Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

AGM-158 JASSM

06-08-2023

AGM-158 JASSM
Air-Ground Missile-158 Joint Air-to-Surface Standoff Missile
Макет JASSM на выставке
Тип Крылатая ракета воздушного базирования
Статус на вооружении
Разработчик Lockheed-Martin
Годы разработки 1995-
Начало испытаний Ноябрь 1999
Годы производства Декабрь 2001 — н. в.
Единиц произведено Всего: 5278 шт. (2012 г.)[1]
AGM-158A: 2747[2]
JASSM-ER: 2531[1]
Стоимость единицы AGM-158A: US$1,5 млн[2]
JASSM-ER: US$1,7 млн[1]
Годы эксплуатации Октябрь 2003 — н. в.
Основные эксплуатанты ВВС США
ВВС Австралии
ВВС Южной Кореи
ВВС Нидерландов
Модификации AGM-158 JASSM-ER
Основные технические характеристики:
Дальность полёта: 360 км (JASSM-ER до 980 км)
Точность (КВО): ~3 м
Боевая часть: 450 кг, проникающая WDU-42/B
↓Все технические характеристики
 Изображения на Викискладе
AGM-158 JASSM
запуск с B-2

AGM-158 JASSM (сокр. англ. Joint Air-to-Surface Standoff Missile) — американская высокоточная крылатая ракета класса «воздух — поверхность» разработанная корпорацией Lockheed Martin. Предназначена для поражения важных, высокозащищённых стационарных и перемещаемых целей (квазистационарных), в любых метеоусловиях и времени суток, с дистанций вне зоны действия средств ПВО противника[3].

Создана с использованием технологий малой радиолокационной заметности. На ракете установлен турбореактивный двигатель. В составе системы наведения, наряду с инерциальной системой управления с коррекцией от приёмника сигналов спутниковой системы GPS с высокой степенью радиоэлектронной защиты, используется современная (на 2012 год) инфракрасная головка самонаведения (работает на конечном участке полёта)[3], установлена система автономного распознавания целей.

По состоянию на 2012 год JASSM интегрирована в состав вооружения следующих носителей: бомбардировщики B-1, B-2 и B-52, F-16 и F/A-18. Работы по интеграции с F-15E ведутся, на дальнейшую перспективу планируется интеграция с F-35[3].

Производственная стоимость: $0,7 млн. Общая стоимость программы: $3 млрд.

Содержание

История

Программа JASSM (англ. Joint Air-to-Surface Standoff Missile, буквально единая ракета класса «воздух-поверхность» запускаемая вне зоны поражения ПВО) стартовала в 1995 году последовав за прекращённой, из-за высокой стоимости, AGM-137 TSSAM (англ. Tri-Service Standoff Attack Missile). Целью разработки была малозаметная высокоточная ракета большой дальности, обеспечивающая возможность применения носителем без захода в зону поражения ПВО противника и имеющая значительно сниженную относительно TSSAM стоимость.

В июне 1996 года, двум компаниям Локхид-Мартин и Макдоннел Дуглас (сейчас Боинг), были выданы контракты на этап предварительной проработки концепции и отдельных элементов ракеты и определения путей снижения риска при её создании (PDRR — англ. Program Definition and Risk Reduction) рассчитанный на 24 месяца. Одновременно, двум конкурирующим разработкам были присвоены индексы AGM-158A и AGM-159A, соответственно.

В апреле 1998 года Локхид-Мартин выиграла контракт на этап EMD проектирования и промышленной разработки JASSM[сн. 1].

Лётные испытания AGM-158A с двигателем начались в ноябре 1999 года, а доводочные испытания ракеты — в январе 2001 года. Запуск в производство малой установочной серии был одобрен в декабре 2001 года, а в середине 2002 года, разработка JASSM официально вошла в стадию OT&E эксплуатационных испытаний и оценки[сн. 2] Однако, две неудачи связанные с испытаниями боевой части в конце 2002 года задержали выполнение программы по крайней мере на три месяца. Тем не менее, в апреле 2003 года стендовая отработка была успешно завершена. Первые же два лётных испытания в мае 2003 года были аварийными по причинам связанным с двигателем и пусковым устройством. Окончательная сертификация готовности к войсковой эксплуатации на B-52 была получена в октябре 2003 года, при этом на будущее планировалась интеграция JASSM со всеми эксплуатирующимися в США ударными самолётами, включая: F-15E, F-16, F/A-18, F-35, B-1B, B-2 и B-52.

Согласно планам существовавшим на 2000 год предусматривалась закупка 4000 JASSM для ВВС и 700 ракет для ВМС США при стоимости серийного образца порядка 400 тыс. долларов США[4].

