Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

F-15

23-05-2023

F-15 Eagle
F-15 Королевских ВВС Саудовской Аравии приближается к KC-135 для дозаправки, операция Щит пустыни
Тип истребитель
Разработчик McDonnell Douglas
Производитель Boeing
Первый полёт 27 июля 1972
Начало эксплуатации 9 января 1976
Статус ВВС США: 567[1]
Национальная гвардия: 141
Основные эксплуатанты ВВС США
ВВС Израиля
ВВС Японии
ВВС Саудовской Аравии
Единиц произведено 1500 [2]
Стоимость единицы F-15A/B: US$27,9 миллиона (1998)
F-15C/D: US$29,9 миллиона (1998)
Варианты F-15E Strike Eagle
F-15SE Silent Eagle
 Изображения на Викискладе

Макдоннел-Дуглас[3] F-15 «Игл» (англ. McDonnell Douglas F-15 Eagle) — американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения[4]. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году.

Истребители F-15 применялись на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Югославии.

Содержание

Конструкция

В конструкции планера самолета используются титановые сплавы (26,7 %), алюминиевые сплавы (37 %), высокопрочные стали (5 %), композиционные материалы (не менее 5-7 %). Расчетная перегрузка составляет 9 единиц с 50 % запасом топлива, при этом напряжения в крыле достигают 85 % от расчетных значений. Выбор материалов и конструктивной схемы элементов осуществлялся с учетом вязкости разрушения материалов и склонности к распространению трещин. Хвостовая часть фюзеляжа выполнена из титанового сплава Ti — 6Al — 4V. Задние кромки крыла, элероны и закрылки выполнены с сотовым заполнителем из алюминиевого сплава. Центроплан — трёхбалочной схемы, каждая балка состоит из верхней и нижней штампованных секций, изготовленных из титанового сплава. Нижняя панель центроплана также титановая. Силовая схема кессона крыла F-15А включает передний алюминиевый, три основных титановых и один задний лонжероны. Попадание осколочно-фугасного снаряда калибра 20 мм в один из трех силовых лонжеронов не приводит к потере самолета. Оперение — двухлонжеронной схемы, лонжероны титановые, носки и задние кромки оперения заполнены сотами. Обшивка оперения выполнена из бороэпоксидного пластика.

Топливо на F-15 размещено в шести топливных баках: четырёх фюзеляжных и двух крыльевых. Фюзеляжные баки мягкие, крыльевые, вырабатываемые в первую очередь, — кессонные. Самолет имеет автономные системы питания двигателей с собственными расходными баками и системой кольцевания. Большая часть топливопроводов расположена в баках. Расходные баки защищены протектором от пуль калибра до 12,7 мм. Для обеспечения взрывобезопасности, все топливные баки заполнены пенополиуретановым поропластом.

Модификации

Основные

F-15A
Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, построено 365 экземпляров для ВВС США и 19 истребителей для ВВС Израиля.
F-15B
Двухместный учебно-тренировочный вариант, до 1977 года обозначавшийся как TF-15A, построено 59 экземпляров для ВВС США и 2 самолёта для ВВС Израиля.
F-15C
Одноместный всепогодный истребитель завоевания превосходства в воздухе, строился с 1979 года по 3 ноября 1989 года на заводе в Сент-Луисе; имел усиленную конструкцию планера увеличенную ёмкость топливных баков, а также возможность крепления накладных баков к(под) корню консоли крыла и воздухозаборнику. Масса самолёта возросла на 363 кг. ВВС США было поставлено 408, ВВС Саудовской Аравии — 55 и ВВС Израиля — 24 самолёта. 2 самолёта было построено в варианте F-15J для ВВС Японии.
F-15 со стандартным ракетным вооружением — по 4 AIM-7 и AIM-9
F-15D
Двухместный учебно-тренировочный вариант, построено 62 экземпляра для ВВС США, 19 для ВВС Саудовской Аравии и 2 самолёта для ВВС Израиля. 12 самолётов было построено в варианте F-15DJ для ВВС Японии.
F-15J
Одноместный всепогодный вариант истребителя для ВВС Японии, выпускался с 1982 года компанией Mitsubishi по лицензии. Конструктивно аналогичен истребителю F-15C, но имеет упрощённое оборудование РЭБ. Первый полёт в Японии F-15J совершил 26 августа 1981 года. Всего изготовлено вместе с двухместной модификацией 223 самолёта. Стоимость одного F-15J составляла $55,2 миллиона в 1990 году.
F-15DJ
Двухместный учебно-тренировочный вариант для ВВС Японии, выпускался компанией Mitsubishi по лицензии.
F-15N Sea Eagle
Модификация F-15N была предложена ВМС США в начале 1970х в качестве альтернативы палубному истребителю-перехватчику F-14 Tomcat. Вариант F-15N-PHX был вооружён ракетами «воздух-воздух» AIM-54 «Феникс». Палубный вариант имел складывающиеся консоли крыла, усиленное шасси и посадочный гак.
F-15 AESA
Модификация с радаром APG-79 с АФАР.
F-15SE Silent Eagle
Многоцелевой истребитель поколения 4+, созданный с применением некоторых технологий 5 поколения и технологий снижения радиолокационной заметности.

