Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

AH-64 Apache

16-06-2023

AH-64 Apache
AH-64D Апач
Тип ударный вертолёт
Разработчик Hughes Helicopters
Производитель Hughes Helicopters
McDonnell Douglas
Boeing Integrated Defense Systems
AgustaWestland (производится по лицензии)
Первый полёт 30 сентября 1975 года[1]
Начало эксплуатации 26 января 1984 года[1]
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты Армия США
ВВС Израиля
Королевские ВВС Нидерландов
Сухопутные силы самообороны Японии
Годы производства с 1982 года[1]
Единиц произведено 1 174 (февраль 2010)
Стоимость единицы $45 млн. (AH-64D)[2]
 Изображения на Викискладе

AH-64 «Апач» (англ. Apache) — основной боевой вертолёт Армии США с середины 1980-х годов.

Содержание

История

Успешное применение AH-1 «Кобра» во Вьетнаме подтвердило жизнеспособность идеи боевого вертолёта. В то же время ситуация с предполагаемым «наследником» «Кобры» оставалась неясной. Амбициозная и дорогостоящая программа AH-56 «Шайенн» продолжалась около десятилетия и была окончательно закрыта в 1972 году. Попытки найти временную замену в виде модели Сикорский S-67, модификаций S-61 и других вертолётов также оказались безуспешными. Наконец в 1972 г. Армия США начала программу усовершенствованного боевого вертолёта (Advanced Attack Helicopter, AAH), предназначенного в первую очередь для борьбы с танками противника в любое время суток и в плохих погодных условиях.

Основные требования, выдвигавшиеся к вертолёту AAH:

  • Вооружение — 30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 противотанковых ракет AGM-114 или 4 установки с 19-ю 70-мм НАР Hydra 70
  • Экипаж — 2 человека
  • Характеристики: расчётная взлётная масса — 7260 кг, скороподъёмность — 12,7 м/с, перегоночная дальность с ПТБ — 1850 км
  • Навигационное оборудование для полётов ночью и в плохих погодных условиях на высоте менее 30 м
  • Двигатель — газотурбинный XT-700, что обеспечивало унификацию с разрабатываемым военно-транспортным вертолётом UH-60
  • Система снижения ИК-излучения
  • Обеспечение боевой живучести вертолета. В частности нулевая уязвимость вертолёта при одиночном поражении 12,7-мм пулей при скорости 490 м/с и минимизация уязвимости при поражении 23-мм ОФЗ снарядом. Возможность продолжения полёта в течение минимум 30 мин после указанного воздействия по любой части конструкции машины
  • Предполагаемый срок службы — 15 лет
  • Расчётная стоимость серийной машины — 14 млн. долларов, себестоимость производства 11 - 12 млн. долларов.

Участие в конкурсе принимали пять авиастроительных фирм: Боинг-Вертол, Белл, Хьюз, Локхид, Сикорский. В июне 1973 года двум из этих фирм (Белл и Хьюз) были выданы контракты на разработку и производство прототипов. Фирма Белл предложила YAH-63 (Модель 409), представлявший развитие AH-1; прототип совершил первый полёт 22 ноября 1975 года. Чуть раньше, 30 сентября, впервые взлетел Хьюз YAH-64, пилотировавшийся лётчиками-испытателями Робертом Ферри (Robert Ferry) и Ралеем Флетчером (Raleigh Fletcher). В ходе проведённых армией сравнительных испытаний образец фирмы Хьюз показал своё значительное превосходство над конкурентом в скороподъёмности и манёвренности, и в целом его характеристики превосходили армейские требования. Свою роль сыграла и авария YAH-63 в одном из испытательных полётов. В декабре 1976 года было объявлено о победе в конкурсе фирмы Хьюз с вертолётом YAH-64.

