Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Степанакерт (аэропорт)

12-10-2023

Степанакертский аэропорт
(Ходжалинский аэропорт)


Страна:
Регион:
Нагорно-Карабахская Республика[1]/Азербайджан[1]
Нагорный Карабах
Тип: Совместного базирования
Код ИКАО:
Код ИАТА:

Высота:
Координаты:
+610 м
39°54′05″ с. ш. 46°47′13″ в. д. / 39.901389° с. ш. 46.786944° в. д. (G) (O)
Местное время: UTC +4
Сайт:

39°54′05″ с. ш. 46°47′13″ в. д. / 39.901389° с. ш. 46.786944° в. д. (G) (O)


Взлётно-посадочные полосы (ВПП)
Номер Размеры Покрытие
05/23 2178 м асфальт
Список аэропортов

Степанаке́ртский аэропо́рт[2][3] (Ходжали́нский аэропо́рт[2]) — аэропорт, расположенный в населённом пункте Ходжалы (Иванян), в 10 км к северо-востоку от города Степанакерта. Единственный аэропорт в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике, способный принимать крупные самолёты[4][5].

1 октября 2012 года Степанкертский международный аэропорт официально сдан в эксплуатацию[6].

Содержание

Аэропорт во время Карабахского конфликта

До конца 1980-х аэропорт обслуживал регулярные пассажирские рейсы Ереван — Степанакерт. С началом Карабахского конфликта и установленной властями Азербайджанской ССР блокады Армянской ССР и НКАО аэропорт стал единственным средством связи блокированного региона с внешним миром.

1 августа 1990 года потерпел катастрофу гражданский самолёт Як-40 (бортовой номер CCCP-87453[7]), выполнявший рейс Ереван — Степанакерт. Погибли все 39 пассажиров и 4 члена экипажа. После организации поисково-спасательных работ обломки самолёта и тела погибших были обнаружены у села Фаррадж Лачинского района. По официальной версии комиссии Госавианадзора СССР и представителей Азербайджанской ССР, проводивших расследование, самолёт разбился из-за потери ориентировки пилотами в условиях ограниченной видимости. Сотрудниками аэропорта было проведено параллельное расследование и были выдвинуты две другие неофициальные версии: перегруз и сбитие лайнера[4].

Азербайджанское руководство, в свою очередь, прилагало усилия к закрытию аэропорта, в частности, резко сократив количество авиарейсов, а также застраивая соседнее село Ходжалы (с апреля 1990 года получившее статус города) с азербайджанским населением (за несколько лет население Ходжалы выросло более чем втрое, причём новые дома строились в непосредственной близости от взлётно-посадочной полосы). После объявления в НКАО чрезвычайного положения аэропорт первоначально находился под контролем подразделения Внутренних войск СССР, которые осуществляли функции по охране аэропорта, досмотру груза и личных вещей пассажиров, в основном армян. Позднее, однако, было принято решение передать его под контроль азербайджанского ОМОНа[8]. Сделано это было в результате настойчивых требований руководства Азербайджана, поддержанных руководителем Комендатуры района чрезвычайного положения НКАО генералом Сафоновым и согласованных с тогдашним министром внутренних дел СССР Вадимом Бакатиным[2].

Тогдашний президент Азербайджана Аяз Муталибов отдал распоряжение разрушить взлетно-посадочную полосу и аэродромное оборудование аэропорта, но оно не было выполнено[9].

26 февраля 1992 года силы самообороны НКР установили контроль над Ходжалы и аэропортом[8]. После этого аэропорт стал использоваться для нужд военно-воздушных сил НКР[10] и чартерного вертолётного сообщения с Ереваном[11][12].

Реконструкция

В конце 2000-х годов правительство НКР поставило задачу начать эксплуатацию Степанакертского аэропорта с использованием малой авиации и 28 октября 2008 года на очередном заседании одобрило законопроект «Об авиации»[13][14]. В НКР считают, что это имеет для республики не только жизненное, но и политическое значение и будет содействовать укреплению государственности и повышению уровня благосостояния населения[3][15].

Реакция в Азербайджане

В феврале 2010 года президент компании «Армавиа» Михаил Багдасаров заявил, что после реконструкции аэропорта рейс Степанакерт-Ереван будет осуществлять компания «АрцахАвиа»[16]. Комментируя заявление Багдасарова, руководитель пресс-службы азербайджанского национального концерна «Азербайджан Хава Йоллары» Магеррам Сафарли заявил, что в случае открытия авиасообщения между между Степанакертом и Ереваном Азербайджан официально обратится по этому поводу в Международную организацию гражданской авиации[17].

