Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

16-мм киноплёнка

30-05-2023

Перейти к: навигация, поиск

16-мм киноплёнка, 16-миллиметровая киноплёнкакиноплёнка шириной 16 миллиметров с одним или двумя рядами перфорации. Получила широкое распространение в современном кинопроизводстве с небольшими бюджетами. До недавнего времени использовалась кинопередвижками и в учебных заведениях для кинопоказа при небольших зрительских аудиториях. Кроме того, 16-мм киноплёнка была распространена в исследовательских работах, например для сверхскоростной киносъёмки.

Стандарты Super-16 и 16-мм

Особенности

«Нормальная» киноплёнка 35-мм и «узкая» 16-мм с оптическими дорожками

Узкая киноплёнка шириной 16-мм на безопасной ацетатной подложке была выпущена компанией Eastman Kodak в 1923 году, как альтернатива любительской 9,5-мм плёнке «Пате-Бэби» французской студии «Pathé»[1]. Попытки двух компаний договориться о создании общего формата оказались безуспешными, и некоторое время стандарты существовали параллельно[2]. В результате успешного внедрения звука на 16-мм киноплёнке и популярности первой обращаемой плёнки Kodachrome, этот формат вытеснил французского конкурента. Принципиальным отличием от киноплёнок, изначально предназначавшихся для профессионального кино, стала конструкция кинопроекторов, рассчитанных на такую же зарядку узкоплёночного фильма, как в киносъёмочном аппарате: эмульсией к объективу[3]. Это объясняется тем, что процесс контактной печати изначально не предусматривался для любительского кино, предполагающего использование обращаемой киноплёнки. Поэтому при тиражировании 16-мм фильмокопий для получения на экране прямого изображения применяется оптическая печать через подложку негатива.

При шаге перфорации 7,62 мм (для позитивной киноплёнки) размер стандартного кадра формата 16-мм составляет 10,05×7,45 мм[4]. Размеры кадрового окна кинопроектора несколько меньше: 9,45×7,05 мм[5]. Соотношение сторон экрана такого фильма близко классическому и составляет 1,34:1. Перфорация располагается между кадрами киноплёнки: по одной на каждый из них. Размеры и расположение кадра и фонограммы на 16-мм фильмокопиях регламентированы по ГОСТ 25704-83[6]. Первая 16-мм киноплёнка выпускалась только с двухсторонней перфорацией. В 1932 году в связи с распространением звукового кино от одного ряда перфораций отказались, и вся аппаратура стала поддерживать одностороннюю перфорацию[7][8]. С двухсторонней перфорацией поставляются киноплёнки, главным образом для высокоскоростной киносъёмки[9]. Некоторые сорта с односторонней перфорацией снабжались двумя магнитными дорожками: широкой, расположенной на месте отсутствующего ряда перфорации, и узкой «балансировочной» с противоположного края. Фильмокопии печатались на киноплёнке с односторонней перфорацией и снабжались оптической или магнитной фонограммой.

Негативная и обращаемая 16-мм киноплёнки снабжаются футажными номерами с интервалом в 20 кадров для последующего монтажа. В СССР интервал между футажными номерами этих же сортов составлял 40 кадров[10]. Для тиражирования 16-мм фильмокопий использовалась киноплёнка шириной 32-мм с двумя рядами перфораций. После оптической печати и лабораторной обработки она разрезалась вдоль, давая две идентичные 16-мм фильмокопии с односторонней перфорацией[11]. Такая технология позволяла удешевить печать, и для неё выпускались специальные кинокопировальные аппараты.

Использование

Несмотря на малую площадь кадра, в течение десятилетия новый формат получил распространение в профессиональном кино в отраслях, где компактность и мобильность важнее качества изображения. По сравнению с «нормальной» 35-мм киноплёнкой узкая позволяет как минимум вдвое уменьшить массу и размеры киноаппаратуры, снизить затраты на киноплёнку, а также стоимость и вес фильмокопий. 16-мм кинопроекторы, как правило, не требуют стационарной установки и квалифицированного обслуживания, позволяя быстро разворачивать киноустановку в мало приспособленных местах. Поэтому копии фильмов, снятых на 35-мм киноплёнке, дополнительно печатались в дешёвом узкоплёночном варианте для кинопередвижек и учебных заведений. В США такие фильмокопии можно было взять напрокат для домашнего просмотра. До появления видеокамер и видеомагнитофонов 16-мм кинокамеры широко использовались в документальном и прикладном кинематографе, а также для съёмки телерепортажей, поскольку качество получаемого изображения было достаточным для телевидения стандартной чёткости.

