07-05-2024
Бе-12 «Чайка» | |
---|---|
|
|
Тип | противолодочный гидросамолёт |
Разработчик | ТАНТК им. Бериева |
Производитель | Таганрогский авиационный завод №86 им. Г. М. Дмитрова |
Главный конструктор | Г. М. Бериев |
Первый полёт | 18 октября 1960 года |
Начало эксплуатации | 29 ноября 1965 года |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | ВМФ СССР (бывший) ВМФ РФ ВМС Украины |
Годы производства | 1959 — 1973 |
Единиц произведено | 143[1] |
Базовая модель | Бе-6 |
Изображения на Викискладе |
Бе-12 «Чайка» (изделие "Е", по кодификации НАТО: Mail) — противолодочный самолёт-амфибия.
В октябре 1960 г. самолёт осуществил свой первый полёт, а с 1963 года стал поступать на вооружение авиации ВМФ. Создан в ОКБ Бериева. Машина предназначалась для замены Бе-6. На самолёте-амфибии установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.
За время эксплуатации на самолетах Бе-12 установлено 46 мировых рекордов[2].
Содержание |
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
24 ноября 1961 | 12 | Украинская ССР близ Жданова | 3/5 | Испытательный полет. Ошибка экипажа |
25 сентября 1968 | неизвестно | Камчатская область, сопка Авачинская, Петропавловск-Камчатского | 4/4 | ошибка служб УВД |
01 октября 1970 | 61 | Украинская ССР, близ озеро Донузлав | 4/4 | Предположительная причина - столкновение со стаей птиц. |
03 июля 1971 | неизвестно | а/д Леонидово | 1/4 | Во время руления командир, не убедившись в работоспособности управления хвостовым колесом, выполнил разворот на 180º. Самолет столкнулся со стоявшим рядом другим Бе-12. Оба самолета сгорели. Штурман и помощник командира корабля получили ожоги. ПКК впоследствии скончался в госпитале. |
20 июля 1972 | 29 | центральная часть Черного моря | 4/5 | Самолет носовой частью столкнулся с полузатопленным предметом, получил пробоину передней кабины которая напором поступающей воды разрушилась. Самолет затем перевернулся. Один из членов экипажа сумел выбраться из перевернувшегося самолета и впоследствии был подобран кораблем. |
09 августа 1974 | неизвестно | Черное море, близ полуострова Крым | 5/5 | Отказ левого двигателя из-за конструктивно-производственных недостатков во время разворота на высоте 300 м. |
04 сентября 1975 | 34 | Украинская ССР, Бердянск | 0/6 | После взлета и правого разворота экипаж обнаружил заклинивание левого элерона. Самолет вошел в правый крен и попытки вывода из него не увенчались успехом. По спирали экипаж набрал высоту около 1500 м. Через 50-55 минут полета было принято решение о покидании самолета. Весь экипаж и курсант покинули борт с парашютами и благополучно приземлились. Самолет, не выходя из крена, столкнулся с землей и взорвался. |
14 июня 1982 | 32 | Азовское море, 10-12 км от косы Обиточной | 2/4 | Ошибка экипажа, отказ техники |
12 октября 2012 | 18 | Аэродром Кача на западном побережье Крыма, на ВПП | 3/4 | Учебно-тренировочный полёт. Отказ одного из двигателей при заходе на посадку[3]. |
СССР:
Тип | Бортовой номер | Местонахождение | Изображение |
---|---|---|---|
Бе-12 | 74 | Луганский авиационно-технический музей, Украина | |
Бе-12П | RA-00041 | Таганрогский музей авиационной техники, Россия | [1] |
Бе-12 | 35 | Государственный музей авиации Украины | |
Бе-12 | 25 | Центральный музей Военно-воздушных сил РФ |
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Самолёты ТАНТК им. Г. М. Бериева | |
---|---|
Гидросамолёты | МБР-2 • МБР-5 • МДР-5 • МБР-7 • ЛЛ-143 • Бе-6 |
Корабельные катапультные | КОР-1 (Бе-2) • КОР-2 (Бе-4) |
Реактивные лодки | Р-1 • Бе-10 |
Амфибии | Бе-8 • Бе-12/Бе-14 • А-40 • А-42 |
Многоцелевые гражданские | Бе-101 • Бе-103 • Бе-112 • Бе-114 • Бе-200 |
Сухопутного базирования | Ан-24ФК (Ан-30) • Бе-30/Бе-32 • А-50 • А-100 |
Экспериментальные ЛА | Бе-1 (Гл-1) • ВВА-14 • А-60 (ЛЛ «1А»/«1А2») |
Нереализованные проекты | П-42 • Бе-2500 (гидросамолёт-экранолёт) |
Бе 1 частотность запросов, бе-14 щелково-3 официальный сайт.