Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

CR929

17-08-2023

CR929

Макет CR929
на Парижском авиасалоне 2017 года
Тип пассажирский самолёт
Разработчик ПАО «ОАК» / COMAC
Производитель CRAIC
Главный конструктор

Литвинов М. С.

Чен Инчунь
Начало эксплуатации 2029 год (план)[1]
Статус в разработке
Стоимость программы разработки 20 млрд USD[2]
Медиафайлы на Викискладе

CR929 — проект перспективного совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта на 250—300 пассажиров[3]. Разрабатывался российской «Объединённой авиастроительной корпорацией» и китайской COMAC. В июне 2023 года СМИ сообщили, что Россия исключена из проекта и разработка будет осуществляться силами COMAC[4][5].

Базовая модель должна была называться CR 929—600; младшая версия — CR 929—500; старшая версия — CR 929—700. Отмечается, что латинские буквы C и R обозначают названия государств, участвующих в проекте: С — China, R — Russia.

История

Соглашение о кооперации подписано в 2014 году, во время визита российского президента Владимира Путина в Пекин[6][7]. Поставки серийных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов (ШФДМС) заказчикам планировались через 10—12 лет после запуска проекта, ориентировочно в 2026—2027 годах; вся программа рассчитана до 2045 года.

Модель самолёта впервые продемонстрировали в ноябре 2016 года на международном аэрокосмическом салоне China Airshow в городе Чжухай[8][9][10].

29 сентября 2017 года проект самолёта получил официальное название CR929[11].

2018

6 июня 2018 года заявлено о согласовании ОАК и COMAC общего вида широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта[12].

6 ноября 2018 года на авиасалоне China Airshow в Чжухае представили полномасштабный макет части самолёта[13][14].

2019

В России выставочный стенд с информацией о самолёте был впервые представлен на МАКС-2019[15].

По состоянию на ноябрь 2019 года, стороны не могли договориться, кто будет проводить сертификацию, то есть чей по сути это будет самолёт[16].

В 2019 году ожидалось заключение первых твёрдых контрактов. Первый полёт должен состояться не позже 2022 года.

2020

В сентябре 2021 корпорация COMAC начала собирать первый образец лайнера[17].

2021

15 марта 2021 года в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) сообщили о завершении очередной фазы испытаний модели CR929. Специалисты и учёные провели исследования в аэродинамической трубе Т-128 базовой модели самолёта с серповидной законцовкой крыла на срывные явления на концах крыла, как при малых, так и при больших скоростях полёта.[18]

1 сентября 2021 в Китае был опубликован «План развития гражданской авиации (2021—2025)»[19]. На тот момент потребность китайского рынка в широкофюзеляжных самолётах на следующие 20 лет оценивалась в 1200 штук, российского — от 50 до 120. Всего по программе CR929 планируется выпустить в течение 20 лет около 800 лайнеров[20].

В сентябре было сообщено, что началась сборка первого экземпляра CR929[20].

17 ноября 2021 очно в Технопарке «Сколково» и онлайн на площадке ИННОПРОМ Online прошёл IX Форум «Композиты без границ». В ходе форума генеральный директор АО «АэроКомпозит», первый заместитель генерального директора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский заявил, что предприятие начало изготавливание прототипов и ведет отработку технологических процессов композитного крыла для CR929.[21]

2022

В июле 2022 года в гонконгских СМИ появились сообщения о возможном сокращении участия России или даже её выходе из проекта. Причинами указывается то, что Китай намерен заменить часть российских технологий на западные, приглашает к участию западных производителей и не хочет делить с российскими партнёрами прибыль на ключевом — китайском — рынке[22].

17 июня 2022 в кулуарах Петербургского международного экономического форума глава Минпромторга России Д. Мантуров заявил, что в связи с санкциями против российской гражданской авиации и возможными рестрикциями в отношении Китая из-за Тайваня проект российско-китайского самолёта CR929 будет пересмотрен и переформатирован только под российские и китайские комплектующие[23][24].

