Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Су-22

13-09-2023

Су-17
Су-22УМ3К ВВС Польши
Тип Истребитель-бомбардировщик
Разработчик ОКБ Сухого
Производитель КнААПО
Главный конструктор Н. Г. Зырин
Первый полёт 2 августа 1966 года
Начало эксплуатации 1970 год
Статус Эксплуатируется
Основные эксплуатанты ВВС СССР
Годы производства С 1969 по 1990 год
Единиц произведено 2867
Базовая модель Су-7Б
 Изображения на Викискладе

Су-17 — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов. Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался и применялся в ряде вооружённых конфликтов.

Содержание

История создания

В начале 1960-х годов перед ОКБ П. О. Сухого была поставлена задача глубокой модернизации недавно поступившего на вооружение истребителя-бомбардировщика Су-7. Модернизация была направлена на улучшение бортового радиоэлектронного оборудования, а также взлётно-посадочных характеристик самолёта. Было использовано набиравшее популярность в то время техническое решение — крыло изменяемой геометрии. Ведущим конструктором по новой машине был Н. Зырин.

Первый прототип будущего самолёта имел обозначение Су-7ИГ (внутреннее обозначение в ОКБ — С-22И) и представлял собой серийный Су-7БМ с новым крылом и несколько изменённой конструкцией фюзеляжа. Первый полёт он совершил 2 августа 1966 года (лётчик-испытатель В. Ильюшин). В июле 1967 года самолёт был впервые продемонстрирован общественности на воздушном параде в Домодедово. Испытания выявили улучшение взлётно-посадочных характеристик и увеличение дальности и продолжительности полёта. В ноябре 1967 года вышло совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале серийного производства самолёта в 1969 году. В конструкцию был внесён ряд изменений. Предсерийный самолёт получил обозначение С-32.

Серийный выпуск Су-17 начался на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре в 1969 году. Первой строевой частью, вооружённой новыми самолётами, стал 523-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков Дальневосточного военного округа в октябре 1970 года. Производство Су-17 продолжалось до 1990 года, всего произведено 2867 самолётов всех модификаций. Последней строевой частью в ВВС России, использовавшей Су-17М4 до января 1998 года, была 43-я омшаэ Черноморского Флота, дислоцированная на аэродроме Гвардейское в Крыму[источник не указан 786 дней].

Боевое применение

Хотя Су-17 имел возможность ведения воздушного боя против западных самолётов третьего поколения, он, как и его предшественник Су-7, никогда не использовался в качестве истребителя.

«Боевое крещение» Су-17 состоялось очень рано — в 1973 году. В составе ВВС Сирии к моменту начала Октябрьской арабо-израильской войны имелись 15 новейших Су-20, применявшихся наравне с Су-7. Сирийские самолёты понесли в этой войне тяжёлые потери — было сбито 8 Су-20, то есть половина имевшегося парка.

Второй раз сирийские Су-17 (теперь в модификации Су-22М) применялись в боевых действиях в июне 1982 года во время вторжения Израиля в Ливан. Обстоятельства их применения достаточно противоречивы; известно, что они выполнили всего один групповой боевой вылет (10 самолётов), причём потери оказались катастрофическими (7 самолётов). Согласно информации В. Марковского, этот вылет был совершён 11 июня с целью уничтожения Израильского командного пункта; несмотря на потери, авиаудар был успешным, в результате него погиб израильский генерал Иегуда Адам[1]. Эта информация, однако, противоречит официальным данным о гибели командующего Западным направлением генерала Иекутиэля (не Иегуды) Адама, согласно которым он погиб 9 июня в столкновении с палестинскими боевиками возле Дамура.

Су-17 был единственным советским боевым самолётом, участвовавшим в Афганской войне 19791989 годов от начала и до конца. Основными модификациями были истребитель-бомбардировщик Су-17М3 и разведчик Су-17М3Р. В первый год войны применялись ранние Су-17 и Су-17М, а в 1988 году в Афганистане появились Су-17М4. Самолёты применялись очень широко, хотя во второй половине войны были несколько потеснены штурмовикам Су-25. Потери, поначалу очень небольшие, заметно выросли после появления у моджахедов переносных зенитно-ракетных комплексов, особенно «Стингер». Точное число потерянных в Афганистане Су-17 неизвестно, однако предполагается, что их было не менее 30 машин, то есть около четверти от общих потерь ВВС СССР. Кроме того, Су-17 в экспортных модификациях был одним из двух основных боевых самолётов ВВС Афганистана (наряду с МиГ-21). Сообщалось, что три афганских «Сухих» были сбиты пакистанскими истребителями F-16 в районе афгано-пакистанской границы.

