Под мировым, международным или стандартным оперным репертуаром понимается совокупность опер, которые часто ставятся на известных оперных сценах мира. Этим он отличается как от национальных оперных репертуаров, от опер, которые чаще ставятся в одной языковой области, так и от опер, которые ставились редко либо не ставились вообще.
Стандартный оперный репертуар не имеет, однако, чёткого определения, а специалисты могут расходиться в мнениях, входит ли в него данная опера или нет. Главным образом, оперный репертуар развивается следующим образом: появляются новые успешные произведения, а более старые уходят в забвение либо, наоборот, открываются заново и снова ставятся на сцене[1].
Приведённый ниже список важнейших мировых опер включает в себя оперные произведения, которые находятся в большинстве перечней, указанных в разделе «Материалы для списка». Поскольку статья опирается исключительно на англоязычные списки, а в них иногда находятся некоторые оперы, специфические именно для англоязычной области, в данный список не были включены оперы на английском языке, которые, согласно базе данных Operabase.com[2], с 2006 по середину 2008 года ни разу не ставились в англоязычных странах. Cписок включает оперы всех основных жанров и охватывает постановки, чаще всего шедшие на мировых сценах с начала XXI века.
Список составлен в хронологическом порядке от ранних опер XVII века авторства Монтеверди, Кавалли и Пёрселла до произведений конца XX века, авторами которых являются Мессиан, Берио и Бриттен. Оперы перечислены в соответствии с датой премьеры, за исключением случаев, когда они были поставлены спустя долгое время после смерти композитора, — в этих случаях они включены по хронологии в соответствии с примерной датой написания музыки на либретто.
Метод составления списка стал причиной того, что в нём не хватает некоторых популярных или интересных с исторической точки зрения произведений, например, самых старых произведений Якопо Пери, «Ксеркса» Генделя или «Немая из Портичи» Обера, не говоря уже о ряде ключевых опер российского репертуара. Также здесь не представлено ни одного произведения авторства некоторых известных оперных композиторов, например, помимо уже упомянутого Пери, Алессандро Скарлатти. Однако, очень непросто определить универсальный критерий отбора, который бы учёл в равной мере популярность на мировых сценах, в российском репертуаре, а также историческую важность опер и их композиторов.
Оперы приведены под наиболее часто используемыми в России названиями.
1600—1699
Д. Фетти. Клаудио Монтеверди, держащий в руке маску трагедии (1640)
Джон Клостерман. Генри Пёрселл
Название оперы |
Язык либретто и оригинальное название |
Автор |
Год |
Описание |
Орфей |
итал. L’Orfeo |
Клаудио Монтеверди |
1607 |
Опера Орфей считается первым шедевром оперной музыки. |
Возвращение Улисса на родину |
итал. Il ritorno d'Ulisse in patria |
Клаудио Монтеверди |
1640 |
Опера на сюжет гомеровской «Одиссеи» — первая из написанных Монтеверди в Венеции[3]. |
Коронация Поппеи |
итал. L’incoronazione di Poppea |
Клаудио Монтеверди |
1642 |
Последняя опера Монтеверди, часто исполняемая в настоящее время. Отсутствие нравоучительного тона, используемого во многих современных операх, объясняется её венецианским контекстом[3]. |
Орминдо |
итал. L’Ormindo |
Франческо Кавалли |
1644 |
Одна из первых опер Кавалли, незаслуженно забытая вплоть до XX века. В данное время считается одним из лучших произведений композитора[3]. |
Язон |
итал. Il Giasone |
Франческо Кавалли |
1649 |
В опере «Язон» впервые были разделены арии и речитативы исполнителей. Опера пользовалась огромным успехом в XVII веке[3][4]. |
Каллисто |
итал. La Calisto |
Франческо Кавалли |
1651 |
Девятая из одиннадцати опер композитора, написанная совместо с Фаустини. Характерна своей сатирической интерпретацией богов античной мифологии |
Дидона и Эней |
англ. Dido and Aeneas |
Генри Пёрселл |
1683 |
Одна из первых английский опер, единственная музыкальная драма Пёрселла, написанная без разговорных диалогов. В основе сюжета — «Энеида» Вергилия. Незаслуженно забытая, опера пережила второе рождение в XX в., став одним из самых популярных барочных произведений. |
Король Артур |
англ. King Arthur |
Генри Пёрселл |
1691 |
Семи-опера (полуопера) в пяти актах (либретто Драйдена). В основе сюжета — британские хроники, а не знаменитый эпос, хотя в числе персонажей есть Мерлин. Наряду с германскими богами (Вотан, Тор, Фрейя) упоминаются римские боги (Амур, Венера) и духи (нимфы, сирены) . |
Королева фей |
англ. The Fairy-Queen |
Генри Пёрселл |
1692 |
Вольная интерпретация комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Считается лучшим драматическим произведением Пёрселла. |
1700—1749
Б. Деннер.
Портрет Г. Ф. Генделя (1733)
Джованни Баттиста Перголези
Название оперы |
Оригинальное название |
Автор |
Год |
Описание |
Агриппина |
итал. Agrippina |
Георг Гендель |
1710 |
Последняя опера Генделя из числа написанных им в Италии, закрепившая за ним «славу композитора итальянской оперы»[5]. Один из зрителей писал после премьеры оперы: «Они были как громом поражены грандиозностью и величием его стиля; никогда не знали они до того всей власти гармонии»[6]. |
Ринальдо |
итал. Rinaldo |
Георг Гендель |
1711 |
Первая опера Генделя на лондонской сцене стала первой итальянской оперой, поставленной в Англии[5]. |
Юлий Цезарь |
итал. Giulio Cesare |
Георг Гендель |
1724 |
Отличительной чертой оперы является её богатая оркестровка[5]. |
Тамерлан |
итал. Tamerlano |
Георг Гендель |
1724 |
Талантливая работа Генделя, написанная с большой драматической силой[5]. |
Роделинда |
итал. Rodelinda, regina de' Longobardi |
Георг Гендель |
1724 |
Оперу часто признают, как самую мелодичную из всех опер композитора[5]. |
Опера нищих |
англ. The Beggar's Opera |
Джон Пепуш |
1728 |
Пародия на итальянскую «опера-сериа», на либретто Джона Гэя[7]. |
Ацис и Галатея |
англ. Acis and Galatea |
Георг Гендель |
1731 |
Единственная авторская опера на либретто по-английски[8]. |
Орландо |
итал. Orlando |
Георг Гендель |
1733 |
Ещё одна мастерская опера Генделя, относящаяся к его самым лучшим произведениям[8]. |
Служанка-госпожа |
итал. La serva padrona |
Джованни Баттиста Перголези |
1733 |
Открыла новый этап в развитии комической оперы, по её образцу созданы многочисленные оперы-буффа, в том числе «Деревенский колдун» Руссо и «Бастьен и Бастьенна» Моцарта. Вызвала масштабный спор о дальнейшем развитии итальянской комической оперы, известный как «война буффонов»[9]. |
Ипполит и Арисия |
фр. Hippolyte et Aricie |
Жан Филипп Рамо |
1733 |
Премьера первой оперы Рамо вызвала обширные дискуссии[10]. |
Ариоданте |
итал. Ariodante |
Георг Гендель |
1735 |
Опера, по сей день высоко ценимая музыкальными критиками[5]. |
Альцина |
итал. Alcina |
Георг Гендель |
1735 |
Вместе с предыдущей оперой Ариоданте была частью первого оперного сезона Генделя в Ковент-Гардене[5]. |
Галантная Индия |
фр. Les Indes galantes |
Жан Филипп Рамо |
1735 |
В этом произведении Рамо придал традиционно лёгкому жанру оперы-балета эмоциональную глубину и силу[10]. |
Кастор и Поллукс |
фр. Castor et Pollux |
Жан Филипп Рамо |
1737 |
Это произведение, сперва не слишком успешное, было снова поставлено в 1754-м году, и с тех пор принимается как одна из лучших опер автора[10]. |
Ксеркс |
итал. Serse |
Георг Гендель |
1738 |
