196604, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Кадетский бульвар д. 1
Сайт
www.vmii.edu.ru
Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского основано ИмператоромПавлом I (правнуком Петра I) 20 (31) августа 1798 года как Училище Корабельной Архитектуры.[1]
Более 100 лет (в разные годы) училище размещалось в здании Главного Адмиралтейства
С 1 июля2012 года после объединения Военно-морского инженерного института с Военно-морским институтом радиоэлектроники имени А. С. Попова стало называться Федеральное Государственное Образовательное учреждение Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им Н. Г. Кузнецова».[2][3]
с 1 июля2012 года — ФГОУ Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им Н. Г. Кузнецова»
Училище корабельной архитектуры (1798—1827)
Внешние изображения
Мемориальная доска на первом здании училища (Санкт-Петербург пр. Римского-Корсакова, № 16/2)
20 (31) августа 1798 года император Павел I утвердил доклад «комитета по учреждении училищ для учеников штурманских и Корабельной Архитектуры». В Санкт-Петербурге и Херсоне были основаны первые в мире военно-морские инженерные учебные заведения — Училища корабельной архитектуры. Подобные учебные заведения были созданы в Англии только в 1811 году, в США — в 1845 году, а в Германии лишь в 1861.[4]
Училище корабельной архитектуры в Херсоне просуществовало всего 5 лет. Первым директором Черноморских штурманского и корабельного училища был адмирал граф М. И. Войнович.[5] В 1803 году херсонское училище было расформировано, а его воспитанники переведены в училище корабельной архитектуры Санкт-Петербурга, которое размещалось в доме генерал-майора Г. И. Бухарина, специально купленном Государственной адмиралтейской коллегией для училища (ныне Проспект Римского-Корсакова, № 16/2. 3 марта 2003 года на доме установлена мемориальная доска с надписью «Здесь в 1798—1816 гг. размещалось первое в мире Училище корабельной архитектуры»).
Первым директором Санкт-Петербуркого училища корабельной архитектуры был назначен известный кораблестроитель обер-сарваерА. С. Катасанов, который руководил училищем до 1804 года. Большой вклад в совершенствование учебного и воспитательного процесса училища внёс профессор математики С. Е. Гурьев. Среди преподавателей училища был капитан-командор профессор Платон Гамалея.[6]
В 1800 году в училище была открыта адъюнктура. 4 марта 1803 года Император Александр I утвердил первый Устав училища.
Кораблестроитель И. А. Амосов
В училище преподавали курс корабельной архитектуры известные кораблестроители А. К. Каверзнев, И. С. Разумов, И. В. Курепанов, математику — адъюнкт-профессора И. Грязнов и И. Н. Гроздов[7] (ученики С. Е. Гурьева), а курс лесоводства русский учёный Е. Ф. Зябловский. С 1800 по 1825 год преподавателем российской грамматики, логики и риторики в училище работал русский писатель П. И. Соколов.
В Петербургское училище принимались дети дворян, офицеров и солдат в возрасте 12-14 лет, умевшие читать и писать, обладавшие хорошим здоровьем и способностями. Обучение продолжалось 6 лет. 2 января 1805 года из училища досрочно были выпущены самые способные ученики — И. А. Курочкин и А. А. Попов, впоследствии видный ученый и кораблестроитель. Первый выпуск состоялся в августе 1805 года, было выпущено 7 драфцманов (чертежник, конструктор). С 1815 года училище стало готовить тиммерманов высшего разряда с чином XII—XIII класса Табеля о рангах.[8] К 1827 году училище дало флоту около 70 кораблестроителей, среди которых получили широкую мировую известность А. А. Попов, Я. А. Колодкин, И. Я. Осминин — построивший свыше 20 парусных военных кораблей, И. А. Амосов — построивший первый в России винтовой фрегат «Архимед», С. О. Бурачек, директор Адмиралтейских Ижорских заводовК. И. Швабе, директор Санкт-ПетербургскойАдмиралтейской верфиВ. И. Берков.
10 октября 1812 года в связи с Отечественной войной училище переехало в Свеаборг. 13 февраля 1813 года училище возвратилось в Санкт-Петербург.
10 января 1817 года Училище корабельной архитектуры было слито с Морским кадетским корпусом и переехало в его здание.
Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа (1827—1856)
25 апреля 1827 года училище корабельной архитектуры вместе с учительской гимназией, состоявшей при Морском корпусе и готовившей преподавателей морского дела, было преобразовано в Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа с общим штатом 900 человек. Училище разделилось на высшее и низшее. Высшее стало готовить офицеров и кондукторов в корабельные инженеры, а низшее — унтер-офицеров в рабочие экипажи. Учебный экипаж состоял из двух кондукторских рот и четырёх мастерских. Мастерские пополнялись кантонистами.[9]
2 марта 1828 года Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа были переведены в здание Главного Адмиралтейства. 30 апреля 1830 года состоялся первый выпуск слушателей учебного экипажа.