F-15E

Кабина F-15E во время дозаправки.
F-15E Strike Eagle
Двухместный всепогодный многоцелевой истребитель (истребитель-бомбардировщик).
F-15F Strike Eagle
Проект одноместного истребителя-бомбардировщика на базе F-15E.
F-15H Strike Eagle
Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Греции.
F-15I Ra’am (Гром)
Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Израиля.
F-15K Slam Eagle
Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Кореи.
F-15S Strike Eagle
Экспортная модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Саудовской Аравии.
F-15SG Strike Eagle
Модификация F-15E Strike Eagle для ВВС Сингапура, ранее обозначенная как F-15T.

Экспериментальные самолёты

Самолёт НАСА F-15B Research Testbed, номер #836 (74-0141), с оборудованием Quiet Spike для исследования звукового барьера.
F-15 Streak Eagle (72-0119)
Облегчённый и неокрашенный вариант F-15A, установивший восемь мировых рекордов скороподъёмности между 16 января и 1 февраля 1975 года; был передан Национальному музею ВВС США в декабре 1980 года.[5]
F-15S/MTD (71-0290)
Один TF-15A был переоборудован в экспериментальный самолёт КВВП, на котором в дальнейшем проводили исследования систем управления. Самолёт оснащался двигателями с изменяемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением.
F-15 MANX
Проект обозначения экспериментального самолёта F-15 без хвостового оперения, программа создания которого была закрыта.
F-15 Flight Research Facility (71-0281 и 71-0287)
Два F-15A были переданы исследовательскому центру НАСА в 1976 году. Самолёты использовались во множестве исследовательских программ, например, Highly Integrated Digital Electronic Control (HiDEC), Adaptive Engine Control System (ADECS), Self-Repairing and Self-Diagnostic Flight Control System (SRFCS) и Propulsion Controlled Aircraft System (PCA).[6] Самолёт с серийным номером 71-0281 был возвращён ВВС и в 1983 был установлен в качестве памятника на АБ Лэнгли.
F-15/ASAT
Самолёт переоборудованный в качестве носителя противоспутниковой ракеты ASAT, первый пуск которой был произведён 21 января 1984 года. В конце 1980х программа была закрыта.
F-15B Research Testbed (74-0141)
Получен в 1993 году Исследовательским центром НАСА для проведения экспериментов.[7]

Боевое применение

Первый случай применения F-15 в реальном бою произошёл 27 июня 1979 года, когда группа израильских самолётов во время налёта на позиции палестинских боевиков в Ливане была перехвачена самолётами ВВС Сирии. В этом бою F-15 сбили четыре МиГ-21, первую победу одержал Моше Мааром (Мельник), впоследствии ставший бригадным генералом.[8] В последующие годы израильские «Иглы» ещё несколько раз встречались с сирийскими МиГ-21 над Ливаном. Они активно участвовали в Ливанской войне (1982). Согласно израильским данным, всего с июня 1979 по ноябрь 1985 года F-15 одержали 56—57 воздушных побед без единой потери.[9] По оценке российского исследователя Владимира Ильина, заявленные воздушные победы израильских F-15 «с точностью до самолёта» подтверждаются сирийской стороной.[10]

