02-10-2023
«Ягдтигр» в музее Абердинского испытательного полигона | |
Jägdtiger (H) | |
---|---|
Классификация | истребитель танков |
Боевая масса, т | 75,2 |
Компоновочная схема | моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления в центре |
Экипаж, чел. | 6 |
История | |
Годы производства | 1944—1945 |
Годы эксплуатации | 1944—1945 |
Количество выпущенных, шт. | от 70 до 79, по разным данным |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 7800 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 10654 в модификации Хеншеля, 10370 в мод. Порше |
Ширина корпуса, мм | 3625 |
Высота, мм | 2945 |
Клиренс, мм | 490 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная и литая |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 150 / 50° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 120 / 50° |
Борт корпуса, мм/град. | 80 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 80 / 30° |
Днище, мм | 40 |
Крыша корпуса, мм | 40 |
Лоб рубки, мм/град. | 250 / 15° |
Борт рубки, мм/град. | 80 / 25° |
Корма рубки, мм/град. | 80 / 10° |
Крыша рубки, мм/град. | 45 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 128-мм PaK 44 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 55 |
Боекомплект пушки | 40 |
Углы ВН, град. | −7…+15 |
Углы ГН, град. | ±10 |
Прицелы | телескопический W.Z.F.2/1 |
Пулемёты | 1 × 7,92-мм MG-34, на части машин 1 × 7,92-мм MG-42 |
Другое вооружение | 92-мм гранатомёт |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Maybach HL 230 P 30 |
Мощность двигателя, л. с. | 700 |
Скорость по шоссе, км/ч | 38 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 17 |
Запас хода по шоссе, км | 170 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 120 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 1,06 |
Преодолеваемый подъём, град. | 35° |
Преодолеваемая стенка, м | 0,85 |
Преодолеваемый ров, м | 2,5 |
Преодолеваемый брод, м | 1,6 |
«Ягдтигр» (нем. Jagdtiger), полное официальное название Panzerjäger Tiger — германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса истребителей танков, тяжёлая по массе. По германской ведомственной системе обозначений военной техники «Ягдтигр» носил индекс Sd.Kfz.186. «Ягдтигр» был разработан в 1942—1944 годах на шасси тяжёлого танка «Тигр II» и стал самым тяжёлым серийно производившимся образцом бронетехники всех времён.
«Ягдтигр» серийно производился с 1944 по 1945 год, однако из-за перебоев с поставками материалов и разрушения заводов воздушными бомбардировками, было выпущено всего, по разным данным, от 70 до 79 САУ этого типа. Из-за малочисленности выпущенных машин, их ненадёжности и постоянной проблемы нехватки горючего для них, боевое применение «Ягдтигров» было ограниченным и не оказало влияния на ход войны, хотя те машины, которым всё же довелось вступить в бой, продемонстрировали способность уверенно уничтожить любой из участвовавших в войне образцов бронетехники стран антигитлеровской коалиции, при этом оставаясь в лобовой проекции почти неуязвимым для их огня. Тем не менее, многие из этих САУ были попросту брошены экипажами после израсходования боеприпасов, топлива или после поломки.
Содержание |
«Ягдтигр» имел компоновку с размещением моторного отделения в кормовой части, совмещённого трансмиссионного отделения и отделения управления — в лобовой части, а боевого отделения — в неподвижной рубке в средней части корпуса. Экипаж САУ состоял из шести человек: механика-водителя и стрелка-радиста, располагавшихся в отделении управления и наводчика, командира и двух заряжающих, находившихся в боевом отделении.
Корпус практически полностью был заимствован от танка «Королевский тигр», только в связи с размещением более габаритной рубки вместо башни пришлось удлинить его на 300 миллиметров. Поверх бронекорпуса монтировалась массивная рубка, служившая защитой экипажу и орудию. Лобовой броневой лист имел толщину 250 мм с наклоном 15 градусов от вертикали, что делало его практически неуязвимым для всех танковых и противотанковых орудий противника. Защита корпуса была не менее внушительной — верхний лобовой лист имел толщину 150 мм при наклоне в 50 градусов, нижний — 120 мм с таким же наклоном. Толщина бортов и кормы была существенно ниже, впрочем, если учесть, что «Ягдтигру» вменялось в задачу практически всегда быть обращенным к противнику мощной лобовой броней, это можно было не принимать во внимание.
