Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Раджниш, Чандра Мохан

23-10-2023

Ошо
ओशो
Имя при рождении:

Чандра Мохан Джеин

Псевдонимы:

Раджниш, Ачарья Раджниш, Бхагван Шри Раджниш

Новое религиозное движение:

Движение Раджниша (Движение нео-саньясы)

Период:

с 26 сентября 1970 года по настоящее время

Дата рождения:

11 декабря 1931(1931-12-11)

Место рождения:

Кучвада, штат Бхопал (совр. Мадхья-Прадеш), Британская Индия

Дата смерти:

19 января 1990(1990-01-19) (58 лет)

Место смерти:

Пуна, штат Махараштра, Индия

Гражданство:

Индия

Основные интересы:

медитация, религия, философия, культура

Оказавшие влияние:

Даосизм, Дзэн, Суфизм, Тантра, Хасидизм[1], Бодхидхарма[2], Будда Шакьямуни[3], Кабир[2], Лао-цзы[1], Махавира[2], Гурджиев[4]

Испытавшие влияние:

Петер Слотердайк[5]

Труды:

последователями записаны беседы Ошо в виде более 600 книг и брошюр[6]

Osho International Foundation
Цитаты в Викицитатнике

Ча́ндра Мо́хан Дже́ин (хинди चन्द्र मोहन जैन, 11 декабря 1931 — 19 января 1990) с начала семидесятых более известен как Бхагва́н Шри Раджни́ш (хинди भगवान श्री रजनीश) и позднее как О́шо (хинди ओशो) — известный неоиндуистский[7][8] гуру и мистик, вдохновитель движения Раджниша (англ.)русск.. Критика социализма, Махатмы Ганди и традиционных религий сделала Ошо ещё при жизни противоречивой фигурой. Помимо того, он отстаивал свободу сексуальных отношений[9], за что заслужил прозвище «секс-гуру» сначала в Индии, а затем в международной прессе[10].

Основатель системы ашрамов во многих странах[11]. Во время пребывания в США основал международное поселение Раджнишпурам, которое было ликвидировано правительством США в 1985 году в связи с рядом серьёзных преступлений, совершённых поселенцами, включая биотеррористический акт (англ.)русск. В ряде стран организация Ошо причислялась некоторыми государственными, общественными организациями, учёными и религиозными деятелями к деструктивным сектам и культам. В СССР движение Раджниша (англ.)русск. было запрещено из-за его несоответствия позитивным аспектам индийской культуры и целям молодёжного протестного движения в западных странах[12].

Беседы Ошо, записанные в период с 1969 по 1989 год, собраны и изданы последователями в виде нескольких сотен (более 600) книг[11].

Содержание

Имена

На протяжении своей жизни Ошо использовал различные имена. Это соответствовало индийским традициям и отображало последовательное изменение его духовной деятельности[13]. Ниже приведены значения имён Ошо в разные периоды жизни:

  • Чандра Мохан Джеин (хинди चन्द्र मोहन जैन) — настоящее гражданское имя.
  • Раджниш (хинди रजनीश) — это имя было прозвищем, данным Ошо в детстве[14] его семьей[15]. Дословно оно переводится как «господин полной луны»[16].
  • Ачарья Раджниш (хинди आचार्य रजनीश) — так его называли с середины шестидесятых по начало семидесятых годов. Ачарья означает «учитель» или «духовный учитель», а также в некоторых случаях «профессор»[17][9].
  • Бхагван Шри Раджниш (хинди भगवान श्री रजनीश) или коротко Бхагван — это имя Ошо носил с начала семидесятых годов до конца 1988-го года. В Индии слово Шри используется в качестве повседневного обращения, его значение близко к обращению «господин».
  • Ошо (хинди ओशो) — так он называл себя в последний год своей жизни, с начала 1989 года и до самой своей смерти 19 января 1990 года. В дзэн-буддизме «Ошо» — это титул, который дословно переводится как «монах» или «учитель». Именно так почтительно обращались к Бодхидхарме, первому патриарху дзен[13][18]. Имя «Ошо» было предложено ему учениками, так как оно часто упоминалось в дзенских притчах, которые тот комментировал[13]. Ошо однажды дополнил это слово новым смыслом, связав его с понятием «океанический» Уильяма Джеймса (в английском языке слово «океан» звучит как «оушен»)[19]. В литературе движения Раджниша представлена ещё одна интерпретация: слог «О» означает любовь, благодарность и синхронность, а «шо» означает расширение сознания во всех направлениях[13][19]. Все новые издания его книг и другие его произведения публикуются сегодня под именем Ошо.

Биография

Родился Чандра Мохан Джеин (хинди चन्द्र मोहन जैन) 11 декабря 1931 года в деревне Кучвада (на территории современного штата Мадхья-Прадеш, центральная Индия) в джайнской семье торговца тканями. Первые семь лет воспитывался в семье родителей матери.

По словам Ошо, просветление снизошло на него в 21 год[20] при медитации 21 марта 1953 в парке Бханвартал (Джабалпур):

«Это было подобно взрыву. Той ночью я стал пустым, а потом наполнился. Я прекратил быть и стал самим бытием. Той ночью я погиб и родился заново. Но тот, кто родился, не имел ничего общего с тем, кто умер. Не было никакой связи. На вид я не изменился, но между мной прежним и мной новым не было ничего общего. Гибнущий гибнет до конца, от него ничего не остаётся».

В 1957 году он с отличием окончил Саугарский университет, получив степень магистра философских наук[20], преподавал философию сначала в Райпурском санскритском колледже[20], а в 1966 году получил должность профессора философии в Джабалпурском университете.[20][21]

Всерьёз изучал гипноз и риторику, которые, предположительно, использовал для воздействия на людей в ходе многочасовых публичных выступлений[22].

В 1960-х годах под именем Ачарья Раджниш (хинди आचार्य ачарья — учитель, Раджниш — имя[9], данное ему в семье[23]) путешествовал по Индии[20], его лекции о самых известных мистиках Востока собирали многотысячные аудитории. С 1962 года начал проводить 3-10-дневные медитационные лагеря. В 1966 году оставил преподавательскую деятельность в университете, чтобы полностью посвятить себя духовной деятельности.

В 1969 году группа последователей организовала фонд для поддержки его деятельности. Фонд арендовал помещение в Бомбее для проведения ежедневных даршанов и приёма посетителей. Ошо с 28 сентября 1970 года начал инициировать учеников (нео-саньясины или просто саньясины)[20]. При инициации саньясины получали новое имя, до сентября 1985 года они носили оранжевую или красную одежду, мала (ожерелье) со 108 бусинами и портретом Раджниша.