29 июня 2022 вице-премьер Ю. Борисов заявил о сокращении участия России в проекте создания самолёта с Китаем, указав на то, что проект «идёт в принципе не в том русле, которое нас устраивает»[25][26][27].

Как заявил в интервью ТАСС в декабре 2022 Д. Мантуров, российская сторона может сократить свое участие в проекте до поставщика компонентов; следующий этап переговоров с китайскими партнёрами намечался на первый квартал 2023 года[28][29].

15 сентября 2022 на конференции World Design Capital 2022 в Шанхае, главный научный сотрудник COMAC академик Китайской инженерной академии У Гуанхуэй сообщил, что началось эскизное проектирование самолёта CR929[30] [31].

Кооперация

Для реализации проекта была создана совместная компания (СП) China-Russia Commercial Aircraft International Corp. Ltd. (CRAIC[en], Китайско-российская коммерческая самолётостроительная компания) со штаб-квартирой в Шанхае. Там же был головной офис, отвечающий за стратегию и развитие программы на высшем уровне. Президентом совместного предприятия был Го Бочжи (Guo Bozhi) — глава отдела широкофюзеляжных самолётов COMAC. Председатель совета директоров СП — Олег Евгеньевич Бочаров (заместитель министра промышленности и торговли РФ). Сергей Фоминых (руководитель программ широкофюзеляжных самолётов ПАО «ОАК») был членом совета директоров с российской стороны.[2] Главным конструктором с российской стороны назначен Литвинов Максим Сергеевич, а с китайской — Чен Инчунь (Chen Yingchun).

COMAC должен был разрабатывать и выпускать металлокомпозитный фюзеляж, российский «ОАК» — разрабатывать и производить композитное крыло. Окончательная сборка лайнера должна была производиться в Шанхае, на мощностях COMAC. Инженерный центр находился в Москве.[2]

На конец 2019 года ведутся переговоры с поставщиками компонентов для CR929. Из более чем 100 потенциальных поставщиков почти половина из Китая и России[32].

В декабре 2022 года вице-премьер – глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что Россия может принять решение перейти из соразработчика в статус поставщика комплектующих в проекте CR929[33].

Финансирование разработки

Ожидаемая стоимость разработки самолёта — 13—20 миллиардов долларов США[34][10]. Россия и Китай участвовали в проекте на равных началах. Разработка лайнера и создание производственных мощностей обошлись в 13 млрд долларов США, ещё 7 млрд долл. пойдут на систему поставки запчастей, маркетинг и поддержку продаж — субсидирование и гарантию остаточной стоимости.

По словам В. Путина, часть расходов по проекту создания двигателя большой тяги для самолёта может покрываться через «Роснефтегаз»[35].

Характеристики

Базовая версия широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта будет обозначаться как CR 929—600, младшая — CR 929—500, а старшая — CR 929—700.

  • CR929-500: 230 кресел, 14 000 км
  • CR929-600: 280 кресел, 12 000 км
  • CR929-700: 320 кресел, 10 000 км

На первом этапе самолёт получит либо двигатели General Electric, либо Rolls-Royce. На втором этапе (после 2030 года) рассматриваются китайский двигатель CJ-2000[en], российский ПД-35.[36][2]

Максимальный взлётный вес — 245 тонн[37].

Цена самолёта определена в 113,5—117,8 млн долларов; в первый год он должен быть на 20 % дешевле конкурентов[2].

