30-05-2023
16-мм киноплёнка, 16-миллиметровая киноплёнка — киноплёнка шириной 16 миллиметров с одним или двумя рядами перфорации. Получила широкое распространение в современном кинопроизводстве с небольшими бюджетами. До недавнего времени использовалась кинопередвижками и в учебных заведениях для кинопоказа при небольших зрительских аудиториях. Кроме того, 16-мм киноплёнка была распространена в исследовательских работах, например для сверхскоростной киносъёмки.
Узкая киноплёнка шириной 16-мм на безопасной ацетатной подложке была выпущена компанией Eastman Kodak в 1923 году, как альтернатива любительской 9,5-мм плёнке «Пате-Бэби» французской студии «Pathé»[1]. Попытки двух компаний договориться о создании общего формата оказались безуспешными, и некоторое время стандарты существовали параллельно[2]. В результате успешного внедрения звука на 16-мм киноплёнке и популярности первой обращаемой плёнки Kodachrome, этот формат вытеснил французского конкурента. Принципиальным отличием от киноплёнок, изначально предназначавшихся для профессионального кино, стала конструкция кинопроекторов, рассчитанных на такую же зарядку узкоплёночного фильма, как в киносъёмочном аппарате: эмульсией к объективу[3]. Это объясняется тем, что процесс контактной печати изначально не предусматривался для любительского кино, предполагающего использование обращаемой киноплёнки. Поэтому при тиражировании 16-мм фильмокопий для получения на экране прямого изображения применяется оптическая печать через подложку негатива.
При шаге перфорации 7,62 мм (для позитивной киноплёнки) размер стандартного кадра формата 16-мм составляет 10,05×7,45 мм[4]. Размеры кадрового окна кинопроектора несколько меньше: 9,45×7,05 мм[5]. Соотношение сторон экрана такого фильма близко классическому и составляет 1,34:1. Перфорация располагается между кадрами киноплёнки: по одной на каждый из них. Размеры и расположение кадра и фонограммы на 16-мм фильмокопиях регламентированы по ГОСТ 25704-83[6]. Первая 16-мм киноплёнка выпускалась только с двухсторонней перфорацией. В 1932 году в связи с распространением звукового кино от одного ряда перфораций отказались, и вся аппаратура стала поддерживать одностороннюю перфорацию[7][8]. С двухсторонней перфорацией поставляются киноплёнки, главным образом для высокоскоростной киносъёмки[9]. Некоторые сорта с односторонней перфорацией снабжались двумя магнитными дорожками: широкой, расположенной на месте отсутствующего ряда перфорации, и узкой «балансировочной» с противоположного края. Фильмокопии печатались на киноплёнке с односторонней перфорацией и снабжались оптической или магнитной фонограммой.
Негативная и обращаемая 16-мм киноплёнки снабжаются футажными номерами с интервалом в 20 кадров для последующего монтажа. В СССР интервал между футажными номерами этих же сортов составлял 40 кадров[10]. Для тиражирования 16-мм фильмокопий использовалась киноплёнка шириной 32-мм с двумя рядами перфораций. После оптической печати и лабораторной обработки она разрезалась вдоль, давая две идентичные 16-мм фильмокопии с односторонней перфорацией[11]. Такая технология позволяла удешевить печать, и для неё выпускались специальные кинокопировальные аппараты.
Несмотря на малую площадь кадра, в течение десятилетия новый формат получил распространение в профессиональном кино в отраслях, где компактность и мобильность важнее качества изображения. По сравнению с «нормальной» 35-мм киноплёнкой узкая позволяет как минимум вдвое уменьшить массу и размеры киноаппаратуры, снизить затраты на киноплёнку, а также стоимость и вес фильмокопий. 16-мм кинопроекторы, как правило, не требуют стационарной установки и квалифицированного обслуживания, позволяя быстро разворачивать киноустановку в мало приспособленных местах. Поэтому копии фильмов, снятых на 35-мм киноплёнке, дополнительно печатались в дешёвом узкоплёночном варианте для кинопередвижек и учебных заведений. В США такие фильмокопии можно было взять напрокат для домашнего просмотра. До появления видеокамер и видеомагнитофонов 16-мм кинокамеры широко использовались в документальном и прикладном кинематографе, а также для съёмки телерепортажей, поскольку качество получаемого изображения было достаточным для телевидения стандартной чёткости.
