Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Могами (крейсер)

19-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
«Могами»
最上
«Могами» на ходовых испытаниях
Служба: Япония Япония
Класс и тип судна тяжёлый крейсер типа «Могами»
Организация Императорский флот Японии
Изготовитель Морской арсенал в Куре
Заказан к постройке 1931 год
Строительство начато 14 марта 1934 года
Спущен на воду 14 марта 1934 года
Введён в эксплуатацию 28 июля 1935 года
Статус потоплен 25 ноября 1944 года
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное — 12 400 т;
полное — 15 057 т
Длина 189/198,37 м
Ширина 20,6 м
Осадка 6,1 м
Бронирование пояс — 100…140 мм;
палуба — 35…60;
башни — 25 мм;
барбеты — 25 мм;
рубка — 100 мм
Двигатели 4 ТЗА Kampon
Мощность 152 000 л. с. (111,8 МВт)
Скорость хода 35 узлов (64,82 км/ч)
Дальность плавания 7000—7500 морских миль на 14 узлах
Экипаж 892 человека
Вооружение
Артиллерия 5 × 2 — 203-мм/50,
4 × 2 — 127-мм/40
Зенитная артиллерия 4 × 2 — 25-мм/60,
2 × 2 — 13,2-мм пулемёта
Минно-торпедное вооружение 4 × 3 — 610-мм торпедных аппарата
Авиационная группа 2 катапульты, 3 гидросамолёта[прим. 1][1][2][3]
Изображения на Викискладе

«Могами» (яп. 最上?) — японский тяжёлый крейсер типа «Могами».

История службы

«Могами» следует на Трук после сражения у Мидуэя с оторванной носовой частью. Снимок с мостика «Могами»

К началу Второй мировой войны входил в состав 7-й дивизии 2-го флота. В декабре 1941 года обеспечивал высадку японских войск в Малайзии. В январе—феврале 1942 года действовал у берегов Индонезии, поддерживая десантные операции[4]. В ночь 28 февраля — 1 марта 1942 года вместе с крейсером «Микума» и 12-м дивизионом эсминцев участвовал в бою в Зондском проливе. В результате были потоплены американский тяжёлый крейсер «Хьюстон» и австралийский лёгкий крейсер «Перт». Кроме того, торпедами «Могами» вероятно были случайно потоплены японский тральщик и четыре десантных транспорта[4][5]. В марте 1942 года оперировал у берегов Суматры, затем участвовал в операциях против Андаманских островов и Бирмы. В ходе рейда японского флота в Индийский океан, «Могами» действовал в Бенгальском заливе против британского судоходства и 6 апреля 1942 года совместно с «Микума» и эсминцем «Амагири» потопил три британских транспорта[4].

В ходе сражения у атолла Мидуэй «Могами» входил в состав группы ближнего прикрытия. Вечером 5 июня 1942 года при уклонении от подводной атаки, «Могами» врезался в «Микума» и получил тяжёлые повреждения носовой части. После её отделения и герметизации переборок крейсер малым ходом пошёл к острову Уэйк в сопровождении «Микума». 6 июня крейсера подверглись атакам базовой авиации США с Мидуэя, но повреждений не получили[4]. 7 июня 1942 года крейсера были атакованы американскими палубными самолётами с авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет». В «Могами» попало 5 авиабомб, причинивших серьёзные повреждения и вызвавших пожар, однако его удалось потушить. В ходе сражения экипаж крейсера потерял 90 человек убитыми и 101 ранеными[6].

После временного ремонта на острове Трук в июне — июле 1942 года крейсер отбыл в Японию и с 1 сентября 1942 года по 30 апреля 1943 года прошёл ремонт и модернизацию в Сасебо[4]. В дальнейшем был привлечён для перевозки войск в Рабаул. 5 ноября 1943 года был атакован в Рабауле пикирующими бомбардировщиками «Донтлесс» с авианосца «Саратога» и получил попадание авиабомбы, вызвавшей серьёзный пожар. Пришлось затопить носовые снарядные погреба[7]. В ноябре—декабре был отремонтирован на Труке, а с 22 декабря 1943 года по 17 февраля 1944 года прошёл очередную модернизацию в Куре. Далее перевозил войска и грузы из Японии в Сингапур, 1920 июня 1944 года принял участие в сражении при Марианских островах, повреждений избежал[7].

