Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Grumman TBF Avenger

08-06-2023

TBF / TBM Avenger
Пара TBF-1 в полёте, 1942 год.
Тип палубный торпедоносец
Разработчик Grumman
Производитель Grumman (Беспэйдж) (TBF)
General Motors (Трентон) (TBM)
Главный конструктор У. Швендлер
Первый полёт 7 августа 1941
Начало эксплуатации февраль 1942
Конец эксплуатации 1960е
Статус снят с вооружения
Основные эксплуатанты ВМС США
Королевские ВМС
ВМС Франции
Годы производства январь 1942 — сентябрь 1945
Единиц произведено 9837
 Изображения на Викискладе

Грумман TBF/TBM Эвенджер (англ. Grumman TBF/TBM Avenger — мститель) — американский торпедоносец-бомбардировщик, разработанный для ВМС и Корпуса морской пехоты США, использовавшийся и рядом других стран. Поступил в войска в 1942 году, впервые принял участие в боях во время сражения у атолла Мидуэй.

Самолёт был разработан фирмой Grumman Corporation и выпускался ею под обозначением TBF Avenger, позднее к их выпуску (под обозначением TBM Avenger) присоединилась компания General Motors. Avenger стал одним из самых больших однодвигательных самолётов Второй Мировой Войны.

Базирование — на авианосце или обычном аэродроме.

Содержание

Общие сведения

«Эвенджер» был разработан компанией Grumman Corporation по контракту с правительством США для замены устаревшего торпедоносца-бомбардировщика Douglas Devastator. Крылья самолёта складывались, что экономило место при базировании на авианосцах.

«Эвенджер» мог нести торпеду, или 2000-фунтовую (900 кг) бомбу, или четыре 500-фунтовых (230 кг) бомбы. На первоначальном варианте самолёта (TBF-1) был установлен 7,62-мм пулемёт в обтекателе двигателя, 12,7-миллиметровый пулемёт в надфюзеляжной турели и один 7,62-мм подфюзеляжный пулемёт. Опыт боевого применения показал, что одного 7,62-мм пулемёта для стрельбы вперёд недостаточно для подавления зенитного огня, ведущегося с атакуемой цели, и он был заменён на два крыльевых пулемёта калибром 12,7 мм (эта модификация получила обозначение TBF-1C)[1].

Экипаж состоял из трёх человек: пилота, стрелка турельной установки и бомбардира, который находился в нижней хвостовой части фюзеляжа[2][3]. Стрелок выполнял также обязанности радиста. Бомбардир, при необходимости, вёл огонь из подфюзеляжного пулемёта, на более поздних модификациях он выполнял, также, функции оператора радара. Согласно ряду источников, бомбардир мог выполнять и обязанности штурмана[4]. На TBF-1 было предусмотрено место для четвёртого члена экипажа (штурмана-наблюдателя), находившееся в кабине позади пилота. В дальнейшем позади пилота было установлено электронное оборудование. В реальных условиях «Эвенджеры» зачастую выполняли вылеты (особенно на малую дальность) с экипажем из двух человек[3].

В качестве силовой установки на TBF-1 использовался двигатель Райт «Циклон» R-2600-8. Самолёт получился недостаточно тяговооружённым[5]. К тому же установка дополнительного электронного оборудования на последующих вариантах делала самолёт ещё тяжелее. Поэтому двигатель несколько раз заменялся на более мощный.

«Эвенджеры» поставлялись в ряд других стран. Первыми по ленд-лизу их получила авиация военно-морских сил Великобритании. Сначала эти самолёты получили наименование Tarpon[6], затем было решено вернуться к оригинальному названию Avenger, но с индексом Mk. Самолёты, поставлявшиеся в Великобританию отличались тем, что на них не устанавливалось электронное оборудование (даже на поздних вариантах) и было сохранено место для четвёртого члена экипажа. Во время Второй мировой войны «Эвенджеры» применялись также военно-воздушными силами Новой Зеландии, в основном в качестве бомбардировщиков. После войны они использовались Францией, Канадой и другими странами, даже Японией[1].

Участие во Второй мировой войне

Grumman Corporation продемонстрировала свой новый самолёт публике 7 декабря 1941 года во время торжественной церемонии, посвящённой открытию нового завода. По стечению обстоятельств именно в этот день Япония совершила нападение на Пёрл-Харбор, которое привело к вступлению США во Вторую мировую войну. Через две недели Грумман получил заказ на 286 машин.

