22-06-2023
Малати Даси | |
मालती दासी | |
Имя при рождении: |
Ме́лани Ли На́гель |
---|---|
Дата рождения: |
30 августа 1945 (69 лет) |
Место рождения: |
Ма́лати Да́си (санскр. मालती दासी, Mālatī Dāsī IAST; имя при рождении — Ме́лани Ли На́гель, англ. Melanie Lee Nagel; род. 30 августа 1945, Вальехо) — американский кришнаитский проповедник и один из духовных лидеров Международного общества сознания Кришны (ИСККОН),[1][2] первая женщина-член Руководящего совета ИСККОН, активистка борьбы за права женщин в ИСККОН.
В юности примкнула к движению хиппи,[3] а затем стала одним из первых учеников основателя ИСККОН Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896—1977).[4] В январе 1967 года выступила одним из организаторов знакового рок-концерта Mantra-Rock Dance в Сан-Франциско.[5] В 1968 году в составе группы из шести кришнаитских миссионеров отправилась с проповеднической миссией в Лондон,[6] где помогла привлечь в ряды кришнаитов гитариста The Beatles Джорджа Харрисона.[7] С 1990-х годов активно выступает за права женщин в ИСККОН: в 1997 году инициировала создание Министерства по делам женщин ИСККОН,[1][8] а в 1998 году, несмотря на протесты консервативного крыла в руководстве этой вайшнавской религиозной организации, была избрана первым женщиной-членом Руководящего совета ИСККОН.[9]
Мелани Ли Нагель родилась 30 августа 1945 года в городе Вальехо в Калифорнии. После окончания в 1963 году старшей школы El Camino Fundamental в Сакраменто, Нагель поступила в Рид-колледж в Портленде (штат Орегон).[10] Вскоре, однако, Мелани бросила учёбу и примкнула к движению хиппи.[3] Когда её парень Сэм Спирстра (в будущем также ставший известным кришнаитским проповедником) устроился на работу в Департамент лесного хозяйства США, она жила вместе с ним на смотровой башне в лесу, неподалёку от города Бенд в Орегоне.[11] В обязанности Сэма и Мелани входило сообщать о возникновении лесных пожаров в Службу национальных парков США.[10]
В 1966 году друг Сэма Спирстры по Рид-колледжу Майкл Грант (более известный под «духовным именем» Мукунда), стал одним из первых последователей индийского гаудия-вайшнавского гуру Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896—1977), который прибыл в 1965 году из Индии в США с целью проповеди гаудия-вайшнавизма на Западе. Под влиянием Мукунды и его жены Джанаки (которая также стала ученицей Прабхупады) в конце 1966 года Сэм и Мелани обратились в гаудия-вайшнавизм.[11][12] Мукунда в это время собирался отправиться в путешествие по Индии, но Сэм и Мелани убедили его вместо этого попытаться открыть кришнаитский храм в Сан-Франциско.[13] Вызвавшись помочь Мукунде в этом важном деле, они переехали в Сан-Франциско, где помогли арендовать здание бывшего магазина в районе Хейт-Эшбери,[14][15] который в те годы представлял собой крупный центр контркультуры и движения хиппи. Начинающие миссионеры переоборудовали бывший магазин под кришнаитское культовое здание — первый кришнаитский храм на Западном побережье США.[16][17]
Стремясь собрать средства для поддержания храма, а также распространить учение Прабхупады среди хиппи Хейт-Эшбери, Мукунда, Мелани и Сэм решили организовать благотворительный рок-концерт Mantra-Rock Dance с участием своего гуру и известных калифорнийских музыкантов и исполнителей.[18] Так как Спирста был лично знаком с менеджером Grateful Dead Роком Скалли, и гитаристом Big Brother and the Holding Company Сэмом Эндрю, ему не составило большого труда добиться участия в концерте этих известных калифорнийских музыкальных коллективов.[19][20] В ходе подготовки к мероприятию, Мелани узнала о существовании ещё никому не известной в то время группы Moby Grape и убедила Мукунду и Сэма позволить им выступить на концерте.[21] После участия в Mantra-Rock Dance, в карьере Moby Grape произошёл крупный прорыв: в том же году они дважды сыграли вместе The Doors и подписали контракт с Columbia Records.[22]
Прибывший в Сан-Франциско для участия в Mantra-Rock Dance Прабхупада посвятил Сэма и Мелани в ученики, дав им новые имена — Шьямасундара и Малати.[4][23] Малати активно помогала в поддержании нового храма: она ходила за покупками, собирала пожертвования, готовила вегетарианские лакомства для кришнаитских воскресных программ, так называемых «праздников любви», быстро завоевавших огромную популярность среди местных хиппи.[24]
Малати суждено было сыграть важную роль в установлении в ИСККОН поклонения божеству Джаганнатхи, культ которого широко распространён в Восточной Индии. Однажды она купила в магазине импортных товаров маленькую деревянную фигурку, которая оказалась статуей Джаганнатхи. Впоследствии, по просьбе Прабхупады, Малати и Шьямасундара приобрели в том же магазине фигурки ещё двух божеств — Баладевы и Субхадры (как объяснил Прабхупада, Джаганнатхе следовало поклоняться не одному, а в компании этих божеств). Затем Прабхупада попросил Шьямасундару, искусного столяра, вырезать из дерева крупные копии этих трёх божеств. Шьямасундара выполнил просьбу своего гуру и статуи божеств вскоре украсили сан-франциский храм, который после этого стал называться «Нью-Джаганнатха-Пури».[14] Кришнаиты также наладили производство миниатюрных копий фигур Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры — они пользовались большим спросом среди хиппи Хейт-Эшбери, любивших носить их подвешенными на шее.[25]
