Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Kawanishi N1K2-J Shiden-Kai

14-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Истребитель «Сидэн-2»[1]
«Каваниси» N1K-J

Береговой перехватчик «Сидэн-2»
ВМС Императорской Японии
Тип

истребитель

Разработчик

КБ «Каваниси»

Производитель

авиазаводы «Каваниси»

Главный конструктор

С. Кикухара

Первый полёт

1943 г.

Начало эксплуатации

конец 1943 г.

Конец эксплуатации

лето 1945 г.

Статус

снят с вооружения

Эксплуатанты

ВМС Императорской Японии

Годы производства

1943-1945 гг.

Единиц произведено

1435 ед.

Базовая модель

«Каваниси» N1K

Изображения на Викискладе

Береговой перехватчик «Сидэн-2» ВМС Императорской Японии (яп. 局地戦闘機「紫電」/川西N1K2-J Кёкутисэнтоки «Сидэн»/Каваниси Эн-Ити-Кэй-Ни-Дзэй) [2] — одноместный цельнометаллический истребитель-перехватчик берегового базирования ВМС. Разработан в авиационном КБ завода «Каваниси» под руководством С. Кикухары на базе перехватчика «Сидэн» среднепланной схемы. Полет прототипа состоялся в конце 1943 г., принят на вооружение авиации ВМС в конце 1943 г. под строевым шифром «Сидэн-2»[3], также носил неофициальное наименование «Сидэн-Кай» [4]. Условное обозначение ВВС союзников «Джордж» («George»).

История

Идея берегового перехватчика родилась у руководителя проектной группы КБ «Каваниси» С. Кикухара перед самым началом войны. Руководство КБ приняло решение об инициативной разработке перспективного истребителя, но новый проект столкнулся с предубеждением со стороны командования ВМС Императорской Японии . Когда война начала подступать к территории метрополии, новейший перехватчик ВМС «Райдэн»[5] имел технические проблемы мощной силовой установки, а перехватчик ВМС «0» предыдущего поколения был неспособен эффективно противостоять в воздухе новому поколению истребителей ВМС США. У командования ВМС возникла острая необходимость в мощном береговом перехватчике ПВО. Эту роль сыграл новый инициативный проект КБ «Каваниси».

Сохраняя силовую установку[6] и вооружение среднеплана «Сидэн-1», «Сидэн-2» низкопланной схемы был в значительной степени новым проектом. При постройке новой модификации особое значение придавалось легкости производства, в том числе, использованию малодефицитных материалов. Низкопланная схема позволила применить укороченные стойки шасси без телескопических вставок. Была доработана конструкция фюзеляжа и перепроектирован стабилизатор, масса пустого уменьшилась на 240 кг. 7 ед. опытных машин были закончены постройкой летом 1944 г. Осенью на линии в дер. Наруо была построена первая серийная машина.


Как и в случае с первоначальным среднепланом, доработки по результатам войсковых испытаний внедрялись непосредственно в ходе производства на серийных машинах, приводя к задержкам. Положение ухудшилось, когда ВВС США начали стратегические бомбардировки промышленных объектов Японии. Сборочная линия в дер. Наруо не попала под удары, но сильно пострадали производители основных комплектующих, что привело к нехватке алюминиевого листа и шамповки, стальных поковок, двигателей и комплектов шасси.

Поскольку число неопытных летчиков, направляемых на курсы по обучению управлению «Сиден-Кай» увеличилось, возникла острая необходимость в двухместном (с тандемным расположением кресел) тренировочном варианте с дублированным управлением. Проектная работа по модификации была предпринята первым авиационно-техническим арсеналом ВМС, и несколько истребителей модифицировали. Они получили обозначение N1K2-K «Сиден-Кай-Ренсен». Второе кресло вставили сзади стандартного (общий фонарь закрывал обе кабины), сохранили полный набор пушечного вооружения, к которому на некоторых самолетах добавили пару фюзеляжных пулеметов калибра 7,7 мм. «Сиден-Кай» постоянно модифицировался, чтобы не отставать от требований постоянно меняющейся воздушной войны. Одной из первых модификаций являлся N1K3-J. Его двигатель был передвинут вверх на 150 мм для изменения положения центра тяжести, а на фюзеляже установили два пулемета Тип 3 калибра 13,2 мм. На заводе в г. Химэдзи построили 2 ед. опытных N1K3-J, а предложения по палубному варианту N1K3-A не были поддержаны.

Производство

Аэрофотоснимок авиазавода «Каваниси» и прилегающего аэродрома ВМС (дер. Наруо)

В конце 1944 г. началась работа над вариантом «4-1» (N1K4-J) с инжекторным двигателем «Хомарэ-2-3»[7][8]. Два опытных береговых и один образец корабельного базирования прошли заводские испытания.

Одной из попыток создать высотный перехватчик для перехвата стратегических бомбардировщиков «B-29» стал проект «5-3» (N1K5-J) с с двигателем «Ха-43»[9] пр-ва «Мицубиси»[10]. Строительство опытных машин заканчивалось летом 1945 г. на заводе в Химэдзи, когда его разрушила стратегическая авиация США.

Весной 1945 г. на совещании ГУ авиации ВМС и представителей оборонной промышленности было принято решение решениеоб установке на перехватчик «Сиден-2» двигателя «Хомарэ-4»[11]однако КБ «Накадзима» не смогло довести двигатель до испытаний. К моменту капитуляции на авиазаводах «Каваниси» удалось построить 351 ед. перехватчиков «Сидэн-2» (дер. Наруо) и 42 ед. (г. Химэдзи).

