08-06-2023
Геополитические последствия в результате российского вторжения на Украину повлияли на увеличение количества сил быстрого реагирования НАТО с 40 до 300 тысяч военнослужащих и значительном увеличении расходов на оборону. Швеция, Финляндия, Украина и Республика Косово подали заявки на вступление в альянс. ЕС предоставил официальный статус кандидатов на членство Украине, Молдавии и Боснии и Герцеговине. Европейский союз объявил о более глубокой интеграции с НАТО . Вторжение ускорило переход мировой экономики на возобновляемые источники энергии, а также к существенному ослаблению роли России на мировом рынке энергоносителей. Украина, Австралия, Новая Зеландия, США, ЕС и Канада ввели эмбарго на российские энергоносители, а Япония и Тайвань отказались от закупок российского угля .
Последствием вторжения стал кризис в ряде международных организаций, где доминирующиее положение занимала Россия. Так Чехия, Болгария, Польша, Румыния и Словакия заявили о выходе из Международного банка экономического сотрудничества и Международного инвестиционного банка; Польша, Украина и Чехия — из Объединённого института ядерных исследований; Польша и Украина — из Международного центра научной и технической информации. Кроме Белоруссии, никто из членов Организации Договора о коллективной безопасности не поддержал российское вторжение в Украину. Впервые с 1939 года Швеция приняла решение вмешаться в военный конфликт и начала поставки вооружений на Украину .
Русская православная церковь в ходе вторжения России на Украину встала на сторону официальной Москвы и это привело к расколу внутри православной церкви: отделению Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) и переходу за несколько месяцев более 400 общин УПЦ МП в состав Православной церкви Украины (ПЦУ); фактическая автокефалия Латвийской православной церкви и многое другое .
На саммите в Мадриде НАТО признало Россию «самой значительной и прямой угрозой безопасности союзников, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе». Руководство альянса выразило намерение увеличить количество сил быстрого реагирования с 40 до 300 тысяч военнослужащих[1]. Реагируя на массовые военные преступления россиян против украинского мирного населения, НАТО изменило свою оборонительную концепцию — вместо сдерживания потенциального противника, угрожая возмездием, и допущения оккупации территории государств-членов до подхода войск союзников, альянс начал готовится защищать «каждый дюйм» своей земли с первого дня нападения, начав концентрировать войска на границе с Россией[2]. Кроме того, впервые со времён Холодной войны альянс утвердил подробный план своей коллективной обороны[3]. Расходы государств-челенов НАТО на оборону начали расти впервые с 1980-х годов[4] . Также альянс активизировал совместные учения с союзниками — «Air Defender 2023» стали крупнейшими в истории учениями военно-воздушных сил НАТО, в которых приняли участие 10 тысяч военных из 25 стран и 250 самолетов[5].
Российское вторжение на Украину нанесло серьезный урон европейской архитектуре безопасности, в связи с чем остававшиеся нейтральными и не входящие в НАТО государства Европы начали пытатся определить свою позицию в конфликте — и большинство из них в той или иной степени обратились к НАТО[6].
По данным опросов общественного мнения среди населения стран НАТО и ЕС, поддержка членства в этих организациях в 2022 году выросла до исторических максимумов[7][8][9].
11 мая 2022 года Великобритания официально подписала соглашения о взаимных гарантиях безопастности со Швецией и Финляндией[10]. 18 мая 2022 года придерживавшиеся нейтрального статуса и воздерживавшиеся от членства в НАТО Швеция и Финляндия, под влиянием событий вторжения России на Украину, официально подали заявки на вступление в альянс[11]. 24 марта 2023 года Швеция, Норвегия, Финляндия и Дания подписали письмо о намерениях по созданию объединенной противовоздушной обороны Северных стран, направленной на противодействие растущей угрозе со стороны России[12]. 4 апреля 2023 года Финляндия стала членом НАТО[13]. Швеция разрешила НАТО разместить войска на своей территории еще до вступления в альянс[14].
30 сентября 2022 года Украина подала заявку на вступление в НАТО в ускоренном порядке[15][16]. На вильнюсском саммите НАТО в июне 2023 года для Украины было отменено требование о Плане действий по членству (ПДЧ), согласована программа модернизации украинской армии с бюджетом 500 миллионов долларов в год и создан совет «Украина – НАТО»[3]. Частично признанная Республика Косово также запросила ускоренное вступление в НАТО и попросила о размещении на своей территории постоянной военной базы США[17].
11 июня 2023 года Польша, Чехия и Венгрия заключили с Словакией соглашение об объединении усилий в защите её воздушного пространства. Это было сделано после того, когда Словакия передала Украине свои МиГ-29 и С-300, фактически оставшись без ВВС и ПВО[18].