После падения правительства Наджибуллы в 1992 году характер гражданской войны в Афганистане значительно изменился. В условиях фактического отсутствия центральной власти самолёты национальных ВВС приходили в негодность из-за нехватки запчастей и низкого уровня техобслуживания. Однако занявшее Кабул в 1996 году движение Талибан получило некоторое число боеспособных самолётов, включая Су-22. Они использовались для бомбардировок позиций Северного Альянса до 2001 года, когда были уничтожены на аэродромах американской авиацией в ходе операции «Enduring Freedom».

Иракские Су-20 и Су-22 применялись в войне против Ирана (19801988). По иронии судьбы, 44 иракских самолёта этого типа были перегнаны в Иран во время войны в Персидском заливе (1991) для сохранения от ударов американской авиации; после завершения войны Иран не вернул эти самолёты их законному обладателю. Американские истребители F-15 сбили четыре «Сухих» во время перелёта и ещё два — в марте 1991 года после завершения боевых действий, когда ВВС Ирака участвовали в подавлении шиитского восстания на юге страны.

ВВС Анголы использовали Су-22 против партизан УНИТА в ходе гражданской войны в стране. Два перуанских Су-22М были сбиты во время короткой пограничной войны с Эквадором в 1995 году. Ливийские «Сухие» бомбили позиции проправительственных сил во время гражданской войны в Чаде в 1980-е годы. 19 августа 1981 года два ливийских Су-22 были сбиты американскими перехватчиками F-14 во время облёта кораблей 6-го флота США. Известно, что самолёты из состава ВВС Йемена совершали боевые вылеты в ходе гражданской войны 1994 года; также отмечены вылеты и потери в 2009 году в ходе конфликта с шиитскими боевиками.

Места дислокации

Модификации

Базовые варианты

  • Су-17 (Fitter-B по классификации НАТО) — первый серийный вариант.
  • Су-17М (Fitter-C) — первый вариант, выпускавшийся в большом количестве. Имел новый двигатель АЛ-21Ф-3, увеличенный запас топлива, улучшенное БРЭО. Первый полёт — 28 декабря 1971 года.
  • Су-17М2 (Fitter-D) — имел несколько удлинённую носовую часть фюзеляжа, предоставлявшую пилоту улучшенные обзор, новое БРЭО и более широкий спектр управляемого вооружения. Первый полёт — 20 декабря 1973 года.
  • Су-17УМ (Fitter-E) — первый двухместный учебно-боевой вариант. Первый полёт — 15 августа 1975 года.
  • Су-17М3 (Fitter-H) — создан на основе учебно-тренировочного варианта Су-17УМ. На месте кабины инструктора располагался отсек БРЭО и дополнительный топливный бак. Имел новое прицельно-пилотажное оборудование и две дополнительные точки подвески для ракет класса «воздух—воздух». Первый полёт — 30 июня 1976 года.
  • Су-17УМ3 (Fitter-G) — двухместный учебно-боевой вариант, оборудование которого унифицировано с Су-17М3. Это была единственная модификация Су-17, способная развивать скорость в два раза выше скорости звука. Первый полёт — 21 сентября 1978 года.
  • Су-17М4 (Fitter-K) — последний серийный вариант. Значительно изменен состав БРЭО, воздухозаборник сделан нерегулируемым, установлен характерный дополнительный воздухозаборник в основании киля. Первый полёт — 19 июня 1980 года.

Экспортные варианты

  • Су-17К — экспортный вариант первой серийной модификации. Поставлялся только в Египет.
  • Су-20 — экспортный Су-17М. Имел упрощённое БРЭО и меньшую номенклатуру вооружения. Первый полёт — 15 декабря 1972 года.
  • Су-22 (Fitter-F) — экспортный Су-17М2 с двигателем Р-29БС-300. Эта модификация (Су-17М2Д) имела унифицированный с МиГ-23 двигатель и не была принята на вооружение ВВС СССР.
  • Су-22У — экспортный Су-17УМ с двигателем Р-29БС-300. Первый полёт — 22 декабря 1976 года.
  • Су-22М (Fitter-J) — экспортный Су-17М3 с двигателем Р-29БС-300 и упрощённым БРЭО, соответствующем варианту Су-17М2. Первый полёт — 24 мая 1977 года.
  • Су-22УМ3 — экспортный Су-17УМ3 с двигателем Р-29БС-300. Позднее поставлялся за рубеж с двигателем АЛ-21Ф-3 под обозначением Су-22УМ3К.
  • Су-22М3 — экспортный Су-17М3 с оригинальным БРЭО.
  • Су-22М4 — экспортный Су-17М4.