В 1974 году он стал духовным лидером ашрама, основанного в Пуне[20]. Там широко стали практиковаться медитационные техники Ошо — «динамическая медитация» (или хаотическая медитация), «медитация кундалини» и «натарадж». Динамическая медитация состоит из 5 стадий по 10 минут каждая. В первой стадии требуется полностью расслабиться, а затем быстро и глубоко дышать. Во второй стадии происходит выплеск накопившихся эмоций, которые не только не подавляются, но всячески усиливаются. В третьей стадии медитирующие, поднимая руки над головой, подпрыгивают вверх-вниз и, твёрдо приземляясь на ступни, кричат «ху-ху-ху» до полного изнеможения так, чтобы вибрации достигли "полового центра". В четвёртой стадии застывают в той позе, в какой оказались по завершению предыдущей стадии. В пятой стадии исполняется 10-15 минутный танец и выражается благодарность за испытанное блаженство[24][25]. Во время «медитации кундалини» медитирующие сильно трясутся, чтобы «разогнать зажимы тела», а также пляшут для того, «чтобы проявилась вновь обретённая жизненность». Раджниш рекомендовал практиковать медитацию на протяжении 21 дня вместе с занятиями йогой в уединении и молчании[24][26].

Деятельность Ошо и его последователей вызывала вражду к ним приверженцев традиционного индуизма. 22 мая 1980 года во время утренней проповеди на Раджниша было совершено покушение. Молодой индус бросил в него нож, но промахнулся. После этого случая Раджниш стал избегать частого появления на людях[22].

Пребывание в США (1981—1985)

Весной 1981 года, после долгой болезни, Ошо перешёл в период молчания. По рекомендации врачей в июне этого года его отвезли на лечение в США, так как он страдал, в частности, диабетом и астмой[27].

Последователи Ошо купили за 5,75 миллионов долларов США ранчо Big Muddy площадью в 64 тыс. акров в Центральном Орегоне, на территории которого было основано поселение Раджнишпурам (ныне пригород г. Антелоупа).[20] В августе Ошо переехал в Раджнишпурам, где жил в трейлере в статусе гостя коммуны.

За четыре года, когда Ошо жил там, популярность Раджнишпурама росла. Так, на фестиваль в 1983 году приехало около 3000 человек, а в 1987 — около 7000 человек из Европы, Азии, Южной Америки и Австралии. В городе открылись школа, почта, пожарное и полицейское управления, транспортная система из 85 автобусов.

В это же время обострились противоречия с местными властями относительно разрешений на строительство[28], а также в связи с призывами к насилию со стороны жителей коммуны[29]. Они усиливались в связи с заявлениями секретаря и пресс-секретаря Ошо Ма Ананд Шилы. Сам Ошо до 1984 года продолжал пребывать в молчании и был практически изолирован от жизни коммуны. Управление коммуны переняла Шила.

Внутри коммуны также усиливались внутренние противоречия. Многие последователи Ошо, несогласные с режимом, установленным Шилой, покинули ашрам[29]. Столкнувшись с трудностями, правление коммуны во главе с Шилой использовало и криминальные методы[29]. В 1984 году в еду нескольких ресторанов соседнего городка Далласа были добавлены сальмонеллы для проверки, можно ли повлиять на результаты предстоящих выборов путём снижения числа людей, имеющих право голоса[30]. По приказу Шилы были также отравлены личный врач Ошо и два сотрудника орегонских ведомств. Врач[31] и один из сотрудников[32] тяжело заболели, однако в конце концов выздоровели.

После того, как в сентябре 1985 года Шила и её команда в спешном порядке покинули коммуну, Ошо созвал пресс-конференцию, на которой сообщил информацию об их преступлениях и попросил прокуратуру инициировать расследование[33]. В результате расследования Шила и многие её сотрудники были задержаны, а позже — осуждены[34]. Несмотря на то, что сам Ошо не участвовал в преступной деятельности[35], его репутации (особенно на Западе) был нанесён значительный урон[36].

23 октября 1985 года федеральный суд присяжных на закрытом заседании рассмотрел обвинительное заключение против Ошо в связи с нарушениями иммиграционного законодательства[37].

29 октября 1985 года после того, как личный самолёт Ошо приземлился на дозаправку в городе Шарлотт (штат Северная Каролина) он был задержан без ордера на арест (на этот момент обвинение не было официально предъявлено); мотивом задержания была названа самовольная попытка Ошо покинуть США. (По словам Раджиша он собирался вместе со своими 8 приближёнными лететь отдыхать на Бермудские острова)[38] По этой же причине Ошо отказали в праве выхода под залог. Его поместили в следственный изолятор, предварительно зарегистрировав в тюрьме штата Оклахома под именем «Дэвид Вашингтон».[20] По совету своих адвокатов, договорившихся с обвиняющей стороной, Ошо подписал Alford plea — документ, согласно которому обвиняемый не признаёт себя виновным, однако соглашается с тем, что существуют доказательства, достаточные для его осуждения. В результате уже 14 ноября Ошо был условно осуждён на 10 лет заключения и штраф в размере 400 тысяч долларов за нарушение иммиграционного законодательства и соответствующих уголовных норм, и депортирован из США без права вовзращения в течение 5 лет[39][35][40]. Раджниш распустил свой ашрам в Орегоне[20], сжёг 5 тысяч экземпляров своих брошюр и публично заявил, что не является богом[41][39].

29 июля 1986 года Ошо прибыл в Бомбей где прожил около полугода у одного из своих индийских друзей.[20] Именно здесь Раджниш произнёс две речи среди немногих оставшихся последователей в которых провозгласил появление т. н. Декларации «Прав нового человека», которая, якобы, должна прийти на смену Всеобщей декларации прав человека. В ней он предлагает для всеобщего благоденствия, ввиду ограниченности природных ресурсов, любыми доступными способами ограничивать рождаемость, используя противозачаточные средства, аборты, умерщвление детей с врождёнными физическими недостатками. А также предлагает пропагандировать эвтаназию и официально признать права гомосексуалистов.[42]

В ноябре 1987 года Ошо заявил, что в тюрьмах США он в течение 12 дней подвергался радиационному облучению от матраца, на котором спал, и был отравлен таллием[43].

