03-08-2023
После начала неспровоцированного российского вторжения на Украину в феврале 2022 года стороны конфликта предприняли несколько попыток его дипломатического урегулирования. Однако уже во второй половине весны переговорный процесс зашёл в тупик из-за взаимного недоверия и неразрешимых противоречий. Перспективы мирных переговоров стали ещё более призрачными после аннексии Россией украинских областей и начала систематических ударов по гражданской энергетической инфраструктуре, которыми российские власти намеревались склонить Украину к соглашению на своих условиях. В то же время западные союзники Украины подчёркивали готовность поддерживать её так долго, как это потребуется, и настаивали, что именно украинские власти должны принимать решение о начале переговорного процесса[1].
Первая попытка дипломатического урегулирования российско-украинского конфликта была предпринята в 2014 году в рамках «нормандского формата» — переговоров первых лиц России, Украины, Германии и Франции. Результатом встреч на высоком уровне и работы трёхсторонней контактной группы были разработаны Минский протокол и Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Они не затрагивали статус аннексированного Крыма и были направлены на прекращение огня на оккупированных частях Донецкой и Луганской областей. Однако прогресс в их реализации достигнут не был: большую роль в этом сыграла позиция России, которая фактически оккупировала украинские территории, но де-юре признавала их частью Украины[2][3][4].
В декабре 2021 года на фоне наращивания военной группировки вблизи украинской границы, сообщений о подготовке вторжения и росту агрессии в официальной риторике российские власти выдвинули ультиматум странам НАТО. Хотя ключевым вопросом стали отношения НАТО и Украины, последняя не была адресатом сообщения. Российское видение «гарантий безопасности» включало требование вывода контингента НАТО из стран, ставших членами альянса после 1997 года, отказ от принятия новых членов и какой-либо активности в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии, а также требования по контролю за вооружениями. Страны НАТО были готовы обсуждать отдельные пункты, но Россия настаивала на принятии всех обязательств сразу, что делало её требования заведомо невыполнимыми[4][5].
В первый день полномасштабного вторжения 24 февраля 2022 года Россия дважды направляла Украине предложение о капитуляции: напрямую через зампреда Правительства РФ Дмитрия Козака и через министра обороны Беларуси Виктора Хренина[2].
Первые три раунда российско-украинских переговоров прошли в Беларуси: 28 февраля делегации встретились в Гомеле, 3 и 7 марта 2022 года — в Бресте[4]. Украинскую сторону представляли советник офиса президента Михаил Подоляк, члены Верховной Рады Давид Арахамия, Рустем Умеров, Алексей Резников, Андрей Костин, замминистра иностранных дел Николай Точинский и банкир Денис Киреев. В российскую делегацию вошли Владимир Мединский, Борис Грызлов, Леонид Слуцкий, Андрей Руденко и Александр Фомин[6][7][8].
Как отмечали пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын и украинские переговорщики, делегация от России начала первую встречу с ультиматумов, но в дальнейшем обе стороны искали точки соприкосновения. По словам украинских делегатов, одной из проблем стала несамостоятельность представителей России (которым требовалось регулярно согласовывать свою позицию и получать указания от руководства страны) и отсутствие у них конкретных требований и предложений по механизмам их выполнения (помимо общих тезисов)[9].
Из публичных комментариев сторон следовало, что требования России касались, в частности, принадлежности ДНР, ЛНР и Крыма; закреплённого в конституции «внеблокового» статуса Украины и назначения Юрия Бойко премьер-министром страны. Для украинской стороны основными ключевыми были вопросы, связанные с гарантиями безопасности и территориальной целостности, но делегаты были готовы к компромиссам ради мира. Хотя в ходе трёх встреч в Беларуси и общения по видеосвязи стороны не достигли прогресса в вопросах прекращения огня, были согласованы формат взаимодействия и порядок организации гуманитарных коридоров[10]. От предложенных Владимиром Зеленским прямых переговоров на уровне глав государств Владимир Путин уклонился[6].
10 марта в рамках дипломатического форума в Анталье прошла встреча министров иностранных дел Украины и России Дмитрия Кулебы и Сергея Лаврова, а переговоры на уровне делегаций стартовали 29 марта в Стамбуле. В ходе встречи украинская сторона передала российским делегатам проект соглашения (так называемого «стамбульского коммюнике»), в котором в числе прочего была готова на внеблоковый статус неядерной страны под конкретные гарантии безопасности, а вопрос принадлежности Крыма предлагала решать средствами дипломатии в течение 15 лет. Примечательно, что проект соглашения не включал требования отвода войск на позиции до 24 февраля 2022 года, которое украинские делегаты озвучивали ранее[4][6][11].
