Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Чкаловский автобусный завод

16-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Автобус Родник-3230 в Кузьмолово

Чкаловский автобусный завод, ЧАЗ — предприятие по производству автобусов малого класса вместимости марки «Таджикистан» в Чкаловске, Таджикистан.

В закрытом городе Чкаловск («Ленинабад-30») в Таджикской ССР с 1953 года действовал авторемонтный завод для нужд Министерства Среднего Машиностроения СССР, занимавшегося атомной энергетикой, в том числе первой в стране разработкой месторождения урановых руд на «Комбинате № 6» в Ленинабадской области Таджикистана.

В 1960 году на предприятии было организовано собственное производство автобусов и оно стало автобусным заводом. Надежные и неприхотливые автобусы, выпускаемые заводом, работали как вахтовые и на других предприятиях Минсредмаша, в том числе в закрытом городе «Красноярск-26», ныне Железногорск, и на предприятиях других отраслей. Кроме автобусов на заводе с 1961 года также выпускались прицепы и полуприцепы, а также цистерны на них и кузова фургонов.

Автобусы ЧАЗ имели и имеют вагонную компоновку. Для них использовались шасси завода ГАЗ. Первая модель завода «Таджикистан-1» с деревянным каркасом была создана на шасси ГАЗ-51 и базе автобуса малосерийного Каунасского автобусного завода KAG и выпускалась, претерпев ряд модификаций, до 1976 года. С 1970 года одновременно стал выпускаться разработанный на заводе цельнометаллический автобус «Таджикистан-2» на шасси ГАЗ-53А.

В конце 1970-х годов небольшими партиями были выпущены оставшиеся экспериментальными автобусы «Таджикистан-3» и «Таджикистан-4» на шасси ЗИЛ-130.

За ними последовала новая модель «Таджикистан-5» с новым кузовом на шасси ЗИЛ-130. В автобусе установлено 25 мест для сидения, общее количество мест — 42. После модернизаций выпускался под индексами ЧАЗ-3205 и ЧАЗ-3223.

На рубеже 1980-х и 1990-х гг. на заводе планировался выпуск автобусов моделей 4209 и 42091 на шасси ЗИЛ-4331 и ЗИЛ-4333 разработки львовского ВКЭИавтобуспром. Освоить производство до развала СССР не удалось.

После распада СССР на заводе было создано совместное предприятие «Худжанд-ЗИЛ», которое продолжило в небольших количествах выпуск незначительно модернизировнных автобусов под названием ЧАЗ-3223, в том числе заказных партий грузопассажирских, повышенной комфортности, бронированных, рефрижераторных, ритуальных и других модификаций. В 1995 году производство этих автобусов (несколько изменённых и получивших название Родник-3230) по фактически украденной документации было также организовано в России, в городе Родники, Ивановской области.

Ссылки

  • «Грузовик Пресс» №12/2006
  • ООО "Чкаловский автобусный завод" (СП "Худжанд-ЗИЛ")
  • Фото автобусов ЧАЗ [1], [2], [3], [4]
  • Худжант-ЗИЛ на портале развития Таджикистана


Чкаловский автобусный завод.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06