ВМС США, хотя и были партнёром по реализации программы Единой ракеты класса «воздух-поверхность» запускаемой вне зоны поражения ПВО, в отношении AGM-158 вели себя более сдержанно, чем в ВВС США предпочитая вместо неё AGM-84H/K SLAM-ER. Первоначально, закупка 450 JASSM была отложена на 2007 год, а в итоге, в 2005 году была отменена вообще. Начиная с 2006 финансового года, ВМС перестали выделять средства и на ведение НИОКР по данной программе.

По состоянию на 2008 год потребности ВВС США в AGM-158 оценивались в 4900 ракет, начало полномасштабного производства базовой модификации AGM-158A было одобрено в мае 2004 года. К маю 2007 года около 600 ракет было поставлено производителем в ВВС.

Закупки

В 2008 году с компанией Lockheed Martin был заключён седьмой по счёту контракт, стоимостью $107 млн, на производство ещё 111 ракет, после чего общее количество заказанных ракет составило 1053 единиц[5].

В октябре 2009 года проведены испытания JASSM на надёжность.[6] Было успешно поражено 15 целей в 16 пусках.[6]

Конструкция

Конструкция крылатой ракеты имеет нормальную аэродинамическую схему и является низкопланом со складывающимся элевонами. В конструкции ракеты широко использованы композиционные материалы на основе углеродных волокон. В качестве силовой установки применяется одновальный, одноконтурный турбореактивный двигатель J402-CA-100 компании Teledyne CAE[en] с усовершенствованными, по сравнению с исходным двигателем J402-CA-400 противокорабельной ракеты «Гарпун», компрессором и топливной системой. Система управления комбинированная, инерциальная с коррекцией накопленной ею ошибки по данным приёмника сигналов спутниковой навигационной системы NAVSTAR, на конечном участке траектории полёта может использоваться инфракрасная головка самонаведения (ИК ГСН) и программно-аппаратные средства автономного распознавания целей.

Боевая часть

На JASSM использована унитарная проникающая боевая часть J-1000 (серийное обозначение WDU-42/B) массой около 450 кг. Корпус БЧ выполнен из вольфрамового сплава[7] и снаряжён 109 кг высокоэффективного малочувствительного взрывчатого вещества AFX-757[8].

В донной части БЧ имеются вентиляционные отверстия и патентованное «термически-реактивное» стопорное кольцо. Стопорное кольцо освобождается при температуре около 140—150 градусов Цельсия (290 градусов по Фаренгейту). Это обеспечивает продувку основного заряда через вентиляционные отверстия, исключающую накопление избыточного давления и отсутствие иной реакции на воздействие опасных факторов, кроме горения заряда.

Для инициирования БЧ используется программируемый взрыватель FMU-156/B (англ. Joint Programmable Fuze — единый программируемый взрыватель)[9]. Взрыватель электромеханического типа содержит 150 грамм взрывчатого вещества PBXN-9[сн. 3].

Использованные при разработке J-1000 решения и материалы позволили ей стать одним из первых боеприпасов прошедшим сертификацию на пониженную чувствительность и одновременно, получившим группу риска 1.2.3 по классификации опасности стандарта MIL-STD-2105[сн. 4].

Отношение массы БЧ к площади поперечного сечения 0,64. БЧ J-1000 при скорости 300 м/с может проникать в грунт средней плотности на глубину от 6,1 до 24,4 метров и пробивать железобетонные плиты общей толщиной 1,2-2,1 метров[7].

При разработке, в зависимости от типа поражаемой цели, предполагалась возможность применения на ракете кассетной БЧ, Для снаряжения кассетной боевой части, рассматривались суббоеприпасы BLU-97 GЕМ (комбинированного действия). О реализации данных планов, на 2012 год информация отсутствует.

Модификации

Разработана модификация AGM-158 JASSM-ER (AGM-158В), которая отличается от базовой версии ракеты увеличенными топливными баками, а также более экономичным двухконтурным турбореактивным двигателем Williams International F-107-WR-105 (на базе Williams F112, вместо прежнего одноконтурного). За счет этих улучшений JASSM-ER сможет поражать цели на расстоянии до 980 километров от места пуска. Своё официальное обозначение AGM-158B модификация получила в середине 2002 года, а контракт с ВВС США на разработку и демонстрацию JASSM-ER был заключен в феврале 2004 года.

Начало лётных испытаний планировалось на 2006 год, в серийном производстве ракета AGM-158В находится с середины 2008 года.

