14-10-2023
Истребитель «Сидэн-2»[1] «Каваниси» N1K-J |
|
Береговой перехватчик «Сидэн-2» ВМС Императорской Японии |
|
Тип | |
---|---|
Разработчик | |
Производитель |
авиазаводы «Каваниси» |
Главный конструктор | |
Первый полёт |
1943 г. |
Начало эксплуатации |
конец 1943 г. |
Конец эксплуатации |
лето 1945 г. |
Статус |
снят с вооружения |
Эксплуатанты | |
Годы производства |
1943-1945 гг. |
Единиц произведено |
1435 ед. |
Базовая модель | |
Изображения на Викискладе |
Береговой перехватчик «Сидэн-2» ВМС Императорской Японии (яп. 局地戦闘機「紫電」/川西N1K2-J Кёкутисэнтоки «Сидэн»/Каваниси Эн-Ити-Кэй-Ни-Дзэй) [2] — одноместный цельнометаллический истребитель-перехватчик берегового базирования ВМС. Разработан в авиационном КБ завода «Каваниси» под руководством С. Кикухары на базе перехватчика «Сидэн» среднепланной схемы. Полет прототипа состоялся в конце 1943 г., принят на вооружение авиации ВМС в конце 1943 г. под строевым шифром «Сидэн-2»[3], также носил неофициальное наименование «Сидэн-Кай» [4]. Условное обозначение ВВС союзников «Джордж» («George»).
Идея берегового перехватчика родилась у руководителя проектной группы КБ «Каваниси» С. Кикухара перед самым началом войны. Руководство КБ приняло решение об инициативной разработке перспективного истребителя, но новый проект столкнулся с предубеждением со стороны командования ВМС Императорской Японии . Когда война начала подступать к территории метрополии, новейший перехватчик ВМС «Райдэн»[5] имел технические проблемы мощной силовой установки, а перехватчик ВМС «0» предыдущего поколения был неспособен эффективно противостоять в воздухе новому поколению истребителей ВМС США. У командования ВМС возникла острая необходимость в мощном береговом перехватчике ПВО. Эту роль сыграл новый инициативный проект КБ «Каваниси».
Сохраняя силовую установку[6] и вооружение среднеплана «Сидэн-1», «Сидэн-2» низкопланной схемы был в значительной степени новым проектом. При постройке новой модификации особое значение придавалось легкости производства, в том числе, использованию малодефицитных материалов. Низкопланная схема позволила применить укороченные стойки шасси без телескопических вставок. Была доработана конструкция фюзеляжа и перепроектирован стабилизатор, масса пустого уменьшилась на 240 кг. 7 ед. опытных машин были закончены постройкой летом 1944 г. Осенью на линии в дер. Наруо была построена первая серийная машина.
Как и в случае с первоначальным среднепланом, доработки по результатам войсковых испытаний внедрялись непосредственно в ходе производства на серийных машинах, приводя к задержкам. Положение ухудшилось, когда ВВС США начали стратегические бомбардировки промышленных объектов Японии. Сборочная линия в дер. Наруо не попала под удары, но сильно пострадали производители основных комплектующих, что привело к нехватке алюминиевого листа и шамповки, стальных поковок, двигателей и комплектов шасси.
Поскольку число неопытных летчиков, направляемых на курсы по обучению управлению «Сиден-Кай» увеличилось, возникла острая необходимость в двухместном (с тандемным расположением кресел) тренировочном варианте с дублированным управлением. Проектная работа по модификации была предпринята первым авиационно-техническим арсеналом ВМС, и несколько истребителей модифицировали. Они получили обозначение N1K2-K «Сиден-Кай-Ренсен». Второе кресло вставили сзади стандартного (общий фонарь закрывал обе кабины), сохранили полный набор пушечного вооружения, к которому на некоторых самолетах добавили пару фюзеляжных пулеметов калибра 7,7 мм. «Сиден-Кай» постоянно модифицировался, чтобы не отставать от требований постоянно меняющейся воздушной войны. Одной из первых модификаций являлся N1K3-J. Его двигатель был передвинут вверх на 150 мм для изменения положения центра тяжести, а на фюзеляже установили два пулемета Тип 3 калибра 13,2 мм. На заводе в г. Химэдзи построили 2 ед. опытных N1K3-J, а предложения по палубному варианту N1K3-A не были поддержаны.
