03-05-2024
Маханидхи Свами Mahanidhi Swami |
||
Маханидхи Свами даёт лекцию в своём ашраме в Радхакунде 11 октября 2009 года |
||
|
||
---|---|---|
c 1987 года по настоящее время | ||
Предшественник: | Бхактиведанта Свами Прабхупада | |
Образование: | Ратгерский университет | |
Имя при рождении: | Питер Брэнн Peter Brann |
|
Рождение: | 24 февраля 1951 (61 год) Спринг-Лейк-Хайтс, Нью-Джерси, США |
|
Маханидхи Свами на Викискладе
|
Махани́дхи Сва́ми (Mahānidhi Svāmī IAST; англ. Mahanidhi Swami; имя при рождении — Питер Брэнн, англ. Peter Brann;[1] род. 24 февраля 1951, Спринг-Лейк-Хайтс, Нью-Джерси, США) — индийский кришнаитский писатель, богослов и гуру американского происхождения;[2][3] ученик основателя Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) Бхактиведанты Свами Прабхупады.[2] С 1987 года Маханидхи Свами живёт в Индии, в святых местах паломничества гаудия-вайшнавизма Вриндаване и Радхакунде.[4][5][6] За это время он написал 15 книг, самая популярная из которых — «Искусство повторения святого имени» — была переведена и опубликована на семи языках.
Питер Брэнн родился и вырос в маленьком городке Спринг-Лейк-Хайтс (округ Монмут, штат Нью-Джерси).[7][1] Он был третьим из четверых детей[8] в состоятельной семье с ирландскими корнями. Родители Питера были католиками и дали своим детям христианское воспитание.[1] С ранних лет, вместе с другими предметами Питер интенсивно изучал Библию.[9]
В 1965—1969 годах Брэнн учился в Манаскуанской старшей школе,[10] выпускниками которой до него были известный американский актёр Джек Николсон и астронавт Рассел Швейкарт. В школе Брэнн пользовался популярностью и имел репутацию «почти набожного католика».[1] В последний год учёбы он был избран вице-президентом студенческого совета.[1] Студенты также проголосовали за Брэнна как за выпускника, который с наибольшей вероятностью добьётся успеха в жизни.[1]
После окончания школы в 1969 году, Брэнн поступил на медицинский факультет Ливингстон-колледжа Ратгерского университета.[7] В марте 1971 года, на втором году учёбы, он вместе с профессором Марком Дорнштрайхом ввёл на кафедре антропологии новый курс по идентификации и сбору дикорастущих съедобных растений.[7] Это был первый подобный курс, проведённый в высшем учебном заведении США.[7] Целью курса было обучение студентов идентификации, сбору и приготовлению дикорастущих съедобных растений.[7] Курс приобрёл неожиданную популярность: на него записалось более 80 студентов.[7] Состоял он из трёх двухчасовых лекций в неделю и из еженедельных поездок на природу для сбора растений.[7] Дорнштрайх и Брэнн также пригласили для участия в проекте известного естествоиспытателя и пропагандиста растительного питания Эуэлла Гиббонса.[7] Гиббонс выступил с серией лекций и провёл со студентами 10 экспедиций по сбору растений.[7]
Во время учёбы в колледже, Брэнн разочаровался в христианстве: христианское богословие не давало удовлетворительные ответы на многие из возникавших у него вопросов.[9] Он начал знакомиться с другими религиями и философиями, погрузившись в изучение теософии, психологии, альтернативной медицины, духовных учений Востока, аштанга-йоги, а также оккультных наук и мистицизма.[9] Духовные поиски Брэнна завершились только после прочтения «Бхагавад-гиты» — классического санскритского текста, в котором в сжатом виде изложена философия индуизма.[9]
После окончания колледжа, Брэнн переехал в Лос-Анджелес, где устроился работать врачом-интерном в одну из городских больниц. В 1975 году знакомые привели его в лос-анджелесский храм Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), где Брэнн получил даршан божеств Кришны и Рукмини, послушал проповедь кришнаитов и приобрёл несколько книг основателя ИСККОН Бхактиведанты Свами Прабхупады.[11] С помощью кришнаитов и основываясь на информации, почерпнутой из книг, Брэнн начал практиковать гаудия-вайшнавизм и вскоре перешёл жить в храм, приняв монашеский образ жизни.[12] Его основной деятельностью как монаха-послушника была санкиртана — продажа кришнаитской литературы в общественных местах.[12]
Летом 1975 года в Лос-Анджелес приехал Бхактиведанта Свами Прабхупада (которого ученики называли просто Прабхупада).[12] К этому времени у Прабхупады было уже несколько тысяч учеников.[12] Для Брэнна и других новообращённых кришнаитов возможности общаться с Прабхупадой напрямую, лицом к лицу, практически не существовало.[12] Но Брэнн всё равно был очень счастлив видеть своего гуру на лекциях, которые тот давал в храме.[12] Так как Брэнн занимался распространением кришнаитской литературы (самым важным видом миссионерской деятельности для кришнаитов), президент храма предоставил ему возможность сопровождать Прабхупаду на ежедневных утренних прогулках,[12] во время которых кришнаитский гуру беседовал со своими учениками на различные философские темы. Маханидхи Свами вспоминает:
Однажды, когда Прабхупада возвращался с утренней прогулки, я собрал цветы для него и предложил ему этот букетик. Я сказал: «Прабхупада, это цветы для Вас». Он внимательно посмотрел на меня и сказал: «Большое спасибо». Вот это было единственное непосредственное общение со Шрилой Прабхупадой. Всего пять секунд.[12] |
22 октября 1975 года Брэнн заочно получил от Прабхупады духовное посвящение и санскритское имя «Маханидхи Даса».[1] Прабхупада, находившийся в то время в Йоханнесбурге, инициировал Брэнна и ряд других кришнаитов из лос-анджелесского храма заочно,[13] что было в те годы распространённой практикой в ИСККОН. В 1976 году Маханидхи Даса перешёл в храм ИСККОН в Беркли, где до 1981 года продолжил заниматься распространением и изучением книг своего духовного учителя.