Кроме удобства и мобильности, узкоплёночные камеры обладали ещё одним достоинством: некоторые из них позволяли записывать оптическую или магнитную фонограмму на общую с изображением киноплёнку (англ. Sound On Film)[12]. Узкоплёночные микст-камеры массово выпускались американскими компаниями «Auricon», «Cinema Products», а также Московским заводом киноаппаратуры (16СР, «Русь» 2СР)[13][14]. Для оперативной подготовки новостных сюжетов могла применяться обращаемая киноплёнка, выпускавшаяся только узких форматов и пригодная для телекинопроекции сразу после лабораторной обработки. Кроме съёмки новостей 16-мм киноплёнка применялась на телевидении в кинорегистраторах видео, обеспечивая существенную экономию средств[15]. Во всех случаях на телевидении скорость перемещения киноплёнки в Европе принимается равной кадровой частоте соответствующего стандарта разложения — 25 кадров в секунду. В Северной Америке используется частота 24 кадра в секунду с последующей интерполяцией в частоту стандарта NTSC 29,97 кадров в секунду.
Ещё одна область, в которой 16-мм формат нашёл широкое применение — ускоренная киносъёмка. Малые шаг кадра и масса перемещаемого фотоматериала позволяют осуществлять съёмку с более высокими частотами, чем доступные для 35-мм киноплёнки при её прерывистом движении. В отличие от аппаратуры с непрерывным движением плёнки и оптической компенсацией, материал, полученный такими камерами пригоден не только для исследовательских целей, но и для обычного кинематографа. 16-мм киноплёнка получила распространение в любительском кинематографе, став особенно популярной после выпуска в 1935 году первой обращаемой плёнки Kodachrome именно этого формата. Однако, более экономичная 8-мм киноплёнка после своего появления постепенно вытеснила 16-мм формат из любительского кино[16]. В Советском Союзе на 16-мм киноплёнку снимали, в основном, объединения кинолюбителей, организованные при учреждениях культуры. Узкоплёночные фильмокопии широкоэкранных фильмов в Советском Союзе изготавливались с пансканированием, предполагающим обрезку кадра по длинной стороне. За пределами СССР получила некоторое распространение печать на 16-мм киноплёнке широкоэкранных фильмокопий с анаморфированным кадром[17]. С применением 16-миллиметрового оборудования снят известный фильм «Ведьма из Блэр» (аппаратура показана в фильме).
Первые 16-мм кинокамеры выпускали Kodak, Bell&Howell, Simplex, Zeiss Ikon и большинство других производителей киноаппаратуры[18]. Наиболее известны модели «Kinamo» и «Cine Kodak». Одной из первых 16-мм аппараты профессионального класса стала производить шведская компания Bolex. В СССР 16-мм аппаратура начала производиться после войны. Выпускались как любительские («Киев», «Альфа», «Красногорск»), так и профессиональные 16-мм кинокамеры («Русь 16-СК», «Кинор 16СХ-2М», «Спутник», «16-СП»). В настоящее время 16-мм киносъёмочная аппаратура выпускается только за рубежом: «Arriflex 16SR-3», «Arriflex 416», «Aaton XTR», «Panaflex 16» и др. Компания «Photo Sonics» выпускает камеру для ускоренной киносъёмки с частотой до 1000 кадров в секунду. В 2000-х годах появился класс цифровых кинокамер с размером сенсора, совпадающим с кадром «Супер-16», и пригодным для 16-мм съёмочной оптики. Наиболее известные из них — шведские камеры «Digital Bolex» и «Ikonoskop»[19][20].
