22-10-2023
Аэропорт Домодедово | ||
---|---|---|
Аэродромно-диспетчерский пункт аэропорта | ||
Код IATA: DME — Код ICAO: УУДД (UUDD) | ||
Информация | ||
Страна | Россия | |
Регион | Московская область | |
Тип | гражданский | |
Местонахождение | Московская область, Домодедовский район
|
|
Базирующиеся авиакомпании | ||
Высота над уровнем моря | +167 м. | |
Координаты | ||
Местное время | UTC +4 | |
Время работы | круглосуточно | |
Веб-сайт | ||
Взлётно-посадочные полосы (ВПП) | ||
Номер | Размеры | Покрытие |
14Л/32П | 3794х53 | армобетон |
14П/32Л | 3500x60 | армобетон |
Статистика (2011) | ||
Пассажиро- оборот (год) |
▲ 25 701 610 чел. | |
Грузо- оборот (год) |
▲ 191 190 тонн. | |
Источники:[1][2] |
Аэропо́рт Домоде́дово — аэропорт, расположенный в Домодедовском районе Московской области. На весну 2011 года являлся крупнейшим по величине пассажирооборота российским аэропортом[3][4], также входит в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы . Расположен на границе городского округа Домодедово и Раменского района Московской области, в 45 километрах к юго-востоку от центра Москвы, в 22 километрах от МКАД.
Аэропортовый комплекс включает в себя лётное поле, образованное двумя независимыми параллельными взлётно-посадочными полосами (ВПП1 и ВПП2). Они расположены в двух километрах друг от друга, что делает Домодедово единственным аэропортом Московского авиационного узла, способным одновременно производить на своих полосах операции по взлёту и посадке. Обе ВПП сертифицированы по категории ICAO CAT IIIА. Реконструкция ВПП1 позволила Домодедову стать первым российским аэропортом, имеющим возможности принимать пассажирский лайнер Airbus A380[5].
Пассажирский терминал аэропорта Домодедово имеет сертификат «С» IATA и является первым в России, прошедшим сертификацию по международному стандарту качества ISO 9001:2000[6].
Доля пассажиропотока аэропорта от общего объёма в Москве составляет 46 %. По состоянию на 2010 год из Домодедова выполняли рейсы 76 авиакомпаний по 243 направлениям по всему миру, 101 из которых уникальны для московского авиационного узла. Среди партнёров аэропорта 48 иностранных авиакомпаний (12 из них представляют страны СНГ) и 28 российских. В 2011 году Домодедово, выбранный для полётов в Москву членами таких известных авиационных альянсов, как Star Alliance и Oneworld, обслужил 25,7 млн пассажиров.[7]
Владельцем аэропорта считается группа «Ист Лайн». Формально аэропорт принадлежит кипрской компании East Line, которая, в свою очередь принадлежит зарегистрированной на острове Мэн компании FML[8].
История аэропорта началась 13 ноября 1954 г., когда Совет Министров СССР принял решение о строительстве второго московского аэропорта гражданского воздушного флота в районе селения Елгазино Подольского района Московской области. С таким предложением выступило Главное управление гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР.
21 декабря 1955 г. Совет утвердил проектное задание. Через год одновременно с началом строительства вышел приказ № 9 начальника Главного управления ГВФ «О создании Дирекции строительства второго московского аэропорта и назначении директором т. Иванова И. П.». Первоначально проект именовался «Москва II» и был закреплён за Дирекцией как объект № 306.
Днём рождения аэропорта Домодедово считается 7 апреля 1962 г. В этот день вышел приказ начальника Главного управления гражданского воздушного флота № 200 «Об организации Московского аэропорта Домодедово», в тексте которого значилось: «Организовать в составе Московского управления транспортной авиации ГВФ аэропорт Домодедово и впредь именовать его московский аэропорт Домодедово».
После образования в 1963 г. линейно-эксплуатационных ремонтных мастерских и выхода соответствующих приказов, из аэропорта начали осуществляться грузовые и почтовые рейсы на самолётах Ту-104 и Ил-18[9].