Изначально это произведение планировалось как оратория. Его драматические качества, однако, помогли ему и на оперной сцене[11]. |
Семела |
итал. Semele |
Георг Гендель |
1744 |
Это сочинение тоже планировалось как оратория[11]. |
Платея |
фр. Platée |
Жан Филипп Рамо |
1745 |
Самая знаменитая комическая опера Рамо. Изначально предназначалась для исполнения на дворцовых гуляниях, её новая постановка 1754-го года обеспечила ей огромную популярность у всей французской публики[10]. |
1750—1799
Неизвестный художник. В. А. Моцарт в 1777 году
.|Волшебная флейта
Название оперы |
Оригинальное название |
Автор |
Год |
Описание |
Добрая дочка, или Чеккина |
итал. La Cecchina, ossia La buona figliuola |
Никколо Пиччини |
1760 |
Произведение Пиччини было в своё время необыкновенно популярно во всей Европе. До 1790-го года было сделано 70 постановок оперы, которая шла во всех крупных европейских городах[12]. |
Орфей и Эвридика |
итал. Orfeo ed Euridice |
Кристоф Виллибальд Глюк |
1762 |
Самая знаменитая опера Глюка. Первое произведение, в котором композитор попытался реформировать крайности итальянской опера сериа[13]. |
Альцеста |
итал. Alceste |
Кристоф Виллибальд Глюк |
1767 |
Вторая «реформаторская» опера Глюка, сейчас её обычно ставят во французском варианте 1776-го года[14]. |
Бастьен и Бастьенна |
нем. Bastien und Bastienne |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1768 |
Одноактный зингшпиль пародировал эксперимент Руссо Le Devin du Village[15]. |
Митридат, царь Понтийский |
итал. Mitridate, re di Ponto |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1770 |
Эту оперу четырнадцатилетний Моцарт написал для ансамбля виртуозных вокалистов, она длится шесть часов[15]. |
Луций Сулла |
итал. Lucio Silla |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1772 |
Следующая опера Моцарта, знаменующая его творческое взросление. Сразу после написания была поставлена 25 раз, но после этого снова попала на сцену только в 1929-м году[15]. |
Ифигения в Авлиде |
фр. Iphigénie en Aulide |
Кристоф Виллибальд Глюк |
1774 |
Первая опера Глюка, предназначенная для парижской сцены[16]. |
Мнимая садовница |
итал. La finta giardiniera |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1775 |
Первая значительная опера-буффа Моцарта[15]. |
Царь-пастух |
итал. Il re pastore |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1775 |
Последняя опера периода «взросления» Моцарта, написанная по либретто П. Метастазио[15]. |
Лунный мир |
итал. Il mondo della luna |
Йозеф Гайдн |
1777 |
Последняя из трёх опер Гайдна на либретто К. Гольдони[17]. |
Армида |
фр. Armide |
Кристоф Виллибальд Глюк |
1777 |
Для этой оперы Глюк использовал либретто, ранее положенное на музыку Люлли. Из всех своих опер Глюк любил Армиду больше всего[18]. |
Ифигения в Тавриде |
фр. Iphigénie en Tauride |
Кристоф Виллибальд Глюк |
1779 |
«Последнее и, возможно, самое шедевральное произведение» Глюка.[19] |
Идоменей, царь Критский, или Илия и Идамант |
итал. Idomeneo, re di Creta ossia Ilia e Idamante |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1781 |
Это произведение считают первой зрелой оперой Моцарта. Он создал его после долгого перерыва, в течение которого ничего не писал для сцены[20]. |
Похищение из сераля |
нем. Die Entführung aus dem Serail |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1782 |
Первый шедевр комического жанра Моцарта, популярный в театрах и по сей день[21]. |
Севильский цирюльник |
итал. Il barbiere di Siviglia, ovvero La precauzione inutile |
Джованни Паизиелло |
1782 |
Самая известная комическая опера Паизиелло. Позже её затмила одноимённая опера Россини[22]. |
Директор театра |
нем. Der Schauspieldirektor |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1786 |
Ещё один зингшпиль Моцарта. Премьера прошла одновременно с оперой Prima la musica, poi le parole А. Сальери[15]. |
Свадьба Фигаро |
итал. Le nozze di Figaro, ossia la folle giornata |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1786 |
Первая из опер, в которых Моцарт сотрудничал с либретистом Лоренцо Да Понте. Сегодня это самая популярная из опер Моцарта[15]. |
Дон Жуан |
итал. Don Giovanni ossia Il dissoluto punito |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1787 |
Вторая опера Моцарта на текст Да Понте[15]. Премьера состоялась в Праге. |
Так поступают все |
итал. Cosi fan tutte, ossia La scuola degli amanti |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1790 |
Третья и последняя опера Моцарта на либретто Да Понте. В XIX веке ставилась редко, потому что интрига считалась безнравственной[23]. |
Милосердие Тита |
итал. La clemenza di Tito |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1791 |
Эта опера Моцарта была крайне популярна приблизительно до 1830-го года, затем потеряла любовь публики и её критическая оценка стала снижаться, а на прежний уровень вернулась лишь после Второй мировой войны[15] |
нем. Die Zauberflöte |
Вольфганг Амадей Моцарт |
1791 |
Произведение, оцениваемое как «апофеоз зингшпиля», в XIX веке критиковалось как сумбурное и нуждающееся в более ясной форме[21]. |
Тайный брак |
итал. Il matrimonio segreto |
Доменико Чимароза |
1792 |
Обычно считается лучшей оперой Чимарозы.[24] Императору Леопольду II трёхчасовая премьера понравилась настолько, что он уговорил певцов в этот же день исполнить оперу повторно[25]. |
Медея |
фр. Médée |
Луиджи Керубини |
1797 |
Единственная французская опера эпохи Революции, которая идёт в театрах и по сей день. Прославилась благодаря партии сопрано, позволяющей звёздам проявить себя[26]. |
1800—1832
В. Камуччини. Портрет Россини
Название оперы |
Оригинальное название |
Автор |
Год |
Описание |
Фиделио |
нем. Fidelio |
Людвиг ван Бетховен |
1805 |
Единственная опера Бетховена. При некоторых недостатках либретто, признаётся одной из вершин мирового оперного искусства[27]. |
Весталка |
итал. La vestale |
Гаспаре Спонтини |
1807 |
Опера Спонтини о влюблённой весталке оказала большое влияние на Берлиоза и стала предшественницей французского жанра гран опера[28]. |
Шёлковая лестница |
итал. La scala di seta |
Джоаккино Россини |
1812 |
Ранее произведение Россини является типичным представителем жанра farsa comica[29]. |
Итальянка в Алжире |
итал. L'italiana in Algeri |
Джоаккино Россини |
1813 |
Ричард Осборн называет это произведение «Первой мастерской опера-буффа Россини в полностью развёрнутой двухактовой форме»[29]. |
Танкред |
итал. Tancredi |
Джоаккино Россини |
1813 |
Эту melodramma eroico (героическую мелодраму) поэт Джузеппе Карпани описал так: «Это кантилена и кантилена во всём: красивая кантилена, новая кантилена, магическая кантилена, редкая кантилена»[29]. |
Турок в Италии |
итал. Il turco in Italia |
Джоаккино Россини |
1814 |
От остальных опер Россини отличается частыми хорами и отсутствием арий[29]. |
Севильский цирюльник |
итал. Il Barbiere di Siviglia |
Джоаккино Россини |
1816 |
Считается вершиной творчества Россини в жанре комедии и одной из лучших опер-буффа XIX века[30] |
Отелло |
итал. Otello |
Джоаккино Россини |
1816 |
Композитор Джакомо Мейербер написал: «Третье действие Отелло дало ему такую прочную славу, что потрясти её не может даже тысяча ошибок»[29]. |
Золушка, или Торжество добродетели |
итал. La Cenerentola, ossia La bontà in trionfo |
Джоаккино Россини |
1817 |
В этой опере Россини использовал излюбленный в то время мотив спасения главного персонажа[29]. |
Сорока-воровка |
итал. La gazza ladra |
Джоаккино Россини |
1818 |
