12-10-2023
Scary Monsters (and Super Creeps) | ||||
Студийный альбом Дэвида Боуи | ||||
---|---|---|---|---|
Дата выпуска |
12 сентября 1980 |
|||
Записан |
Power Station, Нью-Йорк; |
|||
Жанр | ||||
Длительность |
45:08 |
|||
Продюсеры | ||||
Страна | ||||
Лейбл | ||||
Профессиональные рецензии | ||||
|
||||
Хронология Дэвида Боуи | ||||
|
Scary Monsters (and Super Creeps) — студийный альбом Дэвида Боуи, вышедший в сентябре 1980 года на лейбле RCA Records. Это был последний диск Боуи для этого лейбла и его первый альбом после «Берлинской Трилогии» — «Low», «Heroes» и «Lodger» (1977—1979). Хотя трилогия считается более значительной в художественном отношении, она оказалась менее успешной в коммерческом плане[1]. Кроме того, со «Scary Monsters», Боуи достиг того, что биограф Дэвид Бакли назвал «идеальный баланс»[2][3][4]. Через две недели после выпуска альбом занял первое место в британском чарте.
Содержание |
Согласно cо-продюсеру Тони Висконти, метод Боуи на «Scary Monsters» был несколько менее экспериментальным и более заинтересованным в достижение коммерчески жизнеспособного звука, для этого Боуи провел больше времени над его собственным сочинением текстов и мелодий песен, перед началом записи, вместо того, чтобы импровизировать с музыкой в студии и сочинять слова в последнюю минуту. Кроме одной кавер-версии, «Kingdom Come» Тома Верлэйна, авторство всех песен было приписано Дэвиду Боуи, в отличие от «Берлинской Трилогии», где он в большей степени полагался на поддержку со стороны своих сотрудников.
На альбоме Боуи сотрудничал со многими из своих бывших коллег. Отсутствующий на альбоме «Lodger», Роберт Фрипп вернулся с его характерным гитарным звуком, который ранее он продемонстрировал на «Heroes». Чак Хэммер добавил несколько текстурных слоев звука с помощью гитаро-синтезатора. Пианист Брюса Спрингстина Рой Биттен вновь сотрудничал с Боуи, со времен пластинки «Station to Station» (1976), а лидер группы «The Who» Пит Таунсенд записал гитару для композиции «Because You’re Young». Сотрудничавший с Боуи на «Берлинской Трилогии» Брайан Ино, не принимал участия в записи «Scary Monsters».
Первой ласточкой со «Scary Monsters», стала композиция «Ashes to Ashes», которая была выпущена в качестве сингла, за один месяц до выхода альбома и стала #1 в Великобритании. Созданная на основе темы гитаро-синтезатора Чака Хэммера, она вернулась к Майору Тому, персонажу из раннего хита Боуи «Space Oddity». Кроме её коммерческого успеха, её также высоко оценили критики, а сопровождающее музыкальное видео стало ориентиром для других художественных работ[5].
Несмотря на пышные текстуры «Ashes to Ashes», звук на альбоме был охарактеризован критиками как жесткий — а его мировоззрением, более отчаянным — чем, что-либо выпущенное после «Diamond Dogs» (1974)[4]. Это видно на примере таких композиций, как: «It’s No Game (No. 1)», хард-роковое начало с женским вокалом на японском; стремительная заглавная композиция, с её уклоном на эффект перкуссии и акцентом Дэвида как у кокни; второй сингл «Fashion», который, казалось, проводил параллели между модой и политикой, музыкальное видео на эту песню, также было высоко оценено[4]. Композиция «Scream Like a Baby», рассказывала о политических заключенных.
Помимо «Ashes to Ashes», «Teenage Wildlife», это был альбом, пожалуй, с самыми личными текстами для Боуи. На музыкальном фоне, который был многим обязан его песне «Heroes», Боуи
целился прямо на музыкантов пост-панка, в частности, Гэри Ньюмана[2]:
На обложке «Scary Monsters» Боуи был изображен в костюме Пьеро, который он носил в видеоклипе «Ashes to Ashes». Изображение было фотографией, сделанной Брайаном Даффи (англ. Brian Duffy), которая была раскрашена Эдвардом Бэллом. На задней обложке оригинальной виниловой пластинки, упоминаются четыре ранних альбома Боуи, а именно, «Берлинская Трилогия» и «Aladdin Sane», который также отметился, дизайном и фотографией от Брайана Даффи. Изображения с обложек из «Low», «Heroes» и «Lodger» — последний, движущиеся туловище Боуи, наложенное на рисунок альбомной фотографии из «Aladdin Sane» — были изображены в маленьких рамках, слева от списка композиций. Их выбеленный дизайн, как сообщается, был разработан «чтоб символизировать, отбрасывание старых образов Боуи»[6]. Эти изображения не появились в переиздание диска 1992 года, но были восстановлены в переиздание, лейблами EMI/Virgin изданном в 1999 году.