25 марта 1964 г. из Домодедово вылетел первый пассажирский рейс самолётом Ту-104 по маршруту Москва — Свердловск. 20 мая 1964 г. состоялось открытие аэровокзального комплекса. Регулярные пассажирские рейсы начали выполняться в 1966 г.
Аэропорт, находящийся на юго-востоке Московской области, задумывался как узловой для дальнемагистральных полётов в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию, кроме того, аэропорт обслуживал среднемагистральные маршруты в Поволжье и на Урал[10]. В Домодедово базировались самолёты семейств Ил и Ту. В 1992 г. аэропорт получил статус международного.
В 1999 г. началась реконструкция аэровокзального комплекса. Она проходила в рамках Комплексной программы развития аэропорта до 2003 г., которая была утверждена Правительством Московской области и коллегией Федеральной авиационной службы РФ. В её рамках прошла практически полная реконструкция аэровокзального комплекса, который открылся в 2000 г. Деятельность аэропорта на время всего периода работ не прекращалась.
С 2004 по 2008 г. проходило расширение пассажирских терминалов. До 2013 г. руководство московского аэропорта Домодедово планирует увеличить площадь аэровокзального комплекса практически до 500 тыс. м²[11].
В 2011 году в рамках премии «World Airport Awards» аэропорт был признан самым лучшим в Восточной Европе.[12]
В Домодедове были построены две взлётно-посадочные полосы с синтетическим и армобетонным покрытием. Расстояние между их осями составляет два километра, что позволяет одновременно производить операции по взлёту и посадке. Это единственный аэропорт в Московском авиационном узле, который располагает такими возможностями. Полосы во Внуково перекрещиваются, а расстояние между параллельными ВПП в Шереметьево требует строгой очерёдности выполнения взлётно-посадочных операций[13].
ВПП-1 длиной 3500 м была построена в 1962 г., а официально введена в эксплуатацию в 1964 г. Полоса была реконструирована дважды — в 1976 году и в 2007 году. Строительство ВПП-2 завершилось в 1968 году. Реконструировалась она лишь однажды — в 1981 году. Длина полосы — 3794 метра.
Обе ВПП имеют Сертификат соответствия стандартам высшей категории ICAO — IIIА, что позволяет Домодедову принимать воздушные суда всех используемых типов (имеющие бортовое оборудование инструментальной посадки) при горизонтальной видимости не менее 200 метров и высоте нижней границы облаков не менее 30 метров. Пропускная способность полос, имеющих сертификат по этой категории, 20 и 60 воздушных судов в час при простых метеоусловиях (при сложных 7 и 12)[14].
На время реконструкции первой взлётно-посадочной полосы функции ВПП осуществляла магистральная рулёжная дорожка (МРД), которая была специально дооборудована до необходимого уровня.
В связи с ростом пассажиропотока и необходимостью реконструкции второй ВПП, руководство аэропорта заговорило о необходимости строительства третьей взлётно-посадочной полосы. ВПП-2, построенная в 1968 году, по информации представителей аэропорта Домодедово, может эксплуатироваться до 2014 года, после чего её необходимо закрывать на реконструкцию.
Несмотря на то, что Домодедово является частным аэропортом, его управляющая компания не может самостоятельно принять решение о строительстве новой ВПП. Причина заключается в том, что территория аэродрома, к которой относятся взлётно-посадочные полосы, не может быть по закону отдана в частные руки и принадлежит государству[15][16].
В сентябре 2010 года в распоряжение ряда СМИ попал протокол совещания под председательством Владимира Путина, согласно которому Минтрансу, Минэкономразвития и Минфину России было поручено «обеспечить финансирование и развитие московского авиатранспортного узла с учётом реконструкции существующих взлётно-посадочных полос в аэропортах Внуково и Домодедово и строительства третьей ВПП в аэропорту Шереметьево»[17].
