12-10-2023
Степанакертский аэропорт (Ходжалинский аэропорт) |
||
Страна: Регион: |
Нагорно-Карабахская Республика[1]/Азербайджан[1] Нагорный Карабах |
|
Тип: | Совместного базирования | |
Код ИКАО: Код ИАТА: |
||
Высота: Координаты: |
+610 м |
|
Местное время: | UTC +4 | |
Сайт: |
|
|
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
---|---|---|
Номер | Размеры | Покрытие |
05/23 | 2178 м | асфальт |
Список аэропортов |
Степанаке́ртский аэропо́рт[2][3] (Ходжали́нский аэропо́рт[2]) — аэропорт, расположенный в населённом пункте Ходжалы (Иванян), в 10 км к северо-востоку от города Степанакерта. Единственный аэропорт в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике, способный принимать крупные самолёты[4][5].
1 октября 2012 года Степанкертский международный аэропорт официально сдан в эксплуатацию[6].
Содержание |
До конца 1980-х аэропорт обслуживал регулярные пассажирские рейсы Ереван — Степанакерт. С началом Карабахского конфликта и установленной властями Азербайджанской ССР блокады Армянской ССР и НКАО аэропорт стал единственным средством связи блокированного региона с внешним миром.
1 августа 1990 года потерпел катастрофу гражданский самолёт Як-40 (бортовой номер CCCP-87453[7]), выполнявший рейс Ереван — Степанакерт. Погибли все 39 пассажиров и 4 члена экипажа. После организации поисково-спасательных работ обломки самолёта и тела погибших были обнаружены у села Фаррадж Лачинского района. По официальной версии комиссии Госавианадзора СССР и представителей Азербайджанской ССР, проводивших расследование, самолёт разбился из-за потери ориентировки пилотами в условиях ограниченной видимости. Сотрудниками аэропорта было проведено параллельное расследование и были выдвинуты две другие неофициальные версии: перегруз и сбитие лайнера[4].
Азербайджанское руководство, в свою очередь, прилагало усилия к закрытию аэропорта, в частности, резко сократив количество авиарейсов, а также застраивая соседнее село Ходжалы (с апреля 1990 года получившее статус города) с азербайджанским населением (за несколько лет население Ходжалы выросло более чем втрое, причём новые дома строились в непосредственной близости от взлётно-посадочной полосы). После объявления в НКАО чрезвычайного положения аэропорт первоначально находился под контролем подразделения Внутренних войск СССР, которые осуществляли функции по охране аэропорта, досмотру груза и личных вещей пассажиров, в основном армян. Позднее, однако, было принято решение передать его под контроль азербайджанского ОМОНа[8]. Сделано это было в результате настойчивых требований руководства Азербайджана, поддержанных руководителем Комендатуры района чрезвычайного положения НКАО генералом Сафоновым и согласованных с тогдашним министром внутренних дел СССР Вадимом Бакатиным[2].
Тогдашний президент Азербайджана Аяз Муталибов отдал распоряжение разрушить взлетно-посадочную полосу и аэродромное оборудование аэропорта, но оно не было выполнено[9].
26 февраля 1992 года силы самообороны НКР установили контроль над Ходжалы и аэропортом[8]. После этого аэропорт стал использоваться для нужд военно-воздушных сил НКР[10] и чартерного вертолётного сообщения с Ереваном[11][12].
В конце 2000-х годов правительство НКР поставило задачу начать эксплуатацию Степанакертского аэропорта с использованием малой авиации и 28 октября 2008 года на очередном заседании одобрило законопроект «Об авиации»[13][14]. В НКР считают, что это имеет для республики не только жизненное, но и политическое значение и будет содействовать укреплению государственности и повышению уровня благосостояния населения[3][15].
В феврале 2010 года президент компании «Армавиа» Михаил Багдасаров заявил, что после реконструкции аэропорта рейс Степанакерт-Ереван будет осуществлять компания «АрцахАвиа»[16]. Комментируя заявление Багдасарова, руководитель пресс-службы азербайджанского национального концерна «Азербайджан Хава Йоллары» Магеррам Сафарли заявил, что в случае открытия авиасообщения между между Степанакертом и Ереваном Азербайджан официально обратится по этому поводу в Международную организацию гражданской авиации[17].
По сообщению азербайджанских СМИ, 16 марта 2011 года директор администрации государственной гражданской авиации Азербайджана Ариф Мамедов заявил, что «Азербайджан может уничтожать самолеты, которые собираются совершать посадку в аэропорту, строящемся армянской стороной в оккупированном азербайджанском городе Ханкенди (Степанакерт) в Нагорном Карабахе. Согласно закону „Об авиации“, даже возможно физическое уничтожение направляющихся туда самолетов»[18]. Послы США в Азербайджане и Армении — Мэтью Брайза и Мари Йованович — назвали это заявление неприемлемым. Мэтью Брайза также заявил, что все вопросы безопасности полетов должны быть решены Азербайджаном и Арменией до открытия аэропорта[19][20][21]. Авиационные власти НКР назвали угрозы Азербайджана нецивилизованными[22]. Президент Армении Серж Саргсян в ответ на угрозы заявил, что он будет первым пассажиром рейса Ереван-Степанакерт[23][24]. Ряд депутатов и общественных организаций Азербайджана призвали сбить самолёт, в котором будет лететь Саргсян[24]. 2 апреля пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов заявил: «Азербайджан никогда не применял и не применит силы против гражданских объектов»[25].
Транспорт в Азербайджане | |
---|---|
Железная дорога | Азербайджанская железная дорога: Баку — Тбилиси — Карс • Астара — Решт — Казвин ЗАО «Азербайджанские железные дороги»: Поезда ADDY Станции: Баку-Пассажирская • Горадиз • Джульфа • Евлах • Минджевань1 • Ханкенди1 Узкоколейные железные дороги: Бакинская ДЖД • Нахичеванская ДЖД • Кедабекская УЖД • Набранская УЖД |
Гражданская авиация | Азербайджан Хава Йоллары |
Аэропорты | им. Гейдара Алиева • Габала • Гянджа • Ленкорань • Нахичевань • Парзиван • Ходжалы1 |
Авиакомпании | AZAL (маршрутная сеть) • Imair Airlines (маршрутная сеть) • Turan Air (маршрутная сеть) • Silk Way Airlines |
Трубопроводный (нефтепровод) | Баку — Тбилиси — Джейхан • Баку — Супса • Баку — Новороссийск |
Трубопроводный (газопровод) | Баку — Тбилиси — Эрзурум • Баку — Ново-Филя • «Набукко»2 |
Другое | День работников гражданской авиации • День работников железной дороги |
1 — контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой 2 — проектируемый газопровод |
Степанакерт (аэропорт).