После победы в конкурсе фирма продолжила долгие испытания вертолёта, внеся ряд изменений в его конструкцию и бортовое оборудование. В общей сложности объём лётных испытаний составил 2400 часов. Из-за ряда трудностей решение о серийном производстве было отложено на два года. Только летом 1981 года начались войсковые испытания вертолёта. Строевые экипажи остались довольны новой машиной, и 19 декабря того же года было принято решение о серийном производстве вертолёта под обозначением AH-64A и названием «Апач».

Для выпуска «Апачей» был построен завод в г. Меса (Аризона). Выкатка первой серийной машины состоялась 30 сентября 1983 года, ровно через восемь лет после первого полёта AH-64. В следующем году фирма Хьюз была куплена корпорацией Макдоннел-Дуглас, к которой перешло и производство вертолёта. «Апачи» стали поступать в войска и распределялись по 18 вертолётов на эскадрилью. Первая эскадрилья достигла боеготовности в июле 1986 года. С 1989 года «Апачи» начали поступать в Национальную гвардию США. Серийное производство для нужд американских вооружённых сил было завершено в декабре 1994 года после постройки 827 машин. Средняя стоимость одного вертолёта ранней модификации AH-64A оценивается примерно в 14,5 млн. долларов.

Модификации

  • YAH-64 — прототип. Построено 5 экземпляров.
  • AH-64A — первая серийная модификация. Построено 827 вертолётов. В 1996-2005 годах 501 вертолёт был переоборудован в вариант AH-64D.
  • GAH-64A — вариант AH-64A, переоборудованный в наземный тренажёр. Переоборудовано 17 вертолётов.
  • JAH-64A — модификация для проведения специальных лётных исследований. Построено 7 машин.
  • AH-64B — вариант, модернизированный с учётом боевого опыта операции «Буря в пустыне». Имел увеличенное крыло, новые средства связи и навигации, усиленную бронезащиту. Разработка прекращена в 1992 году.
Израильский AH-64D «Сараф» в Музее ВВС Израиля
  • AH-64C — модернизированный AH-64A. До закрытия программы в 1993 году было модернизировано всего два вертолёта.
  • AH-64D «Апач Лонгбоу» — вторая основная модификация «Апача» («Лонгбоу» означает «длинный лук»). Главная особенность — РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 «Лонгбоу», размещённая в обтекаемом контейнере над втулкой несущего винта. Кроме того, установлены усиленные двигатели и новое бортовое оборудование. Поступил на вооружение в 1995 году, однако до 1997 года на «Апачах» этой модификации не устанавливалась надвтулочная РЛС. Планируется модернизировать в этот вариант все остающиеся AH-64A в 2008 году.
    • AH-64D Block III[3] — лопасти винтов выполнены из композитных материалов, двигатели T700-GE-701D (2000 л.с)[4], более современная электронная система управления полетом, способен управлять несколькими беспилотными летательными аппаратами, скорость до 300 км/ч, дальность полета более 1,9 тыс. км[5].

На вооружении

Израильский AH-64D
  • Бахрейн (8 AH-64A)
  • Великобритания.66 AH-64D на 2010 год [6] На вооружении находятся вертолёты WAH-64D, выпускавшиеся фирмой Уэстланд по лицензии (всего собрано 67 машин из поставленных фирмой Боинг комплектов деталей). На них установлены британские двигатели Роллс-Ройс/Турбомека RTM 322. В британской армии они сменили вертолёты «Линкс» в качестве тактического ударного вертолёта.
  • Греция 20 AH-64A,12 AH-64D на 2010 год [7]
  • Египет 35 AH-64A на 2010 год [8](36 AH-64A, которые предполагалось переоборудовать в AH-64D)
  • Израиль (30 AH-64A, получивших местное название «Петен»;18 AH-64D «Сараф») на 2010 год [9]
  • ? Индия планирует 22 AH-64D Apache Longbow с 2011 года[10]
  • Кувейт 12 AH-64D на 2010 год [11]
  • Нидерланды. 29 AH-64D на 2010 год [12] Королевские ВВС Нидерландов некоторое время располагали взятыми в лизинг AH-64A (12 машин), а затем сделали заказ на 30 AH-64D без радара. Голландские вертолёты в разное время размещались в Джибути, Боснии и Герцоговине, Афганистане.
  • ОАЭ (30 AH-64A) на 2010 год [13]
  • Саудовская Аравия (12 AH-64A) на 2010 год [14]
  • Сингапур 12 AH-64D на 2010 год [15]
  • США 741 AH-64 (241 AH-64A, и 500 AH-64D на январь 2010)[16]
  • Тайвань
  • Южная Корея
  • Япония 10 AH-64D на 2010 год [17]