Германия в 2023 году впервые утвердила Стратегию национальной безопасности, зфиксировав в ней Россию как «главную угрозу» для Европы в обозримом будущем, обязательство тратить 2% ВВП на оборону, усиление противодействия кибератакам с подключение к этому ЕС и НАТО[19][20].
НАТО инициировало установление более тесных связей с Австралией, Новой Зеландией, Японией и Южной Кореей[23].
Япония активизировала военное сотрудничество и совместные учения с НАТО, впервые начав участвовать во встречах блока. По аналогии с государствами-членами НАТО в конце 2022 года японское правительство обнародовало пятилетний план наращивания военных расходов с 1 % до 2 % ВВП. По заложенным средствам японский оборонный бюджет уступил только США и Китаю, став третьим в мире[24][25][26][27].
Южная Корея до вторжения поддерживала чрезвычайно крепкие отношения с Россией, главным образом через слияние южнокорейской «новой северной политики» и российского «поворота на восток», однако, после него начала сближаться с НАТО. Её президент впервые принял участие в саммите НАТО, было открыто южнокорейское представительство при НАТО, а южнокорейское Национальное агентство разведки стало первой азиатской спецслужбой, присоединившейся к Объединенному центру передовых технологий по киберобороне НАТО. Кроме того, впервые с 2017 года прошёл трёхсторонний саммит между Южной Кореей, Японией и США, на котором было принято решение возобновить трёхсторонние военные учения, которые не проводились с декабря 2017 года[28][29].
Правительство Швейцарии опубликовало специальное дополнение отчету «Об основах политики безопасности» за 2022 год, в котором, в связи с войной на Украине, пришло к выводу о необходимости: более тесного сотрудничества Швейцарии с НАТО, включая участие в учениях блока, и Европейским союзом, включая участие в учениях, спасательных или эвакуационных операциях союза; ускорения процесса модернизации Вооруженных сил, включая закупку ракет класса «земля — земля» ; сохранения курса на нейтралитет[30].
Летом 2022 года члены НАТО Германия, Бельгия, Болгария, Чехия, Венгрия, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Румыния, Словакия, Словения, Великобритания, Литва и Эстония, а также не входящая в НАТО Финляндия, создали инициативу «Небесный щит Европы ». Она была направлена на увеличение совместимости систем ПВО европейских государств с целью создания «зонтика» над Европой по образцу израильского «Железного купола». В её рамках была достигнута договорённость о совместной закупке систем ПВО, таких как Arrow 3 и «Пэтриот»[31]. В феврале 2023 года к инициативе присоединились входящая НАТО Дания и стремящаяся в него войти Швеция[32], в июле — нейтральные Австрия и Швейцария[33].
В ответ на вторжение Европейский союз объявил о более глубокой интеграции с НАТО, о планах по значительному укреплению коллективной обороны и об ускорении расширения ЕС на восток[34]. В частности, ЕС предоставил официальный статус кандидатов на членство Украине, Молдавии[35] и Боснии и Герцеговине[36], а также принял официальные заявки на членство от Грузии[37] и частично признанной Республики Косово[36]. Также, в январе 2023 года, ЕС и НАТО подписали декларацию о сотрудничестве, определившую основной угрозой для организаций российскую агрессию. В рамках реализации декларации была создана совместная группа по защите критической инфраструктуры[38].
Дания после 30 лет отказа от участия присоединилась к Общей оборонной политике Евросоюза[39]. Также была одобрена заявка Великобритании на присоединение к PESCO[40], а Бельгия, Ирландия и Словения расширили своё участие в нём[41][42][43]. Миротворческая миссия EUFOR в Боснии и Герцеговине была усилена в связи с поддержкой Россией сепаратистской политики Республики Сербской[44].
Кроме того, в октябре 2022 года Евросоюз инициировал создание Европейского политического сообщества, объединившего 44 европейских государства, включая 27 государств-членов ЕС. Целью сообщества заявлено укрепление стабильности, безопасности и мира[45][46][47]. В январе 2023 года к сообществу присоединилось Сан-Марино[48][49], в марте — Андорра и Монако[50][51].
Впервые с 1939 года Швеция приняла решение вмешаться в военный конфликт и начала поставки вооружений на Украину[52][53]. Также от правила непредоставления оружия воюющим странам отказалась Финляндия, с 1956 года придерживавшаяся политики неприсоединения[54]. Норвегия отменила действовавшую с 1950-х годов политику непредоставления оружия государствам, не входящим в НАТО и находящимся в состоянии войны, и впервые поставила воюющему государству летальное оружие[55].