С 4 сентября 1832 года в кондукторских ротах начали готовить корабельных инженеров-механиков для управления паровыми машинами, а затем и инженеров морской строительной части и военных поселений.[10] 7 февраля 1834 года состоялся первый выпуск инженеров-механиков флота.
Инженерное и артиллерийское училище морского ведомства (1856—1867)
В апреле 1856 года училище было преобразовано в Инженерное и Артиллерийское училище морского ведомства.
В 1857 году был произведен последний выпуск офицеров училища в корпус морской строительной части. С 1858 года училище готовило специалистов только двух специальностей: инженеров-кораблестроителей и инженеров-механиков.
В 1860 году было установлено звание кондуктор. Училище с этого времени производило выпуск уже не в офицеры, а в кондукторы корпуса корабельных инженеров и инженеров-механиков флота.
В 1867 году по окончанию реформы военно-морского образования, которая проходила с 1854 года, училище было переименовано в Инженерное училище морского ведомства.
В училище принимались по результатам конкурсного экзамена лица всех сословий в возрасте от 15 до 18 лет. Срок обучения в училище стал составлять 4 года.
Техническое училище Морского ведомства (1872—1898)
Итальянский дворец в Кронштадте, с 1872 года в здании размещалось Техническое училище Морского ведомства
Почтовая маркаРоссии из серии «Русские кораблестроители. К 300-летию Российского флота», посвящённая И. Г. Бубнову
Воспитанник Морского инженерного училища (начало XX века)
17 (29) июля 1872 года были объединены Инженерное и Штурманско-артиллерийское училища. Училище было переименовано в Техническое училище морского ведомства и переведено в Кронштадт. В 1876 году училище причислено к разряду высших учебных заведений.
Готовило корабельных инженеров, инженеров-механиков, штурманов и морских артиллеристов. Штурманский и артиллерийские отделы были закрыты в 1883—1884 годы.
А. И. Маслов — главный конструктор крейсера «Киров»
24 сентября (6 октября) 1898 года состоялось празднование 100—летия со дня образования училища и оно было переименовано в Морское инженерное училище Императора Николая I.
В 1906 году для выпускников училища вводятся звания корабельный гардемарин-судостроитель и корабельный гардемарин-механик.
12 апреля 1910 г. для выпускников училища учрежден нагрудный знак. 4 (17) апреля 1911 г. — Морскому Инженерному училищу Императора Николая I присвоен герб.[13][14]
В сентябре 1917 года училище переехало из Кронштадта в Петроград в здание Политехнического института и стало называться — Морское инженерное училище.
В мае 1918 года на 3-м съезде моряков Балтийского флота была принята резолюция, в которой было записано: «…Морское Инженерное училище, дающее флоту необходимых специалистов, должно непрерывно продолжать свои занятия на прежних основаниях, впредь до выработки норм в связи с общей реорганизацией морских школ»[15]
С августа 1918 г. училище размещалось в здании Морского корпуса. 4 октября 1918 г. училище было расформировано. Старшему курсу разрешили закончить образование. Воспитанники училища стали называться военморами Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ).
В 1919 году состоялся последний выпуск Морского инженерного училища (48 специалистов: 15 мая — 41 инженер-механик, 1 июня 1919 года — 7 корабелов). Согласно приказу Реввоенсовета Республики (РВСР) № 474 от 27 июня 1919 года выпускникам присваивалось звание «инженер-механик флота».
Весной 1920 г. в Соединенных классах специалистов комсостава флота (образованных 1.11.1918), открылся механический отдел — правопреемник бывшего МИУ, а осенью — кораблестроительный отдел. В октябре 1921 г. классы были расформированы, корабелы и механики продолжили образование в Морской академии.
Март 1922 г. — принято решение о разделении УКСФ на Военно-морское и Морское инженерное училище. С этого времени начинается история советского МИУ.
10 июня 1939 года училище награждено орденом Ленина
2 мая 1922 г. — РВСР принял решение о восстановлении Морского инженерного училища в полном объёме.
В сентябре 1925 года училище вновь переехало в здание Главного Адмиралтейства.
В 1926 г. для обучающихся было введено воинское звание курсант.
29 апреля 1927 г. — переименование в Военно-морское инженерное училище имени т. Дзержинского.