Пуна (1987—1990)

4 января 1987 года Ошо вернулся в Пуну в дом, где прожил большую часть жизни[44]. Сразу же после того, как стало известно о возвращении Ошо, начальник полиции города в приказном порядке потребовал от него немедленно покинуть Пуну на том основании, что Раджниш «противоречивая личность» и «может нарушить порядок в городе». Однако Верховный суд города Бомбея отменил этот приказ в тот же день[45].

В Пуне Ошо ежедневно проводит вечера дискурсов, кроме случаев, когда они прерываются из-за плохого состояния здоровья[46][47]. Публикации и терапии возобновились, а ашрам был расширен[46][47]. Теперь он стал называться «Мультиверситет», где терапия должна была работать в качестве моста для медитации[47]. Ошо разработал новые медитационно-терапевтические методы, такие как «Мистическая роза», и начал вести медитации в своих дискурсах после перерыва, длившегося более десяти лет[46][47]. Поток посетителей снова усилился[46]. Но теперь, пройдя через опыт совместной деятельности в штате Орегон, большинство саньясинов больше не стремилось к совместной жизни с другими саньясинами, а стало предпочитать самостоятельный образ жизни в обществе[48]. Красная/оранжевая одежда и мала были в основном упразднены, являясь необязательными с 1985 года[47]. Ношение красных одежд исключительно в ашраме было восстановлено летом 1989 года, наряду с белыми одеждами, которые предназначались для вечерней медитации и чёрными одеждами для лидеров групп[47].

К концу 1987 года через ворота «Osho Commune International» в индийском городе Пуна ежедневно проходят тысячи саньясинов и посетителей. Ошо проводит ежедневные даршаны, но его здоровье неуклонно ухудшается. В беседах Ошо часто повторяет, что не может оставаться со своими людьми ещё долгое время, и советует слушателям уделять основное внимание медитации.

В ноябре 1987 года Ошо выразил уверенность, что ухудшение его самочувствия (тошнота, усталость, боли в конечностях и недостаточная сопротивляемость инфекции) было вызвано его отравлением властями США, когда он находился в тюрьме[49]. Его врач и бывший адвокат Филипп Дж. Тоелкес (Свами Прем Нирен) предположил, что радиоактивный таллий был в матраце Ошо, так как симптомы были сосредоточены на правом боку[49], но не представил никаких доказательств[50]. Федеральный прокурор Чарльз Х. Хантер описал это как «полная фикция», в то время как другие предположили подверженность ВИЧ или хронический диабет и стресс[51][52].

С начала 1988 года дискурсы Ошо фокусируются исключительно на Дзэн[46]. Его ежедневные лекции теперь проходят вечером, а не утром, как было ранее[53].

В конце декабря Ошо заявил, что больше не желает называться «Бхагван Шри Раджниш», и в феврале 1989 года он берёт имя «Ошо Раджниш», которое было сокращено до «Ошо» в сентябре[46][54]. Он также потребовал, чтобы для всех торговых марок, ранее имевших бренд «RAJNEESH», был произведён ребрендинг на международном уровне в «OSHO»[55]. Его здоровье продолжало ослабевать. Он выступил со своей последней публичной речью в апреле 1989 года, а после этого он просто сидел в молчании со своими последователями[49]. Незадолго до своей смерти Ошо предположил, что один или несколько людей на вечерних встречах (обозначаемых теперь как Братство Белых Одежд) подвергали его той или иной форме злой магии[46][56]. Была предпринята попытка поиска преступников, но никого найти не удалось[46][56].

6 октября 1989 года Ошо выбирает «внутренний круг» — эта группа состоит из двадцати одного ближайшего ученика, на которых возложена ответственность административного управления и решения основных практических вопросов жизни коммуны. В июне-июле основан саньясинский университет. Он состоит из ряда факультетов, охватывающих различные семинары и групповые программы.

17 января 1990 года состояние здоровья Ошо значительно ухудшилось. Ошо появился на вечернем собрании только для того, чтобы поприветствовать собравшихся. Когда он вошёл в зал, было заметно, что передвигаться ему чрезвычайно тяжело[57].

Ошо умер 19 января 1990 года в возрасте 58 лет[57]. Вскрытия произведено не было, потому причина смерти не установлена. Существует несколько неподтверждённых версий, по официальному заявлению врача Ошо смерть произошла от сердечной недостаточности[58]. Перед смертью Ошо отказался от предложений врачей провести срочное медицинское вмешательство, сказав им, что «Вселенная сама отмеряет свой срок». Тело Ошо перенесли в зал, где прошло массовое собрание, а затем кремация[57]. Через два дня пепел, оставшийся от тела Ошо, перенесли в зал Чжуан-цзы — в ту самую комнату, которая должна была стать его новой спальней. Часть пепла перенесена также в Непал, в ашрам Ошо-Тапобан. Над пеплом поместили табличку со словами, которые за несколько месяцев до того надиктовал сам Ошо: «ОШО. Никогда не рождался, никогда не умирал, только гостил на этой планете Земля с 11 декабря 1931 по 19 января 1990 года».

Учение Ошо

Учение Ошо чрезвычайно эклектично. Оно представляет собой хаотичную мозаику, составленную из элементов христианства, суфизма, хасидизма, даосизма, дзэн, тантризма и других духовных течений. Сам он говорил об этом так: «У меня нет системы. Системы могут быть только мёртвыми. Я — бессистемный, анархический поток, я даже не личность, а просто некий процесс. Я не знаю, что я говорил вам вчера»[59]; «…цветок груб, аромат тонок… Вот что я пытаюсь сделать — свести воедино все цветы тантры, йоги, Дао, суфизма, дзэна, хасидизма, иудаизма, мусульманства, индуизма, буддизма, джайнизма…»[60]; «Истина — вне конкретных форм, установок, вербальных формулировок, практик, логики, а её постижение осуществляется хаотическим, а не систематическим методом»[61]; «Я — начало абсолютно нового религиозного сознания, — говорил О. — Пожалуйста, не связывайте меня с прошлым — его не стоит даже и вспоминать»[20];«Мое послание — не доктрина, не философия. Мое послание — это своего рода алхимия, наука трансформации, поэтому лишь тот, кто сумеет умереть таким, каков он есть и возродиться настолько обновлённым, что не может себе это сейчас даже представить… только те немногие смельчаки будут готовы услышать, ибо слышать — значит идти на риск»[20].

