27-07-2023
Бхану Свами Bhānu Svāmī |
||
Бхану Свами участвует в церемонии абхишеки в храме Радхи-Говинды в Тирупати (31 января 2007 года) | ||
|
||
---|---|---|
c 12 марта 2002 года по настоящее время | ||
|
||
c 1982 года по настоящее время | ||
Образование: | Университет Британской Колумбии | |
Имя при рождении: | Брюс Эномото Bruce Enomoto |
|
Рождение: | 1948 год Бралорн, Британская Колумбия, Канада |
|
Отец: | Стивен Шуйчи Эномото | |
Мать: | Эллен Эномото (Ними) |
Бха́ну Сва́ми (Bhānu Svāmī IAST, англ. Bhanu Swami; имя при рождении — Брюс Эномо́то, англ. Bruce Enomoto; род. 1948, Бралорн, Британская Колумбия, Канада) — индуистский кришнаитский религиозный деятель и проповедник;[1][2] ученик Бхактиведанты Свами Прабхупады и один из духовных лидеров Международного общества сознания Кришны (ИСККОН),[3][4] где исполняет обязанности члена Руководящего совета.[5] С 2002 года является лидером ИСККОН в Южной Индии и Японии.
Бхану Свами перевёл книги и комментарии Бхактиведанты Свами Прабхупады с английского на японский и занимается переводом и изданием трудов средневековых кришнаитских богословов с бенгали и санскрита на английский.[6]
Содержание |
Брюс Эномото родился в 1948 году в золотодобывающем посёлке Бралорн на юге Британской Колумбии.[7] Он был третьим и самым младшим ребёнком в семье Стивена Шуйчи Эномото (1909—2008) и Эллен Эномото (в девичестве Ними).[7] Стивен был родом из Ванкувера и происходил из семьи Цунетаро Эномото (1868—1921) и Уме Эномото (в девичестве Йошиока) — японских эмигрантов из города Хиросимы.[7] Детство и юность Стивена прошли в Нью-Уэстминстере.[7] После окончания школы в 1928 году, он выучился на автомеханика и в 1942 году женился на Эллен Ними.[7] Вскоре после свадьбы молодожёнов насильственно переселили с тихоокеанского побережья в рабочий посёлок Минто.[7] Там же оказались родители и братья Эллен.[7] В Минто родились старшие братья Брюса — Рэнди и Деннис.[7]
Позднее Эномото переехали в располагавшийся неподалёку рабочий посёлок Бралорн, где в 1948 году у них и родился Брюс.[7] Бралорн с начала 1930-х до начала 1970-х годов был крупным центром золотодобычи, но после приостановки добычи золота прекратил своё существование. В 1953 году, когда Брюсу было пять лет, Эномото снова поменяли место жительства, переехав в Лак-ла-Хаш — рабочий посёлок в области Карибу, служивший для обслуживания крупного лесопильно-деревообрабатывающего комбината.[7] Отец Брюса работал механиком на комбинате и электростанции, параллельно с этим поддерживая вместе с женой семейный бизнес — магазин и столовую для рабочих.[7] В 1960 году Эномото осели в Ванкувере, где отец Брюса в течение последующих 35 лет работал бухгалтером в аптеке, владельцем которой был дядя Брюса по матери — Питер Ними.[7]
В 1970 году Брюс окончил Университет Британской Колумбии, где получил степень бакалавра по истории изящных искусств.[8] В том же году для продолжения учёбы он отправился в Токио. В то время в Японии вели миссионерскую деятельность американские ученики Бхактиведанты Свами Прабхупады.[9] Брюс вошёл с ними в контакт, стал регулярно посещать кришнаитские богослужения и, как это принято у кришнаитов, ежедневно повторять по 16 кругов (1728 раз) мантры «Харе Кришна» на чётках.[9]
В середине августа 1970 года в Токио прибыл Прабхупада.[9] Его сопровождали Киртанананда Свами, Тамала Кришна Госвами и ещё четыре старших ученика-санньясина.[9] Прабхупада провёл в японской столице более двух недель, заключив за это время сделку с типографией Dai Nippon на публикацию двух новых книг («Источник вечного наслаждения» и «Шри Ишопанишад») и журнала Back to Godhead на хинди.[9][10]
Прабхупада лично общался с Брюсом, проповедовал ему,[9] и незадолго перед отъездом в Индию пригласил его последовать за собой.[10] Брюс охотно принял это приглашение и 29 августа 1970 года вместе с Прабхупадой и его шестью учениками-санньясинами благополучно прибыл в Калькутту.[11] В январе 1971 года Брюс получил от Прабхупады духовное посвящение и санскритское имя «Бхану Даса».[9] В мае того же года Прабхупада посвятил его в брахманы и отослал проповедовать назад в Японию.[12] 25 мая 1971 года в письме одному из своих учеников-проповедников в Японии, Судаме, Прабхупада выразил надежду, что по прибытии Бхану в Токио они вместе смогут «обратить много молодых японцев и сделать из них сознающих Кришну преданных».[12]
В конце 1971 года Бхану вернулся в Калькутту, но уже в феврале 1972 года Прабхупада снова отослал его в Японию, поручив ему заняться переводом кришнаитской литературы с английского на японский язык и обучением новых переводчиков и проповедников.[13][14] В те годы Бхану также выполнял служение пуджари и занимался изучением санскрита.