В феврале 1977 года Маханидхи впервые совершил паломничество в Индию.[12] Он принял участие в праздновании Гаура-пурнимы[12] (дня явления основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи) в Маяпуре и посетил другие основные святые места кришнаитов: Вриндаван и Пури.[12]
В 1981 году Маханидхи переехал из Калифорнии в Балтимор, где в течение четырёх последующих лет исполнял обязанности президента местного храма ИСККОН.[1] Вместе с другими кришнаитскими монахами, Маханидхи активно занимался миссионерской деятельностью, ежедневно участвуя в многочасовых публичных киртанах на улицах Балтимора и занимаясь распространением за денежные пожертвования кришнаитской литературы.[1] Сатсварупа Даса Госвами в 1985 году писал в кришнаитском журнале Back to Godhead:
Мой друг Маханидхи Свами <…> проповедует в Балтиморе и округе, с большим энтузиазмом распространяя трансцендентное знание, изложенное в книгах Шрилы Прабхупады. Вместе с другими преданными, он выходит в центр города и самозабвенно воспевает там святые имена Бога. Эти методы распространения имени и славы Всевышнего рекомендуются для наших дней как наивысший процесс йоги. Таким образом, без каких-либо эгоистических мотивов, Маханидхи Свами трудится ради удовлетворения своего духовного учителя.[14] |
В период президенства Маханидхи в балтиморском храме, около 95 % из нескольких сотен прихожан храма составляли этнические индусы, в основном гуджаратцы.[1] В те годы ИСККОН подвергался нападкам со стороны американского антикультового движения, приверженцы которого обвиняли кришнаитов в практике промывания мозгов и называли ИСККОН псевдорелигиозным деструктивным культом.[1] Когда в марте 1984 года по одному их американских телеканалов была показана оскорбительная антисектантская передача про кришнаитов, среди индусов Балтимора и округи прокатилась волна протеста.[1] С целью противостояния нападкам антикультистов против индуизма, один из индусов-прихожан балтиморского храма, врач-акушёр Вибхакар Моди, основал общественную организацию Союз индуистов Америки, активно выступившую в защиту ИСККОН.[1] Членами организации в тот же год стали более 1000 индусов, многие из которых были прихожанами балтиморского храма кришнаитов.[1] В октябре 1985 года Вибхакар Моди активно выступил в защиту подвергавшихся жестоким репрессиям советских кришнаитов.[15]
В 1985 году Маханидхи принял от Сатсварупы Дасы Госвами посвящение в санньясу (отречённый образ жизни), получив при этом титул «свами».[16][12] После принятия отречения Маханидхи Свами отправился в паломничество по святым местам индуизма в Южной Индии.[12] Следуя проделанному за 500 лет до него Чайтаньей паломническому маршруту, Маханидхи Свами посетил Шрирангам, Каньякумари, Гуруваюр, Удупи, Майсур и многие другие святые места.[12] Затем он отправился в Гималаи, где совершил паломничество в Харидвар, Ришикеш и Бадринатх.[12] В том же году Маханидхи Свами вернулся в США, где в течение почти двух лет активно путешествовал и проповедовал.[12]
30 марта 1986 года Маханидхи Свами был назначен Руководящим советом ИСККОН инициирующим гуру и тем самым получил право принимать учеников.[17]
В 1987 году Маханидхи Свами поселился в святом для вайшнавов месте паломничества Вриндаване.[12] В период с 1989 по 1992 год он жил в средневековом Храме Радхи-Дамодары.[18] После принятия санньясы 1959 году Прабхупада избрал этот храм своей резиденцией и прожил в нём шесть лет, отправившись затем проповедовать в США.[19] Комнаты, в которых жил Прабхупада, были превращены в музей и Маханидхи Свами выполнял обязанности смотрителя.[19]
С 1994 года Маханидхи Свами начал проводить много времени в Радхакунде (месте, которое почитается кришнаитами самым священным во Вселенной) и в 2002 году окончательно поселился там.[12] За несколько лет до этого, в 1998 году, Маханидхи Свами принял индийское гражданство, отказавшись предварительно от американского.[20]
Свами маханидхи искусство повторения святого имени или приемы джапа-медитации, маханидхи свами шивананда.
Bug A Boo, Никита Сергеевич Михалков, Файл:COA of Chechen Republic Ichkeria.png, Чемпионы США по международным шашкам.