08-08-2023
Га́ншип (англ. gunship [ɡʌnʃɪp], в пер. «пушечный [воздушный] корабль») — летательный аппарат артиллерийской поддержки сухопутных войск или сухопутных компонентов других родов войск и видов вооружённых сил. Наличие большого авиапарка ганшипов и собственных частей специального назначения позволяет ВВС США самостоятельно (без привлечения армейских частей) решать широкий спектр боевых задач.
Иногда, в более широком плане указанный термин интерпретируется как летательный аппарат огневой поддержки (подразумевая, наличие на борту не только артиллерийского, но также пулемётного и ракетно-бомбового вооружения), но в таком варианте интерпретации это понятие является терминологически некорректным, поскольку выходит за пределы исходного термина, — слово «ганшип» имеет вполне конкретное значение (gun — артиллерийское орудие). Применительно к самолётам, оснащённым стратегическими ракетами типа КРВБ употребляют термин «ракетоносец» (missile carrier). К самолётам, вертолётам и винтокрылам вооружённым тактическими ракетами — УРВВ, УРВП, блоками ОРО и НАР/НУРС, а также бомбовой нагрузкой на внутренних и внешних узлах подвески не употребляют специальных терминов, призванных подчеркнуть наличие указанного вооружения на борту, относя их к летательным аппаратам тактической авиации (tactical aircraft). Термин пришёл в авиацию с флота, где он соответствовал тяжеловооружённому речному монитору. Критерием, определяющим ганшип среди других летательных аппаратов, является наличие на борту мощного стрелково-пушечного вооружения и членов экипажа с артиллерийскими специальностями (номеров расчёта), а также бронезащиты (подобно броневому поясу корабля). Несмотря на то, что некоторые советские и современные российские многоцелевые и ударные вертолёты по американской классификации относятся к ганшипам, строгих эквивалентов «ганшипа» в русскоязычном военном лексиконе (официально-деловой его части) нет, ввиду принципиально иного исторического пути развития авиации в целом и авиации поддержки сухопутных войск в частности, в немалой степени обусловленного традиционным для ВС США экспедиционным способом ведения военных действий, — на эту тему возникло выражение «дипломатия ганшипов» (Gunship Diplomacy), являющееся переиначенной на современный лад «дипломатией канонерок» на новом технологическом уровне. Если в США перед компаниями авиастроительной промышленности специально ставились технические задачи разработки указанного типа летательных аппаратов, то перед предприятиями советской авиапромышленности таких задач не ставилось, а нанесение бомбо-штурмовых ударов по наземным целям в интересах сухопутных войск или сухопутных компонентов других родов войск являлось лишь одним из пунктов тактико-технических заданий, реализуемых в ходе проектирования и создания летательных аппаратов.
Термин «ганшип» применительно к летательным аппаратам стал употребляться в период Второй мировой войны по мере наращивания стрелково-пушечного вооружения и огневых возможностей американских самолётов, обусловленного возросшими возможностями зенитной артиллерии и истребительной авиации противника. Поначалу он применялся к тяжёлым истребителям сопровождения и средним бомбардировщикам. Впоследствии, с появлением вертолётов, а затем винтокрылов в авиационном парке США, приобрёл более широкое значение и распространялся теперь не только на крылатые летательные аппараты, но и на винтокрылые машины также. Ганшип в современном понимании этого слова сформировался в период Второй Индокитайской войны.
Ганшип.