Несмотря на сотни надиктованных книг, Раджниш не создал систематической теологии. В период орегонской коммуны (1981—1985) вышла в свет книга под названием «Библия Раджниша», однако после разгона этой коммуны Раджниш заявил, что книга была опубликована без его ведома и согласия[62], и призвал своих последователей избавиться от «старых привязанностей», к которым он отнёс и религиозные верования. Исследователи полагают, что Раджниш использовал в своём учении все крупные мировые религии, но отдавал предпочтение индуистской концепции „просветления“ как основной цели для своих последователей[11].

Ошо также использовал широкий спектр западных представлений[63]. Его взгляды о единстве противоположностей напоминают Гераклита, в то время как его описание человека как механизма, приговорённого к неконтролируемым импульсивным действиям, происходящим от бессознательных невротических паттернов, имеет много общего с Фрейдом и Гурджиевым[64][65]. Его видение «нового человека», переступающего ограничения традиций, напоминает идеи Ницше в труде «По ту сторону добра и зла»[66]. Взгляды Ошо на освобождение сексуальности сопоставимы с идеями Лоуренса[67], а его динамические медитации в долгу перед Райхом[68].

Ошо утверждал, что психологическое подавление (вытеснение), часто защищаемое религиозными лидерами, заставляет подавленные чувства повторно появиться в другом облике, и что подавление сексуальности приводит к одержимости сексом в обществах[64]. Вместо этого подавления люди должны доверять самим себе и принимать самих себя безоговорочно[69][64]. Это должно быть не просто понято интеллектуально, поскольку ум может только усвоить это как ещё одну часть информации: вместо усвоения умом необходима медитация[64].

Ошо призывает делать то, что исходит из чувства, течёт из сердца[7]: «Никогда не следуйте разуму…не руководствуйтесь принципами, этикетом, нормами поведения»[70]. Он отрицал аскетику и самообуздание классической йоги Патанджали и заявлял, что «тяга к насилию, сексу, стяжательству, лицемерию — есть свойство сознания»[7]. Он побуждал последователей выплескивать свои желания наружу в любой форме[7]. Считается вероятным, что по этой причине ашрамы Раджниша становились объектом критики за антиобщественную деятельность: промискуитет, обвинения в правонарушении и т. д.[7][71].

Ошо вёл сибаритский образ жизни, оправдывая собственное стремление к роскоши следующим образом: «Я просто любящий комфорт и роскошь, ленивый человек»[20].

Ошо был сторонником вегетарианства. Он выступал против брачных отношений и деторождения, взамен пропагандируя «свободную любовь», а также терпимо относился к алкоголю и наркотикам[источник не указан 346 дней]. По мнению представителей академического сообщества, последнее обстоятельство стало одним из главных факторов, сделавших его учение притягательным для поколения контркультуры в западных странах[11].

Для Раджниша характерны скандальные высказывания: «Я должен вас убить, чтобы вы возродились. Пуна это не демократия, и я требую от каждого из вас полного подчинения моим приказам». Некоторые из его взглядов шокировали общественность, например, он называл Гитлера «святым человеком»[22]. Ошо говорил, что «Христианство — это болезнь»[20]. Себя он характеризовал следующим образом: «Я основатель единственной религии, другие религии — обман. Иисус, Мухаммед и Будда просто совращали людей…»[72]

Французский еженедельник «Ле Пуэн» (фр. Le Puen) следующим образом охарактеризовал деятельность Ошо:

Принцип Раджниша заключался в том, что он представлял себя равным Христу, Моисею, Будде, Магомету, которые изображались им как собратья, творившие добро, но заслуживающие, однако, суровой критики, ибо все они умалчивали о важнейшем аспекте жизни — о половом инстинкте[22].

Ошо-движение

В начале 1970-х годов Раджниш начал создавать движение под названием «Неосаньяса», и его последователи позднее стали известны как саньясины или неосаньясины. Исследования учёных показывают, что в течение 1970-х годов рост численности движения происходил преимущественно за счёт жителей Запада, несмотря на то, что центр движения тогда находился ещё в Индии[73]. В 1979 году из 200 членов коммуны в Пуне 80 % составляли иностранцы[74], по преимуществу — представители маргинальных социальных групп[75].

На пике развития движения в середине 1980-х общая численность жителей коммун Раджниша по всему миру составляла несколько тысяч (преимущественно в Европе и Северной Америке), а численность последователей Раджниша превышала 100 тыс. человек. После изгнания Раджниша из США и его возвращения в Индию коммуна в Пуне была обновлена, и с тех пор она является фактической штаб-квартирой международного Ошо-движения. Академические исследователи Ошо-движения указывают на трудность выявления его численности и характерных черт из-за отсутствия чёткой организационной структуры и идеологии[76][77][78][79].

В настоящее время международное Ошо-движение находится в стагнации[11].

Ошо-движение имеет тесную генетическую связь с движением Сахаджа-йога[80].

Последователи в России

С началом Перестройки многие книги Ошо были переведены и изданы на русском языке. В настоящее время существуют несколько небольших групп учеников Ошо в различных городах России и СНГ. Ученик Ошо, американец Свами Вит Мано принимает участие в Битве экстрасенсов-13 на ТНТ.

Критика

Организации последователей Раджниша были классифицированы как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ)[81][82][83]. Комиссией Национальной Ассамблеи Франции огранизация «Centre d’information OSHO» определена как секта[84].

После депортации Ошо из США в 1985 году и Греции в феврале 1986 года, 21 страна отказала гуру во въезде на свою территорию[9], либо объявили «персона нон грата».[20][85].

По мнению христианского проповедника Джона Анкерберга (John Ankerberg), отличительная особенность учения Ошо состоит в его полном отрицании моральных норм[86].

По неподтверждённым версиям некоторых критиков, в частности православного активиста антисектантского движения в России А. Л. Дворкина, Ошо предположительно умер от СПИДа[87] или передозировки наркотиков[88].

Российский востоковед и индолог, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Б. И. Клюев относит Ошо к «реактивным гуру» (англ. jet-guru)[89], «бизнес-гуру» и «кока-кола-гуру», говоря о несвойственной для традиционного гуру роскоши в которой жил Ошо и подобные ему. И отмечает следующее:

Традиционный индийский гуру был отшельником, доступ к которому имели только ближайшие ученики. Сегодняшние же бизнес-гуру с их агентами по рекламе, пресс-конференциями и даже с периодически раздражающими скандалами выступают в роли звёзд поп-религии.

