21-10-2023
«Тро́йка» — пополняемая транспортная карта[1], используемая для оплаты проезда в общественном транспорте Москвы. «Тройка» введена после изменения системы тарифов на пользование городским транспортом Москвы 2 апреля 2013 года[2].
Карта «Тройка» представляет собой бесконтактную пластиковую карту Mifare Plus[3] X 2k[4], предназначенную для хранения денежных средств в целях проезда на транспорте[2][5][6]; по сути является транспортным электронным кошельком[5].
Цели введения «Тройки» в Москве различны: сокращение очередей, так как карту не нужно для каждого проезда пополнять; создание единой карты для всех видов транспорта; так как «Единый» никак нельзя использовать на электричке; и другие.
Во многих крупных городах мира, имеющих большую транспортную систему, имеются карты, схожие с «Тройкой»:
Также существует множество других подобных проектов. Кроме того Максим Ликсутов, глава Департамента транспорта, считает, что «Тройка» станет заменой проездных «Единый» на одну и две поездки[7]:
Цена, к которой привыкли москвичи по разовым билетам[i 2], у нас остаётся неизменной на электронном кошельке. При этом для льготных категорий граждан все льготы сохраняются и никаким образом не корректируются.
Продажи одноразовых билетов продлеваем до 1 июня[i 3]. Мы вообще в кассах не планировали продавать билеты со 2 апреля, поэтому нынешнее решение позволит пассажирам общественного транспорта больше подготовиться к данным изменениям, посмотреть на те преимущества, которые даёт использование электронного кошелька.
Карта выдаётся в кассах Московского метрополитена и автоматизированных киосках Мосгортранса при уплате залога в 50 рублей и минимального взноса в 30 рублей (метро, монорельс) или 29 рублей (наземный транспорт)[5], что составляет стоимость одной поездки в соответствующем виде транспорта. При покупке карты документы предъявлять не требуется[6]. В дальнейшем владелец через кассы и автоматы метрополитена или Мосгортранса может пополнить её счёт на сумму от 1 до 3000 рублей либо вернуть карту (в этом случае ему возвращается залоговая сумма)[2]. Деньги на карте не сгорают в течение 5 лет после последнего пополнения. К концу года карта станет защищена от утери или кражи носителя после прохождения процедуры добровольной персонализации карты её владельцем[2].
Электронный счёт карты «Тройка» действует только в пределах любой из тарифных зон А или Б, но не служит средством проезда между зонами[8][i 4]. Отдельные билеты, записанные на карту, действует на той территории, для которой предназначены.
По состоянию на 5 апреля 2013 было куплено более 40 тысяч карт[9]; к 31 июля 2013 года было продано более 400 тысяч карт[10]. К 30 октября того же года количество выданных карт превысило 600 тыс. По мнению Московского Комсомольца резкое возрастание количества продаваемых носителей связано с внедрением новых функционалов: проезд на электричке, возможность записи ТАТ и «Единый»[11].
Цены на «Тройке» не будут повышаться в течение нескольких лет и станут постепенно выгоднее, чем на остальных билетах[12].
Стоимость одной поездки по карте фиксированная: 30 руб. поездка на метро, 29 руб. поездка на троллейбусе, автобусе или трамвае, 46 руб. поездка по тарифу «90 минут»[5]. С 5 декабря 2014 года базовый тариф доступен и для проезда в электропоездах «Аэроэкспресс».
В базовый тариф карты «Тройка» входит[2][11][13][14][15]:
Название тарифа | Стоимость | Выгода[i 5] | Дата введения |
---|---|---|---|
Проход в метро и/или монорельсе | 30 рублей | 20 рублей за каждую поездку по сравнению с билетами на 1-2 поездки, 6 рублей по сравнению с билетом на 5 поездок и 2 рубля по сравнению с билетом на 11 поездок | 2 апреля 2013 |
Проход в наземном транспорте (зона А или зона Б) | 29 рублей | 11 рублей (зона А)/1 рубль (зона Б)/4,33 рубля[i 6]) | 2 апреля 2013 |
«90 минут» | 46 рублей | 14 рублей | 1 июня 2013 |
"Аэроэкспресс" | 450 рублей | Нет | 5 декабря 2014 |
Карта сама «определяет» наиболее выгодный тариф. Например, если владелец проехал по карте на метро, и со счёта списалось 30 рублей, а затем в течение 90 минут воспользовался наземным транспортом, то со счёта снимаются не 29 рублей, а 16 рублей (то есть стоимость тарифа «90 минут»)[2][5].
На карту «Тройка» можно бесплатно «записать» проездные на некоторое количество поездок ТАТ, «Автобус», «Единый» и «90 минут», безлимитные «Единый», «Автобус» и ТАТ и абонементы на пригородное железнодорожное сообщение[16].
