29-05-2023
Трансгуманизм |
---|
Основы |
Список важнейших понятий Трансчеловек |
Течения |
Сингулярианство Экстропианство |
Организации |
Foresight Institute World Transhumanist Association |
Портал трансгуманизм |
Трансгумани́зм (от лат. trans — сквозь, через, за и homo — человек) — философская концепция, а также международное движение, поддерживающие использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными — страданий, болезней, старения и даже смерти[1]. Трансгуманисты изучают возможности и последствия применения таких технологий, опасности и преимущества их использования[1].
Идеи в форме желаний или мнений, которые сегодня могут быть интерпретированы как трансгуманистические, присутствовали в человеческой культуре на протяжении всей истории[2].
Впервые слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в «Божественной комедии»[3] (1312), но в современном смысле это слово встречается впервые только у биолога-эволюциониста Джулиана Хаксли в его работе «Религия без Апокалипсиса»[4] (1927). В духе своей эпохи, ознаменованной, в частности, проникновением методов естественных наук в биологию, становлением генетики как самостоятельного научного направления и началом освобождения повседневной жизни людей от влияния религии, Хаксли представлял «трансгуманизм» как новую идеологию, «веру» для Человечества, входящего в новую волну научно-технической революции. Близкие к Хаксли взгляды в это же время развивал генетик Дж. Б. С. Холдейн[5] и русские космисты. Крах надежд на появление реальных способов радикального изменения биологической природы человека быстро привел к угасанию широкого интереса к идеям в этой области.
Первым на практике к перспективе усиления возможностей разума человека с помощью специальных устройств, разработанных на научной основе, подошел русский изобретатель С. Н. Корсаков (1787—1853). В конце XIX века о дальнейшей эволюции человечества через преодоление ограничений человеческого тела, как о желанной перспективе, говорили, в частности, такие философы как Фрэнсис Виллард[6], Николай Фёдоров и Фридрих Ницше.
Современная волна научно технической революции возрождает интерес к идеям трансгуманизма. Хаксли вновь обращается к этой теме[7] в 1957 году. (Этот год принято считать датой официального рождения термина "трансгуманизм".) В 1962 году выходят в свет работы[8][9] Роберта Эттингера и Эвана Купера, положившие начало становления крионики как практической области деятельности. В 1972 году Эттингер расширяет эти идеи в более широком трансгуманистическом контексте[10].
С 1966 года активно продвигает трансгуманистические идеи ирано-американский футуролог ФМ-2030 (Ферейдун М. Эсфендиари). Ему принадлежит определение трансгуманистов как людей, имеющих особое мировоззрение и направленный на самосовершенствование стиль жизни; людей, которые используют современные достижения науки и техники для перехода к «постчеловеческой» форме существования. Ряд его книг[11][12][13] содержат размышления о различных аспектах предполагаемого будущего и выливаются в его собственную концепцию трансгуманизма[14], изложенную им в 1989 году.
Важно отметить, что как идеи Р. Эттингера, так и ФМ2030 были практически ориентированы, однако не получили широкой поддержки в обществе.
Значительное влияние на следующую волну в истории трансгуманизма оказали, в частности, концепции созданные в 50-е, 60-е, 70-е и 80-е годы Тоффлером о футурошоке[15] (1970), Тьюрингом и фон Нейманом о перспективах "мыслящих машин"[16][17] (1950), которые впоследствии легли в основу идеи о технологической сингулярности, Фейманом и Дрехлером о молекулярном производстве[18][19] (1960), (1985) и принятии решений о неопределенности.
Одно из первых определений трансгуманизма ввел философ Макс Мор.
В 1998 году философы Ник Бостром и Девид Пирс основали Всемирную ассоциацию трансгуманистов[20].
Главной целью трансгуманизма является бесконечное совершенствование человека, основанное на новейших открытиях научно-технического прогресса. Для достижения этой цели трансгуманизм предлагает[21]:
Трансгуманисты поддерживают разработку новых технологийнанотехнологию, биотехнологию, информационные технологии[22], разработки в области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера и крионику.