В апреле 1972 года, во время второго визита Прабхупады в Японию, Бхану сопровождал своего духовного учителя на проповеднические программы и утренние прогулки в Токио и Кобе.[15] В этот раз, Бхану заслужил похвальные отзывы Прабхупады за правильное санскритское произношение[16] и получил от него наставления о правилах поклонения мурти и проведении вайшнавских храмовых ритуалов.[17] Позднее, в 1977 году, этот опыт помог Бхану установить мурти и стандарты поклонения им в новом храме ИСККОН в Гонолулу.[18]
В середине 1970-х годов Бхану вошёл в состав «группы санкиртаны» Гурукрипы Свами, которая занималась распространением за пожертвования религиозной литературы с целью сбора средств на строительство храма Кришны-Баларамы во Вриндаване и развития других проектов ИСККОН в Индии.[19] В частности, Бхану служил в качестве пуджари личных мурти Гурукрипы Свами.[20]
Японцы были невосприимчивы к кришнаитской проповеди.[21] К тому же, кроме Бхану, никто из кришнаитов не знал японского языка.[21] Результаты миссионерской деятельности оставляли желать лучшего: в 1975 году в рядах ИСККОН состояло всего 5 японцев, а количество постоянных прихожан токийского храма не превышало 20 человек.[21] В сентябре 1975 года в интервью Associated Press Бхану отметил, что в Японии никто не интересуется религией и сравнил её с Америкой перед началом революции хиппи.[21]
В то же время, в связи с активной миссионерской деятельностью кришнаитов в полицию поступали жалобы.[21] В результате, кришнаиты оказались под пристальным вниманием полиции, а все связанные с их деятельностью инциденты получили широкое освещение в японских средствах массовой информации.[21] В публикации от 1975 года агентство Associated Press описало несколько наиболее вопиющих правонарушений кришнаитских проповедников. В одном из случаев, кришнаитский монах дал пощёчину пожилой женщине за то, что она критиковала его за назойливое распространение японцам кришнаитской литературы.[21] В другом, похожем случае, продавец магазина электротоваров счёл своим гражданским долгом помешать кришнаиту продать религиозный журнал молодой девушке, за что получил от верующего кулаком в лицо.[21] В июне 1975 года 20-летний кришнаитский монах был пойман при попытке украсть дорогую вазу из магазина.[21] Спустя месяц, тот же монах был арестован за то, что отказался предъявить документы полицейскому.[21] Наконец, в сентябре 1975 года терпение японских властей лопнуло.[21] Регистрация ИСККОН как религиозной организации была аннулирована, кришнаитским проповедникам было отказано в продлении виз[21] и к началу 1976 года все они были вынуждены покинуть негостепреимные берега японских островов.
Бхану вместе с Гурукрипой Свами и рядом других кришнаитов из «группы санкиртаны» в апреле 1976 года отправился в Австралию.[19] В Мельбурне он встретился с Прабхупадой и в течение недели служил своему гуру в качестве личного повара.[19] После этого Бхану поселился в мировой штаб-квартире ИСККОН в Маяпуре, где, помогая в развитии проекта, провёл бо́льшую часть 1980-х годов. Это были неспокойные времена: центр ИСККОН в Маяпуре несколько раз подвергся атакам бенгальских террористов и бандитов.[22]
В 1982 году Бхану Даса принял посвящение в санньясу (уклад жизни в отречении) от Джаяпатаки Свами в Маяпуре, получив при этом титул «свами».[23] В том же году, Руководящий совет ИСККОН поручил Бхану Свами и другому ученику Прабхупады, ведическому астрологу Шьямасундаре Дасе, составить вайшнавский календарь ИСККОН «в котором бы объяснялись вайшнавские фестивали и правила их празднования, а также давалась возможность определять дни экадаши».[23] В 1984 году Бхану Свами, по поручению Руководящего совета, координировал составление руководства по поклонению мурти в храмах ИСККОН.[24] В марте того же года Руководящий совет поручил Бхану Свами и трём другим кришнаитам «обсудить и предложить практичную и простую систему по присуждению вайшнавких титулов и отличий».[24]
В марте 1989 года Бхану Свами вошёл в состав группы, которой Руководящий совет поручил провести «исследования, основанные на гуру, садху и шастрах», которые помогли бы установить в ИСККОН правила поклонения мурти.[25] Координатором работы был назначен Кришнакшетра Даса,[26] а в состав группы также вошли Бхактивидьяпурна Свами, Аттмататтва Даса и Джананиваса Даса.[25] Результатом проведённых исследований стала публикация в 1994 году двухтомного издания «Панчаратра-прадипы» — руководства по ритуальному поклонению мурти в храмах ИСККОН.
