Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Целый тон

21-10-2023

Целый тон (в ступенном выражении — большая секунда) — музыкальный интервал.

В равномерно темперированном строе частоты двух тонов соотносятся как .

В пифагорейском строе целый тон выражается отношением 8:9. Составленные вместе, два таких целых тона дают дитон 64:81.

В чистом строе различаются большой целый тон (8:9) и малый целый тон (9:10). Составленные вместе, два таких целых тона дают большую терцию (72:90 = 4:5).

Проблема деления целого тона на полутоны

Деление целого тона на части составляло проблему на всём протяжении европейской музыкальной истории. В античности пифагорейская традиция (напр., Никомах, Боэций) предъявляла математически обоснованные доказательства неделимости целого тона на два равных полутона, выделяя малый (лимму) и большой (апотому) полутоны. Для обоснования неделимости целого тона на два равных полутона Боэций даже использовал (в духе позднейшей средневековой схоластики) «этимологический аргумент». Анализируя само слово «полутон» (лат. semitonium) он писал:

Обе эти части [тона] называются полутонами (semitonia) — вовсе не потому, что полутоны являются равными половинами тона, но словом semum обычно называют то, что не достигает целостности. Из указанных полутонов один называется большим, а другой меньшим

— Boeth. Mus. I,16[1]

Этот аргумент впоследствии воспроизводили (с небольшими вариациями) многие средневековые и ренессансные теоретики музыки, придерживавшиеся пифагорейской (Боэциевой) традиции: в IX веке — Хукбальд Сент-Аманский («Musica»[2]), в XII веке — Фрутольф Бамбергский («Breviarium de musica»[3]), в XIII веке — Магистр Ламберт («Tractatus de musica»[4]) и Иероним Моравский, в XIV веке — Якоб Льежский («Speculum musicae» II,60[5]), в XV веке — Просдочимо («Tractatus musicae speculativae»[6]), Гафури («Musica theorica» IV,3[7]) и Гийом Герсон, в XVI веке — Стефано Ваннео («Recanetum de musica aurea», 1533, f.20r[8]). В XIX веке В.Ф.Одоевский считал неправильным само слово «полутон», предпочитая ему «полуинтервал» (этот термин в музыкальной науке не прижился)[9].

Аристоксен же, в противовес пифагорейцам, делил тон на два равных полутона «музыкально», не считая необходимым подкреплять такое эмпирическое деление какими-либо строгими доказательствами. Проблема деления целого тона не утратила своей остроты и с открытием чистого строя (и среднетоновой темперации) в эпоху Возрождения — число неодинаковых по величине полутонов еще больше возросло. С установлением равномерно темперированного строя, в котором все полутоны идентичны, проблема деления целого тона на части перестала существовать.

Звучание

    • Восходящая последовательность C-D
    • Нисходящая последовательность C-B

Примечания

  1. Sed utraque semitonia nuncupantur, non quod omnino semitonia ex aequo sint media, sed quod semum dici solet, quod ad integritatem usque non pervenit. Sed inter haec unum maius semitonium nuncupatur, aliud minus. Цит. по: Боэций. Основы музыки. М., 2012, с.37.
  2. TML.
  3. TML.
  4. TML.
  5. TML.
  6. TML.
  7. TML.
  8. TML.
  9. Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов, 1868. Цит. по: В.Ф.Одоевский. Музыкально-литературное наследие. Москва: Госмузиздат, 1956, с.352). Оценку слова полутон как «неправильного» Одоевский в том же учебнике воспроизводит еще раз позже (ib., с.355).


Целый тон.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06