Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Второй Северомуйский тоннель

27-06-2023

Второй Северомуйский тоннель
Область применения железная дорога
Пролегает под Северо-Муйский хребет
Место Муйский район, Республика Бурятия
Общая длина 15 км

Второй Северомуйский тоннель — запланированный однопутный железнодорожный тоннель на Байкало-Амурской магистрали протяжённостью более 15 км, предназначенный дополнить «первый» Северомуйский тоннель, построенный под Северо-Муйским хребтом в северо-восточной Бурятии в 1975—2003 годах. Это увеличит провозную способность данного участка БАМа с нынешних 16 млн тонн грузов в год до 100 млн тонн, а также позволит ликвидировать обход «первого» Северомуйского тоннеля.

Подготовительные работы на месте строительства начались 20 августа 2019 года[1][2], в начале 2020 года реализация проекта была приостановлена после самоубийства Дмитрия Босова[3]. Проводится проработка новых вариантов маршрута[4].

История

В 2010 году Владимир Якунин, тогда президент ОАО «РЖД», впервые заявил о планах реконструировать БАМ и об амбициозной цели перевозить 100 млн тонн грузов по БАМу к середине XXI века. Достичь этого невозможно без расширения главного «бутылочного горлышка» магистрали — однопутного и самого длинного в России Северомуйского тоннеля.

План построить новый тоннель был впервые заявлен летом 2018 года. Технико-экономическое обоснование проекта было готово к ноябрю: строительство второго тоннеля к сегодняшним 19 парам поездов в сутки позволит пропускать дополнительно 34 пары поездов; «расчетная стоимость строительства тоннеля составила 190 млрд руб. без НДС, а с учетом инфляции до 2024 года затраты на его возведение возрастут до 260,79 млрд руб.».[5] По словам нового главы РЖД Олега Белозёрова, возведение второго тоннеля «даст возможность провозить не 16 млн, а 100 млн т грузов».
[6][7].

В марте 2019 года предприниматель Дмитрий Босов направил письмо президенту Владимиру Путину, содержание которого раскрыла газета «Ведомости»: подконтрольная Босову группа «Сибантрацит» готова за собственные средства построить второй Северомуйский тоннель всего за пять лет в обмен на приоритетный доступ к Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям на 25 лет для перевозки 50 млн тонн своих грузов в год. Такая сделка позволит «Сибантрациту» существенно увеличить объемы поставок добываемых группой антрацита и металлургических углей в страны АТР, равно как увеличит транспортные возможности и для других грузоперевозчиков. Кроме того, новый тоннель позволит РЖД провести плановый ремонт старого тоннеля[8][9][10].

«Сибантрацит» утверждает, что бюджет строительства составит 60 млрд руб., то есть более чем втрое меньше прогноза экономистов РЖД.

Концессия

Глава РЖД Белозеров в октябре 2019 пояснил уникальность и проблемность схемы строительства тоннеля: «Там концессия с арендой. Концедент — Росжелдор, концессионер — компания, представляющая интересы „Сибантрацита“. Она как концессионер построит тоннель, передаст его в аренду ОАО РЖД, поскольку лучше эксплуатанта, чем мы, нет. Но если концессионную схему мы в общих чертах представляем, то, как обеспечить приоритетный пропуск грузов, пока решения нет. Мы направили свои предложения в Минтранс, в ФАС, но все еще находимся на стадии обсуждения. Пока мы не видим, как обеспечить с учетом концессии недискриминационный доступ других участников».

В случае успешного решения юридических вопросов впервые в истории России будет реализована подобная схема государственно-частного партнёрства для создания инфраструктурных объектов национального значения.

Строительство

Для реализации проекта Группа «Сибантрацит» учредила проектную компанию — ООО «Северомуйский тоннель-2», которая подписала контракт с американской компанией тоннелестроения The Robbins Company на проектирование, изготовление и поставку двух скальных однощитовых тонеллепроходческих комплексов Crossover XRE.

20 августа 2019 года начались работы на месте будущей прокладки второго Северомуйского тоннеля: идёт подготовка к возведению завода железобетонной тоннельной обделки (тюбинг), строится вахтовый посёлок. Проходку тоннеля диаметром 10,3 м планируется осуществлять одновременно с двух сторон с высокой скоростью от 300 до 500 метров в месяц, — несмотря на то, что Северо-Муйский горный хребет, как показало строительство первого тоннеля, оказался одним из сложнейших для проходки. Планировалось, что проходка начнётся в октябре 2020 года с восточной стороны тоннеля и в январе 2021 года — с западной[11][1], но в начале 2020 года реализация проекта была приостановлена после самоубийства Дмитрия Босова[3].

См. также

Примечания

Статьи и публикации

  • Сергей Ринчинов. Гудок : газета. — 2018. — 11 июля (№ 116).
  • Ведомости : газета. — 2018. — 30 августа.
  • Анастасия Веденеева, Анатолий Джумайло. Коммерсантъ : бизнес-приложение. — 2018. — 27 сентября (№ 176).
  • Гудок : газета. — 2019. — 28 марта.
  • Совладелец «Сибантрацита» попросил у Путина приоритетный доступ к БАМу и Транссибу // Ведомости : газета. — 2019. — 25 марта.

Ссылки

  • Официальный сайт Второго Северомуйсского тоннеля Wayback Machine
  • Заседание Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности в Кемерово. Kremlin.ru (27 августа 2018). Дата обращения: 3 апреля 2019. Архивировано 3 апреля 2019 года.

Второй Северомуйский тоннель.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06