В конце октября 2010 года Министр транспорта Игорь Левитин рассказал информационному агентству РИА Новости, что Министерство транспорта и аэропорт Домодедово ведут переговоры о строительстве третьей полосы[18]. После этого заявления полемика в СМИ о том, где целесообразно строить ВПП-3, возобновилась с новой силой. Руководство московского аэропорта Домодедово заявляет, что при строительстве полосы на прилегающих к нему территориях оно готово вложить собственные средства в их выкуп. Помимо этого, в случае принятия решения о строительстве новой ВПП в Шереметьеве, придётся переселять жителей нескольких населённых пунктов, которые уже обратились с просьбой не делать этого в открытом письме к премьер-министру Владимиру Путину. Помимо выселения деревень потребуется перенос русел или устройство водоперепускных сооружений для рек Клязьма, Альба, Ключи. Но и в этом случае на участке, зарезервированном аэропортом Шереметьево, может быть размещена полоса длиной 3200 метров вместо необходимых 3600 метров, что даст ограничения по приёму крупных воздушных судов[19].
По просьбе руководства Комитета по транспорту Государственной Думы РФ группа компаний «Прогресстех» подготовила независимый отчёт о состоянии Московского авиационного узла, в котором оценивает строительство новой ВПП в Шереметьево в 45 млрд рублей, а в Домодедово — в 20 млрд рублей. Это связано с тем, что территории под строительство новых полос были зарезервированы руководством Домодедово ещё в 2005 г., и их площадь позволяет построить до 10 новых ВПП[20]. Собственники аэропорта заявили, что готовы самостоятельно выкупать необходимые для строительства участки, которые к тому же не требуют изменений природных условий и не заселены людьми[19].
Генеральный директор московского аэропорта Шереметьево Михаил Василенко в своём блоге привёл в качестве основного аргумента в пользу управляемого им аэропорта то, что Шереметьево является государственным активом.
Однако, по мнению колумниста «Российской газеты» Николая Злобина, вложенные в Шереметьево госсредства не найдут отдачи: «Новая полоса будет в 8 км от терминала, из-за чего только транспортировка самолёта составит примерно 40 минут. Это не только лишает смысла бизнесмену лететь, скажем, из европейской столицы, увеличивая полёт на треть, но ведёт к резкому увеличению расходов авиакомпаний. Пассажиры, видимо, вообще будут приезжать за багажом на следующий день. Расстояние противоречит мировым стандартам безопасности для руления широкофюзеляжных самолётов — 5 км, после чего резко повышаются шансы на аварию из-за перегрева шасси. А спасателям придётся ехать 8 км, прежде чем начать спасать. Какие западные авиа- и страховые компании пойдут на такой риск?»[21]
Тем не менее, переговоры о строительстве третьей ВПП продолжаются как Минтрансом, так и руководством обоих аэропортов.
Нынешнее здание аэровокзального комплекса (АВК) — или пассажирский терминал — аэропорта Домодедово имеет площадь 135 тыс. м²[22]. На первом этаже располагаются острова регистрации, магазины, точки питания, зал ожидания, вылеты и прилёты внутренних и международных линий.
В аэропорту Домодедово действует островная система регистрации: в АВК располагаются четыре острова по 22 секции и два острова по 20 секций и ещё четыре секции для регистрации негабаритного багажа. Они систематизированы в соответствии с авиакомпаниями, осуществляющими рейсы. Острова регистрации и на внутренние, и на международные рейсы расположены под одной крышей в соответствии с трансферными технологиями, рекомендованными ICAO и IATA[23]. Это сделано для облегчения маршрута следования трансферных пассажиров. Кроме того, имеются 13 секций для регистрации трансферных пассажиров и в стерильной зоне аэропорта.
На втором этаже общей зоны аэровокзального комплекса, на который ведут эскалаторы или лифты, можно посетить различные магазины, кафе и рестораны, спа-салон, отделения банков. Там же находятся почтовое отделение, миграционная служба и представительства авиакомпаний.
В общей зоне прилёта внутренних линий (ВВЛ) на первом этаже расположены выдача багажа, медпункт, отделение полиции, выход на посадку на Аэроэкспресс. В стерильной или чистой зоне вылета внутренних авиалиний на обоих этажах имеются несколько уборных, медпункт, курительная комната, бизнес-залы, различные магазины и точки питания, в том числе сетевые.
В зоне прилёта международных воздушных линий (МВЛ) находятся фито-, санитарно-карантинный и ветеринарный контроли, выдача багажа, курительные комнаты, душевые, камера хранения и зал прилёта официальных делегаций. Два этажа вылета международных линий включают в себя медпункт, несколько бизнес-залов, магазины беспошлинной торговли и точки питания различных типов[24].