Тактико-технические характеристики

AGM-158A JASSM AGM-158B JASSM-ER
Начальная оперативная готовность 2003 2010
Дальность 360 км[10] 980 км
Длина 4,27 м
Размах крыла 2,4 м
Сечение корпуса (В×Ш) 0,45×0,55 м
Масса 1020 кг
Скорость полёта 775—1000 км/ч (0,65-0,85 М)
Маршевый двигатель ТРД Teledyne CAE J402-CA-100
(тяга 3,0 кН)
ТРДД Williams F107-WR-105[en][11]
Боевая часть WDU-42/B (J-1000)
проникающая, 435[7]-450 кг[сн. 5]
(ВВ: 109 кг AFX-757[8])
Взрыватель FMU-156/B «Единый программируемый взрыватель»[9]
Система управления инерциальная (ИНС) с коррекцией по данным:
ГНСС GPS, рельефометрии и ИК ГСН[12]
Точность (КВО) 3 м
Носители В-52Н — 12 ракет
B-1В — 24 ракеты
В-2 — 16 ракет
F-15E — 3 ракеты
F-16C/D, F/A-18E/F, F-35C — по 2 ракеты

См. также

Ссылки

  • JASSM  (англ.). Оф. сайт Lockheed Martin. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 21 мая 2012.
  • AGM-158 JASSM airwar.ru
  • Крылатая ракета AGM-158 (JASSM) ИС «Ракетная техника» БГТУ
  • Lockheed Martin AGM-158 JASSM Designation-Systems.net  (англ.)

Примечания

  1. EMD (англ. Engineering and Manufacturing Development) — фактически, подготовка к серийному производству, предсерийный этап.
  2. OT&E (англ. Operational Testing & Evaluation) — фактически, войсковые испытания, оценка возможностей комплекса.
  3. Малочувствительное пластичное взрывчатое вещество на основе октогена (92,5 %), в качестве органического связующего в котором используется резина на основе сополимера этилакрилата и бутилакрилата марки HyTemp-4454 (2 %), а в качестве пластификатора диоктил адипата (5,5 %) сложный эфир адипиновой кислоты и 2-этилгексилового спирта.
  4. Стандарт MIL-STD-2105 определяет требования к боеприпасам пониженной уязвимости. Впервые требования к таким боеприпасам были сформулированы в 1984 году (NAVSEAINST 8010.5), после серии аварий в ВМС США и флотах союзников, с тяжёлыми последствиями: в 1973 году из-за искрения в тормозе железнодорожного состава перевозившего боеприпасы для авиации ВМС США снаряжённые тритоналом, загорелась дверь в одном из вагонов, в результате взрыва боеприпасов и пожара было уничтожено 28 вагонов на значительную тогда сумму 24 млн долларов, 49 человек были ранены; в 1981 году, в результате аварии с боеприпасами на авианосце «Нимиц» ущерб составил 58 млн долларов; в 1982 году, в Фолклендской войне, попавшая в корабль Великобритании «Шеффилд» противокорабельная ракета «Экзосет» не взорвалась, но возникший в отсеке боеприпасов сильный пожар, уничтожил корабль и 20 человек экипажа. Учитывая, что такие инциденты, в том числе с огромными материальными и человеческими потерями, имели место и ранее, а основными причинами были высокая чувствительность применяемых ВВ и дефекты снаряжения боеприпасов ВМС США инициировали программу перевооружения флота на малоуязвимые боеприпасы. Объединённый стандарт для всех родов войск MIL-STD-2105B вышел в 1995 году.
  5. По различным источникам. Следует помнить что J-1000 является боевой частью a 1000-pound class, то есть класса 1000 фунтов (около 450 кг).

Источники

  1. ↑ AGM-158 JASSM-ER Deagel.com
  2. ↑ AGM-158 JASSM  (англ.) Deagel.com
  3. ↑ JASSM  (англ.). Оф. сайт Lockheed Martin. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 24 мая 2012.
  4. Перспективная американская управляемая ракета АGМ-158 класса "воздух-земля" (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М.: «Красная звезда», 2000. — № 10. — 0134-921X.
  5. Пентагон закупает 1053 крылатые ракеты JASSM, 01.07.08
  6. ↑ КР JASSM прошла испытания на надёжность, rnd.cnews.ru, 28.10.09
  7. ↑ Перспективные бетонобойные авиационные боеприпасы ведущих стран НАТО (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М.: «Красная звезда», 2001. — № 2. — 0134-921X.
  8. ↑ AGM-158 Joint Air to Surface Standoff Missile (JASSM)  (англ.). GlobalSecurity.org. Проверено 22 мая 2012.
  9. ↑ FEU to FZU - Equipment Listing  (англ.). Designation-Systems.net (2007). Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 22 мая 2012.
  10. http://www.lockheedmartin.com/data/assets/13577.pdf
  11. GTTC Newsletter. Summer 2005  (англ.). Ground Testing Technical Committee. The American Institute of Aeronautics and Astronautics (AIAA) (July 2005). — Новостной сборник Технического комитета по наземным испытаниям Американского института Аэронавтики и Астронавтики. Проверено 21 мая 2012.
  12. Ракета-невидимка прошла испытание itfox.info


AGM-158 JASSM.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06