Особенности конструкции

Проекции AH-64
ALQ-144
  • Двигатели AH-64 разнесены, являются взаимозаменяемыми.
  • Также вертолет оснащен ЭВУ, для снижения теплового излучения выхлопа двигателей. Принцип её работы заключается в смешивании горячего воздуха в двигателе с холодным забортным воздухом.
  • В носовой части фюзеляжа на турельной установке расположены: видеокамера, лазерная система измерения расстояния и подсвета цели, тепловизор, изображение с которого передаётся на телеэкран пилота, подвижная пушечная установка.
  • Для снижении шума вертолёта, хвостовой винт заменен на Х-образный . Лопасти РВ установлены под разным углом, таким образом, каждый из них подавляет часть шума, производимого другим. В данном случае двойной винт работает тише одиночного[18].
  • Основные опоры шасси (неубирающееся шасси), снабженные мощными амортизаторами. Амортизаторы способны поглотить энергию удара при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 12,8 м/с, не допуская травмирования экипажа[19].
  • Надвтулочный радар, выполняющий функции картографирования и радиолокации.
  • Система постановки ИК помех ALQ-144 и автомат выброса ИК ловушек.

РЛС APG-78

  • Дальность 8 км[20]
  • Диапазон мм (Ka диапазон)
  • Количество сопровождаемых целей: 256[21]
  • РЛС обеспечивает
    • оповещение о ракетной атаке
    • полет на малых высотах
    • фиксирует излучающие РЛС
    • автоматическое обнаружение подвижных и неподвижных целей и их классификация[21]

TADS

TADS

Электронно-оптическая система TADS (Target Acquisition and Designation Sights, Pilot Night Vision System)

  • Система TADS включает в себя следующие подсистемы:
    • лазерный дальномер-целеуказатель (LRF/D);
    • ИК-система ночного видения (FLIR) с 30 кратным увеличением;[22]
    • оптическая система прямого видения (DVO);
    • телевизионная система отображения в дневное время (DT);[23]
  • Углы обзора
    • ± 120 по азимуту
    • +30/-60 по углу места

Вооружение

M230
AGM-114 и Hydra 70

Авиационная одноствольная автоматическая пушка M230

  • Калибр 30 мм
  • Длина 1,68 м
  • Масса 57,5 кг
  • Скорострельность 600-650 выстрелов в минуту
  • Начальная скорость снарядов 792 м/с
  • Типы используемых боеприпасов:
    • патрон с осколочно-фугасным снарядом М799 снаряжение 43 г взрывчатого в-ва,
    • патрон с бронебойно-кумулятивным снарядом M789 с бронепробитием около 50 мм гомогенной брони[24]

Боевое применение

«Боевое крещение» AH-64 состоялось в ходе американского вторжения в Панаму в декабре 1989 года. Полученный боевой опыт был достаточно символическим: в операции приняли участие всего 11 машин. Состоялось несколько успешных пусков ракет AGM-114. Потерь не было, три вертолёта получили лёгкие повреждения[источник не указан 1027 дней].

