19-10-2023
Нефтепрово́д Баку — Тбилиси — Джейхан — трубопровод для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. Официальное торжественное открытие всего нефтепровода прошло 13 июля 2006 в Джейхане[1].
Содержание |
Предполагается, что в дальнейшем нефтепровод будет продлён до восточного побережья Каспийского моря и по нему будет перекачиваться нефть и из Казахстана.
В июле 2006 состоялась первая прокачка нефти. С тех пор ежедневное количество проходящей по трубам нефти составляет 1,2 млн баррелей. 5 августа 2008 года из-за взрыва трубопровода и последующего крупного пожара в районе компрессорной станции в посёлке Рэфахйя провинции Эрзинджан подача нефти была прекращена и возобновлена только 25 августа[2][3].
С геополитической точки зрения, основная цель строительства нефтепровода заключалась в создании независимого от России пути транспортировки нефти из Азербайджана (а впоследствии и Казахстана) на мировые рынки. США и Великобритания, лоббировавшие и финансировавшие проект, в качестве его обоснования выдвинули идею о необходимости диверсификации маршрутов экспорта энергоносителей и стабилизации мирового энергетического рынка.
Это первый нефтепровод в СНГ, проложенный в обход России и при непосредственном участии США и Великобритании. С началом его работы в очередной раз существенно изменилась геополитическая расстановка сил в обширном регионе, охватывающем Среднюю Азию, Кавказ и акваторию Каспийского моря. Транспортировка значительных объёмов нефти, которая могла бы осуществляться через территорию России по существующему нефтепроводу Баку — Новороссийск, теперь будет производиться в обход России, что снизит её влияние в регионе. Американцы же не только получат альтернативный Персидскому заливу источник нефти, но и расширят зону своего влияния.
Ввод в эксплуатацию нефтепровода даёт возможность более активно осваивать ресурсы каспийского бассейна. В Азербайджане это в первую очередь освоение блока месторождений Азери — Гюнешли, в Казахстане — Кашаган.
Экономические потери России от появления нового пути транспортировки каспийской нефти некоторые эксперты оценивают в 200 млн долларов в год. Возможно, именно это стало причиной того, что официальные государственные лица России не присутствовали на торжественной церемонии открытия в Джейхане.
Накануне церемонии президенты Азербайджана, Грузии и Турции Ильхам Алиев, Михаил Саакашвили и Ахмет Недждет Сезер подписали декларацию об открытии международного транспортного коридора Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Соглашение предусматривает строительство между турецким городом Карс и грузинским Ахалкалаки железнодорожной магистрали протяжённостью 98 км. 68 км из них пройдут по территории Турции, 30 км — по территории Грузии. Предварительная стоимость проекта — $400-450 млн. Его реализация позволит ежегодно транспортировать по новому коридору до 3 млн тонн грузов, которые сейчас следуют транзитом через Азербайджан из Казахстана и Туркмении до черноморских портов Грузии.
Уже в ходе церемонии главы МИД Азербайджана, Грузии и Казахстана, министры энергетики Турции и США подписали декларацию о международном транспортном коридоре Карс-Тбилиси-Баку. По сути дела, это явилось соглашением о присоединении Казахстана к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан. Президенты Грузии, Азербайджана, Турции и Казахстана подписали совместную политическую декларацию о развитии энергетического коридора Восток — Запад.
В конце августа 2006 американский сенатор Ричард Лугар во главе делегации американских конгрессменов посетил Азербайджан, Грузию и Турцию, а также Казахстан. В Грузии Ричард Лугар первым из американских политиков поддержал требование Грузии о выводе российских миротворческих сил с территории Абхазии и Южной Осетии. Немногим позднее ещё один сенатор — Джон Маккейн — посетил Южную Осетию, также полностью поддержав требование о выводе российских миротворцев с грузинской территории и предложив ввести сюда международные силы под эгидой ООН или ОБСЕ. Это ещё раз продемонстрировало, что Южный Кавказ находится в сфере жизненно важных интересов США.