В разное время сирийцы сообщали о сбитии нескольких F-15. В частности, во время Ливанской войны они заявили об уничтожении «не менее пяти» самолётов этого типа; примечательно, что на все победы претендуют пилоты МиГ-21, а не более современных МиГ-23.[9] В различных российских источниках также сообщается, что после Ливанской войны сирийским МиГ-23 удалось сбить три F-15, однако никаких подробностей этих боёв не приводится, точная дата и даже год этих побед остаются неясными: по одним данным, первые две победы одержаны 4 октября 1982 года,[11] по другим — 4 октября 1983 года,[10] а по ещё одной версии, все три победы одержаны в декабре 1982 года.[12] Израильская сторона не подтверждает ни одну из заявленных сирийских побед и сообщает лишь о повреждении одного «Игла» ракетой «воздух-воздух» 9 июня 1982 во время Ливанской войны; самолёт вернулся на базу и был отремонтирован.[9]

Во время войны в Персидском заливе (1991) истребители F-15C использовались ВВС США для завоевания превосходства в воздухе, и на их долю пришлось большинство воздушных побед авиации Многонациональных сил. Американские «Иглы» сбили 34 иракских самолёта и вертолёта (с учётом двух побед в марте 1991 года после окончания боевых действий), ещё два самолёта были сбиты саудовскими F-15. Больше всего было сбито МиГ-23 (восемь), «Мираж» F.1 (шесть, без учёта ещё двух, сбитых саудовским F-15), МиГ-29 (пять), Су-22 (пять).[13] У истребителей F-15C потерь не было, но два истребителя-бомбардировщика F-15E были сбиты иракской ПВО.

В ходе операции НАТО против Югославии (1999) американские F-15 сбили четыре югославских МиГ-29, все потери подтверждены сербской стороной.[14] Лётчиками МиГ-29 заявлено сбитие двух F-15,[14] что не подтверждается американской стороной.

Согласно официальным данным США [15], за всё время эксплуатации F-15 в USAF (ВВС США), истребителями этого типа было уничтожено в воздушных боях 38 самолётов и 2 вертолёта противника.

Как отмечает американский авиационный историк Джон Коррел, по состоянию на 2008 год самолёты F-15 одержали в общей сложности 104 воздушные победы без единой потери.[16] Хотя о сбитии F-15 в разное время заявляли Сирия и Югославия, известна только одна никем не оспариваемая потеря самолёта этого типа от действий другого истребителя: в 1995 году F-15 ВВС Японии был случайно сбит другим «Иглом» во время учебного воздушного боя.[17]


Тактико-технические характеристики (F-15C Eagle)

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

Авионика

Операторы

Ссылки

Литература

  • В. Долбня. Истребитель F-15 в воздушном бою // "Зарубежное военное обозрение", № 5, 1982, стр.39-44
  • Ильин В. Первенец в четвёртом поколении (рус.) // 0130-2701.
  • Кузьмин А. Американские тактические истребители F-15 «Игл» (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М., 2000. — № 2.

Примечания

  1. Mehuron 2007, p. 62.
  2. Boeing: F-15K Republic of Korea — F-15K Facts
  3. С 1997 года — Боинг.
  4. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
  5. McDonnell Douglas F-15 Streak Eagle fact sheet.
  6. F-15 Flight Research Facility fact sheet.
  7. F-15B Research Testbed fact sheet.
  8. An Eagle evolves
  9. ↑ Потери ВВС Израиля в Ливане
  10. ↑ Боевое применение МиГ-23
  11. F-15A/B Eagle (airwar.ru)
  12. МиГ-23МЛ (airwar.ru)
  13. The Gulf War Air Combat Box Score: USAF F-15C’s from Air-to-Air Squadrons Achieved 34 x Total Kills
  14. ↑ Рыцари Короля Лазаря
  15. http://www.au.af.mil/au/afhra/avc.asp]
  16. The Reformers
  17. F-15J (globalsecurity.com)
  18. F-15A на airwar.ru
  19. The Military Balance 2010. p.-256
  20. The Military Balance 2010. p.-271
  21. Lenta.ru: Оружие: США продали Саудовской Аравии 84 истребителя F-15
  22. The Military Balance 2010. p.-410
  23. The Military Balance 2010. p.-415
  24. http://www.airforce-magazine.com/MagazineArchive/Magazine%20Documents/2010/May%202010/0510facts_figs.pdf


F-15.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06