Кроме удобства и мобильности, узкоплёночные камеры обладали ещё одним достоинством: некоторые из них позволяли записывать оптическую или магнитную фонограмму на общую с изображением киноплёнку (англ. Sound On Film)[12]. Узкоплёночные микст-камеры массово выпускались американскими компаниями «Auricon», «Cinema Products», а также Московским заводом киноаппаратуры (16СР, «Русь» 2СР)[13][14]. Для оперативной подготовки новостных сюжетов могла применяться обращаемая киноплёнка, выпускавшаяся только узких форматов и пригодная для телекинопроекции сразу после лабораторной обработки. Кроме съёмки новостей 16-мм киноплёнка применялась на телевидении в кинорегистраторах видео, обеспечивая существенную экономию средств[15]. Во всех случаях на телевидении скорость перемещения киноплёнки в Европе принимается равной кадровой частоте соответствующего стандарта разложения — 25 кадров в секунду. В Северной Америке используется частота 24 кадра в секунду с последующей интерполяцией в частоту стандарта NTSC 29,97 кадров в секунду.

Ещё одна область, в которой 16-мм формат нашёл широкое применение — ускоренная киносъёмка. Малые шаг кадра и масса перемещаемого фотоматериала позволяют осуществлять съёмку с более высокими частотами, чем доступные для 35-мм киноплёнки при её прерывистом движении. В отличие от аппаратуры с непрерывным движением плёнки и оптической компенсацией, материал, полученный такими камерами пригоден не только для исследовательских целей, но и для обычного кинематографа. 16-мм киноплёнка получила распространение в любительском кинематографе, став особенно популярной после выпуска в 1935 году первой обращаемой плёнки Kodachrome именно этого формата. Однако, более экономичная 8-мм киноплёнка после своего появления постепенно вытеснила 16-мм формат из любительского кино[16]. В Советском Союзе на 16-мм киноплёнку снимали, в основном, объединения кинолюбителей, организованные при учреждениях культуры. Узкоплёночные фильмокопии широкоэкранных фильмов в Советском Союзе изготавливались с пансканированием, предполагающим обрезку кадра по длинной стороне. За пределами СССР получила некоторое распространение печать на 16-мм киноплёнке широкоэкранных фильмокопий с анаморфированным кадром[17]. С применением 16-миллиметрового оборудования снят известный фильм «Ведьма из Блэр» (аппаратура показана в фильме).

16-мм аппаратура

Первые 16-мм кинокамеры выпускали Kodak, Bell&Howell, Simplex, Zeiss Ikon и большинство других производителей киноаппаратуры[18]. Наиболее известны модели «Kinamo» и «Cine Kodak». Одной из первых 16-мм аппараты профессионального класса стала производить шведская компания Bolex. В СССР 16-мм аппаратура начала производиться после войны. Выпускались как любительские («Киев», «Альфа», «Красногорск»), так и профессиональные 16-мм кинокамеры («Русь 16-СК», «Кинор 16СХ-2М», «Спутник», «16-СП»). В настоящее время 16-мм киносъёмочная аппаратура выпускается только за рубежом: «Arriflex 16SR-3», «Arriflex 416», «Aaton XTR», «Panaflex 16» и др. Компания «Photo Sonics» выпускает камеру для ускоренной киносъёмки с частотой до 1000 кадров в секунду. В 2000-х годах появился класс цифровых кинокамер с размером сенсора, совпадающим с кадром «Супер-16», и пригодным для 16-мм съёмочной оптики. Наиболее известные из них — шведские камеры «Digital Bolex» и «Ikonoskop»[19][20].