В 1968 году Малати и Шьямасундара, в компании двух других супружеских пар (Мукунды и Джанаки, Гурудасы и Ямуны), отправились проповедовать гаудия-вайшнавизм в Лондон.[3][26] Первые месяцы Малати и её коллеги ели сводили концы с концами. Несмотря на то, что у них не было достаточных средств для осуществления своей миссии, они целеустремлённо продолжали заниматься миссионерской работой. Они проводили публичные киртаны на улицах британской столицы, печатали и распространяли памфлеты. Через некоторое время им удалось арендовать здание бывшего склада в Ковент-Гардене и открыть в нём некое подобие кришнаитского ашрама.[27][28] Примерно тогда же Шьямасундаре пришла на ум идея войти в контакт с The Beatles (которые, как известно, интересовались Востоком) и вдохновить их использовать мантру «Харе Кришна» в своих песнях. Для достижения своей цели кришнаитские миссионеры максимально использовали свою фантазию: они пели «Харе Кришна» у входа в студию звукозаписи «Эппл» (звуки мантры так и не дошли до ушей битлов и дело закончилось арестом кришнаитов), пекли яблочные пироги и отсылали их в студию, а однажды даже отправили в подарок битлам надувное яблоко с флагом, на котором было написано «Харе Кришна».[2] В конце-концов Шьямасундаре удалось встретиться (а затем и подружиться) с Джорджем Харрисоном, который показался Малати «очень духовным» и «восприимчивым» к идеям кришнаитов человеком.[2][7][27] Очень скоро Малати и её муж развили настолько близкие отношения с Харрисоном, что даже какое-то время жили с легендарным битлом и его женой Патти Бойд в их особняке Фрайар-парк.[2]
Вдохновлённый вайшнавским вероучением, Харрисон помог спродюсировать и выпустить на лейбле Apple Records два сингла («Hare Krishna Mantra» и «Govinda»), записанные лондонскими кришнаитами, объединившимися в ансамбль Radha Krishna Temple.[27] Малати приняла участие в записи обоих синглов (бэк-вокал и ручные цимбалы),[29] и помогла Харрисону спродюсировать песню «My Sweet Lord», в которой также прозвучала мантра «Харе Кришна».[2] Сингл «The Hare Krishna Mantra» достиг #12 строчки в UK Singles Chart, что позволило кришнаитам исполнить мантру на популярном шоу Top of the Pops.[26] В 1969 году с помощью Харрисона кришнаиты нашли и арендовали в центре Лондона здание для храма,[27] а в 1973 году получили от него в подарок особняк под Лондоном, который в честь Прабхупады получил название «Бхактиведанта-мэнор» и стал штаб-квартирой ИСККОН в Великобритании.[30]
Бхактиведанта Свами Прабхупада открыто поощрял своих учениц участвовать в различных аспектах деятельности ИСККОН — женщины давали публичные лекции, вели киртаны, управляли храмами, выполняли роль священнослужителей, занимались миссионерской деятельностью, занимали руководящие должности в книжном издательстве Bhaktivedanta Book Trust, и даже служили основателю ИСККОН в качестве личных секретарей, поваров, и фотографов. Прабхупада даже рекомендовал двух своих учениц на должность членов-основателей Руководящего совета ИСККОН.[31] Выступая в защиту права своих последовательниц на активное участие в жизни ИСККОН, он подвергался критике со стороны ортодоксальных индуистов и некоторых последователей Гаудия-матха.[31]
К концу 1970-х годов, с ростом числа и влияния санньясинов, в ИСККОН заметно усилилось мужское лобби. В следствие этого женщины в ИСККОН подверглись сегрегации, потеряли своё влияние, утратили возможность играть ведущие роли в управлении и развитии организации.[9][32] К концу 1980-х годов внутри ИСККОН начали раздаваться голоса в защиту прав женщин, в частности, в форме печатных статей и женских собраний.[33] К середине 1990-х годов Малати оказалась в центре этого женского движения, боровшегося за равноправие женщин в рядах ИСККОН. В 1997 году, при её активном участии, в ИСККОН было сформировано Министерство по делам женщин.[33] За свою активную позицию в этом вопросе Малати стала объектом критики со стороны консервативных лидеров организации. Несмотря на их протесты, в 1998 году ей удалось войти в историю, став первой женщиной-членом Руководящего совета ИСККОН.[1][8][9] В 2000 году, на своём очередном ежегодном собрании, Руководящий совет обсудил роль женщин в ИСККОН и выступил с официальным извинением «за ошибки прошлого», и официально признал важность участия женщин во всех аспектах жизни ИСККОН.[1] Тогда же Руководящий совет выступил с резолюцией, в которой признал важность этого вопроса и заявил своей основной целью обеспечение «равных возможностей, всеобщего поощрения, искренней заботы и защиты женщин-членов ИСККОН».[1][8]
По данным на 2010 год, Малати была одним из 32 членов Руководящего совета ИСККОН. Она курировала деятельность этой вайшнавской организации в США (штаты Флорида, Мичиган, Кентукки, Огайо, Пенсильвания и община Нью-Вриндаван в Западной Виргинии,[34][2] Имеющая «необычную смесь смирения и харизмы», Малати пользуется уважением среди кришнаитов за своё «ясное понимание» истории ИСККОН и кришнаитского вероучения. Она духовно окормляет членов ИСККОН, выступает с лекциями по гаудия-вайшнавской философии, участвует в межрелигиозном диалоге.[2]
Малати Даси.