Во время сражения за Филиппины входил в состав Третьего ударного соединения. 24 октября 1944 года получил лёгкие повреждения от воздушных налётов. 25 октября участвовал в сражении в проливе Суригао, получил до пяти попаданий снарядов с американских тяжёлых крейсеров, вызвавших серьёзные повреждения. Были убиты командир и старший офицер. При отходе столкнулся с тяжёлым крейсером «Нати» и получил новые повреждения. Продолжающийся пожар привёл к детонации снарядов и торпед. В дальнейшем крейсер был обстрелян американскими крейсерами и получил 10—20 попаданий, ответного огня практически не вёл. Тем не менее, корабль оставался на плаву, пожары были потушены, но машины полностью вышли из строя. Лишившийся хода «Могами» был атакован палубными торпедоносцами-бомбардировщиками «Эвенджер» и получил два бомбовых попадания. Вновь возник сильный пожар, и, поскольку затопить носовые погреба не удалось, старший по званию офицер приказал покинуть корабль[7]. «Могами» был добит торпедой с эсминца «Акебоно», потери экипажа составили 192 человека убитыми[6].

Комментарии

  1. Все данные приводятся на декабрь 1941 г.

Примечания

  1. Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. и др. Все крейсера Второй мировой. — С. 465.
  2. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — P. 190.
  3. M. J. Whitley. Cruisers of World War Two. An international encyclopedia. — P. 181.
  4. 1 2 3 4 5 Апальков Ю. В. Боевые корабли японского флота. Крейсера. 10.1918 — 8.1945 гг.: Справочник. — С. 48.
  5. Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. и др. Все крейсера Второй мировой. — С. 466.
  6. 1 2 Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. и др. Все крейсера Второй мировой. — С. 467.
  7. 1 2 3 Апальков Ю. В. Боевые корабли японского флота. Крейсера. 10.1918 — 8.1945 гг.: Справочник. — С. 49.

Ссылки

  • Японские тяжелые крейсера. Том 1: История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации
  • Японские тяжелые крейсера. Том 2: Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба

Литература

  • Апальков Ю. В. Боевые корабли японского флота. Крейсера. 10.1918 — 8.1945 гг.: Справочник. — СПб: Галея-Принт, 1998. — ISBN 5-8172-0001-5.
  • Каторин Ю. Ф. Крейсеры. Ч. 2. — СПб: Галея-Принт, 2008. — ISBN 978-5-8172-0134-5.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910—2005. — Минск: Харвест, 2007. — ISBN 978-985-13-8619-8.
  • Сулига С. В. Японские тяжёлые крейсера. Т. 1. История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации. — СПб: Галея-Принт, 1996. — ISBN 5-7559-0020-5.
  • Сулига С. В. Японские тяжёлые крейсера. Т. 2. Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба. — СПб: Галея-Принт, 1997. — ISBN 5-7559-0020-5.
  • Патянин С. В., Дашьян А. В., Балакин К. С. и др. Все крейсера Второй мировой. — М.: Яуза, Эксмо, 2012. — ISBN 5-699-19130-5.
  • Campbell J. Naval weapons of World War Two. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1985. — ISBN 0-87021-459-4.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922—1946. — New York: Mayflower Books, 1980. — ISBN 0-83170-303-2.
  • Lacroix E., Linton W. Japanese cruisers of the Pacific War. — Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 1997. — ISBN 1-86176-058-2.
  • M. J. Whitley. Cruisers of World War Two. An international encyclopedia. — London: Arms & Armour, 1995. — ISBN 1-85409-225-1.

Могами (крейсер).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06