В 1991 году Руководящий совет включил Бхану Свами в состав философской исследовательской группы, которой было поручено подготовить доклад с описанием «приемлемости использования астрологии для членов ИСККОН»,[27] и предоставить в нём «указания по надлежащему применению астрологии».[27] В руководстве должна была быть тщательно рассмотрена проблема совместимости астрологии и принципов чистой бхакти.[27]
В том же году Бхану Свами (вместе с Вирабаху Дасой, Хридаянандой Госвами и Бхактичару Свами) вошёл в состав другой философской исследовательской группы, которой было поручено «на основе ранее проведённой исследовательской работы, подготовить доклад по вопросу происхождения души».[27] В докладе должна была быть изложена «тщательно продокументированная позиция предыдущих ачарьев и утверждения Шрилы Прабхупады».[27] В случае, когда «предыдущие ачарьи принимали другую позицию, или когда утверждения самого Шрилы Прабхупады отражали разные позиции»,[27] доклад должен был дать членам ИСККОН конкретное руководство по этому вопросу.[27]
В 1990 году Бхану Свами был назначен руководителем филиала ИСККОН в Мадрасе и стал региональным секретарём (вице-президентом) ИСККОН в Южной Индии.[28] В 2002 году он был избран членом Руководящего совета ИСККОН.[29] Вместе с Джаяпатакой Свами Бхану Свами стал курировать деятельность ИСККОН Керале, Андхра-Прадеш, Тамилнаде, Пудучерри, Карнатаке и на Шри-Ланке. В этом регионе Бхану Свами руководит 30-ю храмами ИСККОН[4] и координирует строительство нового храмового комплекса в Вишакхапатнам.[6][4] В 2002—2012 годах под его руководством в Ченнаи был построен крупнейший храмовый комплекс ИСККОН в Тамилнаде, частью которого является самый большой в Тамилнаде храм Радхи-Кришны.[30][31][32][33] Торжественная церемония инаугурации состоялась 26 апреля 2012 года.[31][34][35]
С 2003 года Бхану Свами вместе с Кавичандрой Свами также является лидером ИСККОН в Японии.[36] В том же году в зону его ответственности вошли Коморские Острова, Лакшадвип, Мальдивы и Сейшелы.[36]
В 2006—2007 годах Бхану Свами был вице-председателем,[37] а в 2007—2008 годах — председателем Руководящего совета ИСККОН.[38][39]
В 1984 году Руководящий совет поручил Бхану Свами, Бхактичару Свами и Джаядвайте Свами перевести на английский язык «Чайтанья-бхагавату»[24] — средневековую биографию основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху. Позже Бхану Свами занялся переводом и изданием других трудов кришнаитских ачарьев и богословов с санскрита и бенгали на английский, — деятельность, которой он занимается и по сей день. Он перевёл такие книги, как «Саткриясара-дипика», «Хари-бхакти-виласа», «Чайтанья-шикшамрита», «Навадвипа-дхама-махатмья», «Харинама-чинтамани», «Мадхурья-кадамбини», «Мадхава-махотсава», «Бхакти-расамрита-синдху» и др.
Бхану Свами возглавляет филиал издательства «Бхактиведанта Бук Траст» в Тамилнаде. Под его руководством, издательство перевело и опубликовало на тамильском языке практически все книги Бхактиведанты Свами Прабхупады, включая полное издание «Бхагавата-пураны» с комментариями в 18-ти томах.
С 2008 года по поручению Руководящего совета Бхану Свами занят написанием книги о структуре власти в ИСККОН.[40] В книге будет объясняться, как ИСККОН с его системой гуру может функционировать под административным контролем Руководящего совета.[40]
Бхану Свами.