Произведение было понято как религиозная драма, подходящее для постановки во время поста[29]. |
Моисей в Египте |
итал. Mosè in Egitto |
Джоаккино Россини |
1818 |
Произведение было понято как религиозная драма, подходящее для постановки во время поста[29]. |
Дева озера |
итал. La donna del lago |
Джоаккино Россини |
1819 |
Романтическая опера, вдохновлённая одноимённой поэмой Вальтера Скотта[29]. |
Волшебный стрелок |
нем. Der Freischütz |
Карл Мария фон Вебер |
1821 |
Этот шедевр Вебера является первой большой немецкой романтической оперой[31]. |
Эврианта |
нем. Euryanthe |
Карл Мария фон Вебер |
1823 |
Несмотря на слабое либретто, Эврианта сильно повлияла на дальнейшее развитие немецкой оперы, в том числе на вагнеровского «Лоэнгрина»[32]. |
Семирамида |
итал. Semiramide |
Джоаккино Россини |
1823 |
Последняя опера, которую Россини написал в Италии[29]. |
Белая дама |
фр. La dame blanche |
Франсуа Адриен Буальдьё |
1825 |
По мотивам произведений Вальтера Скотта «Монастырь» и «Гай Мэннеринг, или Астролог». |
Осада Коринфа |
фр. Le siège de Corinthe |
Джоаккино Россини |
1826 |
Новая редакция более ранней оперы Россини «Магомет II». |
Оберон |
англ. Oberon, or The Elf King's Oath |
Карл Мария фон Вебер |
1826 |
Последняя опера Вебера перед его преждевременной кончиной[33]. |
Пират |
итал. Il pirata |
Винченцо Беллини |
1827 |
Вторая профессиональная работа Беллини позволила ему получить международную славу[34]. |
Вампир |
нем. Der Vampyr |
Генрих Август Маршнер |
1828 |
Маршнер является посредником между Вебером и Вагнером, о чём говорит эта готическая опера[35]. |
Граф Ори |
фр. Le comte Ory |
Джоаккино Россини |
1828 |
Критик девятнадцатого столетия Генри Чорли сказал: «В Графе Ори нет ни одной плохой мелодии, ни одного плохого такта»[29]. |
Чужестранка |
итал. La straniera |
Винченцо Беллини |
1829 |
Чужестранка выделяется между операми bel canto тем, что даёт удивительно мало возможностей для певческого самовыражения[34]. |
Вильгельм Телль |
фр. William Tell |
Джоаккино Россини |
1829 |
Считается лучшей опера-сериа композитора. |
Анна Болейн |
итал. Anna Bolena |
Гаэтано Доницетти |
1830 |
Первый успех Доницетти на международной оперной сцене сильно помог ему получить композиторскую славу[36]. |
Фра-Дьяволо |
фр. Fra Diavolo |
Даниэль Обер |
1830 |
Одна из самых популярных комических опер девятнадцатого столетия. Повесть о неапольском бандите вдохновил Лорела и Харди на создание фильма[37]. |
Капулетти и Монтекки |
итал. I Capuleti e i Montecchi |
Винченцо Беллини |
1830 |
Версия Шекспировской пьесы Ромео и Джульетта авторств Беллини[38]. |
Сомнамбула |
итал. La sonnambula |
Винченцо Беллини |
1831 |
Исполняемый в сопровождении оркестра «D’un pensiero e d’un accento» из финала первого действия позже Салливан, Артур в одноактовой опере Trial by Jury[39]. |
Норма |
итал. Norma |
Винченцо Беллини |
1831 |
Самое известное произведение Беллини, образец романтической оперы. Заключительное действие часто укорачивают из-за оригинальности оркестровки[40]. |
Роберт-Дьявол |
фр. Robert le Diable (opera) |
Джакомо Мейербер |
1831 |
Первая гран опера Мейербера, предназначенная для Парижа, вызвала сенсацию своим балетом мёртвых монахинь[41]. |
Любовный напиток |
итал. L'elisir d'amore |
Гаэтано Доницетти |
1832 |
Считается одной из лучших комических опер Доницетти, пародирует романтическую тему легенды о Тристане и Изольде и оперы Вагнера на этот сюжет[42]. Одна из самых популярных опер европейского репертуара. |
1833—1849
И. Репин. Глинка за сочинением «Руслана и Людмилы». Фрагмент
Дж. Больдини. Портрет Верди
Название оперы |
Оригинальное название |
Автор |
Год |
Описание |
Беатриче ди Тенда |
итал. Beatrice di Tenda |
Винченцо Беллини |
1833 |
Трагедия, известная большим количеством хоров.[43] |
Ганс Гейлинг |
нем. Hans Heiling |
Генрих Август Маршнер |
1833 |
Ещё одна важная готическая опера ужасов.[44] |
Лукреция Борджиа |
итал. Lucrezia Borgia |
Гаэтано Доницетти |
1833 |
Относится к одним из самых популярных работ этого композитора.[45] |
Мария Стюарт |
итал. Maria Stuarda |
Гаэтано Доницетти |
1834 |
В девятнадцатом веке эта опера провалилась, но после постановки в 1958-м году часто появляется на сцене.[46] |
Запрет любви |
нем. Das Liebesverbot |
Рихард Вагнер |
1835 |
Раннее произведение Вагнера, базирующееся на Шекспировской комедии Мера за меру. Позже композитор отрёкся от этой оперы.[47] |
Пуритане |
итал. I puritani |
Винченцо Беллини |
1835 |
Драма, действие которой происходит во время гражданской войны в Англии является одной из лучших опер этого композитора.[48] |
Жидовка |
фр. La Juive |
Фроманталь Жак Галеви |
1835 |
Гран-опера, состязающаяся в популярности с произведениями Джакомо Мейербера. Особенно известно тенорная ария Rachel quand du seigneur.[49] |
Лючия ди Ламмермур |
итал. Lucia di Lammermoor |
Гаэтано Доницетти |
1835 |
Самая знаменитая из серьёзных опер Доницетти с известной сценой безумной Лючии.[50] |
Жизнь за царя |
рус. Жизнь за Царя |
Михаил Иванович Глинка |
1836 |
Этим историческим произведением, а позже оперой Руслан и Людмила Глинка заложил традиции русской национальной оперы.[51] |
Гугеноты |
фр. Les Huguenots |
Джакомо Мейербер |
1836 |
Вероятно, самая известная из французских гран-опер, считающаяся лучшим произведением этого композитора.[52] |
Роберто Деверо |
итал. Roberto Devereux |
Гаэтано Доницетти |
1837 |
Доницетти писал эту оперу, чтобы прогнать тоску по поводу смерти своей жены.[53] |
Бенвенуто Челлини |
итал. Benvenuto Cellini |
Гектор Берлиоз |
1838 |
Первая опера Берлиоза, предъявившая такие запросы к мастерству исполнителей, что её тяжело ставить и по сей день.[54] |
Оберто |
итал. Oberto |
Джузеппе Верди |
1839 |
Данная мелодрама является первой оперой Верди.[55] |
Фаворитка |
итал. La favorite |
Гаэтано Доницетти |
1840 |
Ещё одна гран-опера французского стиля.[56] |
Дочь полка |
фр. La fille du régiment |
Гаэтано Доницетти |
1840 |
Эксперимент Доницетти в жанре французской opéra comique.[56] |
Король на час |
итал. Un giorno di regno |
Джузеппе Верди |
1840 |
Единственная комедия Верди помимо его последней оперы, Фальстафа.[57] |
Браконьер |
нем. Der Wildschütz |
Альберт Лорцинг |
1842 |
«Комический шедевр» Лорцинга должен был доказать, что немцы могут составить конкуренцию итальянской opera buffa и французской opéra comique.[58] |
Набукко |
итал. Nabucco |
Джузеппе Верди |
1842 |
Верди заявил, что именно эта опера представляет собой начало его творческого пути.[59] |
Риенци |
нем. Rienzi |
Рихард Вагнер |
1842 |
Вклад Вагнера в традиции гран-опера.[60] |
Руслан и Людмила |
рус. Руслан и Людмила |
Михаил Иванович Глинка |
1842 |
Обработка пушкинской поэмы, которая оказала значительное влияние на последующие поколения русских композиторов.[61] |
Летучий голландец |
нем. Der Vliegende Holländer |
Рихард Вагнер |
1843 |
Вагнер считал эту немецкую романтическую оперу подлинным началом своей карьеры.[62] |
Дон Паскуале |
итал. Don Pasquale |
Гаэтано Доницетти |
1843 |
«Комическая опера» Доницетти является одной из последних великих опер-буффа.[63] |
Ломбардцы в первом крестовом походе |
итал. I Lombardi alla prima crociata |
Джузеппе Верди |
1843 |
Продолжение Набукко было первой оперой Верди, поставленной в Америке.[64] |
Цыганочка |
итал. |
Майкл Уильям Балф |
1843 |
|
Эрнани |
итал. Ernani |
Джузеппе Верди |
1844 |
Одно из самых драматических произведений из раннего творчества Верди.[65] |
