27-09-2023
Сенненское дело — первое в Российской империи судебное дело с обвинением евреев в ритуальных убийствах. Стало прообразом для ряда аналогичных дел впоследствии.
Характерно в этом отношении то, что в основание Сенненского дела легли не какие-либо улики против отдельных лиц, а исключительно мнение, что евреям нужна кровь, и то, что в роли обвинителя выступил еврей-выкрест.
В 1799 году, незадолго до еврейской Пасхи, в Сенненском уезде (ныне Белоруссия), вблизи одной еврейской корчмы, в стороне от дороги, был найден труп женщины. Один свидетель заявил, что за два дня он был на том месте и не видел трупа, из чего можно было заключить, что женщина была умерщвлена в другом месте и лишь потом брошена сюда; другой же свидетель показал, что незадолго до того он видел женщину в корчме.
Этого было достаточно, чтобы следственная власть, «имея основанием народный слух, что евреям нужна христианская кровь», обвинила в убийстве четырёх евреев, находившихся в корчме. Это дело должно было быть рассмотрено в магистрате, но, ввиду того что в белорусских магистратах заседали наряду с христианами и евреи, белорусский губернатор передал дело в уголовный департамент главного белорусского суда. Здесь следственный материал был рассмотрен и пополнен, причем уголовный департамент поручил секретарю Стукову «секретным образом изведать и дойтить: нет ли по народному слуху, засвидетельствованному под присягою многими людьми, в законах еврейских положения, что евреям христианская кровь нужна?». Стуков при содействии крещеного еврея Станислава Костинского раздобыл «две еврейские книги под названием Сульхан-Орух» и ещё одну польскую. Костинский перевел некоторые места из Шулхан аруха, исказив их, и Стуков препроводил книги в уголовный департамент при соответствующем докладе.
Тем не менее процесс окончился благополучно для подсудимых, — в известной записке Скрипицына в списке «ритуальных убийств», в которых обвинялись евреи, указано (№ 114) Сенненское дело с отметкой: «по следствию ничего не открылось».
По итогам расследования дело против евреев должно было быть закрыто. Однако в 1799 году в Белоруссию приехал поэт и сенатор Гавриил Державин для расследования жалоб шкловских евреев на графа Семёна Зорича, владельца Шклова.
Стуков ознакомил Державина с процессом, и Державин решил воспользоваться им, чтобы выгородить Зорича и повредить евреям. 16 июня 1799 года он послал императору Павлу I записку Стукова и заявил при этом, что содержание записки «обвиняет всех евреев в злобном пролитии по их талмудам христианской крови». При этом он отметил, что поскольку по его мнению «по открытой вражде» один народ не может быть свидетелем против другого, то он отказывается принимать свидетельские показания евреев против Зорича, «доколь еврейский народ не оправдится пред Вашим Императорским Величеством в помянутом ясно показываемом на них общем противу христиан злодействе».
Император отверг предложение Державина и приказал ему исполнить поручение, оставив в стороне сенненский процесс, который должен идти обычным судебным путем. Возможно, что на Павла I повлияла записка, представленная ему шавельским врачом Авраамом Бернгардом.
Тем не менее в своем проекте преобразования быта евреев, созданном в 1800 году, Державин внес следующие строки: «В сих кагалах исполняются, или по крайности теперь только защищаемы бывают те христианские кровопролития, в коих иудеи по разным временам и царствам подозревались, и поныне по архивам замечаются, что видеть можно из приложения под литерой Д; хотя я, с моей стороны, о сих кровопролитиях думаю, что если они и бывали где-либо в древности, то не иначе как токмо по исступлении некоторых из фанатиков, но счел, однако, за нужное не выпустить их из вида». Приложением под литерой Д. оказалась записка Стукова, дополненная сведением о другом подобном обвинении, возникшем в 1799 году (у Скрипицына оно отмечено под № 113); кроме того, Державин приложил искаженный перевод (принадлежащий, вероятно, перу того же ренегата Костинского) некоторых мест из книги «Шевед Егуда» (Шебет Иегуда), и все это было впоследствии помещено в академическом издании сочинений Державина (т. VII, 2-е изд., с примечаниями Я. Грота) и там об искажениях информации не было.
Кровавый навет в Российской империи | |
---|---|
Судебные дела | Сенненское дело • Гродненское дело • Велижское дело • Мултанское дело • Саратовское дело • Кутаисское дело • Дело Блондеса • Дело Бейлиса • Фастовское дело |
Почитаемые мощи | Евстратий Печерский • Гавриил Белостокский |
Прочие публичные обвинения |
Записка о ритуальных убийствах • Книга монаха Неофита • Кишинёвский погром • Расстрел царской семьи |
Персоналии | Ипполит Лютостанский • Гавриил Державин • Николай Хованский • Павел Крушеван • Георгий Чаплинский • Оскар Виппер • Алексей Шмаков • Георгий Замысловский • Иван Сикорский • Иустин Пранайтис |
Сенненское дело.