Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Н010 Жук

24-08-2023

Жук
РЛС Жук-А на МАКС-2009
Назначение авиационная (бортовая) многофункциональная РЛС
Государственная принадлежность  Россия
Разработчик Фазотрон-НИИР
Статус эксплуатируется
Годы производства с 1986 года различные модификации
Входит в состав МиГ-29, Shenyang J-8, Chengdu J-10, Су-27, МиГ-35

Жук — семейство многофункциональных авиационных радиолокационных станций производства Фазотрон-НИИР, которые устанавливаются на самолёты МиГ-29, Су-27 и их модификации.

Данные радиолокационные станции предназначены для контроля воздушного пространства вокруг самолёта, обнаружения и сопровождения как воздушных, так и наземных/надводных целей, ведения автоматического картографирования местности, а также обеспечения применения по обнаруженным целям различных видов ракетного вооружения.

Модульность конструкции позволяет модернизировать БРЛС к более совершенным модификациям без полной замены аппаратуры.

Содержание

Варианты

Жук

Жук-8-II

Жук-8-II представляет собой модификацию РЛС Жук для китайского истребителя Shenyang J-8II, чем и определяется его название. Конструктивно Жук-8-II представляет собой импульсно-доплеровскую РЛС с планарной антенной решёткой[1].

Дальность обнаружения цели типа «истребитель» в передней полусфере составляет 80 км, в задней — 40; обеспечено одновременное сопровождение 10 целей и обстрел 2-х из них. Зона обзора по азимуту составляет ±90°. Вес Жук-8-II — 240 кг[1]. Кроме задач воздушного боя, данная РЛС обладает возможностью работать и по наземным целям в режимах картографирования местности, селекции движущихся целей и определения их координат). По своим характеристикам данная РЛС несколько уступает модификации Жук-27, предназначенной для установки на более тяжёлые Су-27, поставлявшиеся в Китай[1].

Жук-27

Жук-М

РЛС Жук-МЭ на МАКС-2007

Жук-МС

Жук-Ф

Жук-Ф (Жук-Фазированная антенная решётка[2], экспортное обозначение Жук-ФЭ) — бортовая РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой, предназначенная для установки на самолёты МиГ-33 (МиГ-29М/М3)[3], а в экспортной модификации на китайских самолётах Chengdu J-10[2]. Позволяет одновременно обнаруживать 24 цели, сопровождать 8 из них и обстреливать 2[2].

Жук-МФ

Внешние изображения
Фотография БРЛС Жук-МФЭ

Жук-МФ (Жук-Модернизированная с Фазированной антенной решёткой, экспортное обозначение Жук-МФЭ) представляет собой модернизацию РЛС Жук-М с использованием ПФАР. При диаметре 700 мм, масса РЛС составила 285 кг[4]. Жук-МФ позволяет одновременно сопровождать до 20 целей и обстреливать 4 из них[4].

Жук-МСФ

Внешние изображения
Фотография БРЛС Жук-МСФЭ

Н031 Жук-МСФ (Жук-Модернизированная Сухого Фазированная[5], так же известная как «Сокол»[6], экспортное обозначение Жук-МСФЭ) — многофункциональная бортовая радиолокационная станция, предназначенная для установки на самолёты Су-33УБ (Су-27КУБ)[5], а также на Су-30МК и Су-37[7]. Данная БРЛС имеет азимутальный обзор 140 градусов (углы азимутального сканирования ±70°) и обеспечивает одновременное сопровождение до 24 целей и обстрел 8 из них[5]. По сравнению со своими предшественницами имеет бо́льшую площадь пассивной ФАР[6].

Жук-МА

Внешние изображения
Фотография БРЛС Жук-МАЭ

Жук-МА (Жук-Модернизированная с Активной фазированной антенной решёткой, экспортное обозначение Жук-МАЭ) — первая модификация РЛС семейства «жук» с использованием АФАР, созданная в 2005 году[8]. Зеркало ФАР, содержащее 1148 ППМ, было наклонено на 20 градусов. Однако большие габариты и масса (около 520 кг) определили необходимость проведения работ по дальнейшей модификации БРЛС.

Жук-А

РЛС Жук-АЭ на МАКС-2009

Жук-А (Жук-Активная фазированная антенная решётка, экспортная модификация Жук-АЭ) — представляет собой существенно облегченную версию Жук-МА, количество ППМ сокращено до 680, диаметр антенны до 500 мм, зеркало АФАР теперь не имеет наклона. Всё это позволило сократить массу до 240 килограмм[8]. Представители Фазотрона указывают, что текущая версия Жук-А является лишь демонстратором и ведутся работы по усовершенствованию станции: диаметр антенны должен будет увеличится до 688 мм, количество приёмопередающих модулей до 1016, при этом масса станции не должна превысить 280 кг[8]. Предполагается, что Жук-А станет основной БРЛС для истребителей МиГ-35.