Октябрь 1929 г. — в училище произошло слияние механического и электротехнического отделов и началась подготовка командиров электромеханических боевых частей кораблей.
27 апреля 1930 г. — училище причисляется к разряду высших учебных заведений.
С 1 октября 1931 года в училище впервые организуются кафедры. Учебные курсы преобразованы в дивизионы, которые делились на группы по специальности, а классы - на смены.
В 1931 г. при училище открыты политические курсы. С 10 декабря 1932 г. — приказом РВС СССР № 235 политические курсы преобразованы в Военно-политическую школу. В 1936 г. Военно-политическая школа преобразована в Военно-политическое училище и переведено из Главного Адмиралтейства.
июнь 1932 года — в училище на основании Постановления Реввоенсовета СССР от 17 мая 1932 года организуется отдельная школа для подготовки начальствующего состава связи — затем школа связи ВМС РККА. На основании Приказа Начальника Морских Сил РККА от 29 марта 1933 года школа преобразована в Училище связи Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (в 1936 г. переведено из Главного Адмиралтейства, в последующем получило название Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А.С. Попова).
1932 г. — воссоздание в училище адъюнктуры.
1933 г. — вводятся параллельные классы со сроком обучения 3,5 года.
1937 г. — вновь начинает действовать электротехнический сектор.
1939 г. — создание отдела береговой обороны. В 1940 году отдел береговой обороны передан Высшему Военно-морскому инженерно-строительному училищу.
С 16 мая 1939 г. — училище отнесено к разряду ВУЗов 1-й категории и переименовано в Высшее Военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского.
10 июня 1939 г. — училище награждено орденом Ленина и стало называться Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского.
В 1940 году — в училище вместо отделов сформированы факультеты — паросиловой, дизельный, электротехнический, кораблестроительный.
15 августа 1941 г. — эвакуация училища в г. Правдинск Горьковской области.
12 февраля 1942 г. — перебазирование училища в г. Баку.
1 сентября 1943 г. — при училище открыты курсы офицерского состава инженерно-корабельной службы.
15 ноября 1943 г. — Ученому совету училища предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.
25 декабря 1943 г. — училищу вручено боевое Красное знамя части.
23 июня 1944 г. — перебазирование училища в г. Ленинград.
1 февраля 1945 г. — при училище сформированы 10-ти месячные курсы усовершенствования офицеров инженерно-корабельной службы (КУОИКС). С 1 января 1948 г. — КУОИКС преобразованы в Высшие классы офицерского состава инженерно-корабельной службы (ВКОСИКС).
1945 г. — при училище работают курсы радиопомех и врачей КПА ГУК ВМФ.
1948—1954 гг. — участие училища в формировании новых высших военно-морских училищ: 25 апреля 1959 года паросиловой факультет переведен в ЛВВМИУ г. Пушкин и 30 апреля 1953 г. дизельный факультет переведен в Севастопольское ВВМИУ г. Севастополь.
15 апреля 1950 г. — создание особого факультета (для курсантов и слушателей стран народной демократии).
1951 г. — передача училищу Инженерного замка для размещения Кораблестроительного и Особого факультетов училища.
7 октября 1954 г. — при училище формируются курсы по подготовке специалистов судоремонтных предприятий.
20 августа 1956 г. — Ученому совету училища присвоено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.
3 мая 1957 г. — в училище образован специальный факультет (в 1988 г. получил открытое наименование — факультет ядерных энергетических установок).
С 24 апреля 1959 г. — при училище функционировали курсы инженеров-механиков ПЛ и НК по живучести кораблей, по размагничиванию, инженеров-энергетиков ЯЭУ ПЛ.
С 1973 г. — в училище открыто отделение заочного обучения.
С 20 июня 1975 г. — в училище введена специализация «спасательно-судоподъемная, водолазная».
В современной России
С 1993 г. — вместо электротехнического факультета, переведенного в ВВМИУ (г. Пушкин), в училище открыт факультет комплексных систем управления (КСУ). Свое наименование факультет получил в 1997 году.
21 марта 1997 г. — Приказом ПС ВМФ № 107 утверждена дата ежегодного праздника ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского — 31 августа.
8 апреля 1998 г. — Государственная Дума Федерального собрания РФ приняла постановление «О праздновании 200-летнего юбилея ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского», 12 мая 1998 года во дворце Белосельских-Белозерских (г. Санкт-Петербург) состоялся общественный акт торжественного чествования ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского в честь 200-летия со дня его основания.