Перед тем, как «записать» билет ТАТ и/или абонемент на электричку, владельцу необходимо, если карта была приобретена до 20 сентября 2013 года, обновить программу носителя (карты)[i 7] путём пополнения счёта через автоматы по продаже билетов Московского метрополитена, кроме билетных автоматов оборудованных технологией MasterCard Pay Pass[i 8][5].
При наличии обновлённой карты владелец может через кассу «записать» необходимый билет[i 9]. Но транспортная карта «Тройка» не позволяет для оплаты билета использовать денежные средства, уже положенные на счёт. По этой причине, несмотря на то, что на карте может быть достаточное количество денег на счету, владелец не сможет их потратить на приобретение билета[17]. В то же время, благодаря этой особенности карты, у пассажира всегда есть возможность оплатить проезд картой, даже если поездки по "записанному" билету кончились или срок его действия истёк.
На «Тройку» можно «записать» все типы билетов «Единый», кроме билета на календарный месяц с 70 поездками на метрополитене, и «90 минут» в кассах Московского метрополитена и специализированных киосках Мосгортранса. На свою карту владелец может «записать» все типы билетов ТАТ и «Автобус», кроме билетов на пригородные автобусы, в киосках Мосгортранса, оборудованных кодирующими устройствами. Какие именно билеты можно «записать» на «Тройку», срок их действия и сведения о билете можно узнать в ниже представленном списке[5]:
Билет | Количество поездок или время действия | Сведения о билете | |||
---|---|---|---|---|---|
Стоимость, руб. | Цена одной поездки[i 10], руб. | Срок действия[i 11] | Принцип действия | ||
«Единый» | 1[i 12] | 50 | 50 | 5 дней, включая день продажи | Одна поездка — проход в троллейбусе, автобусе, трамвае, метро или монорельсе[i 13]. Помимо метро и ММТС, действительны на всех маршрутах НОТ Москвы. |
2[i 12] | 100 | 50 | |||
5[i 12] | 180 | 36 | 90 дней, включая день продажи | ||
11[i 12] | 360 | 32,72 | |||
20[i 14] | 580 | 29 | |||
40[i 14] | 1160 | 29 | |||
60 | 1400 | 23,33 | |||
1 сутки | 210 | - | 1 сутки с момента первого прохода | Неограниченное число проходов в метро, монорельсе и наземном транспорте в течение указанного времени. Помимо метро и ММТС, действительны на маршрутах зоны А Мосгортранса | |
3 суток | 400 | - | Указанное количество времени с момента продажи билета | ||
7 суток | 800 | - | |||
30 дней | 2000 | - | |||
90 дней | 5000 | - | |||
365 дней | 18200 | - | |||
«90 минут» | 1[i 12] | 60 | 25 (16,5) | День продажи | Одна поездка — неограниченное число поездок на наземном транспорте и одна поездка на метро за 90 минут[i 13]. Помимо метро и ММТС, действительны на маршрутах НОТ зоны А Мосгортранса. |
2[i 12] | 120 | 25 (16,5) | 5 дней со дня первого прохода | ||
5[i 12] | 260 | 24 (14,7) | 90 дней, включая день продажи | ||
11[i 12] | 550 | 22,5(13,7) | |||
20 | 900 | 20 (12,5) | |||
40 | 1800 | 20 (12,5) | |||
60 | 2100 | 15,84 (10,56) | |||
ТАТ (в пределах зоны А ) | 1[i 12] | 30 | 30 | 5 дней, включая день продажи | Одна поездка — проход в троллейбусе, автобусе или трамвае. |
2[i 12] | 60 | 30 | |||
5 | 110 | 21 | 90 дней, включая день продажи | ||
11 | 210 | 18,9 | |||
20 | 370 | 18,5 | |||
40 | 750 | 18,5 | |||
60 | 800 | 13 | |||
30 дней | 900 | - | Указанное количество времени с момента продажи билета | Неограниченное число проходов в наземном транспорте в течение указанного времени. | |
90 дней | 2300 | - | |||
365 дней | 7800 | - | |||
"Автобус" (в пределах зоны Б или переходного участка) | 1 | 25 | 25 | 5 дней, включая день продажи | Одна поездка — проход в автобусе. |
2 | 50 | 25 | |||
5 | 110 | 21 | 90 дней, включая день продажи | ||
11 | 210 | 18,9 | |||
20 | 370 | 18,5 | |||
40 | 750 | 18,5 | |||
60 | 800 | 13 | |||
30 дней | 900 | - | Указанное количество времени с момента продажи билета | Неограниченное число проходов в наземном транспорте в течение указанного времени. | |
90 дней | 2300 | - | |||
365 дней | 7800 | - | |||
"Автобус" (между зонами) | 1 поездка | 50 | 50 | 5 дней, включая день продажи | Одна поездка — проход в автобусе. |
1 месяц | 1500 | - | Указанное количество времени с момента продажи билета | Неограниченное число проходов в наземном транспорте в течение указанного времени. |
Владелец может «записать» любое количество билетов «Единый» и ТАТ. Но он не сможет по техническим причинам записать на карту «Тройка» билет «90 минут», если на его носителе уже «записан» либо ТАТ, либо «Единый» до окончания срока действия (поездок) всех билетов, и наоборот. Владелец при отсутствии билетов ТАТ и «Единый» может «записать» неограниченное количество билетов «90 минут». Это происходит из-за того, что у программы карты «Тройка» существует определённый алгоритм действий, помимо основных (всеобщих) алгоритмов[i 15][16]:
1. Проход в метро или монорельсе: Есть ли «Единый» или «90 минут»?