После издания сингла «Ashes to Ashes» в августе 1980 года, за месяц до выхода альбома, и «Fashion» в октябре, заглавный трек был выпущен в качестве сингла в январе 1981 года, на пластинках и кассетах. Последний сингл из альбома, «Up the Hill Backwards», был издан в марте 1981 года. Другие песни, которые выпустил на компакт-дисках лейбл Rykodisc в это период, были: обе стороны синглов «Alabama Song» и «Space Oddity», последний абсолютный ремейк, который дебютировал в новогодний период 1979 года, на The Kenny Everett Video Show и подавался как «ритуальное очищение»[4]; композиция «Crystal Japan», которая вошла на сторону «Б» «Up the Hill Backwards» в Великобритании, и сторону «А» «Alabama Song» в Японии, где она также использовалась для рекламы сакэ; а также новая версия композиции «Panic in Detroit», из альбома «Aladdin Sane».
RCA Records выпустил «Scary Monsters» в сентябре 1980 года, с рекламным слоганом «Зачастую скопирован, никогда не одинаковый» (англ. «Often Copied, Never Equalled»), который рассматривается как прямой ссылкой Новая волна актов Боуи вдохновил на протяжении многих лет[2]. Альбом был высоко оценен критиками, Record Mirror оценил его в семь звезд из пяти[2], а Melody Maker назвал его «устращающе впечатляющим шагом в 80-е», Billboard сообщил, что он «должен быть самым доступным и коммерчески успешным альбомом Боуи за последние годы»[7]. «Scary Monsters» стал #1 в британских чартах, тем самым став первым альбомом, со времен «Diamond Dogs» достигшем вершины хит-парада. В США альбом стал #12 была его высокая в США, это была самая высокая позиция для альбомов Боуи, со времен «Low», вышедшего четырьмя годами ранее.
Несмотря на международную мегаславу и коммерческий успех, которого Боуи добился в ближайшие годы, особенно с его следующим альбомом «Let's Dance» 1983 года, многие комментаторы полагают, что «Scary Monsters» стал «его последним большим альбом»[8], «критерием» для каждого нового материала[2]. Альбомам вышедшим после него, таким как, «Heathen» и «Reality», часто прикрепляли ярлык — «лучший альбом со времен Scary Monsters»[9]. В последнем издании музыкальной биографии певца Strange Fascination, биограф Дэвид Бакли (англ. David Buckley) отметил, что «Боуи должен был вешать стикер на свой следующий альбом, с надписью — „Лучший со времен Scary Monsters“ и дело с концом»[10].
В 2000 году журнал Q поставил «Scary Monsters» на #30, в списке «100 величайших британских альбомов всех времен». В 2002 году Pitchfork Media поставил альбом на #93, в списке «100 лучших альбомов 1980-х».
Все песни написаны Дэвидом Боуи, за исключением отмеченных.
Год | Хит-парад | Высшая позиция |
---|---|---|
1980 | Australian Kent Report Albums Chart | 1 |
1980 | UK Albums Chart | 1 |
1980 | Billboard Pop Albums | 12 |
1980 | Norwegian Albums Chart | 3 |
1980 | Austrian Albums Chart | 20 |
1980 | Swedish Albums Chart | 4 |
Год | Сингл | Хит-парад | Высшая позиция |
---|---|---|---|
1980 | «Ashes to Ashes» | UK Singles Chart | 1 |
1980 | «Ashes to Ashes» | Australia | 3 |
1980 | «Ashes to Ashes» | Norwegian Singles Chart | 3 |
1980 | «Fashion» | UK Singles Chart | 5 |
1980 | «Fashion» | Billboard Pop Singles | 70 |
1980 | «Fashion» | Norwegian Singles Chart | 9 |
1981 | «Scary Monsters (and Super Creeps)» | UK Singles Chart | 20 |
1981 | «Up the Hill Backwards» | UK Singles Chart | 32 |
Организация | Статус | Дата |
---|---|---|
BPI — UK | Золотой | 17 сентября, 1980 |
Scary Monsters (and Super Creeps).