Традиционно нейтральная Швейцария, до этого избегавшая конфликтов с Россией, выступила в поддержку Украины и впервые с провозглашения нейтралитета на Венском конгрессе (1815) присоединилась к военным санкциям[56], а также начала реформировать политику в сфере поставок военной продукции воюющим странам[57][58]. Аналогично, впервые c 1978 года, поступил Сингапур[59][60] и, впервые в истории, другие традиционно нейтральные государства: Андорра[61], Монако[62], Сан-Марино[63]. На сторону Украины встали нейтральные Австрия, Ирландия[64] и Мальта[41]. Новая Зеландия и Фарерские острова внесли изменения в своё национальное законодательство, позволившие им ввести санкции против России[65][66].
На полях вильнюсского саммита НАТО в июне 2023 года государствами Большой семёрки и Украиной была подписана Совместная Декларация о поддержке Украины[3]. Она оговаривала, в числе прочего, снабжение Украины современной военной техникой для военно-воздушных и военно-морских сил, обучение военнослужащих Вооруженных сил Украины, передачу разведывательной информации и защиту от кибератак. Кроме того, план поддержки Украины включал меры по укреплению экономической устойчивости и стабильности Украины, в частности, путем реконструкции и восстановления, и техническую и финансовую поддержку для удовлетворения немедленных потребностей Украины, вызванных войной, развязанной Россией[67].
В дальнейшем к гарантиям безопастности присоединились: Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Исландия, Португалия, Испания, Греция, Румыния, Чехия, Ирландия, Бельгия, Северная Македония, Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Люксембург, Черногория и частично признанная Республика Косово[68][69].
Развязанная война с Украиной фундаментально ослабила Россию, послав ее на десятилетия назад во всех направлениях, в политическом, военном, экономическом смыслах. Россия как государство ограничено в своих стратегических действиях. Эксперты предполагают, что в результате своих действий Россия на десятки лет останется государством-изгоем для Запада. Китай и Индия ослабят санкционные эффекты, оказываемые на РФ, тем не менее Россия находится в неуклонном упадке[70].
В ответ на вторжение, а также на военные преступления, совершённые российскими войсками в ходе него, Парламентская ассамблея ОБСЕ, Парламентская ассамблея Совета Европы, Парламентская ассамблея НАТО, Европейский парламент, Латвия, Литва, Нидерланды, Польша, Словакия, Украина, Чехия и Эстония признали Россию террористическим государством[71][72][73][74]. США включили её в список стран, проводящих «политику или практику» торговли людьми, принудительного труда или тех, чьи силы безопасности или поддерживаемые правительством вооруженные группы вербуют или используют детей в качестве солдат[75], а также лишили статуса страны с рыночной экономикой[76]. Европейский союз включил Россию в «серый список» налоговых юрисдикций — стран, которые не полностью соблюдают международные налоговые стандарты[77].
Реагируя на вторжение Украина и Федеративные Штаты Микронезии разорвали дипломатические отношения с Россией[78][79]. Исландия, Латвия, Литва и Эстония — понизили их уровень[80][81][82]. Гватемала[83] и Чехия[84] отозвали послов из России.
Новая Зеландия приостановила дипломатические контакты с Москвой на высшем уровне[65]; Исландия ограничила общение, сотрудничество и встречи с представителями российских властей — двусторонние, региональные и многосторонние[85]; Польша отказалась от участия во встречах, в которых будут участвовать официальные представители России или Белоруссии[86].
Также произошла массовая высылка российских дипломатов из Европейского союза, Австрии[87], Бельгии, Болгарии, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Лативии, Литвы[88], Люксембурга[89], Молдавии[90], Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии[88], Северной Македонии[91], Словакии, Словении, США[88], Финляндии[92], Франции, Хорватии[87], Черногории, Чехии, Швеции, Эстонии и Японии[88][93].