В течение апреля стороны продолжили обсуждение проекта соглашения по видеосвязи на уровне делегатов и рабочих групп, но к маю были вынуждены признать, что переговоры забуксовали[12]. Сыграла роль необходимость привлечения к переговорам третьих стран, изменение ситуации на фронте (в т.ч. отступление России из-под Киева и чувствительное для Владимира Путина потопление флагмана Черноморского флота), вскрывшиеся факты массового убийства гражданских российскими военными в Буче и других городах Киевской области[9][11]. Сохранились разногласия в вопросах о статусе Крыма, Донецкой и Луганской областей. Кроме того, Украина вернулась к изначальному требованию отвода войск перед подписанием соглашения о прекращении огня, которое российская сторона считала неконструктивным[13].
Глава российской делегации Владимир Мединский утверждал, что переговоры были заморожены по инициативе украинской стороны. Давид Арахмия подчёркивал, что несмотря на регулярные контакты отсутствие перспектив у переговоров понимали обе стороны. Он также признавал, что Украина заинтересована в начале переговоров с более сильной позиции, которую сможет обеспечить будущее контрнаступление[14][15].
После аннексии Россией украинских областей президент Зеленский ввёл в действие решение Совета национальной безопасности и обороны, постулирующее невозможность ведения переговоров с Владимиром Путиным[16]. К началу ноября Зеленский смягчил позицию, что журналисты Politico связали с настояниями администрации президента США Джо Байдена[17]. Зеленский заявил о готовности к реальным переговорам и назвал условия мира: восстановление территориальной целостности страны, соблюдение устава ООН, репарации, наказание для каждого военного преступника и гарантии того, что нападение на Украину не повторится (что Los Angeles Times назвал условиями, на которые Россия заведомо не согласится)[18][19].
В ходе выступления по видеосвязи перед участниками саммита G20 Владимир Зеленский представил «формулу мира» — своё видение условий окончания российско-украинской войны. Это обеспечение радиационной, ядерной, продовольственной и энергетической безопасности Украины, обмен всех военнопленных и возвращение депортированных, восстановление территориальной целостности Украины, вывод российских войск с украинских территорий, недопущение новой эскалации, создание специального трибунала по расследованию преступлений России против Украины, а также выработка механизма компенсации ущерба, причиненного стране в ходе войны[20][21][22].
Украина, равно как США и страны ЕС, придерживаются консенсуса о том, что Россия не должна расширяться за счёт украинских территорий (в числе прочих причин это противоречит уставу ООН). При этом, если в ходе переговоров в марте 2022 года Украина была готова обсуждать возвращение к границам на 24 февраля, то позднее риторика сменилась и украинские официальные лица начали говорить о возвращении к границам 1991 года, включая Крым[23].
Россия никогда публично не обозначала конкретные цели вторжения или переговорную позицию. Ключевым условием для любых переговоров, которое представители России озвучивали каждый раз было признание за ней захваченных территорий. Так в сентябре 2022 года российские власти попытались создать fait accompli, аннексировав часть территорий Украины (включая те, которые в действительности не контролирует) и настаивая, что они более не могут быть предметом для переговоров[24].
При этом наблюдатели отмечали, что территориальный вопрос сильно ограничивал пространство для дипломатического манёвра России: даже возвращение к границам на 24 февраля 2022 года было бы воспринято как поражение и влекло бы за собой риск возвращения Украине Крыма[23].
Украина и её союзники со скепсисом относились к заявлениям российских властей о готовности к переговорам и отмечали, что Россия настаивала на переговорном процессе и перерыве в боевых действий с целью выиграть время на восполнение резервов и подготовку нового наступления[23][25].
Обсуждение гуманитарных коридоров для эвакуации мирных жителей и поставок помощи в районы в опасной близости к линии соприкосновения велось с первой встречи делегаций в Гомеле. На тот момент стороны достигли принципиального согласия, но конкретные условия и формат гуманитарных коридоров не были согласованы. Из-за этого запланированные эвакуации неоднократно срывались, и стороны обвиняли друг друга в нарушении договорённостей. К середине марта Россия и Украина смогли наладить работу гуманитарных коридоров во всех областях, оказавшихся в зоне боевых действий, хотя в ряде случаев российская сторона отказывалась согласовывать предложенные Украиной варианты[6][12].
Одной из ключевых тем переговоров с начала вторжения стало возобновление продовольственного экспорта из заблокированных Россией черноморских портов Украины для снижения мировых цен на зерно и обеспечения глобальной продовольственной безопасности. Посредниками в переговорах выступили ООН и Турция. Изначально Россия ставила многочисленные условия, в т.ч. отмену санкций против собственного не-продовольственного экспорта и финансового сектора и разминирование украинских портов. Последний пункт имел для Украины принципиальное значение, так как ставил безопасность портовых городов под угрозу, но власти были готовы на компромиссы в случае поставок противокорабельного вооружения[13][26].
В июле 2022 года сторонам удалось достичь договорённостей на основе предложенной ООН модели совместного контроля за перевозимыми грузами[13]. 13 июля Украина, Россия, Турция и ООН провели в Стамбуле прямые переговоры[27], а 22 июля было была подписана Черноморская зерновая инициатива — два отдельных соглашения с Турцией и ООН, раздельно подписанных Украиной и Россией[28]. Свои подписи под документами поставили министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков, министр обороны России Сергей Шойгу, министр обороны Турции Хулуси Акар и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш[29].