По сообщению азербайджанских СМИ, 16 марта 2011 года директор администрации государственной гражданской авиации Азербайджана Ариф Мамедов заявил, что «Азербайджан может уничтожать самолеты, которые собираются совершать посадку в аэропорту, строящемся армянской стороной в оккупированном азербайджанском городе Ханкенди (Степанакерт) в Нагорном Карабахе. Согласно закону „Об авиации“, даже возможно физическое уничтожение направляющихся туда самолетов»[18]. Послы США в Азербайджане и Армении — Мэтью Брайза и Мари Йованович — назвали это заявление неприемлемым. Мэтью Брайза также заявил, что все вопросы безопасности полетов должны быть решены Азербайджаном и Арменией до открытия аэропорта[19][20][21]. Авиационные власти НКР назвали угрозы Азербайджана нецивилизованными[22]. Президент Армении Серж Саргсян в ответ на угрозы заявил, что он будет первым пассажиром рейса Ереван-Степанакерт[23][24]. Ряд депутатов и общественных организаций Азербайджана призвали сбить самолёт, в котором будет лететь Саргсян[24]. 2 апреля пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов заявил: «Азербайджан никогда не применял и не применит силы против гражданских объектов»[25].

Примечания

  1. 1 2 Согласно конституции Азербайджанской Республики, территория, контролируемая непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, является частью территории Азербайджанской Республики. Де-факто Нагорно-Карабахская Республика является непризнанным государством, бо́льшая часть которого Азербайджаном не контролируется.
  2. ↑ Мятежный Карабах. Из дневника офицера МВД СССР. — второе, дополненное. — М.: Голос-Пресс. — С. 79-80. — 384 с. — ISBN 5-7117-0163-0
  3. ↑ К октябрю 2010 года Степанакертский аэропорт примет первых пассажиров
  4. ↑ Гражданская авиация в огне гражданских войн
  5. Ходжалы
  6. Степанакертский аэропорт официально сдан в эксплуатацию
  7. Aircraft Crashes Record Office — 1990 (july-december)  (англ.)
  8. ↑ МИД НКР: Баку не оставляет попыток дезинформировать международное сообщество
  9. Столяров Кирилл Анатольевич. От Нагорного Карабаха до Беловежской пущи. — М.: Олма-Пресс. — С. 255. — 320 с. — ISBN 978-5-224-0-30989
  10. Черный сад скорби (авиация в армяно — азербайджанском конфликте)
  11. В Нагорном Карабахе приняли закон об авиации
  12. Нагорно-Карабахская Республика
  13. Правительство НКР решило задействовать Степанакертский аэропорт
  14. Правительство Карабаха решило задействовать Степанакертский аэропорт
  15. Авиапорт
  16. Рейс Степанакерт-Ереван будет осуществлять компания АрцахАвиа
  17. Авиационным грезам армян не суждено сбыться (4 февраля 2010). Архивировано из первоисточника 4 апреля 2012. Проверено 7 февраля 2011.
  18. Баку грозит сбивать самолёты, летящие в Степанакерт, Карабах называет это «саботажем»
  19. Azerbaijan’s statements quite unacceptable, U.S. Ambassador says | Armenia News — NEWS.am
  20. [1] Security issues should be resolved before opening Stepanakert Airport — Mathew Bryza
  21. U.S.: Armenia, Azerbaijan 'Must Pull Out Snipers'
  22. Авиационные власти Карабаха считают нецивилизованными угрозы Баку сбивать гражданские самолёты над Степанакертом
  23. Sarkisian Says He’ll be 1st Passenger of Yerevan-Stepanakert Flight
  24. ↑ Депутаты и общественные организации Азербайджана призывают сбить самолёт Сержа Саргсяна
  25. Азербайджан передумал сбивать гражданские самолёты армян

Ссылки

  • Г. Т. Пресечь беззакония // Советский Карабах. — 27 июля 1991 г.. — № 142.
  • Шахбазян Г. Будни степанакертского аэропорта // Голос Армении (Коммунист). — 20 марта 1991 г.. — № 55 (17239).
  • Vesti. Az. Авиационным грезам армян не суждено сбыться. — 15:58 04-02-2010.
  • Видеосюжет о строительстве аэропорта в Нагорно-Карабахской Республике (язык — французский).

Степанакерт (аэропорт).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06