2. Проход в наземном общественном транспорте (зона А + ЗелАО): Есть ли ТАТ или «90 минут»?[i 16]
3. Проход в наземном общественном транспорте (зона Б-ЗелАО+переходный участок): Есть ли «Автобус» (только внутри зоны Б)?
Подобный алгоритм не действует для межзонных маршрутов Мосгортранса, так как на «Тройке» отсутствует альтернативный соответствующему билету электронный тариф.
Из-за этого, если есть «Единый» или «90 минут», карта будет снимать поездки с него и в метро и в наземном транспорте. А если на карту записан и «Единый» и ТАТ, то «Тройка» будет считывать поездки с «Единого» в метро и монорельсе и с ТАТ в троллейбусе, автобусе и трамвае[16].
Если на карте «записано» несколько билетов одного типа, то они действуют в порядке «записи». Например, владелец записал два «Единых» на «Тройку» на 60 поездок. Он истратил один билет за 85 дней. Это не значит, что на использование второго билета осталось 5 дней. А это значит, что с момента окончания действия первого билета началось действие второго, и у владельца есть не 5, а 90 дней, чтобы использовать второй билет. В таком «зарезервированном» состоянии билет может находиться не более 180 суток, после чего билет «сгорает»[5]. Одновременно на карту может быть записано не более 2-х одинаковых билетов. Например, владелец записал два «Единых» на «Тройку» на 60 поездок. Это значит, что третий такой же билет он сможет записать только тогда, когда полностью использует первый (или истечёт срок его действия).
О том, как работает карта с «Единым» и ТАТ рассказали сотрудники московского Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры[11]:
Представьте себе обычный кошелёк. Вы можете положить в него одновременно билет на проезд и деньги. Если вы использовали билет, то вы либо снова покупаете билет и кладёте его в кошелёк, либо просто расплачиваетесь за проезд деньгами. Аналогично работает и карта «Тройка»: вы можете «записать» удобный вам билет на карту и в то же время положить на неё деньги. Отличие от реального кошелька в том, что сначала используются все поездки по билету и только потом, если на карте есть необходимое количество средств для совершения поездки, «Тройка» будет считывать 30 рублей за проезд на метро, 29 рублей за проезд на наземном транспорте или 46 рублей, если вы совершите поездку с пересадками в течение 90 минут.
На «Тройку» можно «записать»:
Дни проезда | Срок действия |
---|---|
Ежедневно | 1 (включая Большая Москва, Моё Подмосковье), 2—12 месяцев (без скидок и льгот) 5, 10, 15, 20, 25 дней |
По рабочим дням | 10, 15, 20, 25, 30, 60, 90, 120, 160, 180, 360 дней |
Билет выходного дня (с пятницы по понедельник,
предпраздничный, праздничный и послепраздничный день) |
1 месяц |
В определённые даты[i 17] | выбранные даты в пределах одного календарного месяца |
Эти билеты можно записать в кассах пригородного железнодорожного сообщения и в большинстве автоматов «РЖД». На карту «Тройка» можно «записать» максимум два абонемента с различными сроками действия и пунктами назначения. Пассажир имеет право выходить по абонементу, записанному на карту, на любых остановочных пунктах в пределах зоны действия абонемента. Например, при наличии абонемента между Москвой и Пушкино можно входить и выходить в Мытищах. Билет можно купить максимум за 30 дней до начала использования. Также как и на других картах на «Тройке» действует задержка на проход (повторный вход или повторный выход на той же станции), равная 40 минутам[17].
«Записанные» на карту «Тройка» безлимитные абонементы можно пока проверить только в кассах железной дороги. В перспективе станет возможным проверка «Тройки» в информационных терминалах ЦППК[17].
«Пятёрка» — электронный кошелёк, функционал которого идентичен функционалу электронного кошелька «Тройка» в сфере оплаты проезда в общественном транспорте ГУП «Мосгортранс» и ГУП «Московский метрополитен», предназначенный для студентов-первокурсников ВУЗов очной формы обучения.
Электронный кошелёк «Пятёрка» был введён Департаментом транспорта Москвы по поручению Сергея Собянина в октябре 2013 года и распространялся среди студентов-первокурсников вузов. Тестовый период карты проходил в ноябре 2013 года, после чего карта заработала в режиме «Тройки».
Тройка (транспортная карта).