Решение о строительстве нефтепровода было принято ещё в 1994, и, несмотря на все прилагавшиеся усилия, России не удалось направить ситуацию в благоприятное для неё русло. Существует мнение, что поощрение и подпитка зарубежными финансовыми вливаниями сепаратистских сил в Чечне имела в качестве одной из своих целей именно сохранение напряжённости на одном из участков нефтепровода «Баку — Новороссийск», что обеспечивало поддержание заинтересованности Азербайджана в создании альтернативного маршрута для экспорта нефти.
Со строительством нефтепровода, по всей очевидности, связана и проблема вывода российских военных баз из Грузии. На месте российских войск будут размещены специальные подразделения, обеспечивающие охрану Каспийского региона и Закавказья. Уже запущен специальный проект «Каспийская охрана». Подразделения спецназа и полиции будут охранять особо важные прикаспийские объекты от возможных посягательств террористов. Кроме того, в регионе планируется создать режим интегрированного контроля в воздухе и на воде на границах Азербайджана и Казахстана.[4]
Нефти, добываемой на азербайджанских месторождениях, недостаточно для обеспечения рентабельности нефтепровода. Поэтому для владельцев — и для США — крайне важно было обеспечить участие в его работе Казахстана, который в настоящее время экспортирует свою нефть на Запад через трубопровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) и российский порт Новороссийск, а также по системе «Транснефти». По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, «Баку — Тбилиси — Джейхан» явится одним из важных путей транспортировки казахской нефти на мировые рынки. В 2004 Казахстан добыл 60 млн тонн нефти, а в 2010 году эта цифра составит уже 100 млн, что заставляет Казахстан налаживать транспортные энергетические коридоры с сопредельными странами. Эксперты не исключают, что в перспективе новым маршрутом транспортировки может воспользоваться и Туркмения.
Переговоры между государственной нефтяной компанией Азербайджана ГНКАР и казахстанской компанией Казмунайгаз о подключении Казахстана к проекту БТД начались в ноябре 2002 года.
16 июня 2006 Нурсултан Назарбаев подписал договор о присоединении Казахстана к проекту нефтепровода. Договор предусматривает организацию танкерной перевозки казахстанской нефти из Актау в Баку через Каспий и её дальнейшей транспортировки по нефтепроводу БТД. На первом этапе Казахстан намерен отгружать по БТД до 7,5-10 млн тонн нефти в год.
24 января 2007 казахская национальная компания «КазМунайГаз» подписала меморандум о взаимопонимании по проекту создания казахской каспийской системы транспортировки нефти, которая позволит экспортировать нефть с месторождений Кашаган и Тенгиз через Каспийское море в Европу по маршруту Ескене—Курык—Баку—Тбилиси—Джейхан. На начальном этапе система трубопроводов должна обеспечить ежегодную транспортировку 25 млн т нефти, а впоследствии — довести её до 38 млн т. Проектирование, строительство и ввод проекта в эксплуатацию должны быть приурочены к началу добычи на Кашагане в 2010—2011 годах.
Транспорт в Азербайджане | |
---|---|
Железная дорога | Азербайджанская железная дорога: Баку — Тбилиси — Карс • Астара — Решт — Казвин ЗАО «Азербайджанские железные дороги»: Поезда ADDY Станции: Баку-Пассажирская • Горадиз • Джульфа • Евлах • Минджевань1 • Ханкенди1 Узкоколейные железные дороги: Бакинская ДЖД • Нахичеванская ДЖД • Кедабекская УЖД • Набранская УЖД |
Гражданская авиация | Азербайджан Хава Йоллары |
Аэропорты | им. Гейдара Алиева • Габала • Гянджа • Ленкорань • Нахичевань • Парзиван • Ходжалы1 |
Авиакомпании | AZAL (маршрутная сеть) • Imair Airlines (маршрутная сеть) • Turan Air (маршрутная сеть) • Silk Way Airlines |
Трубопроводный (нефтепровод) | Баку — Тбилиси — Джейхан • Баку — Супса • Баку — Новороссийск |
Трубопроводный (газопровод) | Баку — Тбилиси — Эрзурум • Баку — Ново-Филя • «Набукко»2 |
Другое | День работников гражданской авиации • День работников железной дороги |
1 — контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой 2 — проектируемый газопровод |
Баку—Тбилиси—Джейхан.