; особенно перспективными они считаютМногие трансгуманисты (в частности известный футуролог и изобретатель Рэймонд Курцвейл) считают, что непрерывно ускоряющийся технический прогресс уже к 2050 годам позволит создать постчеловека, способности которого будут принципиально отличаться от способностей современных людей. Особенно в этом помогут генная инженерия, молекулярная нанотехнология, создание нейропротезов и прямых интерфейсов «компьютер—мозг».
Технологии улучшения человека ( (англ.)[1]) — технологии, которые могут быть использованы не просто как компенсирующие или восполняющие недостатки функций инвалидов и больных людей, но также могут повысить способности и возможности человека на новый, недосягаемый ранее уровень.
Необходимо отметить, что разнообразие взглядов внутри самого́ трансгуманистического сообщества не позволяет адресовать доводы его противников ко всем существующим сценариям посчеловеческого будущего. Фактически симпатии некоторых групп трансгуманистов к "мягким" вариантам трансгуманизма является скрытой критикой его вариантов радикальных.
Для большинства трансгуманистов и сочувствующих этим взглядам лиц их убеждения неотличимы от гуманизма. Как ясно показал Э. Юдковски при некоторых допущениях убеждения трансгуманистов превращаются в классическую форму гуманизма: там, где приверженцы классического гуманизма видят сложные моральные дилеммы, возникающие в силу ограниченности наших возможностей и доступных ресурсов, сторонники трансгуманистических взглядов предполагают скорый прогресс технологий до уровня, достаточного для разрешения существующих проблем.[23]. Таким образом, в большинстве случаев там, где классический гуманизм ставит человека перед моральным выбором, трансгуманизм предлагает всячески способствовать технологическому прогрессу.
Расхождения гуманизма и трансгуманизма существуют и концентрируются вокруг двух проблем:
Предметом дискуссий остаётся вопрос, является ли трансгуманизм ветвью постгуманизма. Большинство авторов склоняются к тому, чтобы рассматривать трансгуманизм как радикальную форму гуманизма.
Идея и реальные перспективы практического вмешательства в природу Человека вызвали множество споров и дискуссий. Ряд авторов склоняются к полному отрицанию трансгуманистического мировоззрения.
Наиболее системный критический довод против трансгуманизма заключается в концепции расчеловечивания - постепенной утраты Человеком своей видовой, сексуальной, социальной и духовной самоидентификации еще до практического вмешательство в природу собственного тела, уже в ходе размышления над самой возможностью этого. В этой концепции сходятся как духовные[24], так и светские авторы[25].
Другой широко известный довод против трансгуманизма связан с именем Френсиса Фукуяма, который определил его как "самую опасную идею в мире" на том основании, что по его мнению трансгуманизм - это попытка вступить в бесконечную гонку самоулучшений с недостижимым (по причине постоянной конкуренции со стороны других индивидов) призом и непредсказуемыми побочными эффектами.[26][27]
Широко пропагандируемое трансгуманистами в обществе нетерпеливое ожидание новых технологий зачастую наталкивается на пессимистическое ожидание того, что технологии совершенствования Человека лишь усилят существующее неравноправие между людьми в социуме и нациями в мире, рождая новые, более жесткие, чем до сих пор известные, формы такого неравенства.
Фактором, неизменно присутствующим на заднем плане любой дискуссии сторонников и противников трансгуманизма, является отсутствие практического результата. Наиболее ярко этот фактор проявляет себя в дискуссиях вокруг крионики.
Центральным тезисом современной формы постгуманизма является принятие равенства Человека, Природы и Общества как трех совместно эволюционирующих сущностей.[28] С этих позиций большая часть течений трансгуманизма рассматриваются как ущербные на том основании, что в них эволюция Человека рассматривается обособленно.
Аболиционизм — этическая идеология, основанная на убеждённости в необходимости использования технологии для прекращения непреднамеренных страданий всех чувствующих живых существ[29].