В штатном режиме электроснабжение объектов инфраструктуры аэропорта обеспечиваeтся двумя независимыми источниками ПС-425 «Яковлево» и ПС-663 «Взлётная» ОАО «МОЭСК», cогласно разрешению на отбираемую мощность московский аэропорт Домодедово потребляет 23 МВт электроэнергии[25].
На втором этаже АВК работает круглосуточная бесплатная комната матери и ребёнка, рассчитанная на детей до восьми лет и на детей-инвалидов до 14 лет. В комнате есть условия для игр, кормления и сна ребёнка.
В Домодедове есть и залы отправления религиозных обрядов. В 2001 г. была открыта православная часовня во имя Архангела Михаила, а в 2002 — мечеть «Сафар».
Для пассажиров с ограниченными возможностями разработаны особые условия обслуживания. Например, крутящиеся двери в аэропорт снабжены специальной кнопкой на уровне сидящего человека. При нажатии на неё скорость вращения двери замедляется, что облегчает доступ в здание АВК. Лифты, ведущие на второй этаж, оборудованы выходами по обе стороны, а входы в магазины и точки питания имеют достаточную ширину для проезда в них кресла. Есть пандусы и специализированные уборные. Службы аэропорта по предварительному заявлению пассажира и авиакомпании могут обеспечить сопровождение пассажира до борта самолёта, оказав ему помощь в прохождении контроля[26].
Здание аэровокзального комплекса в нынешнем виде открылось в 2000 г. Но его реконструкция на этом этапе не закончилась. В 2003 г. руководство управляющей компании заявило о намерении построить ещё три пассажирских терминала, которые станут продолжением существующего без изменения концепции under-one-roof[27].
В 2010 г. пресс-служба аэропорта сообщила о дальнейшем расширении терминала, площадь которого должна достигнуть почти 500 000 кв. м[28].
Аэропорт связан с городом Москвой автодорогой, выходящей на Каширское шоссе, и железнодорожной линией, примыкающая на станции Домодедово к железнодорожной линии Ожерелье — Москва (Павелецкое направление).
С 2002 года между Москвой (Павелецкий вокзал) и платформой Аэропорт, примыкающей к АВК, курсируют аэроэкспрессы (время в пути 40—50 минут, следуют без остановок).
Кроме того, по тому же маршруту курсирует электропоезд со всеми остановками (в утреннее и вечернее время, всего около 9 пар в сутки, примерное время в пути — 1 час 10 минут).
Автобусы: № 308 Аэропорт Домодедово — метро «Домодедовская». Время в пути: 25-30 минут.
Также выполняются автобусные маршруты: № 30 Аэропорт Домодедово — ст. Домодедово; № 26 Аэропорт Домодедово — Красный Путь
В 2003 году руководство аэропорта Домодедово планировало, что к концу года пассажиропоток достигнет 9,5 млн пассажиров[29]. В сообщении об итогах года говорилось о достижении 9,4 млн и росте на 40,3 % по сравнению с предыдущим годом. В этот период журнал Airline Business посчитал динамику роста пассажиропотока Домодедова самой высокой среди 150 крупнейших аэропортов мира[30]. В 2004 году некоторые независимые специалисты прогнозировали удвоение показателей аэропорта к 2010 г., если будет проведена реконструкция одной из полос[31]. Она завершилась в 2007 г., а в ноябре 2010 г. СМИ сообщили о том, что пассажиропоток Домодедова к этому времени составил 18,9 млн пассажиров. Это больше, чем за весь 2009 г.[32] Лидером московского авиационного узла по количеству обслуженных пассажиров Домодедово стало ещё в 2005 г., обогнав Шереметьево[33]. За 2011 год Домодедово обслужил 25,7 млн. пассажиров.
29 апреля 2011 года аэропорт установил абсолютный рекорд по выпущенным рейсам. Из аэропорта вылетело 425 рейсов, которые перевезли более 51 тысячи пассажиров[34].