В настоящее время разработка Жук-А практически завершена. Первый образец установлен и испытан на МиГ-35 № 154. С сентября 2009 года начинаются оценочные летные испытания в рамках тендера индийских ВВС. Всего для этих испытаний подготовлено два летных образца АФАР. Проведённые лётные испытания продемонстрировали, что дальность обнаружения истребителей новой РЛС составляет 148 км в передней полусфере и 60 в задней, дальность действия по наземным целям составила 61-72 км, картографирование местности было проведено с разрешением 5х5 м[8]. Полностью завершённая Жук-А должна будет обнаруживать истребители противника на дистанции 200 км, а разрешение картографирования местности возрастёт до 1х1 м[8].

Серийное производство планируется начать в 2010 году. Предполагается, что стоимость каждой БРЛС составит 3,5 — 4 млн. долларов[8]

Технические характеристики

Модификация Жук Жук-8-II Жук-27 Жук-М Жук-МС Жук-Ф Жук-МФ Жук-МСФ Жук-МА Жук-А
(демонстратор/серия)
Год создания 1986 ~1995 2005 2009 / 2010
радиотехнические характеристики
Диапазон частот Х-диапазон (10 ГГц, длина волны 3 см)
Тип антенны щелевая антенна ПФАР АФАР
Количество ПрМ (ППМ), шт н/д 1148 680[8] / 1016[8]
Средняя мощность передатчика, кВт 1,2[7] 1,2…1,5[7] 2[7]
Потребляемая мощность, кВт 8,5[7] 12[7] 12[7]
зоны контроля
По азимуту, град 170 (±85)[7] 180 (±90)[1][7] 140 (±70)[4][7]
По углу места, град 95 (-40 — +55)[7] 100 (-40 — +60)[7] 140 (±70)[4][7]
дальность обнаружения (по типам целей)
Истребитель (ПП) 80[7][1] 110...130[7] 110[4] 180[7] 148[8] / 200[8]
Истребитель (ЗП) 40...50[7][1] 45...60[7] 50[4] 80[7] 60[8]
Железнодорожный мост 120[4] 130[4] 120[4] 130[4]
Эсминец 300[4] 300[4]
производительность (одновременная обработка целей)
Сопровождаемые 10[7][1] 10…20[7] 8 20[4] 30[7] 30
Обстреливаемые 2[7][1] 2…4[7] 2 4[4] 8[7] 8
массо-габаритные и эксплуатационные характеристики
Вес, кг 250[7] 240[1] 220…260[7] 285[4] 245[7] 520[8] 240[8] / < 280[8]
Диаметр антенны, мм 624[4] 960[4] 700[4] 980[4] 700[8] 500[8] / 688[8]
Наработка на отказ, час 120[7] 120…200[7] 200[7]
совместимость
Самолёты-носители МиГ-29С[7] J-8[1] Су-27, Су-33, МиГ-29СМТ[7] МиГ-33, J-10 Су-33УБ, Су-30МК, Су-37[7] МиГ-35[8]

Сокращения:

  • ПрМ — приёмный модуль
  • ППМ — приёмо-передающий модуль
  • ПП — передняя полсфера
  • ЗП — задняя полусфера

Примечания

  1. ↑ J-8IIM  (рус.). Уголок неба. Проверено 6 ноября 2009.
  2. ↑ J-10. Полет наперерез  (рус.). военный паритет. Проверено 6 ноября 2009.
  3. МиГ-29М3 / МиГ-35  (рус.). Стелс-машины. Проверено 6 ноября 2009.
  4. ↑ AEROSPACE SYSTEMS export catalogue  (англ.) (pdf). ФГУП «Рособоронэкспорт». — Экспортный каталог аэрокосмических систем, 2005 год, 100 стр.. Проверено 3 ноября 2009.
  5. ↑ Новая бортовая РЛС установлена на истребителе Су-27КУБ  (рус.). Интерфакс. Проверено 6 ноября 2009.
  6. ↑ F/A-18E/F Super Hornet vs Су-27К  (рус.). Военный паритет (27 марта 2008 г.). Проверено 6 ноября 2009.
  7. ↑ Технические характеристики российских БРЛС  (рус.) (pdf). Московский Авиационный Институт. Проверено 8 ноября 2009.
  8. ↑ «Фазотрон» технически готов к проведению индийского тендера  (рус.). missiles.ru. Проверено 6 ноября 2009.

Ссылки

  • Информация об АФАР «Жук-АЭ» на сайте Missiles.Ru
  • http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/156/

Н010 Жук.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06