Кроме того, ряд государств и организаций прекратили деятельность некоторых российских культурных, тогровых, дипломатических представительств на своей территории и своих — в России, а также ограничили возможность передвижения их сотрудников:
Название государства/организации | Действие на своей территории | Действие в России |
---|---|---|
Всемирная организация здравоохранения | — | Закрыла Европейский офис ВОЗ по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями, расположенный в Москве[94]. |
Европейский банк реконструкции и развития | — | Закрыл представительство в Москве[95]. |
Европейский союз | Европейский парламент запретил российским дипломатам и госслужащим вход в свои резиденции в Брюсселе и Страсбурге[96], а также доступ российских лоббистов в свои помещения[97]. Европейский совет и Европейская комиссия «дали указания больше не принимать людей, которые представляют интересы России»[97]. |
— |
Организация экономического сотрудничества и развития | — | Закрыла свой офис в Москве[98]. |
Австралия | Остановила строительство нового посольства России в непосредственной близости от здания парламента в Канберре[99]. Власти Канберры расторгли договор с российским посольством об аренде участка под планируемое новое посольство[100]. |
— |
Болгария | — | Закрыла своё консульство в Екатеринбурге[101] |
Великобритания | Запретила послу России в Великобритании Андрею Келину, всем другим аккредитованным российским дипломатам и официальным лицам в Великобритании посещать здание парламента в Вестминстере[102]. | — |
Германия | Закрыла 4 из 5 российских генеральных консульств[103]. | Закрыла немецкие генконсульства в Калининграде, Екатеринбурге и Новосибирске[103]. |
Исландия | Потребовала от России ограничить своё дипломатическое присутствие в Рейкьявике[82]. | Объявила о закрытии своего посольства в России с 1 августа 2023 года[82]. |
Латвия | Закрыла генконсульства России в Даугавпилсе и Лиепае[104] | Латвийское агентство инвестиций и развития закрыло внешнеэкономическое представительство в Москве[105] |
Литва | Закрыла российское консульство в Клайпеде[80]. Приняла решение снести культурно-деловой центр «Дом Москвы» в Вильнюсе[106]. |
Закрыла своё консульство в Санкт-Петербурге[107]. Литовские железные дороги закрыли свои представительства России[108]. |
Нидерланды | Закрыли торговое представительство России в Амстердаме[109]. | Посольство Нидерландов в России частично приостановило работу[110], а Генеральное консульство Нидерландов в Санкт-Петербурге прекратило её полностью[109]. |
Польша | Изъяла два здания в Варшаве, находившихся в пользовании российского посольства[111], а также базу отдыха на Зегжинском водохранилище в Скубянке под Варшавой, которая несколько десятилетий находилась в аренде у российского посольства[112]. Мэрия Варшавы изъяла школу при Посольстве РФ в пользу государства[113]. |
— |
Румыния | Приостановила деятельность Российского центра культуры и науки в Бухаресте[114]. | — |
Северная Македония | Отозвала согласие на работу почетного консула России в Битоле[115]. | — |
Украина | Киевский городской совет разорвал договор аренды земли с посольством России[116]. | — |
Финляндия | Отзовала лицензию у российского консульства в Турку[117]. Власти Турку лишили Генеральное консульство России права использования здания церкви, расположенного в городе[118]. |
Приостановила работу отделений своего генконсульства в Петрозаводске и Мурманске[119]. |
Франция | Ограничла доступ в «военные помещения» гражданам РФ, включая Венсенский замок[120]. | — |
Чехия | Отозвала разрешения на работу консульств России в Карловых Варах и Брно[121]. Отменила передачу в безвозмездное пользование России 59 земельных участков в Праге, Брно, Карловых Варах, Влканчицах и Еванах[122]. |
Временно закрыла свои консульские учреждения в Петербурге и Екатеринбурге[121]. |
Эстония | Закрыла российское генконсульство в Нарве и консульское отделение в Тарту[104]. | — |
ЮАР | Власти Западно-Капской провинции запретили сотрудникам посольства и консульства России участвовать в мероприятиях и встречах, организованных правительством провинции. Также они запретили своим чиновникам посещать какие-либо мероприятия или встречи, организованные посольством России или любым из её консульств[123]. | — |
Усилилась изоляция России на уровне международных организаций[124]. Так, ряд из них исключили Россию из своего состава, приостановили её членство, спровоцировали её самостоятельный выход либо остановили свою деятельность с ней. Среди них:
Организация экономического сотрудничества и развития окончательно отказала России в членстве[98]; Россию не переизбрали в руководящий совет Международной организации гражданской авиации[126]; Международный валютный фонд лишил российского представителя Алексея Можина статуса дуайена[127]; представитель России в ЮНЕСКО Александр Кузнецов покинул пост председателя Комитета всемирного наследия, а также должность постпреда[128][129]; Международная ассоциация воздушного транспорта исключила из своего совета управляющих генерального директора «Аэрофлота» Михаила Полубояринова[130]; Парламенсткая ассамблея Организации черноморского экономического сотрудничества отказалась утверждать мандаты новых членов российской делегации[131][132].
Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров приняла решение о приостановке аккредитации Московского международного кинофестиваля и Международного кинофестиваля «Послание к человеку»[133]; Международный конкурс имени П. И. Чайковского исключили из Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов[134]; Ганзейский союз Нового времени приостановил членство в организации 16 российских городов и исключил из Президиума члена от России Ольгу Попову[135]; Союз балтийских городов исключил Санкт-Петербург и Гатчину из своего состава[136]; Европейская ассоциация научных редакторов (EASE) прекратила индивидуальное членство специалистов из России[137]; авиационный альянс «Oneworld» исключил из своего состава «S7 Airlines»[138], а «SkyTeam» — «Аэрофлот — Российские авиалинии»[139]; Мировая металлургическая ассоциация исключила российских металлургов из своей деятельности[140]; Социалистический интернационал исключил партию «Справедливая Россия — За правду» из своего состава[141]; Европейский свободный альянс — Русский союз Латвии[142].