Любительская камера «Minute-16» 1949 год
Профессиональная камера «Bolex H16»
Профессиональная камера «Arri 16 ST»
Советский аппарат «Кинор 16СХ-2М»
Профессиональный аппарат «Arriflex 16SR»
Любительская камера «Красногорск-2»
Первый звуковой 16-мм кинопроектор выпущен на рынок компанией RCA в 1930 году. С тех пор подавляющее большинство кинопроекционной аппаратуры этого формата выпускалось с оптической звукочитающей системой, а некоторые модели дополнялись магнитным звукоблоком. В СССР немые кинопроекторы «А-16» начали выпускаться в 1932 году одесским заводом треста «Киномехпром»[21]. На смену им пришло семейство «16-НП», разные модели которого выпускались до середины 1960-х годов[22]. В дальнейшем выпускались только звуковые аппараты: «16-ЗП-6», «Школьник» ПУ-16-2, «Украина» ПП-16-1, «Украина-4» ПП-16-4 и более современные «Украина-5» П16П1 и «Украина-7» П16П3[23][24]. Марки «Школьник» и «Украина» централизованно распределялись в учебные заведения, и имелись в большинстве советских школ. В отличие от любительских 8-мм кинопроекторов эти аппараты поставлялись в составе киноустановки, дополнительно содержащей автотрансформатор, усилитель звука, громкоговоритель и экран. Портативные 16-мм кинопроекторы «ЛКП», «Радуга» КП-1, «Каштан» КЛН-1 и 16-КПЗЛ-3 были рассчитаны на подключение внешнего усилителя или оснащались портативным звуковоспроизводящим устройством в съёмном футляре[25]. Для небольших кинотеатров выпускались стационарные кинопроекторы «Черноморец» и КПС-16-2 с ксеноновой лампой, рассчитанные на установку в специальной аппаратной и непрерывный показ двумя постами.
В 1969 году шведский кинооператор Руне Эриксон предложил производственный 16-мм формат — «Супер-16»[26]. Он непригоден для печати совмещённых фильмокопий, поскольку ширина кадра увеличена за счёт отсутствия пространства для звуковой дорожки и перфорации с одного края плёнки. Первые камеры этого формата были получены переделкой стандартных в мастерских киностудий, но через некоторое время многие производители запустили промышленный выпуск оборудования: киносъёмочной аппаратуры, кинокопировальных аппаратов, монтажных столов и т. д. В настоящее время кадр «Супер-16» принят в качестве международного стандарта SMPTE наряду с обычным кадром 16-мм.
В СССР формат не применялся, но в настоящее время широко используется в России и за рубежом для съёмки телесериалов по технологии Digital Intermediate, поскольку информационная ёмкость такого кадра на современных сортах плёнки достаточна для телевидения высокой чёткости[27].
Впервые использован кинооператором Франком Демарко при съёмках кинопроб для фильма «Пи». Формат «Ультра-16» так же является производственным и отличается от «Супер-16» симметричным расположением кадра относительно киноплёнки. Кадр «Ультра-16» получается увеличением стандартного на 0,77 мм с каждой стороны по ширине. При этом углы экспонируемого участка частично заходят на перфорацию[28]. Полезная площадь кадра с соотношением сторон 1,85:1 занимает всю высоту между перфорациями и составляет 11,8×6,25 мм. С него возможна печать кашетированных фильмокопий, а также получения видео высокой чёткости формата 16:9[29]
Достоинство формата заключается в более простой переделке стандартной киносъёмочной аппаратуры, чем для «Супер-16» с такой же площадью кадра. Для кадрирования может использоваться штатный видоискатель, поскольку кадровое окно растачивается симметрично[28]. Остаётся пригодной вся 16-мм оптика без смещения байонета относительно киноплёнки. Более того, просмотр полученного фильма возможен стандартным кинопроектором с незначительным срезанием изображения справа и слева, а после доработки фильмового канала кадр виден целиком[30]. В отличие от «Супер-16» новый размер кадра не принят в качестве международного стандарта, и используется кинематографистами неофициально. Съёмочная аппаратура этого формата не выпускается промышленно, а переделывается из обычной.
Форматы кинематографа | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Форматы плёнки | 8-мм • 16-мм • 35-мм • 70-мм | ||||||||||||||
Киноформаты |
|
||||||||||||||
Стандарты соотношения сторон экрана | 1,33:1 • 1,37:1 • 1,85:1 • 2,2:1 • 2,35:1 • 2,75:1 | ||||||||||||||
Способы согласования форматов | Scope • Flat • Letterbox • Пансканирование • Скрытое кашетирование |
16-мм киноплёнка.