Тангейзер |
нем. Tannhäuser |
Рихард Вагнер |
1845 |
Вагнеровское «самое средневековое произведение» описывает конфликт между языческой любовью и христианской добродетелью.[66] |
Аттила |
итал. Attila |
Джузеппе Верди |
1846 |
Когда Верди писал эту оперу, его мучили проблемы со здоровьем, и её премьера не принесла большого успеха.[67] |
Осуждение Фауста |
фр. La damnation de Faust |
Гектор Берлиоз |
1846 |
Берлиозу не удалось поставить эту «драматическую легенду» в качестве оперы и он предназначил её для концертного исполнения. Сейчас её ставят и на оперной сцене.[68] |
Макбет |
итал. Macbeth |
Джузеппе Верди |
1847 |
Первая обработка шекспировского материала.[67] |
Марта |
нем. Martha, oder Der Markt zu Richmond |
Фридрих фон Флотов |
1847 |
Флотов старался этой комической и сентиментальной оперой угодить простонародному вкусу.[69] |
Виндзорские проказницы |
нем. Die lustigen Weiber von Windsor |
Николаи, Отто Карл Эренфрид |
1849 |
Единственная немецкая опера Николаи является его самым долговременным успехом.[70] |
Пророк |
фр. Le prophète |
Джакомо Мейербер |
1849 |
Гран-опера о жизни религиозного фанатика Яна из Лейдена.[71] |
Луиза Миллер |
итал. Luisa Miller |
Джузеппе Верди |
1849 |
Фанаты Верди полагают, что это произведение на сюжет шиллеровской «мещанской трагедии» не было оценено должным образом.[72] |
1850—1874
И. Репин. Портрет М. Мусоргского
Название оперы |
Оригинальное название |
Автор |
Год |
Описание |
Геновева |
нем. Genoveva |
Роберт Шуман |
1850 |
Единственная оперная проба Шумана оказалась не слишком удачной, но у этого произведения есть и свои поклонники, начиная от Листа и заканчивая Николаусом Арнонкуром.[73] |
Лоэнгрин |
нем. Lohengrin |
Рихард Вагнер |
1850 |
Последнее произведение среднего периода Вагнера.[74] |
Стиффелио |
итал. Stiffelio |
Джузеппе Верди |
1850 |
История протестантского пастора, прощающего неверную жену, вызвала нарекания цензуры. Большая часть музыки впоследствии вошла в оперу Верди «Арольдо».[75] |
Риголетто |
итал. Rigoletto |
Джузеппе Верди |
1851 |
Первая и самая новаторская из трёх опер Верди периода зенита его таланта, ставших основой оперного репертуара.[76] |
Трубадур |
итал. Il trovatore |
Джузеппе Верди |
1853 |
Романтическая мелодрама относится к самым мелодичным произведениям Верди.[77] |
Травиата |
итал. La traviata |
Джузеппе Верди |
1853 |
Партия Виолетты, «падшей женщины» из названия является одной самых желанных сопрановых партий в опере.[78] |
Сицилийская вечерня |
фр. Les vêpres siciliennes |
Джузеппе Верди |
1855 |
Опера, написанная под сильным влиянием Мейербера.[79] |
Багдадский цирюльник |
нем. Der Barbier von Bagdad |
Карл Август Петер Корнелиус |
1858 |
Ориентальная комедия в традиции немецкой комической оперы.[80] |
Троянцы |
фр. Les Troyens |
Гектор Берлиоз |
1858 |
Самая значительная опера Берлиоза и вершина французской классической традиции.[68] |
Фауст |
фр. Faust |
Шарль Франсуа Гуно |
1859 |
Из всех переложений легенды о Фаусте на музыку у публики наибольшей популярностью пользуется вариант Гуно, в особенности это относится к 19 веку.[81] |
Бал-маскарад |
итал. Un ballo in maschera |
Джузеппе Верди |
1859 |
В тот момент, когда Верди писал Un ballo in maschera, он был уже настолько богат, что ему не нужно было заботиться о пропитании. У оперы были проблемы с цензурой, поскольку первоначально она разрабатывала тему убийства монарха.[82] |
Беатриче и Бенедикт |
фр. Béatrice et Bénédict |
Гектор Берлиоз |
1862 |
Последняя опера Берлиоза, написанная по мотивам шекспировской комедии Много шума из ничего, является проявлением продолжавшегося всю жизнь композитора восхищения английским драматургом.[83] |
Сила судьбы |
итал. La forza del destino |
Джузеппе Верди |
1862 |
Эту трагедию заказал петроградский царский театр, и, возможно, при работе над ней на Верди оказала влияние русская традиция.[84] |
Искатели жемчуга |
фр. Les pêcheurs de perles |
Жорж Бизе |
1863 |
Премьера Искателей жемчуга прошла не слишком успешно, но сегодня она считается второй по популярности оперой Бизе, известной в особенности дуэтом тенора и баритона.[85] |
Мирейль |
фр. Mireille |
Шарль Франсуа Гуно |
1864 |
Опера, основанная на эпической поэме Фредерика Мистраля и использующая провансальские народные напевы.[86] |
Африканка |
фр. L'Africaine |
Джакомо Мейербер |
1865 |
Последняя гран-опера Мейербера, поставленная уже после смерти композитора.[87] |
Тристан и Изольда |
нем. Tristan und Isolde |
Рихард Вагнер |
1865 |
Эта романтическая трагедия — самое радикальное произведение Вагнера и одно из самых эпохальных произведений в истории музыки. «Тристановский аккорд» стоит у истоков распада традиционной тональности в серьёзной музыке.[88] |
Миньон |
фр. Mignon |
Амбруаз Тома |
1866 |
Лирическое произведение, вдохновлённое гётевским романом Вилем Мейстер наряду с Гамлетом является одной из самых успешных опер Тома.[89] |
Проданная невеста |
чеш. Prodaná nevěsta |
Бедржих Сметана |
1866 |
Народная комедия Проданная невеста — одна из самых часто появляющихся на сцене опер Сметаны.[90] |
Дон Карлос |
итал. Don Carlos |
Джузеппе Верди |
1867 |
Гран-опера во французском духе Верди сейчас является одной из наболее ценимых работ.[91] |
Пертская красавица |
фр. La jolie fille de Perth |
Жорж Бизе |
1867 |
Opéra comique, в которой Бизе обработал один из романов Вальтера Скотта.[92] |
Ромео и Джульетта |
фр. Roméo et Juliette |
Шарль Франсуа Гуно |
1867 |
Обработка шекспировской трагедии является вторым по известности произведением Гуно.[93] |
Далибор |
нем. Dalibor |
Бедржих Сметана |
1868 |
Одна из самых успешных опер Сметаны разрабатывает темы чешской истории.[94] |
Нюрнбергские мейстерзингеры |
нем. Die Meistersinger von Nürnberg |
Рихард Вагнер |
1868 |
Единственная комедия Вагнера среди опер зрелого периода характеризуется компромиссом между художественной традицией и инновацией.[95] |
Гамлет |
фр. Hamlet |
Амбруаз Тома |
1868 |
Вольная обработка шекспировского материала.[96] |
Мефистофель |
итал. Mefistofele |
Арриго Бойто |
1868 |
Хотя Бойто больше известен как либреттист Верди, он и сам был композитором и посвятил много лет переложению на музыку мифа о Фаусте.[97] |
Золото Рейна |
нем. Das Rheingold |
Рихард Вагнер |
1869 |
«Канун» вагнеровского эпического цикла Кольцо Нибелунга рассказывает о отковке кольца и проклятии, наложенном на него.[98] |
Валькирия |
нем. Die Walküre |
Рихард Вагнер |
1870 |
Вторая часть Кольца Нибелунга, повесть о смертных Зигмунде и Зиглинде и о том, как валькирия Брунгильда не подчинилась своему отцу Вотану, верховному богу.[99] |
Аида |
итал. Aida |
Джузеппе Верди |
1871 |
Известная опера была заказана к празднику открытия Суэцкого канала.[100] |
Борис Годунов |
рус. Борис Годунов |
Модест Мусоргский |
1874 |
Большая историческая драма Мусоргского повествует о падении Российского государства в начале 17 столетия.[101] |
Две вдовы |
чеш. Dvĕ vdovy |
Бедржих Сметана |
1874 |
Ещё одна комедия Сметаны и единственная из его опер, тема которой не связана с чешской средой.[102] |
Кармен |
фр. Carmen |
Жорж Бизе |
1874 |
Наверное, самая известная французская опера из всех когда-либо. Первые критики были шокированы её смесью романтики и реализма.[103] |
1876—1899
Портрет Петра Ильича Чайковского
И. Репин. Портрет Н. А. Римского-Корсакова
Название оперы |
Оригинальное название |
Автор |
Год |
Описание |
Зигфрид |
нем. Siegfried |
Рихард Вагнер |
1876 |