В 2007 году в аэропорту Домодедово была установлена система автоматических объявлений. Она работает на основе алгоритмов компиляции звуковых фрагментов. Каждое объявление подаётся системой на трёх языках: русском, английском и национальном языке направления прилёта или вылета. В Домодедове автоматически зачитываются объявления на более чем 20 национальных языках, в том числе на русском, английском, азербайджанском, армянском, арабском, вьетнамском, иврите, испанском, итальянском, киргизском, немецком, португальском, тайском, турецком, узбекском, украинском, французском, хинди, японском и других национальных языках стран отправления и прибытия рейсов. Система позволяет организовать вещание на неограниченном количестве языков[35][36]. Дикторы аэропорта самостоятельно зачитывают лишь специальные объявления, например, в том случае, если пассажира просят куда-нибудь подойти. Автоматическая система сортировки багажа работает в Домодедове с 2008 г. Помимо сортировки, она осуществляет многоуровневый контроль багажа и обеспечивает максимальную степень обнаружения в нём запрещённых к провозу веществ[37].
С World Tracer, разработанной совместно компанией SITA и ИАТА. Она позволяет отслеживать статус багажа, даже если он был отправлен по неверному направлению.
На багаж, не востребованный пассажирами, в World Tracer заполняется стандартный файл, в котором багаж, а также все обстоятельства его обнаружения подробно описываются. В это же время в другом аэропорту пассажир, не получивший этот чемодан, составляет на него заявку, указывая рейс, дату, цвет багажа, отличительные признаки. В автоматическом режиме система сразу начинает поиск: сравнивает файлы на найденный и потерянный багаж. В первую очередь определяется совпадение по номерам багажных бирок. В случае их отсутствия система сравнивает такие параметры, как информация о владельце багажа на именной бирке, цвет чемодана и надписи на нём, в те аэропорты, которые создали эти файлы, поступает сообщение. Специалист группы розыска багажа его обрабатывает и определяет, об искомом ли чемодане идёт речь или просто о похожем. И так пока багаж не найдётся.— «Что делать, если ваш багаж потеряли»[38]
Кроме этого пассажиры, вылетающие из Московского аэропорта Домодедово, могут воспользоваться услугами саморегистрации как в пассажирском терминале, так и с помощью CUSS (Common Use Self Service), через которые пассажир может получить свой посадочный талон, не ожидая очереди на стойке регистрации, где работает агент, оставить багаж на специальной стойке авиакомпании (Drop Off) и пройти на посадку[39]. Используется и технология Reprint, благодаря которой пассажиры без багажа могут зарегистрироваться на рейс через мобильный телефон. Терминал Reprint, считывая данные 2D-штрихкода с мобильного телефона пассажира, печатает посадочный талон, который затем предъявляется при прохождении линии авиационной безопасности. Это позволяет регистрироваться на рейс заранее или по дороге в аэропорт, тем самым уменьшая временные затраты пассажиров на регистрацию[40].
Пассажиропоток аэропорта Домодедово в 2011 году составил 25 701 610 человек, что на 15,5% больше по сравнению с 2010 годом. Такой результат представляет собой исторический максимум не только для Домодедово, но и для всех аэропортов России. В советское время аэропорт использовался исключительно для внутренних рейсов, сейчас (по данным на 2011 год) на долю внутрироссийских рейсов приходилось около 38% пассажирооборота (10,2 млн чел.), на международные авиарейсы — 62% (15,4 млн чел.)%[41]. В 2011 году аэропорт Домодедово обслужил 243 198 рейсов, что на 14,8% больше по сравнению с 2010 годом.
Крупнейшими авиаперевозчиками, использующими Домодедово, являются Трансаэро, S7 Airlines, Глобус, на которые приходится около 40% всех рейсов и около половины внутрироссийских.