Более серьёзным испытанием стала операция «Буря в пустыне» в 1991 году. Именно «Апачи» сделали первые выстрелы этой войны, атаковав в ночь на 17 января две иракские радиолокационные станции в районе Багдада, представлявшие угрозу для коалиционной авиации над иракской столицей. Оба радара были уничтожены. В дальнейшем AH-64 приняли участие в ряде пограничных столкновений с иракскими войсками в период воздушной фазы кампании. 24 февраля началось наземное наступление Многонациональных сил; за четыре дня наземной войны AH-64 проявили себя как эффективное противотанковое средство. Также они выполняли непосредственную поддержку войск, иногда взаимодействуя с штурмовиками A-10. Потери оказались очень невысоки для такой масштабной операции — всего три вертолёта (в том числе один потерян от огня противника), причём один из них был потерян в наземном пожаре до начала боевых действий[источник не указан 1027 дней].

В ходе военной операции НАТО против Югославии в 1999 году эскадрилья AH-64 была переброшена в Албанию и предназначалась для поддержки возможного сухопутного наступления в Косово. Однако в конце апреля — начале мая два «Апача» были потеряны во время тренировочных полётов над Албанией, экипаж одного из них погиб. В конечном счёте AH-64 не приняли участия в боевых операциях. По утверждениям некоторых неофициальных сербских источников, около десятка «Апачей» были выведены из строя 26 апреля в результате налёта сербской авиации на авиабазу Ринас, однако сам факт проведения этой операции не подтверждается ни командованием НАТО, ни официальными сербскими представителями.

AH-64 активно применялись с первого дня вторжения в Ирак в марте 2003 года. Впервые были задействованы машины модификации AH-64D. В целом «Апачи» подтвердили свою высокую репутацию в этом конфликте. Проблемы возникали, в основном, из-за неудачной тактики применения, наиболее известным примером чего является рейд против бригады из состава дивизии Республиканской гвардии «Медина» 24 марта 2003 года. Столкнувшись с неподавленной и хорошо организованной системой ПВО противника, 30 из 33 участвовавших в налёте «Апачей» получили боевые повреждения. В этом эпизоде вновь подтвердилась высокая живучесть AH-64: лишь один из подбитых вертолётов совершил вынужденную посадку на территории противника[25] (его экипаж попал в плен, а сам вертолёт был уничтожен ударом авиации, чтобы его аппаратура не попала в руки противника).

Однако с началом в Ираке партизанской войны потери AH-64 начали возрастать. Основной причиной этого является характерная для партизанской войны неожиданность обстрела с земли, особенно во время полёта над городскими кварталами, когда невозможно определить, откуда ведётся огонь. Вертолёт просто не успевает совершить противозенитный манёвр. Кроме того, бронирование «Апача» предназначено лишь для защиты от огня из пулемётов и частично — малокалиберных зенитных орудий. Как и любой другой вертолёт, он уязвим для ракет ПЗРК.

Американские, британские и голландские вертолёты используются в боевых операциях в Афганистане. Потери здесь оказались небольшими и связаны в основном с техническими неполадками.

Израильские вертолёты впервые были задействованы в бою в 1991 году на территории Ливана. Они применялись во время ограниченных военных операций против «Хизбаллы» в 1993 и 1996 годах. Широкое применение «Апачи» получили в ходе второй палестинской Интифады 20002005 годов. Как правило, они наносили демонстративные удары по объектам палестинских организаций в ответ на проводимые диверсии, но поучаствовали и в настоящей поддержке наземных войск в ходе операции «Защитная стена» в марте—апреле 2002 года. В ходе Ливанской кампании летом 2006 года AH-64 применялись для нанесения ударов по целям на территории Ливана. Было потеряно три машины, в том числе две столкнулись друг с другом в воздухе. По предварительным данным, все потери были небоевыми, хотя «Хизбалла» взяла на себя ответственность за сбитие всех трёх вертолётов.

07 августа 2011 года британскими вертолётами AH-64 Apache, действующими с борта вертолётоносца «Оушн» ВМС Великобритании, наносились удары ракетами «Hellfire» и бортовой артиллерий по позициям правительственных войск Ливии в ходе военной операции коалиционных сил[источник не указан 416 дней].