Третья часть Кольца Нибелунгов описывает то, как Зигфрид победил дракона Фафнера, добыл кольцо и освободил Брунгильду.[104] |
Гибель богов |
нем. Götterdämmerung |
Рихард Вагнер |
1876 |
В заключительной части Вагнеровского цикла сбывается проклятие кольца, Зигфрид и Брунгильда умирают, а мир богов погибает.[105] |
Джоконда |
итал. La Gioconda |
Амилькаре Понкьелли |
1876 |
Помимо «Аиды» Верди, это единственная итальянская grand opera, удержавшаяся в международном репертуаре.[39] |
Звезда |
фр. L'étoile |
Эммануэль Шабрие |
1877 |
Комическое произведение, названное «гибридом „Кармен“ с Жильбером и Салливаном и большой примесью Оффенбаха».[106] |
Самсон и Далила |
фр. Samson et Dalila |
Камиль Сен-Санс |
1877 |
Французская опера, написанная под сильным влиянием Вагнера.[107] |
Евгений Онегин |
рус. Евгений Онегин |
Пётр Ильич Чайковский |
1879 |
Самая популярная опера Чайковского. При этом, композитор сильно отождествлял себя с Татьяной.[108] |
Иродиада |
фр. Hérodiade |
Жюль Массне |
1881 |
Эта обработка библейской истории Саломеи оказалась в тени оперы Рихарда Штрауса на ту же тему.[109] |
Сказки Гофмана |
фр. Les contes d'Hoffmann |
Жак Оффенбах |
1881 |
Попытка Оффенбаха написать серьёзное произведение осталась незавершённой из-за смерти композитора. Однако сегодня именно эта опера ставится чаще всего.[110] |
Симон Бокканегра |
итал. Simon Boccanegra |
Джузеппе Верди |
1881 |
Через двадцать лет после первой постановки Верди основательно переработал эту оперу.[59] |
Парсифаль |
нем. Parsifal |
Рихард Вагнер |
1882 |
Последняя опера Вагнера является «торжественным спектаклем» по мотивам легенды о Святом Граале.[111] |
Снегурочка |
рус. Снегурочка |
Николай Римский-Корсаков |
1882 |
Одно из самых лиричных произведений данного композитора.[112] |
Лакме |
фр. Lakmé |
Лео Делиб |
1883 |
Opéra comique, действие которой происходит в Индии, со знаменитыми дуэтом и «Арией с колокольчиками».[113] |
Виллисы |
итал. Le Villi |
Джакомо Пуччини |
1884 |
Ранняя опера Пуччини с большим количеством балетных номеров.[114] |
Манон |
фр. Manon |
Жюль Массне |
1884 |
Одна из самых популярных опер Массне.[115] |
Цыганский барон |
нем. Der Zigeunerbaron |
Иоганн Штраус |
1885 |
Целью этой оперетты было поспособствовать разрядке напряжения в отношениях между австрийцами и венграми в габсбургской империи.[116] |
Хованщина |
рус. Хованщина |
Модест Мусоргский |
1886 |
Закончить второе эпическое произведение по мотивам русской истории Мусоргский уже не успел.[117] |
Король поневоле |
фр. Le roi malgré lui |
Эммануэль Шабрие |
1887 |
Равель заявил, что, он скорее хотел бы быть автором этой комическое оперы, чем вагнеровского Кольца Нибелунгов; однако интрига произведения Шабрие известна своей сбивчивостью .[118] |
Отелло |
итал. Otello |
Джузеппе Верди |
1887 |
Первый шедевр Верди последнего творческого периода был написан на чрезвычайно качественное либретто Бойто.[59] |
Король города Ис |
фр. Le roi d'Ys |
Эдуар Лало |
1888 |
Бретонская сказка положенная на музыку под сильным влиянием Вагнера.[119] |
Сельская честь |
итал. Cavalleria rusticana |
Пьетро Масканьи |
1890 |
Всемирно любимая одноактовая опера часто ставится вместе с оперой Леонкавалло Паяцы.[120] |
Князь Игорь |
рус. Князь Игорь |
Александр Бородин |
1890 |
Бородин работал над этой оперой 17 лет и так никогда и не закончил. Самым известным номером являются Половецкие танцы.[121] |
Пиковая дама |
рус. Пиковая дама |
Пётр Ильич Чайковский |
1890 |
В письме своему брату и либреттисту сам автор написал: «это шедевр».[122] |
Друг Фриц |
итал. L'amico Fritz |
Пьетро Масканьи |
1891 |
Эту оперу называют поздним примером opera semiseria.[123] |
Иоланта |
рус. Иоланта |
Пётр Ильич Чайковский |
1892 |
Последняя опера Чайковского, лирическое произведение на либретто его брата Модеста.[124] |
Валли |
итал. La Wally |
Альфредо Каталани |
1892 |
Эта опера обычно считается самым удачным произведением Каталани.[125] |
Паяцы |
итал. Pagliacci |
Руджеро Леонкавалло |
1892 |
Одна из самых известных веристических опер, обычно ставится вместе с Сельской честью Масканьи.[126] |
Вертер |
фр. Werther |
Жюль Массне |
1892 |
Наряду с Манон самая популярная опера Массне.[127] |
Фальстаф |
итал. Falstaff |
Джузеппе Верди |
1893 |
Последняя опера Верди на ещё одно превосходное либретто Бойто.[59] |
Гензель и Гретель |
нем. Hänsel und Gretel |
Энгельбер Хампердинк |
1893 |
Известную сказку Хампердинк обработал в полностью вагнеровском стиле.[128] |
Манон Леско |
фр. Manon Lescaut |
Джакомо Пуччини |
1893 |
Успех Манон обеспечил Пуччини репутацию ведущего оперного композитора того времени.[39] |
Таис |
фр. Thaïs |
Жюль Массне |
1894 |
Опера включается в себя знаменитый отрывок Meditace.[127] |
Андре Шенье |
итал. Andrea Chénier |
Джордано Умберто |
1896 |
Драма, либретто которой написал Луиджи Иллика, является самым популярным произведением Джордано.[39] |
Богема |
итал. La bohème |
Джакомо Пуччини |
1896 |
Дебюсси якобы сказал при просмотре «Богемы», что никто лучше Пуччини не смог передать образ Парижа той эпохи.[39] |
Королевские дети |
нем. Königskinder |
Энгельбер Хампердинк |
1897 |
Первоначально мелодрама, соединяющая в себе арии и декламацию. Автор переработал произведение в виде настоящей оперы в 1907-м году. |
Федора |
итал. Fedora |
Умберто Джордано |
1898 |
Ещё одна популярная опера Джордано.[39] |
Садко |
рус. Садко |
Николай Римский-Корсаков |
1898 |
Ария индийского купца из этой оперы пользовалась в России громадной популярностью.[122] |
Золушка |
фр. Cendrillon |
Жюль Массне |
1899 |
Опера достигла огромного успеха уже после первой постановки; в 1899-м году её ставили пятьдесят раз.[127] |
Чёрт и Кача |
чеш. Čert a Káča |
Антонин Дворжак |
1899 |
У чешских комических опер отсутствие любовной интриги является исключением.[129] |
1900—1924
М. Либерман. Портрет Рихарда Штрауса
Название оперы |
Оригинальное название |
Автор |
Год |
Описание |
Луиза |
фр. Louise |
Гюстав Шарпантье |
1900 |
Опера, действие которой происходит в парижском рабочем квартале, является попыткой создать французский аналог итальянского веризма.[130] |
Тоска |
итал. Tosca |
Джакомо Пуччини |
1900 |
Самая «вагнеровская» опера Пуччини, часто использующая лейтмотив.[39] |
Русалка |
чеш. Rusalka |
Антонин Дворжак |
1901 |
Самая успешная на международной арене опера Дворжака основана на сказке.[131] |
Адриана Лекуврёр |
итал. Adriana Lecouvreur |
Франческо Чилеа |
1902 |
Единственная опера Чилеа, которую сегодня ставят на международной сцене.[39] |
Пеллеас и Мелизанда |
фр. Pelléas et Mélisande |
Клод Дебюсси |
1902 |
Символистская драма Дебюсси относится к самым значительным операм 20 столетия.[132] |
Саул и Давид |
дат. Saul og David |
Карл Нильсен |
1902 |
Библейская трагедия является первой из двух опер Нильсена.[133] |
Её падчерица |
чеш. Jenůfa |
Леош Яначек |
1904 |
Первый большой успех Яначека, натуралистическая картина сельской жизни.[134] |
Мадам Баттерфляй |
итал. Madama Butterfly |
Джакомо Пуччини |
1904 |
Премьера этой сегодня популярной оперы Пуччини прошла катастрофически, а автор даже был обвинён в плагиате.[39] |
Весёлая вдова |
нем. Die lustige Witwe |
Франц Легар |
1905 |
Одна из самых известных венских оперет.[135] |
Саломея |
нем. Salome |
Рихард Штраус |
1905 |
Успешная премьера вызвала скандал, но «декадентская» опера Штрауса популярна и по сей день.[136] |
Маскарад |
дат. Maskarade |
Карл Нильсен |
1906 |
