06-06-2023
Подко́с (раско́с) — диагональный конструкционный элемент, предназначенный для соединения и передачи напряжений, которые образуются в различных перекрытиях и фермах. Используется в стропильных крышах, фермах и других каркасных конструкциях. Подкос в авиации — диагональный силовой элемент ферменной конструкции фюзеляжа, также может служить для подкрепления и придания жёсткости крыльям и оперению.
Раскос (подкос) — диагональная балка, которая используется в стропильных крышах, фермах и других каркасных конструкциях. Передаёт усилие от нижнего узла верхнему, например в фермах мостов, стропилах и других конструкциях. Раскосы, составляя элемент решётки или промежуточного сквозного заполнения мостовой фермы, соединяются с поясами фермы, верхним и нижним, при помощи заклепок или шарнирами.
В стропильных системах подкосы не просто создают жёсткость, но и обеспечивают противостояние ветровым нагрузкам со стороны фронтонов дома. Для увеличения жёсткости используют также обратные раскосы, работающие на растяжение. В фермах и каркасных конструкциях раскос обеспечивает жёсткость, т.к. прямоугольник без диагонали не является жёстким элементом.
Подкос является основным силовым элементом в ферменной конструкции фюзеляжа самолёта. Наклонно расположенный подкос поддерживает крыло или стабилизатор самолёта, стойки шасси, обеспечивая жёсткость конструкции.
Подкос крыла нижнеплана Piper PA-25 Pawnee.
Двойные обтекаемые подкосы на PBY Catalina.
Двойной внутренний подкос крыла, выполняющий роль стойки.
Несущие подкосы крыльев, расположенные над кабиной на биплане De Havilland Tiger Moth.
Подкос.