Первый звуковой 16-мм кинопроектор выпущен на рынок компанией RCA в 1930 году. С тех пор подавляющее большинство кинопроекционной аппаратуры этого формата выпускалось с оптической звукочитающей системой, а некоторые модели дополнялись магнитным звукоблоком. В СССР немые кинопроекторы «А-16» начали выпускаться в 1932 году одесским заводом треста «Киномехпром»[21]. На смену им пришло семейство «16-НП», разные модели которого выпускались до середины 1960-х годов[22]. В дальнейшем выпускались только звуковые аппараты: «16-ЗП-6», «Школьник» ПУ-16-2, «Украина» ПП-16-1, «Украина-4» ПП-16-4 и более современные «Украина-5» П16П1 и «Украина-7» П16П3[23][24]. Марки «Школьник» и «Украина» централизованно распределялись в учебные заведения, и имелись в большинстве советских школ. В отличие от любительских 8-мм кинопроекторов эти аппараты поставлялись в составе киноустановки, дополнительно содержащей автотрансформатор, усилитель звука, громкоговоритель и экран. Портативные 16-мм кинопроекторы «ЛКП», «Радуга» КП-1, «Каштан» КЛН-1 и 16-КПЗЛ-3 были рассчитаны на подключение внешнего усилителя или оснащались портативным звуковоспроизводящим устройством в съёмном футляре[25]. Для небольших кинотеатров выпускались стационарные кинопроекторы «Черноморец» и КПС-16-2 с ксеноновой лампой, рассчитанные на установку в специальной аппаратной и непрерывный показ двумя постами.

Супер-16

В 1969 году шведский кинооператор Руне Эриксон предложил производственный 16-мм формат — «Супер-16»[26]. Он непригоден для печати совмещённых фильмокопий, поскольку ширина кадра увеличена за счёт отсутствия пространства для звуковой дорожки и перфорации с одного края плёнки. Первые камеры этого формата были получены переделкой стандартных в мастерских киностудий, но через некоторое время многие производители запустили промышленный выпуск оборудования: киносъёмочной аппаратуры, кинокопировальных аппаратов, монтажных столов и т. д. В настоящее время кадр «Супер-16» принят в качестве международного стандарта SMPTE наряду с обычным кадром 16-мм.

В СССР формат не применялся, но в настоящее время широко используется в России и за рубежом для съёмки телесериалов по технологии Digital Intermediate, поскольку информационная ёмкость такого кадра на современных сортах плёнки достаточна для телевидения высокой чёткости[27].

Ультра-16

Впервые использован кинооператором Франком Демарко при съёмках кинопроб для фильма «Пи». Формат «Ультра-16» так же является производственным и отличается от «Супер-16» симметричным расположением кадра относительно киноплёнки. Кадр «Ультра-16» получается увеличением стандартного на 0,77 мм с каждой стороны по ширине. При этом углы экспонируемого участка частично заходят на перфорацию[28]. Полезная площадь кадра с соотношением сторон 1,85:1 занимает всю высоту между перфорациями и составляет 11,8×6,25 мм. С него возможна печать кашетированных фильмокопий, а также получения видео высокой чёткости формата 16:9[29]

Достоинство формата заключается в более простой переделке стандартной киносъёмочной аппаратуры, чем для «Супер-16» с такой же площадью кадра. Для кадрирования может использоваться штатный видоискатель, поскольку кадровое окно растачивается симметрично[28]. Остаётся пригодной вся 16-мм оптика без смещения байонета относительно киноплёнки. Более того, просмотр полученного фильма возможен стандартным кинопроектором с незначительным срезанием изображения справа и слева, а после доработки фильмового канала кадр виден целиком[30]. В отличие от «Супер-16» новый размер кадра не принят в качестве международного стандарта, и используется кинематографистами неофициально. Съёмочная аппаратура этого формата не выпускается промышленно, а переделывается из обычной.