Остроумная комедия отсылающая нас к эпохе Свадьбы Фигаро, в родной Нильсену Дании считается классикой.[137] |
Сельские Ромео и Джульетта |
англ. A Village Romeo and Juliet |
Фредерик Делиус |
1907 |
Трагедия несчастной любви происходит в Швейцарии; самым известным музыкальным номером этой оперы является «Прогулка по райскому саду».[138] |
Ариана и Синяя борода |
фр. Ariane et Barbe-bleue |
Поль Дюка |
1907 |
Единственная опера Дюка, также, как и «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, эта символистская драма основана на тексте Метерлинка.[139] |
Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии |
рус. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии |
Николай Римский-Корсаков |
1907 |
Мистическая переработка старой народной легенды. Иногда её называют русским «Парцифалем».[140] |
Судьба |
чеш. Osud |
Леош Яначек |
1907 |
Важное произведении, относящееся к тому периоду, когда Яначек как композитор стремился выйти за границы традиционных тем чешской оперы.[141] |
Электра |
нем. Elektra |
Рихард Штраус |
1909 |
Загадочная трагедия, которая привела музыку Штрауса на порог атональности. Первая работа композитора на либретто много лет с ним работавшего Гуго Гофманншталя .[142] |
Секрет Сусанны |
итал. Il segreto di Susanna |
Эрманно Вольф-Феррари |
1909 |
Комическое интермеццо. Секретом Сусанны является то, что она курит.[143] |
Золотой петушок |
итал. Золотой петушок |
Николай Римский-Корсаков |
1909 |
Часто считается лучшей оперой композитора. Сатира на бездарность военных в русско-японской войне принесла Римскому-Корсакову проблемы с цензурой.[144] |
Дон Кихот |
фр. Don Quichotte |
Жюль Массне |
1910 |
Последний большой успех Массне — это тонкая комедия, вдохновлённая Дон-Кихотом Сервантеса.[145] |
Девушка с Запада |
итал. La fanciulla del West |
Джакомо Пуччини |
1910 |
Сам композитор считал эту оперу самым лучшим своим произведением.[39] |
Кавалер розы |
нем. Der Rosenkavalier |
Рихард Штраус |
1911 |
Самое известное произведение дуэта Штраус-Гофмансталь, комедия, происходящая в Вене 18-го века.[146] |
Испанский час |
фр. L'heure espagnole |
Морис Равель |
1911 |
Первая опера Равеля — это фарс, действие которого происходит в Испании.[147] |
Ариадна на Наксоне |
нем. Ariadne auf Naxos |
Рихард Штраус |
1912 |
Смесь комедии и трагедии с оперой в опере.[148] |
Дальний звон |
нем. Der ferne Klang |
Франц Шрекер |
1912 |
Успех произведения обеспечил Шрекеру репутацию оперного композитора.[149] |
Жизнь коротка |
исп. La vida breve |
Мануэль де Фалья |
1913 |
Пламенная испанская драма, написанная под влиянием веризма.[150] |
Бессмертный час |
англ. The Immortal Hour |
Рутленд Боутон |
1913 |
|
Соловей |
рус. Соловей |
Игорь Стравинский |
1914 |
В период написания этой опера стиль Стравинского стремительно менялся. Композитор выходил из-под влияния своего учителя Римского-Корсакова и направлялся к радикально модерновой «Весна священная».[151] |
Савитри |
англ. Savitri |
Густав |
1916 |
Заинтересованность Холста индуизмом определила выбор сюжета из Махабхараты.[152] |
Арлекин |
итал. Arlecchino |
Ферруччо Бузони |
1917 |
Бузони в этой одноактной опере черпал из традиций commedia dell'arte.[153] |
Флорентийская трагедия |
нем. Eine florentinische Tragödie |
Александр фон Цемлинский |
1917 |
«Декадентская» одноактовая опера Цемлинского основана на драме Оскара Уайльда.[154] |
Ласточка |
итал. La rondine |
Джакомо Пуччини |
1917 |
Оперу не встретил быстрый успех и Пуччини два раза её перерабатывал.[39] |
Палестрина |
нем. Palestrina |
Ханс Пфицнер |
1917 |
Вагнеровская драма о конфликте между музыкальной традиции и инновацией.[155] |
Замок герцога Синяя Борода |
венг. A kékszakállú herceg vára |
Бела Барток |
1918 |
Единственная опера Бартока является сильной психологической драмой и относится к самым значительным его произведениям.[156] |
Джанни Скикки |
итал. Gianni Schicchi |
Джакомо Пуччини |
1918 |
Одноактовая опера, основывающаяся на «Аде» Данте.[39] |
Плащ |
итал. Il tabarro |
Джакомо Пуччини |
1918 |
Первая часть «Триптиха» Пуччини, к которому также относятся «Джанни Скикки» и «Сестра Анджелика». |
Сестра Анджелика |
итал. Suor Angelica |
Джакомо Пуччини |
1918 |
Из трёх опер «Триптиха» больше всего нравилась самому автору именно эта.[39] |
Женщина без тени (опера) |
нем. Die Frau ohne Schatten |
Рихард Штраус |
1919 |
Третья совместная работа Штрауса и либреттиста Гофмансталя. Работа над оперой шла шесть лет, а ещё два года прошло, прежде чем состоялась премьера.[157] |
Мёртвый город |
нем. Die tote Stadt |
Эрих Вольфганг Корнгольд |
1920 |
Самое известное сценическое произведение Корнгольда.[158] |
Путешествия пана Броучека |
чеш. Výlety pánĕ Broučkovy |
Леош Яначек |
1920 |
Действие данной комической оперы происходит на Луне и в Чехии 15-го.[131] |
Катя Кабанова |
чеш. Káťa Kabanová |
Леош Яначек |
1921 |
Первая большая опера поздней зрелости Яначека основана на драме А. Н. Островского.[159] |
Любовь к трём апельсинам |
рус. Любовь к трём апельсинам |
Сергей Прокофьев |
1921 |
Комическая опера, основанная на сказке Карло Гоцци.[160] |
Гном |
нем. Der Zwerg |
Александр фон Цемлинский |
1922 |
Ещё одна короткая опера Цемлинского, вдохновлённая произведением Оскара Уайльда. Композитор отождествлял себя с титульной ролью гнома.[161] |
Ожидание |
нем. Erwartung |
Арнольд, Шёнберг |
1924 |
Ярко атональная монодрама.[162] |
Хью-гуртовщик |
англ. Hugh the Drover |
Ральф Воан-Уильямс |
1924 |
Ярко атональная монодрама.[162] |
Интермеццо |
нем. Intermezzo |
Рихард Штраус |
1924 |
Легкое произведение оперетного характера, опирающееся на впечатлениях композитора от собственной семейной жизни.[157] |
Приключения лисички-плутовки |
чеш. Příhody Lišky Bystroušky |
Леош Яначек |
1924 |
Одна из самых популярных опер Яначека. Либретто Тесноглидека было вдохновлено рисунками зверей авторства художника Станислава Лолека, которые печатались в журнале «Lidové noviny».[163] |
1925—1949
Название оперы |
Оригинальное название |
Автор |
Год |
Описание |
Доктор Фауст |
нем. Doktor Faust |
Ферруччо Бузони |
1925 |
Бузони хотел, чтобы эта опера стала кульминацией его творчества, но умер, так её и не закончив.[164] |
Дитя и волшебство |
фр. L'enfant et les sortilèges |
Морис Равель |
1925 |
Сказочная опера, сперва замышлявшаяся как балет.[165] |
Воццек |
нем. Wozzeck |
Альбан Берг |
1925 |
Одна из ключевых опер двадцатого века. Основана на драме Георга Бюхнера. Берг соединяет в ней атональные композиционные техники с традиционным подходом.[166] |
Кардильяк |
нем. Cardillac |
Пауль Хиндемит |
1926 |
Неоклассическая опера о ювелире-психопате.[167] |
Гари Янош |
венг. Háry János |
Золтан Кодай |
1926 |
Singspiel, включающий в себя много венгерских народных песен и танцев.[168] |
Король Рогер |
польск. Król Roger |
Кароль Шимановский |
1926 |
Одна из самых известных польских опер, полная восточных мелодий.[169] |
Средство Макропулоса |
чеш. Věc Makropulos |
Леош Яначек |
1926 |
Последняя опера Яначека, премьеру которой он успел увидеть.[170] |
Турандот |
итал. Turandot |
Джакомо Пуччини |
1926 |
Последняя, неоконченная, опера Пуччини.[39] |
Царь Эдип |
фр. Oedipus rex |
Игорь Стравинский |
1927 |
Соединение оперы и оратории на латинское либретто Жана Кокто.[171] |
Джонни наигрывает |
нем. Jonny spielt auf |
Эрнст Кшенек |
1927 |
Исключительно успешная для своего времени «джазовая опера».[172] |
Трёхгрошовая опера |
нем. Die Dreigroschenoper |
Курт Вейль |
1928 |