Авиакомпании | Назначения |
---|---|
Aegean Airlines (Star Alliance) | Афины, Ираклион, Каламата, Керкира, Кос, Родос, Салоники |
Air Arabia | Шарджа |
AirBaltic | Рига |
Air Berlin (Oneworld) | Берлин-Тегель (до 27 октября 2013), Берлин-Бранденбург (с 27 октября 2013), Дюссельдорф, Мюнхен |
Air Bishkek | Бишкек, Ош |
Air Malta | Мальта |
Air Moldova | Кишинёв |
Air Onix | Симферополь |
Armavia | Ереван |
Astra Airlines | Салоники |
Austrian Airlines (Star Alliance) | Вена, Инсбрук |
Avia Traffic Company | Бишкек, Ош |
AZAL | Баку, Гянджа |
Bluebird Airways | Ираклион |
Bmi (Star Alliance) | Лондон-Хитроу |
British Airways (Oneworld) | Лондон-Хитроу |
Brussels Airlines (Star Alliance) | Брюссель |
Cathay Pacific Airways (Oneworld) | Гонконг |
Georgian Airways | Батуми |
East Air | Куляб |
EgyptAir (Star Alliance) | Каир |
El Al | Тель-Авив |
Emirates Airline | Дубай |
Etihad Airways | Абу-Даби |
Eurocypria Airlines | Пафос |
Evolavia | Анкона |
Iberia Airlines (Oneworld) | Барселона, Мадрид |
Israir | Тель-Авив |
Kam Air | Кабул |
Japan Airlines (Oneworld) | Токио-Нарита |
Lufthansa (Star Alliance) | Берлин-Тегель (до 27 октября 2013), Берлин-Бранденбург (с 27 октября 2013), Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне |
Meridiana | Кальяри, Ольбия, Флоренция |
Mistral Air | Верона, Неаполь |
Montenegro Airlines | Подгорица, Тиват |
Nouvelair Tunisie | Джерба, Монастир, Энфида |
Niki | Вена, Зальцбург |
Nordstar Airlines | Варна (чартер), Зальцбург (чартер), Кос (чартер), Корфу (чартер), Красноярск, Норильск, Новосибирск, Тиват (чартер), Хургада (чартер), Шарм-эль-Шейх (чартер) |
Qatar Airways | Доха |
Uzbekistan airways (Узбекистон хаво йуллари) | Андижан, Бухара, Карши, Наманган, Навои, Нукус, Самарканд, Ташкент, Термез, Ургенч, Фергана |
Royal Jordanian Airlines | Амман |
S7 Airlines (Oneworld) | Абакан, Аликанте, Анапа, Анкона (чартер), Анталья (чартер), Астрахань, Афины, Ашхабад, Баку, Барнаул, Братск, Бургас, Валенсия, Варна, Владикавказ, Волгоград, Горно-Алтайск, Даламан (чартер), Дублин, Дубровник, Дюссельдорф, Екатеринбург, Ереван, Инсбрук, Иркутск, Казань, Киев-Борисполь, Калининград, Кишинёв, Краснодар, Красноярск, Куляб, Мадрид, Монастир, Мюнхен, Надым, Неаполь, Нижневартовск, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Одесса, Омск, Ош, Павлодар, Пальма-де-Мальорка, Пермь, Пловдив, Подгорица, Прага, Пула, Римини, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Семипалатинск, Симферополь, Сочи, Сплит, Ставрополь, Тбилиси, Тенерифе, Тиват, Турин, Тюмень, Ургенч, Усть-Каменогорск, Уфа, Франкфурт-на-Майне, Худжанд, Челябинск |
S7 Airlines выполняется Глобусом |
Анапа, Кемерово, Краснодар, Минеральные Воды, Новосибирск, Новый Уренгой, Норильск, Оренбург, Ош, Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи, Сплит, Томск, Улан-Удэ, Чита, Якутск |
Singapore Airlines (Star Alliance) | Сингапур, Хьюстон |
Somon Air | Душанбе |
SriLankan Airlines | Дубай, Коломбо |
SCAT | Актау, Актюбинск, Шымкент |
Swiss (Star Alliance) | Женева, Цюрих |
Tajik Air | Душанбе, Куляб, Худжанд |
TAP Portugal (Star Alliance) | Лиссабон |
Thai Airways International (Star Alliance) | Бангкок |
Tunisair | Тунис, Энфида |
United Airlines (Star Alliance) | Вашингтон |
Vietnam Airlines (Sky Team) | Ханой, Хошимин |
Vueling Airlines | Барселона, Ивиса, Пальма-де-Мальорка |
