • съемка длиннофокусным объективом долгих статичных планов;
  • съемка очень резких движений из-за угрозы падения оператора;
  • перемещение по скользким поверхностям;
  • при сильном порывистом ветре на натурной площадке;

Оператор «Стэдикам»

Кинооператоры и телеоператоры, использующие «Стэдикам», кроме хорошей физической подготовки, должны обладать специальными навыками работы с подвижной камерой. Поэтому в операторской профессии существует специализация — «оператор Стэдикам». Как правило, сцены, требующие применения системы, снимаются отдельным оператором, прошедшим специальную подготовку и специализирующимся только на таких съемках.

Ключевые производители

Главным производителем системы «Стэдикам» на сегодняшний день остается компания Tiffen. Она же обладает исключительным правом использования торговой марки Steadicam. Кроме Tiffen, подобные устройства стабилизации производится еще несколькими фирмами за рубежом и в России. Как правило, все они так или иначе отличаются по конструкции от оригинального «Стэдикам», сохраняя главные принципы устройства.

Германская компания ABC Products производит системы стабилизации HandyMan[9] для легких видеокамер и профессиональные комплекты G-force[10] для киносъемочных и видеокамер массой до 25 кг. Венгерская компания Eemov[11] производит четыре модели стабилизаторов: две для тяжелых камер до 6 кг и две - для легких видеокамер. Британская система Glidecam[12] рассчитана на работу с различными камерами. Glidecam Gold позволяет монтировать киносъемочные аппараты массой до 18 кг. Российская компания Pultex[13] производит стабилизаторы, рассчитанные на работу с камерами до 18 кг. Германская компания Sachtler[14] также выпускает системы стабилизации серии Artemis, самая современная из которых cine HD Pro рассчитана на работу с камерами массой до 10 кг.

Примечания

  1. en:Garrett Brown
  2. Garrett Brown Bio — Filmmaker and Inventor
  3. История создания Стэдикам
  4. en:Skycam
  5. en:Bound for Glory (film)
  6. В танце со штативом
  7. Стабилизирующая система Игоря Черныха (рус.) // «Мир техники кино» : журнал. — 2006. — № 1. — С. 35. — 1991-3400.
  8. Журнал 'Техника и технологии кино'
  9. HandyMan 100
  10. G-force Advanced
  11. Официальный сайт Eemov
  12. Glidecam Industries, Inc
  13. Официальный сайт pultex
  14. камерные стабилизирующие системы

Ссылки

  • Сайт российских операторов Стэдикам
  • Стедикам как образ мышления
  • Tiffen. Steadicam Camera Stabilizing Systems
  • Официальный сайт Glidecam

Стедикам.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06