1998 г. — За огромный и неоценимый вклад в создание, становление и развитие ВМФ России; за создание, развитие, популяризацию отечественного инженерного образования; за продолжение славных традиций в деле подготовки и обучения многих поколении российских моряков, прославляющих честь и славу Российского флота и Андреевского флага, ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского удостоено звания лауреата «Золотой Книги Санкт-Петербурга»
С 1918 по 1998 годы училище произвело 77 выпусков высококвалифицированных специалистов для военно-морского флота.
29 августа 1998 года — Правительство РФ приняло постановление № 1009, которым определено создание Военно-морского инженерного института (г. Пушкин, Ленинградской области) на базе ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского (г. Санкт-Петербург) и ВВМИУ (г. Пушкин, Санкт-Петербург).
По итогам 2001/2002 учебного года Военно-морской инженерный институт признан лучшим учебным заведением ВМФ по темпам развития учебно-материальной базы. За организацию изобретательской и рационализаторской работы в 2001 году ВМИИ награждён грамотой Министра обороны РФ, а по итогам 2002 года признан лучшим учебным заведением ВМФ по подготовке научных и научно-педагогических кадров, научному потенциалу.[16]
1 июля2012 года Военно-морской инженерный институт был объединён с Военно-морским институтом радиоэлектроники имени А. С. Попова и получил новое название — Федеральное Государственное Образовательное учреждение Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия им Н. Г. Кузнецова».
Годзевич, Борис Елеазарович (1903—1944) — начальник аварийно-спасательного отдела (бывший ЭПРОН) Черноморского флота во время Великой Отечественной войны (1943—1944). Лауреат Сталинской премии I степени (1942).
Калганов, Виктор Андреевич (1920—1974) — один из основоположников прикладной гидробионики в СССР, специалист в области служебного использования морских животных в военно-морском флоте.
Редькин, Андрей Михайлович (1900—1963) — советский государственный и военный деятель, заместитель министра судостроительной промышленности СССР, министр судостроительной промышленности СССР.
Рудаков, Владимир Андреевич (1930—2011) — начальник Главного управления кораблестроения ВМФ СССР, вице-адмирал.
Собисевич, Леонид Евгеньевич (1930 г. р.) — учёный в области прикладной геофизики, прогнозирования и предупреждения глобальных геофизических и техногенных катастроф, академик РАЕН.
На здании Главного Адмиралтейства установлены мемориальные доски выпускникам и преподавателям училища: Амосову И. А., Афанасьеву В. И., Бубнову И. Г., Власову В. Г., Егорову В. В., Зараеву А. И., Костенко В. П., Крылову А. Н., Патрашеву А. Н., Попову А. С., Разумову В. В., Шиманскому Ю. А., Яновскому М. И.[18]
«Инженер-механик Зверев» — эскадренный миноносец, спущен на воду 24 сентября 1906 года, назван в честь Василия Васильевича Зверева, старшего инженер-механика миноносца «Сильный», погибшего в бою 14 марта 1904 года.
«Георгий Козьмин» — поисково-спасательное судно (Тихоокеанский флот), названо в честь начальника Главного управления кораблестроения ВМФ вице-адмирала Г. Ф. Козьмина.
«Михаил Крупский» — океанографическое исследовательское судно
«Петр Папкович» — корабль ВМФ
«Профессор Папкович» — сухогрузное судно
«Владимир Перегудов» — вспомогательное судно специального назначения, Северный флот
«Контр-адмирал Першин» — морской тральщик, назван в честь контр-адмирала В. И. Першина в 1970 году.
«Академик Поздюнин» — сухогрузное судно
«Иван Прибыльский» — рефрижераторное судно, названо в честь Ивана Степановича Прибыльского, первого заместителя министра судостроительной промышленности СССР (1956—1957).
Гудилин, Владимир Евгеньевич (1938 г.р.) — руководитель подготовки и пуска ракеты-носителя «Энергия», ракетно-космической транспортной системы «Энергия-Буран», генерал-майор, начальник 6-го испытательного управления, почётный гражданин Байконура.
В апреле 1816 года в Исаакиевском соборе после обрушения кусков штукатурки со сводов были остановлены богослужения. Император Александр I дал соизволение на устройство церкви в западном крыле здания Главного Адмиралтейства. С 27 октября 1858 года по повелению императора Александра II Адмиралтейская церковь морского ведомства во имя святого Спиридона Тримифунтского была наименована собором. В соборе хранился ботинок святого, привезенный с острова Корфу в 1860 году. 13 ноября 1920 года собор закрыли.[22]
На территории Адмиралтейства в учебной лаборатории специального факультета был размещён действующий реактор, на котором курсанты отрабатывали навыки управления ядерной энергетической установкой подводной лодки. В 80-х годах XX-века, после Чернобыльской аварии, из учебного реактора выгрузили ядерное топливо.[23]
В «Адмиральском» коридоре училища (левое крыло Главного Адмиралтейства) были выставлены картины И. К. Айвазовского (подлинники): Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года, Морское сражение при Ревеле 2 мая 1790 года, Чесменское сражение , Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 года.[24]
Об учреждении корабельных и штурманских Училищ для Балтийского и Черноморского флотов, с приложением штатов оных Училищ и табелей мундирным и амуниционным вещам.(Полное собрание Законов Российской империи. 1798 год. Том 25. Закон № 18634)
Политехнический фундамент флота. Олег Починюк, «Красная звезда», 29.08.2012.