Достигнув материального процветания, гуру строят в живописных уголках страны роскошные обители ашрамы, которые отличаются изысканной архитектурой, оборудованы по последнему слову техники (кондиционированные «пещеры» для медитации, телевизоры, цветомузыка) и нередко имеют свои собственные взлётно-посадочные площадки.

Подобно типичным нуворишам, процветающие «реактивные» гуру любят выставлять напоказ символы своего богатства. У Бхагавана Раджниша — это кремовые «роллс-ройсы», у Саи Бабы — алые «мерседесы», у Дхирендры Брахмачари — бело-голубой самолёт…[90]

В культуре

Существует фильм об Ошо и его коммуне, «Свобода — ваше естество». Режиссер Бернд Мютинг, перевод на русский Владимира Алейникова. Согласно распространенному мнению фильм был отснят съёмочной группой певца Валерия Леонтьева и смонтирован Сергеем Крыловым во время турне Леонтьева по Индии в 1988 году[91], однако в титрах они не значатся [92].

Избранные труды

По высказываниям Иисуса:

По Дао:

По Гаутаме Будде:

По дзену:

  • Книга ни о чем (по Синь-синь-мин Сосана)
  • Ни воды, ни луны
  • Возвращаясь к истокам
  • Трава растет сама
  • Нирвана: Последний кошмар
  • Поиск (по десяти быкам)
  • Эверест дзэн (по Хякудзё)
  • Истинный мастер дзэн (по Киосану)
  • Дзен: Путь парадокса

По баульским мистикам:

  • Возлюбленные

По суфизму:

  • Пока вы не умерли
  • Просто так
  • Unio Mystica тома I и II (о поэзии Санаи)

По хасидизму:

  • Искусство умирать

По упанишадам:

  • Я есть То — беседы по Иша-упанишаде
  • Высшая доктрина
  • Предельная алхимия том I и II
  • Веданта: Семь шагов к самади

По Гераклиду:

  • Скрытая гармония

По Кабиру:

  • Экстаз: Забытый язык
  • Божественная мелодия
  • Путь любви

По буддистcкой тантре:

  • Тантра: Высшее понимание
  • Виденье тантры

По Патанджали и йоге:

  • Йога: Альфа и Омега том I—X

(переиздана как Йога — сила духа)

По методам медитации:

  • Книга тайн, том I—V
  • Медитация: Искусство внутреннего экстаза
  • Оранжевая книга
  • Медитация. Первая и последняя свобода

Беседы на общие темы:

  • Я — врата
  • Путь белых облаков
  • Тихий взрыв
  • Корни и крылья

Интервью (даршаны):

  • Удар Молота по Скале
  • Нечего терять
  • Будьте реалистичны: план для чуда
  • Кипарис во дворе
  • Возлюбленные моего сердца
  • Танец — ваш путь к богу
  • Страсть к невозможному
  • Великое Ничто
  • Бог не для продажи
  • Тень кнута
  • Блаженны нищие духом
  • Находясь в любви

