21-10-2023
Sturmgeschütz IV в музее бронетехники в Познани | |
Sturmgeschütz IV für 7.5 cm Sturmkanone 40 (L/48) | |
---|---|
Классификация | штурмовое орудие |
Боевая масса, т | 23,0 |
Компоновочная схема | моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в рубке в средней |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Годы производства | 1943—1945 |
Годы эксплуатации | 1943—1945 |
Количество выпущенных, шт. | от 1141 до 1163, по разным данным |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5930 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 6700 |
Ширина корпуса, мм | 2950 |
Высота, мм | 2200 |
Клиренс, мм | 400 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная и литая, поверхностно закалённая |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 20 / 70° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 80 / 12° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 30+30 / 60° |
Борт корпуса, мм/град. | 30 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 20/ 10° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 14,5 / 74° |
Днище, мм | 10 |
Крыша корпуса, мм | 10 / 88° |
Лоб рубки, мм/град. | 50 / 15° — 80 / 0° — 30 / 70° |
Маска орудия, мм/град. | 50 / 5° |
Борт рубки, мм/град. | 30 / 10—30° |
Корма рубки, мм/град. | 30 / 0° |
Крыша рубки, мм/град. | 10 / 75—90° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 75-мм StuK 40 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 48 |
Боекомплект пушки | 63 |
Углы ВН, град. | −6…+20 |
Углы ГН, град. | ±10 |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 300 |
Скорость по шоссе, км/ч | 38 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 15 |
Запас хода по шоссе, км | 210 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 130 |
Удельная мощность, л. с./т | 10,2 |
Тип подвески | сблокированная попарно, на листовых рессорах |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,92 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Преодолеваемый ров, м | 2,2 |
Преодолеваемый брод, м | 1,2 |
Sturmgeschütz IV (StuG IV, Штурмгешютц IV, Штуг IV) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка Pz Kpfw IV.
Содержание |
Серийно выпускалась с декабря 1943 до капитуляции Германии, всего выпущено 1108 машин и ещё 31 переделали из танков. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd Kfz 167. Стимулом для создания подобной боевой машины стало недостаточное число штурмовых орудий StuG III. Поскольку развёртывание производства StuG III на имевшихся производственных мощностях фирмы «Крупп-Грузон» (производителя среднего танка Pz Kpfw IV) было бессмысленным с экономической точки зрения, был разработан проект установки рубки от StuG III на шасси Pz Kpfw IV. Этот проект стал отправной точкой в производстве StuG IV. С января 1944 года фирма «Крупп-Грузон» прекратила выпуск танка-базы и полностью перешла на производство StuG IV. Эти САУ активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны.
В САУ данного типа использовался сварной корпус, использовавший в качестве основы корпус танка Pzkwf IV.
Толщина рубки от 11 до 80 мм, съемная. Крепление к корпусу болтами и уголками. На крыше имелась командирская башенка, толщиной брони от 30-50 мм. На крыше размещался зенитный пулемёт MG 42.
Двигатель Maybach HL 120 TRN, V-12, жидкостного охлаждения. Мощность 300 л.с. Использовал в качестве топлива этилированный бензин OZ 74. Бензин размещался в трёх баках общей ёмкостью 430 л. Расход топлива составлял 195 л на 100 км. Запас хода по шоссе 210 км, 130 км по пересеченной местности.
Кроме электрического стартера двигатель можно было запустить с помощью ручки. Кроме того, для пуска мотора можно было использовать двигатель кюбельвагена.
Электрическое питание было у подсветки прицела и контрольных приборов.
Ходовую часть составляли восемь опорных катков размером 470×75×660, собранных в четыре тележки. Верхний участок гусеницы поддерживали четыре (Ausf. Н и ранние Ausf. J) или три (Ausf. J) поддерживающих катка. Цельнометаллические опорные катки стали появляться к концу войны.
Направляющее колесо с механизмом натяжения располагалось на корме, а ведущее колесо с 20 зубьями находилось спереди.
В зимних условиях на гусеницы можно было надевать антипробуксовочные зубья и специальные накладки, увеличивающие ширину гусеницы. Гусеница состояла из 99 траков.
Главный калибр был представлен 75-мм пушкой StuK 40 L/48 производства Rheinmetall-Borsig. Пушка могла вести огонь всеми основными типами снарядов, используемых в Вермахте. Боекомплект 63 выстрела. Ствол нарезной с 32 нарезами глубиной 7,8 мм. Электрический спуск.
Противопехотное вооружение состояло из пулемета MG 34 калибра 7,92 мм. Боекомплект на 500 патронов. Пулемет устанавливался на крыше рубки на лафете, вести огонь из которого можно было из моторного отделения.
Две радиостанции — FuG 15 и FuG 16. Обе радиостанции имели штыревые антенны длиной 2 метра. Антенны крепились к задней стенке рубки. Машина также была оборудована системой внутренней связи.
Использовались прицелы Sfl ZF 1 и Rblf 36. Откалиброваны на дальность от 0 до 2000 метров для бронебойных снарядов и от 0 до 1500 для кумулятивных.
Командир машины имел стереотрубу SF 14z. В башенке было установлено семь перископов. Место механика водителя оборудовалось двумя перископами.
Сапёрные инструменты: топор, молот, лом, лопата и ножницы для резки колючей проволоки. Перевозились на крыльях. На правом крыле также имелась рукоятка стартёра, а на левом — орудийный банник. Запасные опорные катки хранили на левой стороне рубки[1].
C декабря 1943 года по апрель 1945 года было произведено 1141 StuG IV.[2]
За время производства в конструкцию танков и САУ Вермахта вносились изменения. С февраля 1944 г. мотор-электрогенератор для запитки электродвигателя разворота башни танка PzKpfw IV заменили дополнительным топливным баком.
8 июня 1944 г. количество опорных катков сократили до шести[1].
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | итого | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1943 год | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 30 | 30 |
1944 год | 78 | 136 | 87 | 91 | 95 | 90 | 90 | 70 | 56 | 84 | 80 | 49 | 1006 |
1945 год | 46 | 18 | 38 | 3 | — | — | — | — | — | — | — | — | 105 |
Основной задачей штурмовых орудий являлась поддержка пехоты и уничтожение танков противника из засад и при обороне. Штурмовые орудия предназначались для тесного взаимодействия с пехотой, подавления фланговых огневых точек противника, уничтожения танков и бронетехники.[3]
Штурмовые орудия Sturmgeschuetz IV применялись в различных частях Вермахта: от танковых до пехотных. Много StuG IV использовалось в ротах истребителей танков[1].
В 1944 году в ходе боев в Курляндии отметились 184-я, 226-я и 912-я бригады штурмовых орудий, которые комплектовались батареями полностью укомплектованными StuG IV. Одна батарея StuG IV 226. бригады штурмовых орудий за два дня боев вывела из строя более 35 танков противника, и потеряла одну машину[3].
Это заготовка статьи о бронетехнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
StuG IV.