20-05-2023
«Читосэ» | ||
---|---|---|
千 | ||
|
||
«Читосэ» | ||
Основная информация | ||
Тип | бронепалубный крейсер | |
Государство флага | Япония | |
Верфь | "Юнион Айрон Воркс" в Калифорнии, США | |
Заказан к постройке | 1896 год | |
Строительство начато | 16 мая 1897 года | |
Спущен на воду | 23 января 1898 года | |
Введён в эксплуатацию | 1 марта 1898 года | |
Выведен из состава флота | 1 апреля 1928 года | |
Современный статус | Потоплен 19 июля 1931 года в ходе учебных стрельб как корабль-цель | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 4836 т | |
Длина | 115,2 м | |
Ширина | 14,9 м | |
Осадка | 5,3 м | |
Бронирование | палуба: 37—63 мм (скосы 114 мм) щиты 203-мм орудий: 63-114 мм щиты 120-мм орудий: 63 мм боевая рубка: 114 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения 12 Цилиндрических паровых котлов |
|
Мощность | 15 500 л. с. | |
Винты | 2 | |
Скорость | 22,5 узлов максимальная | |
Дальность плавания | 4000 миль | |
Экипаж | 434 человека | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 2 × 1 203-мм 10 × 1 120-мм 12 × 1 76-мм 6 × 1 47-мм |
|
Торпедно-минное вооружение | 4 × 381-мм ТА |
«Читосэ» (яп. 千 Титосэ, известен также как «Читозе»)— бронепалубный крейсер Японского Императорского флота. Один из двух крейсеров типа «Касаги», построенных по Второй чрезвычайной программе пополнения флота 1896 года. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне.
Получил название в честь города Титосэ, старейшего японского города на острове Хоккайдо[1].
Содержание |
При спуске крейсера на воду его «крестной матерью» стала племянница губернатора Калифорнии, разбившая о его борт бутылку калифорнийского вина. 30 апреля 1898 года «Читосэ» прибыл в Йокосука. В апреле 1900 года крейсер принял участие в больших манёврах Императорского флота в составе Блокируемой эскадры[2].
Перед началом русско-японской войны крейсер «Читосэ» вошел в состав 3-го боевого отряда 1-й эскадры Соединенного флота, став флагманским кораблем командира отряда вице-адмирала С.Дева. 9 февраля 1904 года крейсер в составе своего отряда принял участие в бою с 1-й Тихоокеанской эскадрой ведя огонь по «Аскольду» и «Новику». В дальнейшем неоднократно вел разведку, обеспечивал действия миноносцев и брандеров. 25 февраля участвовал в потоплении миноносца «Внушительный». 26 февраля крейсер во главе отряда поддерживал свои миноносцы в ходе боя с русским миноносцем «Стерегущий».
13 апреля «Читосэ» в составе своего отряда вел бой с крейсером «Баян», вышедшем на помощь миноносцу «Страшный».
23 июня при выходе нашей эскадры в море «Читосэ» в составе отряда вел наблюдение за действиями русских кораблей. 10 августа в ходе боя в Желтом море «Читосэ» участвовал в неудачном преследовании «Аскольда» и «Новика».
15 августа «Читосэ» и «Цусима» были направлены к Хоккайдо для перехвата крейсера «Новик». 20 августа в бою между «Новиком» и «Цусимой» «Читосэ» принять участие не успел, но на следующий день обстрелял уже затопленный корпус русского крейсера на рейде Корсаковска[3]. 27 мая 1905 года в Цусимском сражении «Читосэ» действовал в составе 3-го боевого отряда вице-адмирала С.Дева. Крейсер участвовал в бою с русскими крейсерами «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», а также вел огонь по плавучей мастерской «Камчатка», буксирному пароходу «Русь» и транспортам. После того, как около 17:00 был выведен из строя флагман 3-го отряда «Кассаги» «Читосэ» сопровождал его до места ремонта, затем, приняв на борт вице-адмирала С.Дева, вернулся для участия в сражении на следующий день. Утром 28 мая «Читосэ» обнаружил миноносец «Безупречный», который шел в одиночку по направлению к Владивостоку. После часового боя «Безупречный» был потоплен, спасенных не было. Уже после сдачи остатков русской эскадры «Читосэ» принял участие в безуспешной погоне за крейсером «Изумруд».
После Цусимского сражения в июле «Читосэ» принимал участие в прикрытии высадки дополнительных войск в Северную Корею. В конце июля — крейсер прибыл на ремонт в Майдзуру[4].
В 1907 году «Читосэ» совершил кругосветное плавание, в том числе в мае 1907 года принял участие в праздновании 300-летия первого английского поселения в Северной Америке. В 1910 году в ходе модернизации цилиндрические котлы были заменены на котлы «Миябара».
С началом Первой мировой войны крейсер «Читосэ» занимался патрулированием между Сингапуром и Борнео (Калимантан).
В 1922 году «Читосэ» был переклассифицирован в корабль береговой обороны 2-го класса и частично разоружен.
1928 году исключен из боевого состава флота. Затем переоборудован в корабль-цель № 1 (Hai Kan No. 1) и 19 июля 1931 года был потоплен в ходе учений.
Читосэ (крейсер).