Примечания

  1. 1 2 Тимощук, 2002
  2. 1 2 3 Aveling, 1999, p. 58
  3. Fox, 2002, p. 6
  4. Fox, 2002, p. 3
  5. Unter einem helleren Himmel. «Die Tageszeitung» (13 June 2006)  (нем.)
  6. Соколов, 2002, с. 135
  7. ↑ Глава 5 Статус традиционной культуры в современном мире из книги Ведийская культура: сущность и метаморфозы: Моногр. / Владимир.:ВЮИ Минюста России, 2002. — 148 с. ISBN 5-93035-050-7 Автор — доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплинВЮИ ФСИН России
  8. «Новый век»: назад в будущее//копия
  9. ↑ Encyclopædia Britannica entry. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012. Проверено 2011-13-10.
  10. Urban, Hugh B. (2005), «Osho, From Sex Guru to Guru of the Rich: The Spiritual Logic of Late Capitalism», in Forsthoefel, Thomas A.; Cynthia Ann Humes, Gurus in America, SUNY Press, ISBN 978-0-7914-6573-8.
  11. ↑ Stagnation and the growth of the Rajneesh movement in Nepal: the new paradigm in a non-western context. Tribhuvan University, Nepal, 1999. A Thesis Submitted to the Graduate Faculty of The University of Georgia in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Master of arts. Athens, Georgia. 2006.
  12. A. A. Tkacheva, Counter-culture Slogans in the System of Right Wing Radicalism in India 1986. — p.31-40
  13. 1 2 3 4 Süss, 1994, p. 30
  14. Joshi, 1982, p. 15
  15. F, 22.09.1986, p. 77
  16. Грицанов, 2011, с. 9
  17. Carter, 1990, p. 44
  18. Meyers Lexikon online
  19. 1 2 Fox, 2002, p. 35
  20. ↑ Статья «Ошо»//Грицанов А. А. Эзотеризм. Энциклопедия./Сост. Грицанов А. А. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1040 с. — (Мир энциклопедий). — 5030 экз. — ISBN 985-6656-73-7; ISBN 985-428-548-0.
  21. Fritz-Reinhold Huth (1993), S. 259
  22. 1 2 3 4 Сенкевич А. За стенами ашрамов // Бессмертный лотос: Слово об Индии / Сост. А. Сенкевич. — М.: Мол. Гвардия, 1987. — 382 [2] с., ил.
  23. Статья в журналеThe New Yorker, 22 сентября 1986: Frances FitzGerald: A reporter at large — Rajneeshpuram (part 1)
  24. 1 2 А. Л. Дворкин Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2006. — 816 с. ISBN 5-88213-050-6 (С.419-420)
  25. Вандерхилл Э. Мистики XX века: Энциклопедия.: [пер. с англ.] / Э. Вандерхилл. — М.:Миф-Локид, 1997. — С.418-421
  26. Новые религиозные движения. М., 1997. — С. 245—246
  27. Frances FitzGerald, The New Yorker 22. Sept. 1986, S. 85  (англ.)
  28. Lewis F. Carter «Charisma and Control in Rajneeshpuram: A Community without Shared Values (American Sociological Association Rose Monographs)» (1990), S. 143, ISBN 978-0-521-38554-1
  29. 1 2 3 Lewis F. Carter «Charisma and Control in Rajneeshpuram: A Community without Shared Values (American Sociological Association Rose Monographs)» (1990), ISBN 978-0-521-38554-1, S. 203ff.
  30. Frances FitzGerald, The New Yorker 29. Sept. 1986, S. 116
  31. Frances FitzGerald, The New Yorker 29. Sept. 1986, S. 119
  32. Lewis F. Carter «Charisma and Control in Rajneeshpuram: A Community without Shared Values (American Sociological Association Rose Monographs)» (1990), S. 202, ISBN 978-0-521-38554-1
  33. Статья в журнале Ashé
  34. Lewis F. Carter (1990), S. 234—240
  35. 1 2 Lewis F. Carter, Charisma and Control in Rajneeshpuram (1990: 233—238) ISBN 0-521-38554-7
  36. PublishingTrends.com
  37. Frances FitzGerald, The New Yorker 29. Sept. 1986, S. 110
  38. Привалов К. Б. Секты: досье страха. — М.: Политиздат, 1987. — С. 44
  39. 1 2 А. Л. Дворкин Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2006. — 816 с. ISBN 5-88213-050-6 (С.427-428)
  40. Leadership, Director, Office of Policy and Planning, Joseph R. Greene, U.S. Immigration and Customs Enforcement, ICE (September 25, 2006). Проверено 22 ноября 2007.
  41. Вандерхилл Э. Мистики XX века: Энциклопедия.: [пер. с англ.] / Э. Вандерхилл. — М.:Миф-Локид, 1997. — С.423
  42. А. Л. Дворкин Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород.:Христианская библиотека, 2006. — 816 с. ISBN 5-88213-050-6 (С.429)
  43. Judith M. Fox: Osho Rajneesh, (2002: 35-36) ISBN 1-56085-156-2
  44. Грицанов, 2011, с. 73
  45. Грицанов, 2002
  46. 1 2 3 4 5 6 7 8 Fox, 2002, p. 34
  47. 1 2 3 4 5 6 Aveling , 1994, pp. 197-198
  48. Fox, 2002, p. 34-35
  49. 1 2 3 Fox, 2002, pp. 35-36
  50. Palmer&Sh, 1993, p. 148
  51. Fox, 2002, pp. 35–36
  52. Rajneesh Conspiracy, Associated Press Writer, Portland (APwa 12/15 1455)
  53. Aveling, 1994, p. 198
  54. Süss, 1996, p. 30
  55. OSHO: Background Information. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  56. 1 2 Shunyo, 1993, pp. 252–253
  57. 1 2 3 Fox, 2002, p. 37
  58. «Rajneesh Mourned in India»// The Sumter Daily Item/Associated Press,20 January 1990
  59. Глава 5 Статус традиционной культуры в современном мире из книги Ведийская культура: сущность и метаморфозы: Моногр. / Владимир.:ВЮИ Минюста России, 2002. — 148 с. ISBN 5-93035-050-7