Джордж Буш, будущий президент США, в кабине Эвенджера (1944 год)

В начале июня 1942 года 100 самолётов были переданы флоту. Однако они прибыли в Пёрл-Харбор всего через несколько часов после того, как авианосцы Хорнет, Энтерпрайз и Йорктаун вышли в море, чтобы принять участие в сражении у атолла Мидуэй. Тем не менее 6 «Эвенджеров» (под командой лейтенанта Файберлинга) приняли участие в этой битве, взлетая с атолла Мидуэй. Уровень боевого опыта пилотов был невысок, поэтому все машины, кроме одной, были сбиты, не нанеся ущерба японскому флоту.

Экипажи авианосцев с волнением наблюдали, как «Зеро» методично делали заходы на «Эвенджеры». Каждый сбитый американский самолет сопровождался на «Акаги» бурей оваций. Это очень напоминало театральную постановку, участники которой демонстрируют свое великолепное мастерство зрителям, — такое чувство было у многих. Ни один «Эвенджер» не смог выйти в точку сброса торпед, а пять из шести были сбиты — это ясно было видно с авианосцев.

[7]

7 августа 1942 года у Гуадалканала при попытке атаковать «Эвенджеры» (ошибочно принятые им за истребители), был тяжело ранен японский летчик, знаменитый Сабуро Сакаи.

24 августа 1942 года состоялась очередная крупная битва — за Восточные Соломоновы Острова. В ней приняли участие 24 «Эвенджера», базировавшихся на двух авианосцах (Саратога и Энтерпрайз). Они сумели потопить японский авианосец и сбить один пикирующий бомбардировщик. Семь самолётов было потеряно. Во время начального периода войны обнаружилась проблема, не связанная с самолётами: торпеды, использовавшиеся в ВМС США часто не взрывались даже при прямом попадании в цель.

Первая крупная победа была одержана в битве за Гуадалканал, когда «Эвенджеры» помогли потопить линейный крейсер Хиэй. В конце войны «Эвенджеры» потопили два «суперлинкора» Мусаси и Ямато.

Кроме надводных кораблей, на счету «Эвенджеров» уничтожение примерно тридцати подводных лодок. Они успешно использовались для противолодочной борьбы, как на тихоокеанском театре военных действий, так и на атлантическом, совершая полёты с эскортных авианосцев, охранявших морские конвои союзников[8].

Одним из пилотов «Эвенджеров» во время Второй мировой войны был будущий президент США Джордж Буш-старший, служивший в 51-й эскадрилье торпедоносцев (VT-51). 2 сентября 1944 года самолёт Буша был сбит над островом Титидзима; Буш был единственным членом экипажа, которому удалось спастись.

Модификации

Тактико-технические характеристики

Приведенные характеристики соответствуют модификации TBM-3S.

Источник данных: DEPARTMENT OF THE NAVY -- NAVAL HISTORICAL CENTER [9]

Технические характеристики


Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 380 км/ч (у земли)
    • на высоте 5000 м: 413 км/ч
  • Крейсерская скорость: 230 км/ч
  • Скорость сваливания: 127 км/ч (при нормальной взлётной массе)
  • Боевой радиус: 463 км
    • с ПТБ: 713 км
  • Практическая дальность: 1167 км
    • с ПТБ: 1787 км
  • Практический потолок: 7803 м
  • Скороподъёмность: 9,4 м/с (при нормальной взлётной массе)
  • Нагрузка на крыло: 172,3 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 136,3 Вт/кг (при нормальной взлётной массе)

Вооружение

Лётные происшествия

  • 5 декабря 1945 года — Вылет 19 — во время учебно-тренировочного полёта звена из пяти торпедоносцев-бомбардировщиков Grumman TBM-3 Avenger в районе Багамских островов Атлантического океана все самолёты были потеряны при невыясненных обстоятельствах.

Примечания

  1. ↑ Composite Squadron 81
  2. Эвенджер на airpages.ru
  3. ↑ A Tribute to Avenger Air Crewmen
  4. The Grumman TBF Avenger
  5. Смитсоновский национальный аэрокосмический музей (англ.)
  6. Перевод из «Англо-русского словаря общей лексики Lingvo Universal» ABBYY Lingvo.
  7. Лорд У. Л. День позора. Невероятная победа. — М., 1996. — Гл. 6.
  8. uboat.net
  9. Standard Aircraft Characteristics. TBM-3S "Avenger". — Bureau of Aeronautics. NAVY Department..

Ссылки

  • Эвенджер
  • TBF/TBM Avenger (англ.)
  • Grumman TBF-1 Avenger (англ.)
  • Amazon.com (англ.)
  • TBF/TBM Avenger Pilot’s Manual (англ.)

Grumman TBF Avenger.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06