Последствием вторжения стал кризис в ряде международных организаций, где доминирующиее положение занимала сама Россия. Так Чехия, Болгария, Польша, Румыния, Словакия и Венгрия заявили о выходе из Международного банка экономического сотрудничества и Международного инвестиционного банка[143][144]; Польша[145], Украина[146] и Чехия[147] — из Объединённого института ядерных исследований; Польша[145] и Украина[148] — из Международного центра научной и технической информации. Петербургский международный экономический форум начал игнорироватся большинством высокопоставленных представителей других государств[149].
Из-за вторжения значительно ослабла поддержка дружественных к России сил на Балканах и в странах Центральной Европы (в том числе в Сербии, Польше, Венгрии)[150]. Например, президент Чехии Милош Земан, который долгое время был одним из самых стойких сторонников Владимира Путина, после вторжения назвал его сумасшедшим и призвал отключить Россию от SWIFT[151]. В 2023 году Земана на посту президента сменил отставной генерал НАТО Петр Павел[152].
С началом российского вторжения на Украину Молдавия ввела чрезвычайное положение, в связи с чем силовые структуры получили дополнительные полномочия. В феврале 2023 года президент Молдавии Майя Санду объявила о перехваченном украинской разведкой плане Кремля организовать госпереворот. Позже в СМИ был опубликован российский документ «Стратегические цели РФ в Республике Молдова», предусматривавший взятие страны под российский контроль к 2030 году. В ответ на это Молдавия начала ужесточать свой курс в отношении России и подконтрольного ей Приднестровья[153]:
Кроме Белоруссии, никто из членов Организации Договора о коллективной безопасности не поддержал российское вторжение в Украину. На фоне занятости России в войне с Украиной организация проявила себя пассивно в киргизско-таджикском и азербайджанско-армянском конфликтах. В ответ на это Киргизия отказалась проводить на своей территории учения «Нерушимое братство — 2022», а Армения отказалась от участия в совместных учениях, проведения на своей территории учений «Нерушимое братство — 2023» и своей квоты заместителя генерального секретаря организации. Более того, на фоне неспособности ОДКБ направить миссию в Армению, свою наблюдательную миссию туда отправил Европейский союз[158][159][160][161].
В связи с ослаблением влияния России, в Центральной Азии большую роль начали отыгрывать Турция с Организацией тюркских государств и Китай с Шанхайской организацией сотрудничества. Именно государства Центральной Азии стали альтернативным маршрутом для китайского проекта «Один пояс — один путь» вместо России. Также произошёл всплеск дипломатической активности между центральноазиатскими и европейскими государствами[162][163][164][165].
Помимо этого, возросла зависимость самой России от Китая[166][167]. Те страны, которые до вторжения Россия считала второсортными (среди них Турция и Иран), фактически приобрели право вето на некоторые аспекты российской политики или, по крайней мере, возможность требовать высокую цену за свою помощь[168].
После начала вторжения Исследовательский центр Пью провёл опросы населения в США, Канаде, Бельгии, Франции, Германии, Греции, Италии, Нидерландах, Польше, Испании, Швеции, Великобритании, Израиле, Австралии, Японии, Малайзии, Сингапуре и Южной Корее. В каждой из опрошенных стран отношение населения к России резко ухудшилось, достигнув исторических минимумов[169]. По данным опросов, проведённых в 27 странах ЕС, значительно уменьшилось количество европейцев, положительно относящихся к России: если в 2018 году Россию поддерживал каждый третий, то в 2022 году — лишь каждый десятый[7].
По данным Международного энергетического агентства, вторжение привело к ускорению перехода мировой экономики на возобновляемые источники энергии, а также к существенному ослаблению роли России на мировом рынке энергоносителей. Агентство прогнозирует почти двукратное падение российской доли на рынке к 2030 году, за счёт увеличения доли США и стран Ближнего Востока[170].
В 2022 году Норвегия обогнала Россию в качестве крупнейшего поставщика природного газа в ЕС[171], а США обогнали Россию по поставкам нефти[172]. Также в 2022 году Евросоюз впервые получил больше энергии из возобновляемых источников, чем от сжигания газа[173].
В 2022 году Украина, Австралия, Новая Зеландия и США ввели полное эмбарго на российские энергоносители, включая нефть, газ, уголь и нефтепродукты[174][175][176][177]. Великобритания взяла на себя обязательство полностью отказаться от российской нефти, нефтепродуктов и угля до конца 2022 года и «как можно скорее» от российского газа, выполнив его к июню 2022 года[178][179]. Канада ввела эмбарго на импорт российской нефти, Япония — угля и нефти (с исключением для сахалиснкой нефти до сентября 2023 года)[180][181]. Частично признанная Китайская Республика (Тайвань) полностью отказались от закупок российского угля[182].
