18-10-2023
ТЭ2 | |
|
|
Основные данные | |
---|---|
Годы постройки | |
Страна постройки | |
Заводы | |
Всего построено |
528 |
Страны эксплуатации | |
Осевая формула |
(0-2О−0 −0-2О−0)х2 |
Технические данные | |
Конструкционная скорость |
93 км/ч |
Мощность дизеля |
1000 л.с. |
Выходная мощность ТЭД |
152 кВт (длит. режим) |
Тепловоз ТЭ2 — грузовой магистральный тепловоз, строившийся в СССР с 1948 по 1955; первый советский серийный двухсекционный тепловоз.
Содержание |
В декабре 1948 года Харьковский завод транспортного машиностроения построил первый сочленённый тепловоз ТЭ2. Каждая секция локомотива была оборудована дизель-генераторной установкой (дизель Д50 и генератор МПТ-84/39). Секция тепловоза опиралась на две двухосные тележки.
Тепловоз ТЭ2, имея мощность в 2 раза бо́льшую, чем тепловоз ТЭ1, имел массу на 74 тонны легче двух тепловозов ТЭ1 и длину на 9,9 метра меньше двух сцепленных тепловозов ТЭ1. От тепловозов серии ТЭ1 тепловоз серии ТЭ2 отличался конструкцией механической части (кузов и тележки), наличием групп из двух постоянно соединённых последовательно тяговых электродвигателей, усовершенствованием схем силовых цепей и цепей управления вспомогательным оборудованием, более мощным, но менее габаритным холодильным устройством. Тепловозы серии ТЭ2 имели силу тяги длительного режима 22 тс, скорость длительного режима 17 км/ч.
Интересно отметить, что в 1938 году на Коломенском заводе П. В. Якобсоном и М. М. Козловским был разработан проект тепловоза Т17 типа 2o-2o+2o-2o, фактически отличавшийся от ТЭ2 некоторыми деталями и типом некоторых узлов и агрегатов (на ТЭ2 использованы более новых типов). Так, вместо использованного на ТЭ2 дизеля Т50, уже освоенного промышленностью и имевшего мощную ремонтную базу, на Т17 предусматривался дизель 38КФН8. Холодильники Т17, скорее, потолочные, по другому расположены топливные баки. В остальном проект Т17 и ТЭ2 практически совпадают. (П. В. Якобсон, "История тепловоза в СССР.")
На основе конструкции ТЭ2 завод имени Малышева построил небольшую серию тепловозов-электростанций ТЭ6 и выпустил в 1952 году экспериментальный газогенераторный угольный тепловоз ТЭ4, содержащий газогенераторную третью секцию и имевший газодизели Д55.
С июля 1950 года был полностью свернут выпуск серии ТЭ1 и начался выпуск ТЭ2, который продолжался до 1955 года. Всего было построено 528 тепловозов ТЭ2.[1][2]
Большинство тепловозов серии ТЭ2 первых годов выпуска поступило для работы на дороги Средней Азии. Затем тепловозы поступили и на многие другие дороги, в частности, на Рязано-Уральскую (с 1953 года — Приволжская). Первоначально тепловозы поступали в депо Верхний Баскунчак и использовались для работы с грузовыми поездами. Затем, после замены их в грузовом движении более мощными тепловозами ТЭ3, использовались в вывозном движении.
Также тепловозы ТЭ2 эксплуатировались на Омской, Дальневосточной, Донецкой, Забайкальской, Закавказской, Западно-Сибирской, Львовской,Московско-Окружной, Октябрьской, Томской, Северо-Кавказской железных дорогах. В 1956 году часть тепловозов серии ТЭ2 была направлена для работы на Монгольскую железную дорогу. Наибольшее количество тепловозов серии ТЭ2 было исключено из парка железных дорог СССР в период 1978—1987 годов.
В Монголии тепловоз ТЭ2-418, построенный в январе 1955 года на Харьковском заводе транспортного машиностроения и поступивший на Улан-Баторскую железную дорогу в середине 1956 года, по праздникам продолжает символически водить составы. Сейчас он стоит на базе запаса в ТЧ-2 Улан-Батор.
В России два действующих тепловоза: ТЭ2-071 работает в локомотивном депо станции Уссурийск-I на маневрах, второй ТЭ2-256(396) (одна секция) работает на лесобазе города Зима.
На Украине ТЭ2-226 трудится в депо Тернопольского элеватора.
ТЭ2-522 в Улан-Баторе
ТЭ2-025
ТЭ2-125
Портрет Сталина на тепловозе ТЭ2-414 постройки 1954 года
Центральный музей Октябрьской железной дороги, Санкт-Петербург
ТЭ2-071, Уссурийск, сентябрь 2011 года
|
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Пассажирские |
|
||||||
Грузовые |
|
||||||
Маневровые и промышленные |
|
||||||
Узкоколейные |
|
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Тепловоз ТЭ2.