Обучение на платном отделении военно-морского политеха обойдется в четверть миллиона.
Русское кораблестроение
Н. Скрицкий Первые черноморские морские училища.
Период становления и революционного развития корабельной науки
Гроздов, Иван Никитич (1779—1823) — профессор математики в СПб. училище корабельной архитектуры и духовной академии
Кораблестроитель Берков Василий Иванович.
Учебные экипажи. Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. (1890—1916 гг.)
Морское инженерное училище императора Николая I в Кронштадте. Военная энциклопедия, 1911—1914.
Высочайше утверждённое Положение о корабельных инженерах и инженер-механиках флота. ПСЗ РИ II № 3701 от 15 мая 1886 г.
Список кавалерам ордена св. Георгия и Георгиевского оружия, имеющим чины по Морскому ведомству.
О присвоении Морскому Инженерному Училищу Императора Николая I герба. (Полное собрание законов Российской Империи. Указ 35007. 1911 год)
Рисунок герба Морского Инженерного Училища Императора Николая I
↑Резолюция 3 съезда моряков Балтийского флота. РГАВМФ, ф.342, оп.1, д.93, л.116
Военно-морской инженерный институт
Кузинец И. М. Зарождение в России регулярного военно-морского кораблестроительного образования. Елагинские чтения. 2001.
↑Мемориальные доски Санкт-Петербурга. Справочник. Издательство: Артбюро, ISBN 590078617x, 1999.
Русский берег: Морской топонимический справочник
Список кратеров на Луне
Улица Катасанова в Донецке.
Часовня свт. Спиридона Тримифунтского.
Главное адмиралтейство (Санкт-Петербург)
Список картин Айвазовского (сортировка по музеям).
Литература
Близниченко С. С., Лазарев С. Е. «Борьба с инакомыслием» в Военно-морском училище имени Ф. Э. Дзержинского в 1940-е гг. // Военно-исторический архив. 2013. № 4 (160). С. 110–124.
Быховский И. А. Рассказы о русских кораблестроителях.-Л.: Судостроение, 1966.
Кузинец И. М. «Адмиралтейская Академия». — Москва: Изд. дом «Руда и металлы», 1998. — 640 с.: ил. (суперобложка)
Кузинец И. М., Муру Н. П. «Военно-морскому кораблестроительному образованию 200 лет» в кн. «Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России» т.1 — Спб: Наука, 2001.
Наймушин И. Н. Дом для корабелов. СПб., 1997.
Пароменский А. Исторический очерк Морского инженерного училища императора Николая I. 1798-1898. В 3-х выпусках.-СПб.: Типография В.Л. Тиханова, 1898-1911.
Пилявский В. И. Главное Адмиралтейство в Ленинграде. Л.; М., 1945.
Синявер М. М. Адмиралтейство. М., 1948; Сашонко В. Н. Адмиралтейство. 3-е изд., испр. и доп. Л., 1982.
Соловьева Т. А. К причалам Адмиралтейской набережной. СПб., ИКАР,1999.
Усик Н. П., Полях Я. И. Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского, исторический очерк, издание училища, Ленинград, 1990 г.
Колесников И., Кузинец И. Морские инженерные династии.//Морской сборник № 1, 1998 г.
Саитгареев Р.Р. Кадры, которые решали все. Роль выпускников и профессорско-преподавательского состава советских военно-морских инженерных учебных заведений. Оборонный заказ. № 18, март 2008.
Ссылки
Официальный сайт
Военно-морской инженерный институт
Военно-морской инженерный институт (г. Пушкин)
Указ об учреждении в Петербурге и Николаеве специальных училищ корабельной архитектуры (1798 г. 20.8)
Морское инженерное училище императора Николая I в Кронштадте. Военная энциклопедия, 1911—1914 г.г.
Обращение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга к Председателю Правительства Российской Федерации о сохранении Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского. 30 сентября 1998 года.
Будто гунны атакуют цитадель военно-морского инженерного образования.// Советская Россия, 23 января 2013 года.