Современная адаптация пьесы Джона Гея.[173] |
Нос |
рус. Нос |
Дмитрий Шостакович |
1929 |
Гротескная сатира, основанная на повести Гоголя.[174] |
Возвышение и падение города Махагони |
нем. Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny |
Курт Вейль |
1930 |
Опера была написана, не взирая на серьёзные разногласия, возникшие между композитором и его либреттистом Бертольтом Брехтом.[173] |
Из мёртвого дома |
чеш. Z Mrtvého Domu |
Леош Яначек |
1930 |
Последняя опера Яначека, основанная на произведении Достоевского, описывающая жизнь на русской каторге.[170] |
Моисей и Аарон |
нем. Moses und Aron |
Арнольд Шёнберг |
1932 |
Автор так и не закончил это произведение, а премьера состоялась уже после его смерти. В этой опер Шёнберг часто использует сериальную технику.[175] |
Арабелла |
нем. Arabella |
Рихард Штраус |
1933 |
Последняя опера Штрауса на либретто Гофманcталя.[157] |
Леди Макбет Мценского уезда |
рус. Леди Макбет Мценского уезда |
Дмитрий Шостакович |
1934 |
Нападки на музыкальное оформление и сюжет этой оперы, осуществлявшиеся газетой Правда, привёл к тому, что это произведение стало последней оперой Шостаковича.[176] |
Молчаливая женщина |
нем. Die schweigsame Frau |
Рихард Штраус |
1935 |
Комическая опера, основанная на пьесе Бена Джонсона.[177] |
Порги и Бесс |
англ. Porgy and Bess |
Джордж Гершвин |
1935 |
Первая постановка этой оперы окончилась провалом, но переработка 1941-го г., в которой речитативы были заменены проговариваемыми диалогами, оказалась успешной.[178] |
Лулу |
нем. Lulu |
Альбан Берг |
1937 |
Вторая опера Берга осталась незаконченной из-за его смерти. Позже Фридрих Церха её дописал, и эта версия была с успехом поставлена в 1979 г.[179] |
Всадники моря |
англ. Riders to the Sea |
Ральф Воан-Уильямс |
1937 |
Эта короткая фаталистическая трагедия, действие которой происходит в Ирландии (в основе — драма Джона Синга), часто называют лучшим произведением композитора.[180] |
Дафна |
нем. Daphne |
Рихард Штраус |
1938 |
Мифологическая опера с лирической пасторальной музыкой.[181] |
Джульетта |
фр. Julietta |
Богуслав Мартину |
1938 |
Произведение, действие которого происходит в городе, где люди потеряли память, является «оперным шедевром Мартину».[182] |
Художник Матис |
нем. Mathis der Maler |
Пауль Хиндемит |
1938 |
Самая удачная опера Хиндемита о художнике, переживающем тяжёлые времена, отражает собственный опыт композитора, жившего при нацистском режиме.[183] |
Пол Баньян |
англ. Paul Bunyan |
Бенджамин Бриттен |
1941 |
Первая опера Бриттена, произведение о жизни американского национального героя на либретто У. Х. Одена.[184] |
Каприччио |
нем. Capriccio |
Рихард Штраус |
1942 |
Последняя опера Штрауса, противоречивое произведение, повествующее об одиноком оперном жанре.[185] |
Император Атлантиды |
нем. Der Kaiser von Atlantis |
Виктор Ульманн |
1943 |
Опера написана в концлагере Терезин, а впервые была поставлена лишь в 1975-м г. Композитор и либреттист погибли в Аушвице.[186] |
Питер Граймс |
англ. Peter Grimes |
Бенджамин Бриттен |
1945 |
Выход Бенджамина Бриттена на международную музыкальную сцену, а вместе с тем и важный этап в истории британской оперы.[187] |
Война и мир |
рус. Война и мир |
Сергей Прокофьев |
1945 |
Эпическое произведение, основанное на романе Толстого, возвращение Прокофьева к традиции русской исторической оперы.[188] |
Обручение в монастыре |
рус. Обручение в монастыре |
Сергей Прокофьев |
1946 |
Романтическая комедия, музыка которой вдохновлена россиниевским стилем opera buffa.[189] |
Медиум |
англ. Medium |
Джанкарло Менотти |
1946 |
Эта опера считается лучшим произведением Менотти.[190] |
Поругание Лукреции |
англ. The Rape of Lucretia |
Бенджамин Бриттен |
1946 |
Первая камерная опера Бриттена.[191] |
Альберт Херринг |
англ. Albert Herring |
Бенджамин Бриттен |
1947 |
Комическая опера с большим количеством хоров.[191] |
Смерть Дантона |
нем. Dantons Tod |
Готфрид фон Эйнем |
1947 |
Сокращённая адаптация драмы Г.Бюхнера, действие которой происходит во время Французской революции.[192] |
Сосцы Тиресия |
фр. Les mamelles de Tirésias |
Жан Пуленк |
1947 |
Первая опера Пуленка, короткая сюрреалистическая комедия, основанная на драме Аполлинера.[193] |
Телефон |
англ. The Telephone, or L'Amour à trois |
Джанкарло Менотти |
1947 |
Opera buffa продолжительностью лишь 22 минуты.[190] |
Узник |
итал. Il prigioniero |
Луиджи Даллапиккола |
1949 |
Большая часть музыки этой оперы основана на трёх сериях, которые представляют собой ключевые темы молитвы, надежды и свободы.[194] |
С 1950
Название оперы |
Оригинальное название |
Автор |
Год |
Описание |
Консул |
англ. The Consul |
Джанкарло Менотти |
1950 |
Некоторые части этой оперы относятся к наиболее диссонансному из того, что когда-либо написал Менотти.[190] |
Амал и ночные гости |
англ. Amahl and the Night Visitors |
Джанкарло Менотти |
1951 |
Эта рождественская повесть — первая опера, написанная непосредственно для телевидения.[195] |
Билли Бадд |
англ. Billy Budd |
Бенджамин Бриттен |
1951 |
Интрига этой грандиозной оперы основана на сюжете Мелвилла.[191] |
Путешествие пилигрима |
англ. The Pilgrim's Progress |
Ральф Воан-Уильямс |
1951 |
По книге Дж. Беньяна Путешествие Пилигрима в Небесную Страну |
Похождения повесы |
англ. The Rake's Progress |
Игорь Стравинский |
1951 |
Самое значительное оперное произведение Стравинского с музыкальными аллюзиями на Моцарта, а его либретто написал Оден на основе впечатлений от гравюр Хогарта.[196] |
Бульвар одиночества |
нем. Boulevard Solitude |
Ханс Хенце |
1952 |
Первая опера Хенце лишь актуализирует повесть Манон Леско, которая уже была источником известных опер Массне и Пуччини.[197] |
Огненный ангел |
рус. Огненный ангел |
Сергей Прокофьев |
1954 |
Прокофьев так никогда и не увидел на сцене эту оперу по историческому роману Брюсова, которую часто считают самым авнгардным его произведением.[198] |
Поворот винта |
англ. The Turn of the Screw |
Бенджамин Бриттен |
1954 |
Камерная опера, основанная на спиритуалистской повести Джеймса. Интересна сжатой интригой и активной ролью оркестра.[191] |
Троил и Крессида |
англ. Troilus and Cressida |
Уильям Уолтон |
1954 |
|
Свадьба в летнюю ночь |
англ. The Midsummer Marriage |
Майкл Типпетт |
1954 |
|
Кандид |
англ. Candide |
Леонард Бернстайн |
1956 |
Оперетта, вдохновлённая Вольтером, включает в себя сопрановую арию «Glitter and Be Gay», пародию на песни о ценностях эпохи романтизма.[199] |
Диалоги кармелиток |
фр. Dialogues des Carmélites |
Франсис Пуленк |
1957 |
Большая опера Пуленка происходит в женском монастыре во время Французской революции.[200] |
Ванесса |
англ. Vanessa |
Сэмюэл Барбер |
1958 |
Ванесса получила Пулитцеровскую премию за 1958 год.[201] |
Человеческий голос |
фр. La voix humaine |
Франсис Пуленк |
1959 |
Короткая опера с единственным персонажем: отчаявшейся женщиной, которая разговаривает по телефону со своим возлюбленным.[202] |
Сон в летнюю ночь |
англ. A Midsummer Night's Dream |
Бенджамин Бриттен |
1960 |
Бриттен написал это произведение на либретто, которое по Шекспировской драме он написал вместе со своим спутником жизни Пирсом. Исключительность оперы в том, что главную мужскую роль исполняет контртенор.[191] |
Элегия молодым влюблённым |
нем. Elegie für junge Liebende |
Ханс Хенце |
1961 |
Хенце попросил своих либреттистов, которыми были Оден и Честер Калмэн о либретто, которое бы его вдохновило написать «нежные красивые голоса».[203] |