В конце 1944 г. началась работа над вариантом «4-1» (N1K4-J) с инжекторным двигателем «Хомарэ-2-3»[7][8]. Два опытных береговых и один образец корабельного базирования прошли заводские испытания.
Одной из попыток создать высотный перехватчик для перехвата стратегических бомбардировщиков «B-29» стал проект «5-3» (N1K5-J) с с двигателем «Ха-43»[9] пр-ва «Мицубиси»[10]. Строительство опытных машин заканчивалось летом 1945 г. на заводе в Химэдзи, когда его разрушила стратегическая авиация США.
Весной 1945 г. на совещании ГУ авиации ВМС и представителей оборонной промышленности было принято решение решениеоб установке на перехватчик «Сиден-2» двигателя «Хомарэ-4»[11]однако КБ «Накадзима» не смогло довести двигатель до испытаний. К моменту капитуляции на авиазаводах «Каваниси» удалось построить 351 ед. перехватчиков «Сидэн-2» (дер. Наруо) и 42 ед. (г. Химэдзи).
Другие заводы развернули производство новой машины к концу войны: авиазавод «Мицубиси» (г. Цурасима) завершил постройку 10 ед., авиазаводы |«Аити» (г.Эйтоку) и «Сода» (г.Синонои) по 1 ед., авизаводы ВМС №11 (в/ч «Курэ») и №21 (в/ч «Сасэбо») - 1 ед. и 10 ед. перехватчиков. Всего, включая опытные образцы, всего до конца войны было построено менее 1,5 тыс. перехватчиков «Сиден-1» и «Сиден-2».
«Сидэн-3/4/5»
«Сидэн-2» | ||
Технические характеристики | ||
---|---|---|
Экипаж | 1 чел. | |
Длина | 9,4 м | |
Размах (площадь крыла) |
12 м (23,5 м²) |
|
Высота | 4 м | |
Масса пустого (снаряженная) |
2,7 т ( 4 т ) |
|
Технические характеристики | ||
Двигатель | «Хомарэ-2» | |
Рабочий объем (мощность) |
36 л (2050 л. с.) |
|
Лётные характеристики | ||
Скорость | 570 км/ч | |
Дальность | 2400 км | |
Потолок | 10,8 км | |
Нагрузка на крыло | 166 кг/м² | |
Скороподъемность | 20,3 м/с | |
Вооружение | ||
Стрелковое | крыльевое 4 ед. «99-2» (20 мм) |
|
Подвесное | 2 ед. (250 кг/400 л) |
В бою низкоплан «Сидэн-2» не уступал новейшим истребителям союзников, включая «Р-51 Мустанг», появившийся в небе весной 1945 г. и имевший подавляющее превосходство над всеми другими истребителями Императорской Японии. В одном из боев машина К. Муто из состава 343-го ИАО ВМС вступила в бой с 12 истребителями ВМС США «Хеллкэт». Летчик сбил четыре истребителя противника, вынудив остальных выйти из боя. К. Муто удалось вернуть поврежденную в бою машину на аэродром ВМС "Йокосука ", где перехватчик был отремонтирован и возвращен в строй. Балгодаря наличию системы водно-метанольного форсажа перехватчики «Сидэн-2» хорошо вели себя в бою на малых и средних высотах. На больших высотах эффективность форсажной системы падала, что уменьшало возможности перехвата высотных стратегических бомбардировщиков.
<ref>
; для сносок 124傑作機42
не указан текстKawanishi N1K2-J Shiden-Kai.