Wind Jet | Бергамо, Верона, Катания, Пиза, Римини, Турин (сезонный), Форли |
Авиа Менеджмент Групп | Иваново, Кострома |
Ак Барс Аэро | Бугульма, Казань, Калининград, Нижнекамск, Пенза, Челябинск |
Аэрофлот выполняется Россией |
Санкт-Петербург |
Алроса | Анапа, Геленджик, Краснодар, Мирный, Полярный |
Белавиа | Минск |
ВИМ-Авиа | Аликанте (чартер), Андижан, Анталья (чартер), Барнаул, Геленджик, Гюмри, Гянджа, Екатеринбург, Карши, Краснодар, Ленкорань, Махачкала, Намаган, Новосибирск, Овда, Ош, Певек, Петропавловск-Камчатский, Салоники, Самарканд, Симферополь, Сочи-Адлер, Тенерифе (чартер), Термез, Фергана, Хабаровск, Хургада (чартер), Чита, Шарм-Эль-Шейх (чартер) |
ВИМ-Авиа выполняется Башкортостаном |
Анталья (чартер), Барселона (чартер), Пула (чартер), Салоники (чартер), Тенерифе (чартер) |
Ижавиа | Ижевск, Саратов |
ИрАэро | Иркутск, Каунас, Омск, Хабаровск, Южно-Сахалинск |
Колавиа | Анталья (чартер), Барселона (чартер), Бургас (чартер), Даламан (чартер), Пальма-де-Мальорка (чартер), Пула (чартер), Тиват (чартер), Хургада (чартер), Шарм-Эль-Шейх (чартер) |
Костромское авиапредприятие | Кострома |
Кыргызстан | Бишкек, Ош |
Международные Авиалинии Украины | Киев-Борисполь |
Московия | Бухара, Гянджа, Карши, Наманган, Самарканд, Тиват, Фергана |
Оренбургские Авиалинии | Анталья (чартер), Бургас (чартер), Оренбург, Пула (чартер) |
Полёт | Белгород, Воронеж, Липецк, Ульяновск-Баратаевка, Ярославль |
Псковавиа | Псков |
РусЛайн | Актюбинск, Анталья (чартер), Волгоград, Воронеж, Воркута, Грозный, Махачкала, Орск, Паланга, Петрозаводск, Саранск, Тромсё (чартер), Ульяновск-Центральный, Чебоксары, Элиста |
Саравиа | Саратов |
Северсталь | Великий Устюг, Череповец |
Таймыр | Красноярск, Норильск |
Татарстан | Бургас (чартер), Варна (чартер), Даламан (чартер), Измир (чартер), Казань, Керкира (чартер), Тиват |
Трансаэро | Абу-Даби, Актау, Аликанте (чартер), Алматы, Амман, Анадырь, Анапа, Анталья (чартер), Араксос (чартер), Астана, Атырау (Гурьев), Бангкок, Барселона (чартер), Берлин-Тегель, Благовещенск, Бодрум (чартер), Бургас (чартер), Бухара, Варадеро, Варна (чартер), Вена, Вильнюс, Владивосток, Гоа, Денпасар, Днепропетровск, Донецк, Дубай (чартер), Дубровник, Екатеринбург, Ереван, Ибица (чартер), Измир (чартер), Ираклион (чартер), Казань, Канкун (чартер), Караганда, Кемерово, Киев-Борисполь, Киев-Жуляны, Корфу (чартер), Кос (чартер), Костанай (Кустанай), Краснодар, Красноярск, Куала-Лумпур, Ларнака (чартер), Лион, Лиссабон, Лондон-Хитроу, Лос-Анджелес, Маврикий, Магадан, Магнитогорск, Мадрид, Майами, Малага (чартер), Мале (чартер), Маз О, Милан (чартер), Минеральные Воды, Монастир, Новосибирск, Новый Уренгой, Нью-Йорк, Одесса, Ольбия (чартер), Омск, Пардубице, Париж (Орли), Пафос (чартер), Пекин, Петропавловск-Камчатский, Пермь, Пула, Пунта-Кана (чартер), Пхукет (чартер), Римини (чартер), Рига, Родос (чартер), Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Санья, Симферополь, Сингапур, Сочи-Адлер, Сплит, Ташкент, Тель-Авив, Тенерифе (чартер), Тиват, Токио, Томск, Торонто, Улан-Удэ, Уральск, Уфа, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Хошимин, Хургада (чартер), Франкфурт-на-Майне, Фуншал (чартер), Шарм-эль-Шейх (чартер), Шымкент, Энфида (чартер), Южно-Сахалинск, Якутск |
Тулпар-ЭЙР | Байконур |
Туркменские авиалинии | Ашгабат (Ашхабад) |