Сбит из ружья?

24 марта 2003 года телекомпании всего мира показывали видеозапись иракского телевидения: лежащий на земле AH-64 в окружении иракцев. Официальный Багдад объявил, что вертолёт был сбит крестьянином Али Обейдом Мангашем из своего охотничьего ружья. Утверждалось, что меткий стрелок получил орден и назначенное Саддамом Хусейном за сбитый вертолёт США денежное вознаграждение — 50 миллионов динаров (около 20 тысяч долларов)[26]. Однако после окончания активных боевых действий западные журналисты нашли Мангаша и узнали, что в действительности он не получил ни ордена, ни денег. Утром 24 марта он обнаружил на своём поле брошенный американский вертолёт (один из «Апачей», подбитых в ходе налёта на позиции дивизии «Медина») и сообщил о находке властям. Его проинструктировали рассказать приехавшей съёмочной группе, что вертолёт был сбит им из ружья, что стало хорошим пропагандистским ходом[27]. Экипаж вертолёта впоследствии был найден и взят в плен. Эта история превратилась в «городскую легенду», до сих пор имеющую некоторое распространение в Интернете.

Тактико-технические характеристики

ТТХ семейства AH-64
AH-64A[28] AH-64D[1] AH-64D Longbow[1]
Технические характеристики
Экипаж 2
Длина с вращающимися винтами, м 17,76
Диаметр несущего винта, м 14,63
Диаметр рулевого винта, м 2,79
Высота, м 3,84[1. 1] 4,66[1. 2] 4,95[1. 3]
Площадь, ометаемая несущим винтом, м² 168,11
База шасси, м 10,59
Колея шасси, м 2,03
Масса пустого, кг 4 660 5 165 5 352
Масса нормальная взлётная, кг[1. 4] 6 650 6 552 7 530
Масса максимальная взлётная, кг 8 000 9 525 10 432[1. 5]
Масса топлива, кг 1 108 + 2 712 в ПТБ
Объём топлива, л 1 421 + 4 × 871 в ПТБ
Двигатель 2 × ТВД General Electric
T700-GE-701 T700-GE-701C
Мощность, л.с. (кВт) 2 × 1 695 (1 270) 2 × 1 890 (1 409)
Лётные характеристики
Максимально допустимая скорость, км/ч 365
Максимальная скорость, км/ч 300 293 265
Практическая дальность, км 690[1. 6] 482 407
Перегоночная дальность, км 2 020 1 899
Продолжительность полёта 3,57 ч[1. 7] 2 ч 44 м / 8 ч[1. 8]
Практический потолок, м 6 100 6 400 5 915
Статический потолок, м[1. 9] 4 085 / 3 100 4 570 / 3 505 4 170 / 2 890
Максимальная скороподъёмность, м/с 12,27
Вертикальная скороподъёмность, м/с 12,7 7,5
Нагрузка на диск, кг/м² 48,6 62,1
Максимальная эксплуатационная перегрузка +3,5/-1,0 g +3,5/-0,5 g
Вооружение
Пушка 30 мм M230 Chain Gun (625 выстр./мин)
Боекомплект до 1 200 патр.
Ракеты «воздух-поверхность» 4 × 4 × AGM-114
НАР 4 × 19 × 70 мм Hydra
  1. До втулки несущего винта
  2. До датчика воздушных параметров
  3. До вершины РЛС AN/APG-78 «Лонгбоу»
  4. Лётные характеристики даны для данных значений массы.
  5. В перегоночном варианте, с полным запасом топлива
  6. Без внешних подвесок
  7. Без ПТБ
  8. Без ПТБ / с ПТБ
  9. С использованием / без использования эффекта земли при нормальной взлётной массе
Характеристики AH-64D в типовых миссиях (без РЛС AN/APG-78)[1]
A B C D E F G H
Тип противотанковая воздушное прикрытие эскорт
Взлётная масса, кг 6 552 7 158 7 728 6 874 7 813 6 932 7 867
Масса топлива, кг 727 1 029 902 1 063 745 1 086 741 1 077
Крейсерская скорость, км/ч 285 280 272 274 283 278 287 283
Высота полёта, м 1 220 610 1 220 610 1 220 610
Вертикальная скороподъёмность, м/мин 448 137 301 293 262 238
Продолжительность полёта 1 ч 50 мин 2 ч 40 мин 1 ч 47 мин 2 ч 30 мин 1 ч 50 мин 2 ч 30 мин 1 ч 50 мин 2 ч 30 мин
Боекомплект 4 × AGM-114;
320 патр.
4 × AGM-114;
1200 патр.
6 × AGM-114;
540 патр.
16 × AGM-114;
1200 патр.
4 × AGM-114;
1200 патр.
4 × AGM-114;
19 × НАР;
1200 патр.
19 × НАР;
1200 патр.
38 × НАР;
1200 патр.