Другие заводы развернули производство новой машины к концу войны: авиазавод «Мицубиси» (г. Цурасима) завершил постройку 10 ед., авиазаводы |«Аити» (г.Эйтоку) и «Сода» (г.Синонои) по 1 ед., авизаводы ВМС №11 (в/ч «Курэ») и №21 (в/ч «Сасэбо») - 1 ед. и 10 ед. перехватчиков. Всего, включая опытные образцы, всего до конца войны было построено менее 1,5 тыс. перехватчиков «Сиден-1» и «Сиден-2».

Модификации

Серийные

«Сидэн-2»

  • «2-1»(N1K2-J)- 100 ед. низкопланной схемы[12]).
  • «Ко» (N1K2-Ja)- 100 ед. с доработанным стабилизатором[12][13].
  • «Сидэн-Рэнсэн» [14](N1K2-K) — спарка-низкоплан

Опытные

Перехватчик '«Сидэн-2» в Государственном музее авиации ВМС США

«Сидэн-3/4/5»

  • «3-1»(N1K3-J)- с крупнокалиберным[15] пулеметным вооружением
  • «3-2»(N1K3-A)- 2 ед. с посадочным гаком[16][17]
  • «4-2» (N1K4-A) — с посадочным гаком[12]. Число неизвестно.

Проекты

  • «Сидэн-2-в.х.»[22](N1K4-A) — с двигателем «Хомарэ-4»[12][23]
  • «Сидэн-2-ст.» — с применением конструкционной стали и удлиненным крылом[12].

Характеристики

Перехватчики «Сидэн-2-1» с подфюзеляжным ПТБ (400 л).
Перехватчики «Сидэн-2-1»
343-го АО ВМС
(в/ч «Мацуяма», весна 1945 г.)
Опытный образец «Сидэн-3-2» с посадочным гаком
«Сидэн-2»
Технические характеристики
Экипаж 1 чел.
Длина 9,4 м
Размах
(площадь крыла)
12 м
(23,5 м²)
Высота 4 м
Масса пустого
(снаряженная)
2,7 т
( 4 т )
Технические характеристики
Двигатель «Хомарэ-2»
Рабочий объем
(мощность)
36 л
(2050 л. с.)
Лётные характеристики
Скорость 570 км/ч
Дальность 2400 км
Потолок 10,8 км
Нагрузка на крыло 166 кг/м²
Скороподъемность 20,3 м/с
Вооружение
Стрелковое крыльевое
4 ед. «99-2»
(20 мм)
Подвесное 2 ед.
(250 кг/400 л)

Боевое применение

В бою низкоплан «Сидэн-2» не уступал новейшим истребителям союзников, включая «Р-51 Мустанг», появившийся в небе весной 1945 г. и имевший подавляющее превосходство над всеми другими истребителями Императорской Японии. В одном из боев машина К. Муто из состава 343-го ИАО ВМС вступила в бой с 12 истребителями ВМС США «Хеллкэт». Летчик сбил четыре истребителя противника, вынудив остальных выйти из боя. К. Муто удалось вернуть поврежденную в бою машину на аэродром ВМС "Йокосука ", где перехватчик был отремонтирован и возвращен в строй. Балгодаря наличию системы водно-метанольного форсажа перехватчики «Сидэн-2» хорошо вели себя в бою на малых и средних высотах. На больших высотах эффективность форсажной системы падала, что уменьшало возможности перехвата высотных стратегических бомбардировщиков.

Примечания

  1. 局地戦闘機「紫電」 (яп. «Сидэн») «Блеск молнии»
  2. Береговой перехватчик «Блеск молнии» ВМС/N1K2-J конструкции «Каваниси»
  3. 局地戦闘機「紫電」 (яп. «Сидэн») «Блеск молнии»
  4. 「紫電改」 (яп. «Сидэн-кай») «Сидэн-модернизированный»
  5. (яп. 「雷電」 «Гром)
  6. «Хомарэ-2-1»
  7. Строевой шифр ВМС «NK9H-S»
  8. Рабочим объемом 36 л, взлетной мощностью 2000 л. с., 1570 л. с. на 7 км
  9. Строевой шифр ВМС «МА9А»
  10. 18-цилиндровый рабочим объемом 46 л (взлетная мощность 2200 л. с., 1800 л. с. на высоте 6 км)
  11. С трехскоростным высотным турбокомпрессором (взлетная мощность 2000 л. с., 1800 л. с. на высоте 8 км)
  12. 1 2 3 4 5 6 7 8 Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок 124傑作機42 не указан текст
  13. Сер. № 101-200
  14. 練戦 (яп. Рэнсэн «Учебно-боевой»)
  15. 2 ед. «3» (12,7 мм)
  16. Осенью 1944 г. участвовал в посадочных испытаниях на АВ «Синано»
  17. 『最強戦闘機紫電改』136-137頁
  18. Вместо двигателя «Хомарэ-3-1»
  19. С сер. № 517, 520
  20. Мог также иметь шифр «2-5»
  21. Звездообразный воздушного охлаждения рабочим объемом 41 л (2200 л. с.). Планировался также для палубного перехватчика «Рэппу»
  22. «Высокие характеристики»
  23. Др. обозначение «Ха-45-4-4-Ру»

Литература

  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.

Ссылки

  • N1K-J Shiden. Энциклопедия «Уголок неба».
  • N1K1-J на wwiiaircraftperfomance.org

Kawanishi N1K2-J Shiden-Kai.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06