  60. Глава 5 Статус традиционной культуры в современном мире из книги Ведийская культура: сущность и метаморфозы: Моногр. / Владимир.:ВЮИ Минюста России, 2002. — 148 с. ISBN 5-93035-050-7
  61. Глава 5 Статус традиционной культуры в современном мире из книги Ведийская культура: сущность и метаморфозы: Моногр. / Владимир.:ВЮИ Минюста России, 2002. — 148 с. ISBN 5-93035-050-7
  62. Carter, Lewis F. «The „New Renunciates“ of the Bhagwan Shree Rajneesh: Observation of Problems of Interpreting New Religious Movements.» // Journal for the Scientific Study of Religion Vol. 26 (2) 1987. — P. 148—172.
  63. Mullan, Bob (1983), p. 33, Life as Laughter: Following Bhagwan Shree Rajneesh, London, Boston, Melbourne and Henley: Routledge & Kegan Paul Books Ltd, ISBN 0-7102-0043-9
  64. 1 2 3 4 Fox, Judith M. (2002) Osho Rajneesh – Studies in Contemporary Religion Series, No. 4, Salt Lake City: Signature Books, ISBN 1-56085-156-2
  65. Urban, Hugh B. (1996), "Zorba The Buddha: Capitalism, Charisma and the Cult of Bhagwan Shree Rajneesh", Religion 26 (2): P. 169
  66. Carter, Lewis F. (1987), "The "New Renunciates" of Bhagwan Shree Rajneesh: Observations and Identification of Problems of Interpreting New Religious Movements", Journal for the Scientific Study of Religion 26 (2): Pages 148–172, reprinted in Aveling 1999, p. 209
  67. Carter, Lewis F. (1990), p. 50. Charisma and Control in Rajneeshpuram: A Community without Shared Values, Cambridge: Cambridge University Press, ISBN 0-521-38554-7
  68. Clarke, Peter B. (2006), p. 433. Encyclopedia of New Religious Movements, Routledge, ISBN 978-0-415-45383-7
  69. Wallis, Roy (1986), "Religion as Fun? The Rajneesh Movement", Sociological Theory, Religion and Collective Action (Queen's University, Belfast): Pages 191–224, reprinted in Aveling 1999, pp. 130–133
  70. Ошо. Дао: путь без пути. Т.1. 2000. ISBN 5-7135-049-58
  71. Баркер А. Новые религиозные движения. М., 1997. — С. 40
  72. Глава 12. Восточные религии. // Царство культов. — СПб.: Логос, 1992. — 351 с. (С. 288)
  73. Mann, Ted. 1993. «The Crazies-Who Follows Rajneesh and Why.» In The Rajneesh Papers edited by Susan J. Palmer and Arvind Sharma. New Delhi: Motilal Banarasidas Publishers.
  74. Sharma, Arvind. 1985. «The Rajneesh Movement.» Pp. 115—128. In Religious Movements: Genesis, Exodus, and Numbers, edited by Rodney Stark. New York: Paragon House Publishers.
  75. Urban, Huge B. 1986. «Zorba The Buddha: Capitalism, Charisma and the Cult of Bhagawan Shree Rajneesh.» Religion (1996): 161—182
  76. Goldman, Marion S. 2005. «When Leaders Dissolve: Considering Controversy and Stagnation in the Osho Rajneesh Movement.» In Controversial New Religions, edited by James R. Lewis and Jesper Aagaard Petersen. New York: Oxford University Press.
  77. Palmer, Susan J. 1993. «Rajneesh Women: Lovers and Leaders in a Utopian Commune.» In The Rajneesh Papers, edited by Susan J. Palmer and Arvind Sharma. New Delhi: Motilal Banarasidas Publishers.
  78. Urban, Huge B. 2000. «The Cult of Ecstasy: Tantrism, the New Age, and the Spiritual Logic of Late Capitalism.» History of Religions Vol. 39(3): 268—304
  79. Palmer, Susan J. 1988. «Charisma and Abdication: A Study of the Leadership of Bhagwan Shree Rajneesh.» Sociological Analysis Vol. 49 (2): 119—135.
  80. Overview Of World Religions.
  81. Galanter, Marc (ed.) (1989), Cults and New Religious Movements: A Report of the American Psychiatric Association, American Psychiatric Publishers, pp. 95–96, 102, ISBN 0890422125 
  82. Религиозная экспансия против России. Аналитический вестник Аналитического управления Государственной Думы РФ. Выпуск 4. — М.: Государственная Дума РФ, 1998. — 36 с. — (Серия «Оборона и безопасность-16»
  83. Наиболее известные преступления деструктивных сект против общества, личности и самоубийства адептов // Сайт РАЦИРС Antisekta.ru
  84. Отчет № 2468 комиссии Национальной Ассамблеи Франции по расследованию сект (допущен к распространению 10 января 1996 г.
  85. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород.:Христианская библиотека, 2006. — 816 с. ISBN 5-88213-050-6 (С.428)
  86. Encyclopedia of new age beliefs. — Oregon:Harvest House Publishers Eugene, 1996. — p. 246. ISBN 1-5650-7106-3, ISBN 1-84227-033-8
  87. Дворкин, 2006, с. 431
  88. Опиум для народа//журнал Крестьянка, № 11 Ноябрь, 2008 (недоступная ссылка)
  89. Глава III. Тибетский буддизм датчанина Оле Нидала//Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. — Ч. 2 /РАН. Ин-т философии. — М.: ИФ РАН, 2002. — 248 с. — ISBN 5-201-02094-1. (С.231)
  90. Клюев Б. И. Кундалини-йога (от психотерапии к политическим спекуляциям) // Индуизм: традиции и современность. М., 1985. — С.216-217
  91. Ошо (Шри Бхагаван Раджниш). Оцифрованные видеокассеты.
  92. «Свобода — ваше естество».