Вертолёты аналогичного назначения

Библиография

  • Ружицкий Е. И. Зарубежные вертолёты. — М.: АСТ; Астрель, 2002. — С. 382.
  • Роман В. «Апач» — истребитель танков (рус.) // 0130-2701.
  • Роман В. «Апач» — истребитель танков (рус.) // 0130-2701.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Jane's All The World's Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane's Information Group, 2004. — P. 594-597. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2
  2. AH-64D Apache Longbow
  3. Boeing gets US Army green light for Apache Block IIIs
  4. GE Aviation: T700-GE-701D Engine Awarded U.S. Army Qualification
  5. Lenta.ru: Оружие: Усовершенствованный Apache совершил первый полет
  6. The Military Balance 2010. p.-169
  7. The Military Balance 2010. p.-137
  8. The Military Balance 2010. p.-250
  9. The Military Balance 2010. p.-256
  10. Россия проиграла вертолетное соревнование Америке
  11. The Military Balance 2010. p.-260
  12. The Military Balance 2010. p.-150
  13. The Military Balance 2010. p.-276
  14. The Military Balance 2010. p.-270
  15. The Military Balance 2010. p.-426
  16. The International Institute For Strategic Studies IISS The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 33. — 492 с. — ISBN 9781857435573
  17. The Military Balance 2010. p.-408
  18. Мегазаводы построика вертолета АПАЧ 1/5 - YouTube
  19. Журнал Мировая авиация выпуск №20
  20. http://www.lockheedmartin.com/data/assets/mfc/PC/Product_Card_Longbow.pdf
  21. ↑ McDonnell Douglas AH-64D Apache Longbow
  22. AGM-114L "Hellfire-Longbow"
  23. AH-64 Apache, AH64, Ударный вертолет Апач, Боевой вертолет Апач, Attac Helicopter
  24. Aviation Encyclopedia: AH-64D Longbow Apache
  25. Dump the Apache helicopter. — By Fred Kaplan — Slate Magazine
  26. PDA.Lenta.ru: Из жизни: Крестьянин, сбивший вертолет «Апач» из винтовки, [получил медаль и женился на молодой девушке]
  27. Иракский крестьянин 'сбил' американский 'Апач' по настоянию властей — Мир — Правда. Ру
  28. Пономарев А. Н. и др. Боевой вертолёт огневой поддержки наземных войск AH-64A «Апач» (США). — М.: Военное издательство, 1986. — 39 p.

Ссылки

  • 31°04′26.45″ с. ш. 97°49′35.31″ з. д. / 31.074014° с. ш. 97.826475° з. д. (G) (O) AH-64 Apache (снимок из космоса)
  • AH-64 на сайте «Уголок неба»
  • Применение AH-64 в Ираке (март—апрель 2003)
  • Эксплуатация, модернизация, оборудование  (англ.)
  • AH-64 в Jane’s  (англ.)
  • National Geographic: Мегазаводы: Apache

AH-64 Apache.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06