24-09-2023
РУС–1 | ||
---|---|---|
Ревень | ||
Основная информация | ||
Тип | РЛС | |
Страна | СССР |
|
Начало производства | 1938 | |
Число установок | 45 | |
Параметры | ||
Диапазон частот | 75–83 МГц | |
Макс. дальность | 35 км | |
Пиковая мощность | 300 Вт | |
Ширина луча по азимуту | 25° |
РУС-1 (радиоулавливатель самолётов), «Ревень» — первый советский серийный радиолокатор. На вооружении РККА с 1939 года. Произведено 45 комплектов.
Содержание |
В связи с появлением и развитием в начале XX века нового рода войск — боевой авиации, перед военными встал вопрос обнаружения и целеуказания самолётов, для защиты войск и гражданских объектов от их действий. К существующим в начале века оптическим системам обнаружения и целеуказания разработчики добавили звукоулавливатели и вели разработки приборов обнаружения самолётов по тепловому излучению работающего двигателя. В 1930-е годы начались разработки первых систем обнаружения самолётов при помощи радиоволн. В отличие от других методов, этот имел большое преимущество — почти не зависел от метеорологических условий.
В СССР радиолокацией начали заниматься с начала 1930-х годов. В январе 1934 года, в Ленинграде был успешно произведён опыт по обнаружению находящегося в воздухе самолёта по отражённым от него радиоволнам[1], доказав принципиальную возможность радиолокации. В феврале 1934 года ПВО РККА заключило договор с ЛЭФИ на создание аппаратуры радиообнаружения. В том же году ЛЭФИ представил для испытаний установку «Рапид» [2]. Установка состояла из передатчика и приёмника. Передатчик испускал луч, направленный в сторону приёмника, располагавшегося на расстоянии 10-70 километров от него. При пересечении самолётом этого луча приёмная аппаратура его обнаружала. Похожим образом работала, созданная в НИИИС КА система «Ревень». В 1937 году она прошла первые испытания, в 1938 начато изготовление опытной партии. По результатам войсковых испытаний 1939 года система была принята на вооружение под названием РУС-1[2]. До начала Великой Отечественной войны изготовлено 45 комплектов РЛС. После появления в армии более совершенных образцов производство было прекращено.
Передающие и приёмные станции системы располагались по прямой на расстоянии до 35 км. Передатчик излучал направленный радиолуч, при пересечении которого, самолёт обнаружился приёмником по биениям прямого и отражённого сигналов.
Передатчик РЛС мощностью 300 Вт работал в диапазоне волн 3,6-4 м (75-83 МГц), на десяти рабочих частотах с шагом 10 кГц. Собран по однокаскадной схеме двухтактного генератора на лампах Г-165. Антенны передатчика полуволновые, с 25-градусной диаграммой направленности в горизонтальной плоскости. Приёмник супергетеродиного типа, полоса пропускания усилителя промежуточной частоты 6 кГц[2].
Осенью 1939 года РУС-1 испытывали на Чёрном море, для выявления возможности использования их в ПВО военно-морских баз. Станции располагали как на берегу, так и на судах и баржах. По результатам опытов была показана целесообразность использования станции для защиты ВМБ.[3]
Первые серийные радиолокационные станции были установлены вдоль советско-финской границы около Ленинграда. Станции применялись в советско-финской войне 1939—1940 годов. Из-за близкого расположения системы к городу, после получения ПВО Ленинграда данных о вражеских самолётах, воздушная оборона не успевала подготовиться к отражению финского авианалёта. С продвижением советских войск, на Карельском перешейке были созданы две полосы обнаружения. Сведения о обнаруженных пересечениях самолётами полосы передавались на КП ВНОС Ленинградского корпуса ПВО.
По окончании войны в апреле 1940 станции с Карельского перешейка были перебазированы в Закавказье[4]. Там их предполагали использовать для отражения возможных авианалётов англичан на бакинские нефтепромыслы. Перед Великой Отечественной войной РУС-1 также были развёрнуты под Ленинградом и под Москвой[5]. В войну станции использовались в основном в ПВО Закавказья и Дальнего Востока.
РУС-1.