Экспорт

Су-20 в окраске ВВС Польши

На экспорт в 15 стран мира было поставлено 1165 самолётов Су-17.

Характеристики

Лётно-технические данные основных модификаций самолёта Су-17[3]

ЛТХ различных модификаций самолётов Су-17
Су-17 Су-17М Су-17М2 Су-17М3 Су-17М4
Размах крыла, м
При стреловидности 30° 13,68 13,68 13,68 13,68 13,68
При стреловидности 63° 10,025 10,025 10,025 10,025 10,025
Площадь крыла, м²
При стреловидности 30° 38,49 38,49 38,49 38,49 38,49
При стреловидности 63° 34,45 34,45 34,45 34,45 34,45
Длина самолёта с ПВД, м 18,097 18,726 18,868 19,026 19,026
Длина фюзеляжа, м 15,315 15,347 15,547 15,572 15,572
Высота самолёта, м 4,962 4,857 4,857 5,129 5,129
Вес пустого самолёта, т 9,950 9,880 10,445 11,550 12,161
Вес взлётный максимальный, т 16,27 18,12 18,82 19,63 19,70
Вес нагрузки максимальный, т 2,50 4,00 4,00 4,00 4,07
Вес топлива максимальный без ПТБ, т 2,79 3,63 3,77 4,00 3,77
Скорость максимальная у земли, км/ч 1350 1350 1350 1350 1350
Скорость максимальная на высоте, число Маха 2,1 2,1 2,1 2,1 1,7
Скорость взлётная при максимальном взлётном весе, км/ч 350 390 390 380 360
Скорость посадочная при максимальном посадочном весе, км/ч 275 290 290 280 285
Скороподъёмность у земли максимальная, м/с 210 220 220 220 230
Потолок практический, км 16,35 15,20 15,40 14,00 15,20
Перегоночная дальность полёта с ПТБ, км 1930 2500 2500 2500 2550
Разбег при максимальном взлётном весе, км 1,25 1,50 1,50 1,60 1,50
Пробег с использованием тормозного парашюта, км 0,70 0,85 0,85 0,90 1,10

Характеристики варианта Су-22М4.

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 19,02 м
  • Размах крыла: 10,02/13,68 м
  • Высота: 5,12 м
  • Площадь крыла: 34,5/38,5 м²
  • Масса пустого: 12 160 кг
  • Нормальная взлётная масса: 16 400 кг
  • Максимальная взлётная масса: 19 430 кг
  • Масса топлива: 3770 кг
  • Двигатель: Люлька АЛ-21Ф-3 (1x7800/11200 кгс)
  • Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
  • Максимальное число Маха без подвесок: 1,7
  • Скороподъёмность: 230 м/с
  • Практический потолок: 14 200 м
  • Максимальная дальность полёта у земли: 1380 км
  • Максимальная дальность полёта на высоте: 2300 км
  • Ресурс самолёта: 2000 лётных часов или 20 лет
  • Вооружение:
    • 2 авиапушки НР-30 (по 80 снарядов на ствол)
    • 2 ракеты «воздух-воздух» К-13, Р-60, Р-73
    • подвесные пушечные контейнеры
    • свободнопадающие бомбы, кассетные бомбы
    • НАР от 57 до 330 мм
    • управляемые ракеты «воздух-земля» Х-23, Х-25, Х-29, Х-58

Сохранившиеся экземпляры

Примечания

  1. Горячий июнь 1982-го.
  2. Польша намерена продлить срок службы истребителей
  3. В. Марковский, И. Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-17. — М.: «Экспринт», выпуск № 21, стр. 58

Ссылки

  • Фотообзор Су-22М4
  • Су-17 на сайте ОАО «Компания „Сухой“»
  • Су-17 на сайте «Уголок неба»

Су-22.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06