ЕС запретил импортировать российский уголь[183] и наложил частичное эмбарго на нефть[184], а также заявил о планах полностью отказаться от российского ископаемого топлива уже к 2027 году[185].
Германия приняла план по ускоренному переходу экономики на возобновляемые источники энергии[186], объявила о полном отказе от российской нефти к концу 2022 года[187], и почти полном отказе от российского газа к 2024 году[188]. Латвия[189] и Италия[190] объявили о полном отказе от российского газа не позднее 2024 года. Ряд стран ЕС полностью отказался от российского газа уже в 2022 году, в том числе Финляндия, Польша, Болгария, Дания, Голландия[191], Эстония[192], Литва[193].
Аналогичные принятым ЕС ограничениям на импорт российских энергоносителей ввели: Албания, Босния и Герцеговина, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Северная Македония, Украина, Черногория и Швейцария[194][195][196][197][198].
На фоне этого в некоторые страны поставки энергоресурсов выросли. Экспорт угля в Китай за 2022 год на 20%, до 68 млн. тонн[199], в Южную Корею на 21%[200], в Индию в три раза[201][202]. По некоторым оценкам, общий объем экспорта российского угля в 2022 году сократился до 194 млн т (-29 млн т или -13%)[203]. Экспорт нефти в Китай за 2022 год вырос на 8% в 2022 году до 86,25 млн тонн. По данным индийского государственного банка Bank of Baroda, импорт российской нефти в Индию в прошлом году вырос в 10 раз. По данным Bank of Baroda в 2021 году российская нефть составляла всего 2% от годового импорта сырой нефти в Индию, в начале 2023 года этот показатель составлял почти 20%[204]. Кроме того, с декабря 2022 года был возобновлён экспорт российской нефти в Северную Корею[205]. Однако данные страны закупали российскую нефть и газ с большой скидкой (в некоторых случаях цена для Китая была в 12-15 раз ниже европейской), ввиду недоступности западного рынка и введения странами G7 ценового потолка на нефть из России , и, более того, в национальной валюте, с конвертацией и выводом которой возникли проблемы[206][149].
В связи с эмбарго Европейского союза был прекращен транзит российской нефти в Сербию[207].
Украина оставалась основным маршрутом транзита российского газа в Европу даже после начала вторжения. В начале мая Украина вынужденно прекратили транзит через газораспределительный пункт «Сохрановка» и компрессорную станцию «Новопсков», когда потеряла контроль над близлежащей территорией Луганской области. После перераспределения потоков объёмы поставок были восстановлены[208]. Осенью «Газпром» заявлял о недопоставке транзитного топлива в Молдавию и угрожал сократить транзит через Украину с конца ноября[209]. В итоге в конце декабря Молдавия отказалась от поставок российского топлива, переориентировавшись на поставки азербайджанского газа из Румынии[210].
Большая семёрка, Европейский союз, Австралия, Албания, Босния и Герцеговина, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Северная Македония, Украина, Черногория и Швейцария установили потолок цен на российскую нефть и нефтепродукты[211][212][213][214][215][216]. Европейский союз также установил потолок цен на российский газ[217].
После введения потолока цен азербайджанские, индийские, китайские и турецкие государственные органы и компании начали действоать в рамках введённых ограничений:
На фоне введения антироссийского эмбарго и потолка цен резко упала стоимость всех сортов нефти, включая европейский эталонный сорт Brent[223]. Но, даже несмотря на это, к январю 2023 года российская нефть торговалась с большой скидкой — практически в два раза дешевле, чем нефть марки Brent[224]. Следствием этого, по данным российского Минфина на январь 2023 года, стало падение ежемесячных доходов бюджета России от нефти и газа до самого низкого уровня с августа 2020 года[225]. К июню 2023 года, согласно данным Минфина России, нефтегазовые доходы бюджета России сократились ещё на 47%[226].
Латвия, Литва и Эстония заключили соглашение об отключении от совместной с Россией сети электроснабжения БРЭЛЛ, ранее запланированного до 2025 года, и подключении к Синхронной сети континентальной Европы[227].
Финляндия расторгла контракт на строительство АЭС «Ханхикиви-1» с «Росатомом»[228][229]. А украинский «Энергоатом» отказался от российского уранового концентрата[230]. При этом Росатом продолжил строительство АЭС в Турции[231], Индии[232], Бангладеш[233] и Китае[234]. В июле 2022 года начал строительство АЭС в Египте[235]
Свою нефть перестал поставлять российким компаниям Иракский Курдистан[236], а Казахстан изменил название своей нефти, экспортируемой через морские порты РФ, на KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil) чтобы дистанцироваться от попавшей под санкции российской нефти — Российской экспортной смеси сырой нефти (REBCO/Urals) и Siberian Light. Ранее нефть, произведенную в Казахстане, смешивали с российской для получения российских стандартизированных экспортных сортов[237].