На следующий день после заключения зерновой сделки Россия нанесла ракетный удар по Одесскому порту, повредив портовую инфраструктуру[30]. Российские власти поначалу отрицали причастность[31], а затем заявили, что целью атаки были «военные объекты» — законные цели независимо от подписанных ранее документов[32][33]. Украинская сторона расценила атаку как демонстративный жест, направленный против Турции и ООН как гарантов сделки. Несмотря на атаку, 1 августа 2022 года первое судно, загруженное украинским зерном, вышло из порта Одессы в рамках Черноморской зерновой инициативы[28][34][35].
В январе 2023 года уполномоченный по правам человека России Татьяна Москалькова и её украинский коллега Дмитрий Лубинец провели в Турции несколько раундов переговоров возвращении на родину удерживаемых гражданских лиц (и обмене военнопленными). В их числе задержанные в Крыму и оккупированных территориях Донецкой и Луганской области после 2014 года: Украинская сторона сообщала о 377 известных ей заключённых, а также 158 украинцах (многие из них — крымские татары), которых Россия удерживала как политических заключённых[36].
18 января Координационный штаб по вопросам обращения с военнопленными сообщил о запуске специального проекта, в рамках которого украинцы смогут сообщить о пропавших в ходе войны родных и близких — с этими данными будут совместно работать уполномоченные по правам человека Украины и России. Ранее посредником в этом процессе выступал Международный Комитет Красного Креста. Переговоры продолжились по видеосвязи при посредничестве турецкой стороны[36].
МАГАТЭ выступила посредником урегулировании кризиса вокруг Запорожской АЭС, выступая за создание демилитаризованной зоны вокруг станции, чтобы минимизировать риск техногенной катастрофы[2]. Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси посещал Киев для встречи с президентом Зеленским и общался с российским руководством в Москве. Препятствием для разрешения кризиса была позиция российской стороны, которая отказывалась от демилитаризации станции под предлогом обеспечения её безопасности[37].
В декабре 2022 года министр энергетики Украины Герман Галущенко сообщил о готовности России заменить солдат на станции служащими Росгвардии. Однако Украина настаивала на полной демилитаризации станции возвращения её под управление украинского оператора — «Энергоатома». В январе 2023 года советник главы «Росатома» Ренат Карчаа оправдывал отсутствие прогресса в переговорах необходимостью согласованного механизма работы безопасной зоны в районе АЭС[38].
Одним из следствий российского вторжения на Украину стала остановка перекачки аммиака — важного компонента российского экспорта в страны Африки и Азии по трубопроводу Тольятти — Одесса. 17 ноября 2022 года Reuters сообщил о переговорах Украины и России по теме возобновления экспорта российского аммиака, которые прошли в Абу-Даби при посредничестве ОАЭ, но без участия ООН — участника соглашения об экспорте зерна из Украины. Как и ранее, Украина ставила освобождение украинских военнопленных условием запуска аммиакопровода[39][40]. В декабре 2022 года координатор ООН по вопросам гуманитарной помощи сообщал, что стороны были близки к соглашению[41].
ООН был заинтересован в возобновлении поставок аммиака из России через черноморские порты, чтобы увеличить предложение, снизить цены и смягчить проблемы с продовольственной безопасностью[42]. Однако начиная с осени 2022 года на фоне нормализации цен на природный газ и перенасыщения рынка на фоне сравнительно низкого спроса цены на удобрения упали до уровня 2021 года и продолжали снижение[43].
По мнению Чарльза Купчана, по состоянию на 15 июня 2022 года лучшим исходом войны являлись переговоры, так как у Украины отсутствовали возможности для деоккупации всех территорий, а продолжение войны имело негативное влияние на мировую экономику. Купчан считал, что администрации президента США Джо Байдена было необходимо прекратить делать категорические заявления, ссужающие возможности для переговоров[44].
7 октября 2022 года колумнист Гидеон Рахман написал о необходимости вести дипломатические переговоры параллельно военным действиям, а не считать их альтернативой[45][46].
22 ноября 2022 года эксперт по международным отношениям Дмитрий Фролов констатировал отсутствие у обеих сторон реальной заинтересованности в дипломатическом разрешении войны, отметив, что информационная кампания России по формированию имиджа властей Украины как стороны, отказавшейся от мирного решения, дала результаты[23].
По оценке аналитической компании Rand Corp, приведенной в аналитическом отчете, чем дольше будет продолжаться война, тем больше вероятность эскалации, которая может привести к прямому конфликту России и НАТО, а также применению Россией ядерного оружия. По мнению аналитиков, западные державы должны прилагать больше усилий, чтобы подтолкнуть враждующие стороны к переговорам[47].
Переговоры между Украиной и Россией (с 2022).