В лобовом броневом листе рубки, в конической маске типа Saukopf (Свиное рыло), устанавливалось нарезное орудие 128 мм PaK 44 с длиной ствола 55 калибров. Из-за огромной массы орудия с маской была применена уникальная схема его монтажа — вместо того, чтобы закрепить орудие на шарнире в лобовом бронелисте рубки, как это характерно для «классических» самоходок, конструкторы создали особый подъемно-поворотный механизм, который монтировался на полике боевого отделения. Таким образом, броневая рубка как бы строилась «вокруг» орудия и экипажа, не входя с орудием в непосредственное зацепление. Из-за огромной же отдачи, которая разрушающе воздействовала на ходовую часть, машина вела огонь преимущественно с места. Боекомплект состоял из 38-40 бронебойных и фугасных выстрелов раздельного заряжания и 2925 патронов к курсовому пулемету, размещенному в верхнем лобовом листе корпуса. Масса бронебойного снаряда — 28 кг, фугасного — 25,6 кг.
По некоторым данным, на часть машин устанавливались зенитные пулеметы MG-42.[1]
Снаряды к орудию 12.8 cm PaK 44 L/55 | ||||
Снаряды | Бронебойный снаряд Panzergranate 39/43 APC | Бронебойный снаряд Panzergranate 40/43 APBC (с баллистическим колпачком) | Осколочно-фугасный снаряд Sprenggranate | |
Масса | 28,3 кг | 28,0 кг | ||
Масса взрывчатого вещества | 0,55 кг | 3,6 кг | ||
Метательный заряд | 15 кг | 12,2 кг | ||
Длина снаряда | 49,65 см | 62,3 см | ||
Начальная скорость | 930 м/с | 750 м/с | ||
Бронепробиваемость при угле встречи 30° к вертикали | ||||
На дистанции 500 метров | 166 мм | 178 мм | ||
На дистанции 1000 метров | 143 мм | 167 мм | ||
На дистанции 2000 метров | 117 мм | 148 мм |
Ни двигателем, ни трансмиссией «Ягдтигр» не отличался от линейного танка, оснащенного 12- цилиндровым бензиновым двигателем Maybach HL 300R мощностью 700 л.с. при 3000 обор./мин.
Ходовая часть практически полностью была заимствована у базового танка и применительно к одному борту состояла из ведущего колеса переднего расположения, пяти двойных катков с опорой на внешнюю часть гусеницы, четырех двойных опорных катков с опорой на внутреннюю часть гусеницы и направляющего колеса. Правда, в отличие от танка, у которого половинки направляющего колеса частично перекрывали девятый опорный каток, из-за увеличившейся длины корпуса направляющее колесо было отнесено назад.
Выпуск Ягдтигров по месяцам [2] | |||||||||||||||||
Месяц | Февраль 1944 | Июль 1944 | Август 1944 | Сентябрь 1944 | Октябрь 1944 | Ноябрь 1944 | Декабрь 1944 | Январь 1945 | Февраль 1945 | Март 1945 | Апрель 1945 | Май 1945 | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Выпущено машин | 2 | 3 | 3 | 8 | 9 | 6 | 20 | 10 | 13 | 3 | 7 | 4 |
«Ягдтигры» поступали на вооружение отдельных тяжелых противотанковых батальонов (schwerePanzerJagerAbteilung, s.Pz.Jgr.Abt). Планировалось, что они заменят в этих подразделениях САУ «Фердинанд». Однако, из-за сложности в производстве и постоянных бомбежек авиации союзников удалось выпустить сравнительно небольшое количество машин и этим планам не суждено было сбыться. В результате «Ягдтиграми» было вооружено по две из трех рот в двух тяжелых противотанковых батальонах — знаменитых 653-м и 654-м, проявивших себя на Курской дуге.
Впервые «Ягдтигры» были использованы в боях на Западном фронте в марте 1945 г. Они поражали американские «Шерманы» с расстояния 2500 м! В начале апреля 1945 г. в боевых частях на Западном фронте насчитывалось двадцать четыре «Ягдтигра».
Не вызывает сомнения, что «Ягдтигр» в вопросе противотанковой борьбы на порядок превосходил все танки и САУ как антигитлеровской коалиции, так и самого Третьего рейха. Как минимум, до 1948 года в мире не имелось танка, который мог бы выдержать выстрел этой машины даже в лоб. Пушка PaK 44 с длиной ствола в 55 калибров, созданная на базе зенитки, позволяла поражать любой танк на всех разумных дистанциях боя.
Вместе с тем, самоходка обладала целым набором существенных недостатков, самыми важными из которых были следующие:
В результате, число выпущенных машин было весьма невелико и они не оказали сколь-нибудь значительного влияния на исход боевых действий.
Для любителей масштабного моделизма выпускаются сборные модели самоходки в масштабе 1:35 японской фирмой Tamiya и китайской фирмой Dragon. Модели имеют очень высокое качество отливки и весьма высокую степень приближения к реальной машине.
Также самоходка представлена в компьютерных играх Panzer General, Panzer Front, Вторая мировая, В тылу врага 2 и World of Tanks.
Ягдтигр.