Ещё осенью 2022 года президент России Владимир Путин заявлял о неизбежности процесса дедолларизации и призывал сформировать все условия для структурной перестройки экономики России. Однако уже летом 2023 года он заверял, что у Москвы «никогда не было и нет цели дедолларизации российской экономики»[149].
Попытки реализовать подобную идею на практике привели к серьезным проблемам — миллиарды плохо конвертируемых национальных валют фактически оказывались заблокированы для дальнейшего использования. На фоне санкций и развязанной Россией войны возникли проблемы у Нового банка развития, который начал испытывать острую нехватку американской валюты[149].
Российский Центробанк отмечал, что доля китайского юаня на российском рынке в 2023 году продолжала расти. В экспорте в апреле она достигла 23%, в импорте – 31%, при 18% и 27% в марте. В то же время было отмечено, что рост значимости валют «дружественных стран», и в первую очередь юаня, оборачивался «дисбалансом спроса и предложения», что «иногда приводит к временному дефициту соответствующей валютной ликвидности» — часть игроков размещала «свои» юани на счетах в китайских банках, тем самым лишая российский рынок этой валюты. Также определился дополнительный фактор, мешающий привлечению юаня на внутренний рынок, – валютный контроль в КНР. Более того, в июне 2023 года Bank of China запретил клиентам российских банков совершать переводы в юанях в ЕС, Великобританию, Швейцарию и США, чем, фактически, заблокировал возможный вывод юаней дальше счетов в китайских банках[149].
В случае с Индией наблюдался дисбаланс в структуре двустороннего товарооборота в пользу российского экспорта (в основном нефтепродуктов). В то же время Россия и Индия перешли в расчётах за нефть на индийские рупии. Они являются неконвертируемой валютой, а механизм вывода полученных в качестве оплаты за нефтепродукты рупий из индийских банков так и не был найден. В итоге, на июнь 2023 года около $1 млрд в рупиях оставались на балансе российских счетов в Индии без возможности что-либо с ними сделать. Россия пыталась заставить Дели платить в юанях или эмиратских дирхамах, однако индийская сторона в этом отказала[149][206].
Русская православная церковь в ходе вторжения России на Украину встала на сторону официальной Москвы. Это стало следствием долгосрочной зависимости РПЦ от государства, а также политики, проводимой патриархом Кириллом по «вертикализации» власти в РПЦ. На протяжении всей военной кампании патриарх и другие высокопоставленные иерархи неоднократно выступали с оправданиями войны и вторжения[238][239]. Это привело к расколу внутри РПЦ: отделению Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) и переходу за несколько месяцев более 400 общин УПЦ МП в состав Православной церкви Украины (ПЦУ)[238]; фактической автокефалии Латвийской православной церкви[240]; росту автономии Виленской и Литовской епархии[241]; конфликту светских властей Эстонии и Эстонской православной церкви Московского патриархата[242]. На фоне вторжения ухудшились её отношения с католической церковью[243]. Ряд государств ввели персональные санкции против патриарха Кирилла[244][245][246].
В январе 2023 года «Часы Судного дня» были переведены на 10 секунд, после чего их стрелка стала показывать 90 секунд до полуночи — самое близкое к ядерной катастрофе значение в истории[247].
Через год после начала российского вторжения в мире стартовала новая гонка вооружений — правительства стран по всему миру начали персематривать военные доктрины, запасы вооружений, военной техники и пути снабжения[4]. Расходы на оборону во всем мире стремительно выросли и достигли в 2022 году рекордных 2,24 трлн долларов[248].
Страны Европы, США, Китай, Тайвань и Индия начали пересмотр своих военных стратегий. Начали расти расходы на оборону членов НАТО, стабильно сокращавшиеся с 1980-х до 2022 года. Госдарства, расположенные рядом с Украиной, резко увеличили расходы на оборону, расширили производственные мощности военной промышленности, а также увеличили количество танков, артиллерии и систем ПВО на вооружении[4]. Страны Центральной и Западной Европы, потратившие на оборону в 2022 году 345 млрд долларов, по затратам не только вернулись к уровню Холодной войны, но и превзошли в реальных показателях уровень 1989-го — последнего её года[248].