Уральские авиалинии | Анапа, Анталья (чартер), Барселона (чартер), Геленджик, Гянджа, Екатеринбург, Иркутск, Кельн-Бонн, Куляб, Ленкорань, Неаполь (чартер), Новокузнецк, Новосибирск, Ош, Пальма-де-Мальорка (чартер), Римини (чартер), Родос (чартер), Санкт-Петербург, Салоники (чартер), Симферополь, Сочи, Тиват, Триест (чартер), Челябинск, Чита |
ЮТэйр | Анталья (чартер), Барселона (чартер), Ленкорань, Сургут, Тюмень, Хургада (чартер), Шарм-эль-Шейх (чартер) |
Ямал | Анталья (чартер), Гетеборг, Красноярск, Ленкорань, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард, Таганрог, Тиват, Тюмень, Уфа |
Пассажиропоток аэропорта составил в 2010 году 22,3 млн человек[42]. Выручка «Домодедово» за 2010 год составила 29,98 млрд руб. (на 2,6 % выше, чем в 2009 году), EBITDA — 12,78 млрд руб. (рост на 34 %), чистая прибыль — 7,69 млрд руб. (рост на 18,4 %). Свыше 60 % выручки аэропорту даёт побочный бизнес (наземное обслуживание самолётов, продажа топлива, бортовое питание и т. д.), оставшиеся 40 % практически поровну делятся между авиационным (сборы на взлет-посадку, за обслуживание пассажиров, авиационную безопасность) и неавиационным (аренда площадей, паркинг, отели и т. д.) направлениями деятельности[42].
год | 1990 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Пассажирооборот млн пасс. | 16,6[43] | 20,4[44] | 18,7[45] | 22,3[46] | 25,7 |
Аэропорт выпускает собственный полноцветный журнал «Домодедово» для авиапассажиров. Издание выходит ежемесячно (за исключением января — февраля, когда выходит номер за два месяца сразу)[47]. Тематика — широкая (от новостей авиакомпаний до статей про моду, путешествия и бизнес).
В московском аэропорту Домодедово не раз проходили воздушные «Крылья Октября». В 1971 г. в Домодедово прилетали французские лётчики, которых встречали на истребителях МиГ-21ФЛ
В аэропорту Домодедово имели место некоторые происшествия и катастрофы[49], в частности:
В Домодедове очень часто проходили испытания новых видов самолётов. Например, в 1966 г. велись эксплуатационные тесты Ил-62, а в 1993 — Ил-96-300.
Первый в истории мировой авиации сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144 начал осуществлять свои регулярные рейсы из Домодедова в Алма-Ату в 1977 г. Полёты были прекращены в связи со снятием самолёта с эксплуатации.
16 октября 2009 года крупнейший в мире пассажирский лайнер Airbus A380 успешно совершил посадку в международном аэропорту Домодедово. Домодедово — один из двух на данный момент аэропортов в России, которые сертифицированы для приёма Airbus A380 (вторым российским аэропортом, способным принимать A380, является аэропорт Толмачёво). Всего A380 пробыл в России два дня, в течение которых его показали руководителям авиакомпаний и журналистам. У участников мероприятия была возможность не только наблюдать демонстрационный полёт и посадку авиалайнера, но и побывать на борту двухпалубного гиганта. Лайнер пробыл в Москве до 17 октября, после чего отправился на международный аэрокосмический салон в Сеул (Южная Корея)[52].
В июле 2012 года авиакомпания Emirates и аэропорт Домодедово объявили о начале полётов Airbus A380 в Москву. Лайнер будет эксплуатироваться на одном из двух ежедневных рейсов в Дубай. Полёты начнутся 1 декабря 2012.[53]
Вид с воздуха
Автобус-шаттл
В Викиновостях есть события по этой теме: Домодедово |
Аэропорт Домодедово.