Ссылки

  • Алексей Никольский. ОАК выделили 1 млрд рублей. Эти деньги пойдут на разработку широкофюзеляжного самолета, который будут собирать в Китае. Ведомости (22 сентября 2016). Дата обращения: 9 ноября 2016.
  • COMAC C929 / COMAC C939 / GlobalSecurity — Russian Participation, Design (англ.)
  • Модель перспективного совместного российско-китайского самолёта ШФДМС в блоге bmpd, 1 ноября 2016
  • Ведомости, 31.10.2016
  • Газета.Ru, 9 ноября 2017
  • Разработка пермских моторостроителей стала причиной геополитических интриг // пермская интернет-газета «Звезда» — zwezda.su, 2 ноября 2021
  • Die Welt, 16.11.2014 (нем.)
  • China and Russia join forces to build new jumbo jet // Popular Science, Feb 13th, 2015 (англ.)

Примечания

  1. Архивировано 4 октября 2020 года.
  2. ↑ Кто будет играть первую скрипку в проекте ШФДМС. Авиация России (1 апреля 2017). Дата обращения: 1 апреля 2017. Архивировано 1 апреля 2017 года.
  3. Архивировано 4 ноября 2016 года.
  4. The Moscow Times, 22 июня 2023 года
  5. Lenta.ru, 22 июня 2023 года.
  6. Архивировано 29 июля 2019 года.
  7. оригинала 4 ноября 2016 года.
  8. Архивировано 16 июля 2018 года. Дата обращения: 3 ноября 2016.
  9. China, Russia reveal large passenger jet plan. Sino-Russian joint venture open to other suppliers (англ.). Global Times (ноябрь 2016). Дата обращения: 3 ноября 2016. Архивировано 3 ноября 2016 года.
  10. ↑ Архивировано 4 ноября 2016 года. Дата обращения: 3 ноября 2016.
  11. CR 929 (ШФДМС) — последние новости и статус программы, Авиация России. Архивировано 30 сентября 2017 года. Дата обращения: 30 сентября 2017.
  12. ПАО «ОАК» и СОМАС согласовали общий вид самолета CR929. www.uacrussia.ru. Дата обращения: 23 июня 2018. Архивировано 12 июня 2018 года.
  13. Архивировано 6 ноября 2018 года.
  14. Wayback Machine // пермская интернет-газета «Звезда» — zwezda.su, 2018
  15. Газета.Ru, 30.08.2019
  16. 18-я Международная конференция «АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА»
  17. Архивировано 25 июля 2022 года.
  18. Wayback Machine // ЦАГИ, 16 марта 2021
  19. Архивировано 2 сентября 2021 года.
  20. ↑ Wayback Machine
  21. Архивировано 19 ноября 2021 года.
  22. Wayback Machine, The Moscow Times, 25 июля 2022 года.
  23. CR929 переформатируют под российские и китайские комплектующие » Авиация России (рус.) (20 июня 2022). Дата обращения: 20 июня 2022.
  24. Архивировано 20 июня 2022 года.
  25. Архивировано 4 июля 2022 года.
  26. Архивировано 25 июля 2022 года.
  27. Архивировано 24 июля 2022 года.
  28. Wayback Machine // АвиаПорт.Ru, 28.12.2022
  29. Интервью Дениса Мантурова информационному агентству ТАСС Wayback Machine // 28 декабря 2022
  30. Wayback Machine // aviation21.ru - Авиация России, 2022-09-15
  31. Архивировано 15 сентября 2022 года.
  32. Архивировано 3 января 2020 года.
  33. aviation21.ru, 28 декабря 2022 года.
  34. CHINA AND RUSSIA JOIN FORCES TO BUILD NEW JUMBO JET перевод Wayback Machine
  35. Владимир Путин: «Роснефтегаз» – это еще один бюджет правительства. Так он объяснил «Ведомостям», почему в госхолдинге оседает часть доходов государства, Ведомости (26.12.2016). Архивировано 2 февраля 2017 года. Дата обращения: 21 января 2017.
  36. 科技日报 (2 июня 2017). Дата обращения: 10 февраля 2022. Архивировано 6 июня 2017 года.
  37. Раскрыт вес российско-китайского самолета CR929. Авиатранспортное обозрение (9 августа 2019). Дата обращения: 11 августа 2019. Архивировано 11 августа 2019 года.

CR929.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06