Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Катастрофа Fokker 100 в Сан-Паулу

20-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Катастрофа Fokker 100 в Сан-Паулу
Общие сведения
Дата

31 октября 1996 года

Время

08:27

Характер

Столкновение с землёй в управляемом полёте

Причина

Самопроизвольное включения реверса тяги правого двигателя, ошибка экипажа

Место

Сан-Паулу

Погибшие

99, 90, 6 и 3

Воздушное судно
Модель

Fokker 100

Авиакомпания

TAM Transportes Aéreos Regionais

Пункт вылета

международного аэропорта Конгоньяс, Сан-Паулу

Остановки в пути

аэропорт Сантос-Дюмон, Рио-де-Жанейро

Пункт назначения

международный аэропорт Ресифи, Ресифи

Рейс

402

Бортовой номер

PT-MRK

Дата выпуска

8 февраля 1993 года (первый полёт)

Пассажиры

90

Экипаж

6

Погибшие

99 (все на борту + 3 на земле)

Выживших

0

 Изображения на Викискладе

(O)

Катастрофа Fokker 100 в Сан-Паулу — тяжёлая авиационная катастрофа, произошедшая 31 октября 1996 года. Самолёт Fokker 100, выполнявший регулярный внутренний рейс 402 TAM Transportes Aéreos Regionais из международного аэропорта Конгоньяс в Сан-Паулу, Бразилия в международный аэропорт Ресифи в Ресифи через аэропорт Сантос-Дюмон в Рио-де-Жанейро, в 08:27 (UTC-3) в результате самопроизвольного включения реверса тяги правого двигателя во время взлёта, испытал сваливание, крен вправо, зацепил два здания и врезался в несколько домов в густонаселённом районе, всего через 24 секунды после взлёта. Погибли все 96 человек, находившиеся на борту, а также три человека на земле. На тот момент это была вторая по числу жертв авиакатастрофа в истории бразильской авиации[1], в настоящий момент (2016 год) четвёртая.

Самолёт

Разбившийся самолёт Fokker 100 имел регистрационный номер PT-MRK и носил специальную голубую ливрею с надписью «Number 1», относящуюся к премии «Региональная Авиакомпания года», которая была присуждена авиакомпании TAM Transportes Aéreos Regionais журналом Air Transport World. Самолёт был приобретен TAM в апреле 1995 года и ранее принадлежал закрывшейся индонезийской авиакомпании Sempati Air, которой владел президент Сухарто. Самолёт совершил свой первый полёт 8 февраля 1993 года за 3 года и 9 месяцев до катастрофы, его наработка составила 8,171 лётных часов.

Последовательность событий

В 08:25 лётный экипаж в составе капитана Хосе Антонио Морено и первого пилота Рикардо Луис Гомиш Мартинса, получили разрешение на взлет с ВПП 17R, ветер 060°. В 08:26:00 РУДы были переведены во взлётный режим. Десять секунд спустя раздался двойной перезвон, после чего капитан предупредил "O autothrottle tá fora" ("Автомат тяги выключен"), и первый пилот установил тяги вручную, сообщив капитану "тяга проверена", тем самым подтверждая, что взлётная мощность была отрегулирована и проверена. В 08:26:19 самолет ускоряется до 80 узлов, первый пилот указал "V1" в 08:26:32. Две секунды спустя самолёт набрал скорость 131 узел.

В 08:26:36 датчик "воздух/земля"  переключился с "Земля" в "Воздух". Когда скорость полёта увеличилась до 136 узлов и самолёт поднимался под углом 10°,  ощущается удар, EPR двигателя № 2 (правый борт) снизился с 1,69 до 1,34, что свидетельствует о потери мощности. На самом деле был включен реверс тяги. Свидетель подтвердил, что видел как минимум два полных цикла открытия и закрытия ковша реверса тяги двигателя № 2 во время короткого полёта.

Потеря мощности по правому борту вызвала правый крен и капитан задействовал левый руль и левый элерон, чтобы противодействовать крену. Первый пилот двигает вперёд оба рычага тяги, но они почти сразу возвращаются назад, тяга двигателя № 1 падает до 1,33 EPR, двигателя № 2 до 1,13 EPR. Очевидно, не понимая характер неисправности, оба члена экипажа снова тщетно передвигают рычаги тяги вперёд. В 08:26:44 капитан приказал выключить автомат тяги. Секундой позже рычаг тяги двигателя № 2 снова откатился назад и оставался на холостом ходу в течение двух секунд, скорость полёта упала до 126 узлов. В 08:26:48 первый пилот объявил, что он выключил автомат тяги и затем снова перевёл рычаг тяги двигателя № 2 до упора вперёд. Оба двигателя в тот момент достигли 1,72 EPR.

С включенным реверсом тяги, этот маневр заставил воздушную скорость уменьшаться ешё быстрее, до 2 узлов в секунду. В 08:26:55 на вибросигнализаторе штурвала активировалось предупреждение о надвигающемся сваливании. Угол крена достигает недопустимые 39°, включается система предупреждения о близости земли. Семь секунд спустя самолёт врезался в здание и упал в густонаселённом районе.

См. также

Ссылки

  1. Germano da Silva, Carlos Ari César (2008).

Внешние ссылки

  • Описание аварии на сайте Aviation Safety Network
  • Анимированное воспроизведение катастрофы рейса 402 TAM Linhas Aéreas
  • Изображение самолёта в ливрее Number 1 на сайте Airliners.net

Катастрофа Fokker 100 в Сан-Паулу.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06