Царь Приам |
англ. King Priam |
Майкл Типпетт |
1962 |
|
Река кроншнепов |
англ. Curlew River |
Бенджамин Бриттен |
1964 |
Современная литургическая опера, предназначенная для постановки в церковной обстановке.[191] |
Молодой лорд |
{{{2}}} |
Ханс Хенце |
1965 |
Последнее произведение Хенце, написанное во время его пребывания в Италии, считается самым итальянским из его драматических проиведений.[203] |
Солдаты |
нем. Die Soldaten |
Бернд Циммерман |
1965 |
Первая версия Солдат была в Кёльне отвергнута, как неисполнимая для его сцены. Циммерман был вынужден уменьшить состав оркестра и убрать некоторые технические детали.[203] |
Антоний и Клеопатра |
англ. Antony and Cleopatra |
Сэмюэл Барбер |
1966 |
|
Вакханки |
нем. Die Bassariden |
Ханс Хенце |
1966 |
Опера на либретто, написаноне Оденом и Калмэном, которые попросили, чтобы композитор перед тем, как приступать к сочинительству, послушал Сумерки богов.[203] |
Медведь |
англ. The Bear |
Уильям Уолтон |
1967 |
Либретто этой экстравагантной оперы основано на Чехове.[203] |
Бомарцо |
исп. Bomarzo |
Альберто Джинастера |
1967 |
Об итальянском кондотьере XVI в. Вичино Орсини, создателе знаменитого Сада чудовищ; либретто Мануэля Мухики Лайнеса по его одноименному историческому роману. Постановка оперы в Буэнос-Айресе была запрещена цензурой за «непристойность», премьера с успехом прошла в Вашингтоне, как на следующий год — в Нью-Йорке. |
Улисс |
итал. Ulisse |
Луиджи Даллапиккола |
1968 |
Додекафонная опера, в основе которой изложенный по мотивам сочинений Гомера и Данте миф об Одиссее как метафора современных условий человеческого существования. |
Панч и Джуди |
англ. Punch and Judy |
Харрисон Бёртуистл |
1968 |
|
Блудный сын |
англ. The Prodigal Son |
Бенджамин Бриттен |
1968 |
Третья притча Бриттена, предназначенная для церкви.[204] |
Дьяволы из Лудёна |
нем. Die Teufel von Loudun |
Кшиштоф Пендерецкий |
1969 |
Первая и одновременно самая популярная опера Пендерецкого.[204] |
Сад-лабиринт |
англ. The Knot Garden |
Майкл Типпетт |
1970 |
|
Оуэн Уингрейв |
англ. Owen Wingrave |
Бенджамин Бриттен |
1971 |
|
Трактирщик |
англ. Taverner |
Питер Дэвис |
1972 |
|
Смерть в Венеции |
англ. Death in Venice |
Бенджамин Бриттен |
1973 |
Последняя опера Бриттена (по новелле Томаса Манна), поставленная за три года до его смерти |
Великий Мертвиарх |
фр. Le Grand Macabre |
Дьёрдь Лигети |
1978 |
Впервые поставлена в 1976 году в Стокгольме, а к 1996 году была существенно переработана композитором. |
Лир |
англ. Lear |
Ариберт Райманн |
1978 |
По мотивам одноимённой трагедии Шекспира. Опера написана в стиле экспрессионизма специально для баритона Дитриха Фишера-Дискау |
Маяк |
англ. The Lighthouse |
Питер Дэвис |
1980 |
Вторая камерная опера Дэвиса написана на его собственное либретто |
Святой Франциск Ассизский |
фр. Saint François d'Assise |
Оливье Мессиан |
1983 |
В исполнении оперы задействовано 120 оркестрантов |
Портрет |
|
Моисей Вайнберг |
1983 |
Опера по повести Гоголя была написана в 1980, в 1983 поставлена в Брно, в 1992 в Москве, а в 2010—2011 ее поставили в Австрии, Великобритании и Франции |
Король слушает |
итал. Un re in ascolto |
Лучано Берио |
1984 |
Либретто написано на основе текстов трёх поэтов — Фредерика Эйншиделя, Хью Уистена Одена, Фредерика Вильгельма Готтера |
Эхнатон |
англ. Akhnaten |
Филип Гласс |
1984 |
Третья и завершающая опера трилогии «Портреты» |
Маска Орфея |
англ. The Mask of Orpheus |
Харрисон Бёртуистл |
1986 |
В наиболее неоднозначной опере Бёртуистла с различных точек зрения исследуется миф об Орфее |
Ночь в китайской опере |
англ. A Night at the Chinese Opera |
Джудит Уир |
1987 |
Повествование о китайской императорской династии Юань |
Никсон в Китае |
англ. Nixon in China |
Джон Кулидж Адамс |
1987 |
Написанная в минималистском ключе, опера повествует о встрече Ричарда Никсона и Мао Цзэдуна в Китае в 1972 году |
Гэвэйн |
англ. Gawain |
Харрисон Бёртуистл |
1991 |
Опера написана по староанглийской поэме Гавейн и Зелёный Рыцарь |
Жизнь с идиотом |
|
Альфред Шнитке |
1992 |
Гротескная опера по либретто Виктора Ерофеева |
Далекая любовь |
фин. Kaukainen rakkaus |
Кайя Саариахо |
2000 |
Либретто Амина Маалуфа о любви трубадура Жофре Рюделя к далекой триполитанской принцессе. Опера получила премию Гравемайера, ее запись — премию Грэмми |
Айнадамар (Источник слёз) |
исп. Ainadamar |
Освальдо Голихов |
2003 |
Либретто Дэвида Генри Хвана о любви и гибели Федерико Гарсиа Лорки. Запись получила две премии Грэмми |
Шоссе в никуда |
англ. Lost Highway |
Ольга Нойвирт |
2003 |
Либретто Эльфриды Елинек по фильму Дэвида Линча |
Буря |
англ. The Tempest |
Томас Адес |
2004 |
По мотивам одноименной драмы Шекспира |
В ожидании варваров |
англ. Waiting for the Barbarians |
Филип Гласс |
2005 |
По одноименному роману Дж. М.Кутзее |
Примечания
Ссылки
- The Viking Opera Guide (1993). ISBN 0-670-81292-7 Contributions are by noted specialists in their fields.
- Warrack John The Oxford Dictionary of Opera. — 1992. — ISBN 0-19-869164-5
- Boyden Matthew, et al.' Opera, the Rough Guide. — 1997. — ISBN 1-85828-138-5
- Orrey, Leslie and Milne, Rodney Opera: A Concise History. — World of Art, Thames & Hudson. — ISBN 0500202176
- Encyclopædia Britannica: Macropedia Volume 24, 15th edition. «Opera» in «Musical forms and genres». ISBN 0-85229-434-4
- Parker, Roger (ed). The Oxford Illustrated History of Opera. — London: Oxford University Press, 1994. — ISBN 0-19-816282-0
- The Penguin Guide to Opera on Compact Discs ed. Greenfield, March and Layton (1993 edition). ISBN 0-14-046957-5.
- Stein, Louise K. (1999), La púrpura de la Rosa (Introduction to the critical edition of the score and libretto), Ediciones Iberautor Promociones culturales S.R.L. / Instituto Complutense de Ciencias Musicales, 1999, ISBN 84-8048-292-3 (reprinted with permission of the publisher on Mundoclasico.com). Accessed 5 September 2008.
- Craig H. Russell: «Manuel de Zumaya», Grove Music Online ed. L. Macy (Accessed September 18, 2008), (subscription access)
Материалы для списка опер
- A-Z of Opera by Keith Anderson, Naxos, 2000. Архивировано из первоисточника 27 мая 2012.
- «The Standard Repertoire of Grand Opera 1607—1969», a list included in Norman Davies's Europe: a History (OUP, 1996; paperback edition Pimlico, 1997). ISBN 0-7126-6633-8.
- Operas appearing in the chronology by Mary Ann Smart in The Oxford Illustrated History of Opera (OUP, 1994). ISBN 0-19-816282-0.
- Operas with entries in The New Kobbe’s Opera Book, ed. Lord Harewood (Putnam, 9th ed., 1997). ISBN 0-370-10020-4
- Table of Contents of The Rough Guide to Opera. Архивировано из первоисточника 12 мая 2012. by Matthew Boyden. (2002 edition). ISBN 1-85828-749-9.
- Operas with entries in The Metropolitan Opera Guide to Recorded Opera ed. Paul Gruber (Thames and Hudson, 1993). ISBN 0-393-03444-5 and/or Metropolitan Opera Stories of the Great Operas ed. John W Freeman (Norton, 1984). ISBN 0-393-01888-1
- List of operas and their composers in Who’s Who in British Opera ed. Nicky Adam (Scolar Press, 1993). ISBN 0 859 67 894 6
- Entries for individual operas in Warrack John, and Ewan West The Oxford Dictionary of Opera. — Oxford: Oxford University Press, 1992. — ISBN 0-19-869164-5
- Entries for individual operas in Who’s Who in Opera: a guide to opera characters by Joyce Bourne (Oxford University Press, 1998). ISBN 0-19-210023-8