Либертарианский трансгуманизм — политическая идеология, объединяющая либертарианство и трансгуманизм[30].
Исследователи, называющие себя либертарианскими трансгуманистами (Ronald Bailey из Reason magazine и Гленн Рейнольдс из Instapundit) выступают в защиту права на расширение человеческих возможностей. По их мнению, свободный рынок — лучший гарант этого права, так как дает большую личную свободу и процветание, по сравнению с другими экономическими системами[31][32].
Либертарианские трансгуманисты полагают, что принцип самособственности (self-ownership) — фундаментальная идея, объединяющая либертарианство и трансгуманизм. Другие принципы, такие как разумный эгоизм и рациональное отношение к новым технологиям, позволят, по их мнению, достигнуть существенного расширения свобод человека. Благодаря этому станет возможным построить государство, характеризующееся полным физическим, интеллектуальным и социальным благосостоянием, а не просто отсутствием болезней и нищеты[30].
Как непримиримые защитники гражданских прав, либертарианские трансгуманисты считают, что любая попытка ограничить право на расширение возможностей собственного тела является нарушением гражданских прав и свобод. Одновременно с этим, либертарианские трансгуманисты выступают против вмешательства государства в эту область, так как, по их мнению, любое вмешательство государства такого рода ограничивает возможность их выбора.[31][33][34]
Постгендеризм — социальная философия, которая стремится к добровольному устранению пола у людей посредством применения передовых биотехнологий и вспомогательных репродуктивных технологий[35]
Техногайянизм (от «techno-» — технология и «gaian» — Гея) — одно из течений защитников природы и трансгуманизма. Представители техногайянизма[кто?] выступают за активное развитие новых технологий, которые в будущем помогут восстановить окружающую среду. Техногайянисты также утверждают[кто?], что создание чистых и безопасных технологий — важная цель всех защитников окружающей среды[36].
Техногайянисты считают[кто?], что технологии со временем становятся чище и эффективнее. Более того, такие отрасли как нанотехнология и биотехнология могут дать средства полного восстановления окружающей среды. Например, молекулярная нанотехнология позволит преобразовать скопившийся на свалках мусор в полезные материалы и продукты, биотехнология позволит создать специальные микробы, питающиеся отходами производств.
По мнению техногайянистов, человечество в настоящее время в тупике, и единственный путь для развития человеческой цивилизации — принять принципы техногайянизма и ограничить эксплуатацию природных ресурсов[37]. Только наука и техника позволят человечеству выйти из этого тупика в стабильно прогрессивное развитие и избежать катастрофических последствий глобальных рисков[38].
Ряд научных организаций и специалистов занимаются исследованиями в русле философии трансгуманизма. Европейским центром исследований в этом направлении является Оксфордский университет[39], в США таковым является Университет штата Аризона[40].
С точки зрения философии, трансгуманизм обсуждается также на всероссийских и международных научных конференциях, организуемых Институтом философии РАН и Российским философским обществом[41][42]. Междисциплинарный семинар по трансгуманизму и научному иммортализму, созданный и проводимый РТД, был зарегистрирован как первичная организация Российского философского общества[43]. В рецензируемых философских журналах публикуются работы по трансгуманистической проблематике[44][45][46][47]. На философском факультете МГУ читается спецкурс «Биотехнологии и трансгуманизм»[48]. Российские трансгуманисты иницировали создание международной политической организации трансгуманистов - Партия продления жизни (Longevity party), национальные организации которой существуют в настоящее время более чем в 30 странах мира[49][50].
Портал «Трансгуманизм» | |
Трансгуманизм в Викисловаре? | |
Трансгуманизм в Викицитатнике? | |
Киберпанк и производные | |
---|---|
Киберпанк и производные | Киберпанк · Пост-киберпанк · Биопанк · Нанопанк · Стимпанк · Дизельпанк · Сплаттерпанк · Ститчпанк |
Связанные темы | Киберкультура · Трансгуманизм · Антиутопия |
Трансгуманизм.