21-10-2023
Целый тон (в ступенном выражении — большая секунда) — музыкальный интервал.
В равномерно темперированном строе частоты двух тонов соотносятся как .
В пифагорейском строе целый тон выражается отношением 8:9. Составленные вместе, два таких целых тона дают дитон 64:81.
В чистом строе различаются большой целый тон (8:9) и малый целый тон (9:10). Составленные вместе, два таких целых тона дают большую терцию (72:90 = 4:5).
Деление целого тона на части составляло проблему на всём протяжении европейской музыкальной истории. В античности пифагорейская традиция (напр., Никомах, Боэций) предъявляла математически обоснованные доказательства неделимости целого тона на два равных полутона, выделяя малый (лимму) и большой (апотому) полутоны. Для обоснования неделимости целого тона на два равных полутона Боэций даже использовал (в духе позднейшей средневековой схоластики) «этимологический аргумент». Анализируя само слово «полутон» (лат. semitonium) он писал:
Обе эти части [тона] называются полутонами (semitonia) — вовсе не потому, что полутоны являются равными половинами тона, но словом semum обычно называют то, что не достигает целостности. Из указанных полутонов один называется большим, а другой меньшим— Boeth. Mus. I,16[1]
Этот аргумент впоследствии воспроизводили (с небольшими вариациями) многие средневековые и ренессансные теоретики музыки, придерживавшиеся пифагорейской (Боэциевой) традиции: в IX веке — Хукбальд Сент-Аманский («Musica»[2]), в XII веке — Фрутольф Бамбергский («Breviarium de musica»[3]), в XIII веке — Магистр Ламберт («Tractatus de musica»[4]) и Иероним Моравский, в XIV веке — Якоб Льежский («Speculum musicae» II,60[5]), в XV веке — Просдочимо («Tractatus musicae speculativae»[6]), Гафури («Musica theorica» IV,3[7]) и Гийом Герсон, в XVI веке — Стефано Ваннео («Recanetum de musica aurea», 1533, f.20r[8]). В XIX веке В.Ф.Одоевский считал неправильным само слово «полутон», предпочитая ему «полуинтервал» (этот термин в музыкальной науке не прижился)[9].
Аристоксен же, в противовес пифагорейцам, делил тон на два равных полутона «музыкально», не считая необходимым подкреплять такое эмпирическое деление какими-либо строгими доказательствами. Проблема деления целого тона не утратила своей остроты и с открытием чистого строя (и среднетоновой темперации) в эпоху Возрождения — число неодинаковых по величине полутонов еще больше возросло. С установлением равномерно темперированного строя, в котором все полутоны идентичны, проблема деления целого тона на части перестала существовать.
Это заготовка статьи по теории музыки. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Музыкальные интервалы | ||
---|---|---|
Простые | Прима • Секунда • Терция • Кварта • Квинта • Секста • Септима • Октава | |
Составные | Нона • Децима • Ундецима • Дуодецима • Терцдецима • Квартдецима • Квинтдецима | |
Особые | Схизма • Диасхизма • Комма • Диеса • Лимма • Апотома • Дитон • Полудитон • Тритон • Волчья квинта • Цент • Полутон • Миллиоктава |
Целый тон.