Великобритания осталась лидером по военным расходам в Европе, которые в 2022 году составили 68,5 млрд долларов, из которых около 2,5 млрд пошли на помощь Украине. Сильнее всех (в процентном отношении) повысили свои оборонные расходы непосредственные соседи Украины и России: Финляндия — на 36%, Литва — на 27%, Швеция — на 12%, Польша — на 11%. Ряд государств-членов НАТО, ранее откладывавших повышение военных бюджетов, начали выполнять взятые на себя обязательства по выделению не менее 2% ВВП на оборону[248]. Польша выделила в 2023 году в два раза больше средств на оборону чем в 2022 году — 97,4 млрд злотых (20,39 млрд евро) было выделено из бюджета страны, еще 30–40 млрд злотых (6,3–8,4 млрд евро) — из внебюдженого армейского фонда, что довело расходы на оборону до 4% от ВВП[4]. Германия отказалась от политики «демилитаризации» и заявила о «поворотном моменте» («zeitenwende»), запустив крупнейшую со времйн Второй мировой войны программу перевооружения. В 2022 году по размерам военного бюджета Германия вышла на 7 место в мире, и планировала его увеличение — по прогнозам к 2024 году он увеличится на 10 млрд евро[4][248]. Более того, созданный ею в 2022 году внебюджетный фонд в размере 105 млрд долларов уже в 2023 году начал использоваться для повышения боеспособности Бундесвера[248]. Франция в 2022 году объявила о выделении 400 млрд евро на оборонные расходы в 2024-2030-х годах, что на треть больше прошлых военных трат[4]. Украина в связи с необходимостью отражения российской военной агрессии вынуждена была увеличить свой оборонный бюджет сразу на 640%, главным образом за счет финансовых вливаний ее союзников по всему миру, и заняла 11 строчку в мировом рейтинге расходов на военные нужды в 2022 году. Ее оборонный бюджет составил рекордные 34% от ВВП. Россия засекретила свои истинные расходы на военные нужды, однако по оценкам SIPRI она заняла по этому показателю 3 место в мире — бюджет российского оборонного ведомства в 2022 году вырос на 9,2% и достиг примерно $86,4 млрд, что составило 4,1% от ВВП[248]. Япония в конце 2022 года объявила о пятилетнем плане наращивания военных расходов с 1 % до 2 % ВВП — по заложенным средствам японский оборонный бюджет уступил только США и Китаю, став 3 в мире[24][25]. Белоруссия на референдуме в феврале 2022 года отказалась от безъядерного статуса, после чего в марте 2023 года Россией было объявленно о размещении на её территории ядерного оружия — впервые с середины 1990-х за пределами своих гранц[249].
Вторжение также негативно повлияло на контроль над вооружениями во всему мире, приведя, в числе прочего, к прекращению переговоров между США и Россией по Договору о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ)[4] и приостоновке участия в нём Россией[250], выходу России из Договора об обычных вооружённых силах в Европе[251] и её отказу от участия в ежегодном обмене данными о вооруженных силах в рамках Венского документа ОБСЕ[252]. США, в ответ, прекратили передавать Москве сведения о статусе и местонахождении своих стратегических вооружений[250].
На фоне российского вторжения обострилась проблема принадлежности южных Курильских островов. После того как Япония присоединилась к антироссийским санкциям, Россия отказалась от переговоров с Токио по мирному договору, отменила безвизовые поездки японцев на Курилы и вышла из диалога по хозяйственной деятельности на островах. Япония впервые с 2003 года официально объявила Южные Курилы «незаконно оккупированной территорией»[253]. В ответ на это Россия запретила японским морякам ловить рыбу у Южных Курил[254]. 7 октября 2022 года Верховная Рада Украины большинством голосов признала Южные Курилы оккупированной Россией территорией Японии[255][256][257]. 21 апреля 2023 года Россия признала японскую НКО «Союз жителей островов Тисима и Хабомаи» нежелательной организацией[258]. В августе 2023 года Япония, США и Канада впервые провели военные учения вблизи Курильских островов[259].
14 февраля 2023 года Министерство земельных и природных ресурсов КНР опубликовало новые требования к китайским картам. Согласно требованиям, ряд территорий и населенных пунктов российского Дальнего Востока отныне должны носить исторические китайские названия. В частности, Владивосток на картах должен обозначаться как «Haishenwai»[260]. С 1 июня Китай утвердил Владивосток в качестве трансграничного транзитного порта для внутренних торговых перевозок в провинции Гирин[261]. В официальной китайской историографии[262] и в контролируемых государством китайских СМИ утверждается, что значительная часть территории нынешнего Дальнего Востока РФ была ранее отторгнута от Китая в результате «неравноправных договоров» (то есть — что её нужно вернуть)[263][264].
По данным Программы развития ООН, война привела к тому, что более 70 беднейших стран мира оказались под угрозой дефицита финансов, топлива и продовольствия[265].
Геополитические последствия в результате российского вторжения на Украину.