Литература

  • Балагушкин Е. Г. Глава III. Тибетский буддизм датчанина Оле Нидала // Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. — Ч. 2. — М.: Ин-т философии РАН, 2002. — 248 с. — ISBN 5-201-02094-1
  • Новые религиозные движения. — М., 1997.
  • Вандерхилл Э. Мистики XX века: Энциклопедия [пер. с англ.]. — М.: Миф-Локид, 1997.
  • Грицанов А. А. Раджниш Ошо. — Мн.: Книжный Дом, 2011. — 384 с. — (Тайны Посвящённых). — ISBN 978-985-17-0253-0
  • Ошо // Эзотеризм. Энциклопедия / Сост. Грицанов А. А. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1040 с. — (Мир энциклопедий). — 5030 экз. — ISBN 985-6656-73-7 ISBN 985-428-548-0
  • Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2006. — 816 с. — ISBN 5-88213-050-6
  • Клюев Б. И. Кундалини-йога (от психотерапии к политическим спекуляциям) // Индуизм: традиции и современность. — М., 1985.
  • Мартин У. Глава 12. Восточные религии // Царство культов. — СПб.: Логос, 1992. — 351 с.
  • Ошо. Дао: путь без пути. — 2000. — Т. 1. — ISBN 5-7135-049-58
  • Привалов К. Б. Секты: досье страха. — М.: Политиздат, 1987.
  • За стенами ашрамов // Бессмертный лотос: Слово об Индии / Сост. А. Сенкевич. — М.: Мол. Гвардия, 1987. — 382 с.
  • Соколов Н. В. Ошо: по ту сторону морали // Восточная коллекция. — 2002. — № 1 (8). — С. 133—136.
  • Тимощук А. С. Глава 5. Статус традиционной культуры в современном мире // Ведийская культура: сущность и метаморфозы: Моногр. — Владимир: ВЮИ Минюста России, 2002. — 148 с. — ISBN 5-93035-050-7
  • Ankerberg, John; Weldon, John. Encyclopedia of new age beliefs. — Oregon: Harvest House Publishers Eugene, 1996. — ISBN 1-5650-7106-3, ISBN 1-84227-033-8
  • Associated Press. Guru's arrest not imminent // Spokane Chronicle. — 2.10.1985.
  • Aveling H. Osho Rajaneesh and his disciples: some western perceptions. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1999. — 441 с. — ISBN 9788120815988
  • Bharti. Death Comes Dancing // Osho Rajneesh. Studies in Contemporary Religion / Judith M. Fox. — Salt Lake City: Signature Books, 2002. — ISBN 1-56085-156-2
  • Basnet, Chudamani. Stagnation and the growth of the Rajneesh movement in Nepal: the new paradigm in a non-western context. — Nepal: Tribhuvan University, 1999.
  • Carter, Lewis F. Charisma and Control in Rajneeshpuram. Cambridge University Press, Cambridge. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — ISBN 9780521385541, ISBN 0-521-38554-7
  • Carter, Lewis F. The „New Renunciates“ of Bhagwan Shree Rajneesh: Observations and Identification of Problems of Interpreting New Religious Movements // Journal for the Scientific Study of Religion. — 1987. — № 26 (2). — P. 148—172. — 10.2307/1385791
  • Clarke, Peter B. Encyclopedia of New Religious Movements. — Routledge, 2006. — ISBN 978-0-415-45383-7
  • Davisson, Sven. The Rise & Fall of Rajneeshpuram // Ashé. — 2003. — № 2.
  • Elten, Jörg Andrees. Ganz entspannt im Hier und Jetzt. — Köln, 2000.
  • Evald, Pierre. India's greatest bookman // LOGOS - The Journal of the World Book Community. — 12.2001. — № 1. — P. 49-51.
  • FitzGerald, Frances. A reporter at large — Rajneeshpuram // The New Yorker. — 22.09.1986.
  • FitzGerald, Frances. A reporter at large — Rajneeshpuram // The New Yorker. — 29.09.1986.
  • Forsthoefel, Thomas A. Gurus in America / Humes, Cynthia Ann (eds.). — Albany, NY: State University of New York Press, 2005. — ISBN 0-7914-6574-8
  • Fox, Judith M. Osho Rajneesh. Studies in Contemporary Religion. — Salt Lake City: Signature Books, 2002. — ISBN 1-56085-156-2
  • Galanter, Marc (ed.) Cults and New Religious Movements: A Report of the American Psychiatric Association,. — American Psychiatric Publishers, 1989. — ISBN 0890422125
  • Goldman, Marion S. «When Leaders Dissolve: Considering Controversy and Stagnation in the Osho Rajneesh Movement». In Controversial New Religions / edited by James R. Lewis and Jesper Aagaard Petersen. — New York: Oxford University Press, 2005.
  • Gordon, James S. The Golden Guru, Lexington. — MA: The Stephen Greene Press, 1987. — ISBN 0-8289-0630-0
  • Huth, Fritz-Reinhold. Das Selbstverständnis des Bhagwan Shree Rajneesh in seinen Reden über Jesus, Frankfurt am Main: Verlag Peter Lang GmbH // Frankfurt am Main: Verlag Peter Lang GmbH. — Studia Irenica, 1993. — Vol. 36. — ISBN 3-631-45987-4
  • Joo, Ryan Bongseok. Countercurrents from the West: “Blue-Eyed” Zen Masters, Vipassanā Meditation, and Buddhist Psychotherapy in Contemporary Korea // Journal of the American Academy of Religion. — 2011. — № 79(3). — P. 614-638.
  • Joshi, Vasant. The Awakened One: The Life and Work of Bhagwan Shree Rajneesh. — Harper & Row, 1982. — ISBN 0-06-064205-X
  • Lewis, James R.; Petersen, Jesper Aagaard (eds.) Controversial New Religions. — New York: Oxford University Press, 2005. — ISBN 019515682X
  • Mann, Ted. The Crazies-Who Follows Rajneesh and Why // In The Rajneesh Papers / edited by Susan J. Palmer and Arvind Sharma. — New Delhi: Motilal Banarasidas Publishers, 1993.
  • Maslin, Janet. Ashram (1981) Life at an Ashram, Search for Inner Peace. Film-Review // New York Times. — 13.11.1981.
  • McPhate, Mike. Mystic's burial site at commune is reincarnated as posh resort // San Francisco Chronicle. — 29.08.2004. — P. E-3. — 10.2307/1385791
  • Mullan, Bob. Life as Laughter: Following Bhagwan Shree Rajneesh, London, Boston, Melbourne and Henley. — Routledge & Kegan Paul Books Ltd, 1983. — ISBN 0-7102-0043-9
  • Palmer, Susan J. Charisma and Abdication: A Study of the Leadership of Bhagwan Shree Rajneesh // Sociological Analysis. — 1988. — Vol. 49 (2). — P. 119—135.
  • Palmer, Susan J. Rajneesh Women: Lovers and Leaders in a Utopian Commune // In The Rajneesh Papers / edited by Susan J. Palmer and Arvind Sharma. — New Delhi: Motilal Banarasidas Publishers, 1993.
  • Palmer, Susan J.; Sharma, Arvind (eds.) The Rajneesh Papers: Studies in a New Religious Movement. — Delhi: Motilal Banarsidass, 1993. — ISBN 81-208-1080-5
  • Ray, Shantanu Guha. Business of the goods // Tehelka Magazine. — 30.06.2007.
  • Sally Carpenter Hale, Associated Press. Rajneesh renouncing his cult's religion // The Ledger. — 1.10.1985.
  • Seiwert, Hubert. Freedom and Control in the Unified Germany: Governmental Approaches to Alternative Religions Since 1989 // Sociology of Religion. — 2003. — № 64 (3). — P. 367–375.
  • Sharma, Arvind. The Rajneesh Movement // In Religious Movements: Genesis, Exodus, and Numbers / edited by Rodney Stark. — New York: Paragon House Publishers, 1985.
  • Süss, Joachim. Zur Erleuchtung unterwegs. Neo-Sannyasin in Deutschland und ihre Religion. Reimer. — Berlin: Marburger Studien zur Afrika- und Asienkunde 2, 1994. — ISBN 3-496-02531-X
  • Tkacheva A. A. Counter-culture Slogans in the System of Right Wing Radicalism in India. — 1986.
  • Urban, Hugh B. «Osho, From Sex Guru to Guru of the Rich: The Spiritual Logic of Late Capitalism // Forsthoefel; Cynthia Ann Humes, Gurus in America / Thomas A. — SUNY Press, 2005. — ISBN 9780791465738
  • Urban, Huge B. The Cult of Ecstasy: Tantrism, the New Age, and the Spiritual Logic of Late Capitalism // History of Religions. — 2000. — Vol. 39(3). — P. 268—304.
  • Urban, Hugh B. Zorba The Buddha: Capitalism, Charisma and the Cult of Bhagwan Shree Rajneesh // Religion. — 1996. — Vol. 26 (2). — P. 161—182.
  • Wallis, Roy. Religion as Fun? The Rajneesh Movement // Sociological Theory, Religion and Collective Action. — Belfast: Queen’s University, 1986. — P. 191—224.

Ссылки

  • Ошо «Автобиография духовно неправильного мистика» Пер. с англ. К. Семенов копия книги
  • Последователи Ошо в Москве — частный сайт Каюм А Свами
  • Русский Ошо портал — информация про Ошо на русском языке
  • The Rise and Fall of Rajneeshpuram
  • Притчи в изложении Ошо на Притчи.ру
  • Об учениках и групп-лидерах Ошо
  • Музыка и описания для медитаций Ошо
Критика
  • Глава 11 Остальные псевдоиндуистские секты: Культ Шри Чинмоя; «Брахма Кумарис»; культ Сатьи Саи Бабы; культ Ошо Раджниша; «Сахаджа йога»; «Ананда марга»; псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», А. Лапин и другие; прочие. из книги А. Л. Дворкина Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород.:Христианская библиотека, 2006. — 816 с. ISBN 5-88213-050-6 (С.414 — 432), посвящённая в частности культу Ошо Раджниша;
  • Культ Раджниша (Ошо) в справочнике Новосибирского центра по вопросам сектантства во имя св. Александра Невского.
  • Материалы об Ошо Раджнише на сайте Рика Росса  (англ.)
  • Правда про ОШО Шели Шрайман. «Убить дракона».
  • Статья «Ошо» // Грицанов А. А. Эзотеризм. Энциклопедия./Сост. Грицанов А. А. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1040 с. — (Мир энциклопедий). — 5030 экз. — ISBN 985-6656-73-7; ISBN 985-428-548-0.

Раджниш, Чандра Мохан.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06