См. также

Примечания

  1. Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 49
  2. Гордийчук, 1979, с. 35
  3. Основы кинотехники, 1965, с. 203
  4. Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 66
  5. Гордийчук, 1979, с. 38
  6. Материалы фильмовые. Поля изображения и дорожки записи (рус.). ГОСТ 25704—83. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др. (1 января 1985). Проверено 24 января 2015.
  7. Основы кинотехники, 1965, с. 383
  8. Кинопроекционная техника, 1966, с. 234
  9. Типы и форматы киноплёнки (рус.). Архивировано из первоисточника 12 августа 2012.
  10. Кинопленки для профессиональной кинематографии и телевидения. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение (рус.). ГОСТ 26569—85. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и др. (26 июня 1985). Проверено 8 января 2015.
  11. Гордийчук, 1979, с. 403
  12. Киносъёмочная техника, 1988, с. 58
  13. Auricon (англ.). Classic Motion Picture Cameras. Cinematographers. Проверено 7 сентября 2014.
  14. Звуковые камеры 16СР; 2СР; 2СР-М (рус.). Кинокамеры. Сайт кино и видеотехники XX века. Проверено 14 декабря 2014.
  15. Why TV Is Going Movie-Mad", Popular Science, Февраль 1955, с. 118.
  16. Кинопроекция в вопросах и ответах, 1971, с. 52
  17. Гордийчук, 1979, с. 397
  18. 16 mm cameras (англ.). Cine Collection. Anna & Terry Vacani. Проверено 3 февраля 2015.
  19. The Digital Bolex Cinema Camera: Modernizing History (англ.). Camera. Digital Bolex. Проверено 3 февраля 2015.
  20. Ikonoskop A-Cam dll vs Blackmagic Cinema Camera — first impressions (англ.). Reviews. EOSHD (23 November 2012). Проверено 3 февраля 2015.
  21. А16/УП-2 (рус.). Кинопроекторы. Сайт кино- и видеотехники XX века. Проверено 10 февраля 2015.
  22. Как самому снять и показать кинофильм, 1952, с. 228
  23. Справочник киномеханика, 1988, с. 231
  24. Справочная книга кинолюбителя, 1977, с. 286
  25. Кинопроекционная техника, 1966, с. 572
  26. Super-16 (англ.). Film Formats. Cinematographers. Проверено 8 января 2015.
  27. The beauty of 16 (англ.). Camera technologies. Архивировано из первоисточника 19 сентября 2012.
  28. ↑ Ultra16 camera modification (англ.). Movie-project Consultant. Проверено 22 января 2015.
  29. The Revelation of Ultra 16mm (англ.). James River Film Journal (27 October 2010). Проверено 22 января 2015.
  30. Can 16 mm became wider? (англ.). Ultra 16. Film is fine (29 April 2014). Проверено 22 января 2015.

Литература

  • Е. А. Иофис Глава II. Оценка свойств киноплёнок // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1964. — С. 24—68. — 300 с.
  • Е. М. Голдовский Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин Кинопроекционная техника / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М.,: «Искусство», 1966. — 636 с.
  • Голдовский, Е. Глава I // Кинопроекция в вопросах и ответах. — 1-е изд. — М., : Искусство, 1971. — С. 7. — 220 с.
  • Ершов К. Г. Глава 6. Технические средства звукозаписи при киносъёмке // Киносъёмочная техника / С. М. Проворнов. — Л.,: «Машиностроение», 1988. — С. 192—236. — 272 с. — ISBN 5-217-00276-0.
  • Гордийчук, И. Б. Системы узкоплёночного кинематографа // Справочник кинооператора / И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль ; Н. Н. Жердецкая. — М., : Искусство, 1979. — С. 34—38. — 440 с.
  • Кудряшов, Н. Как самому снять и показать кинофильм. — 1-е изд. — М., : Госкиноиздат, 1952. — С. 5—9. — 252 с.
  • Ю. П. Черкасов Справочник киномеханика / Л. А. Савина. — М.,: «Высшая школа», 1988. — 415 с. — ISBN 5-06-001188-7.
  • Г. Андерег, Н. Панфилов Глава IX. Изготовление звуковых фильмов // Справочная книга кинолюбителя / Д. Н. Шемякин. — Л.,: «Лениздат», 1977. — С. 200—236. — 368 с.

Ссылки

  • Развитие форматов киноплёнки (англ.). Spare Time Labs 2.0. Проверено 22 января 2015.

16-мм киноплёнка.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06