11-07-2023
«Сайдуайндер» | |
AIM-9 Sidewinder | |
Стойка с «Сайдуайндерами» первых модификаций AIM-9B, AIM-9D, AIM-9C (сверху вниз), начало 1970-х годов. |
|
Тип |
УРВВ ближнего боя |
---|---|
Статус |
на вооружении |
Разработчик | |
Годы разработки |
С 1950 |
Начало испытаний |
С 1951 |
Принятие на вооружение |
AIM-9A: май 1956 |
Производитель |
General Electric |
Годы производства |
С 1955 |
Единиц произведено |
более 200 тыс. |
Стоимость единицы |
от ~US$15 тыс. (AIM-9A/B) |
Годы эксплуатации |
1956 — н. в. |
Основные эксплуатанты | |
Модификации |
ЗУР: MIM-72 Chaparral |
Изображения на Викискладе |
AIM-9 «Сайдуайндер» (англ. AIM-9 Sidewinder, до 1963 года — AAM-N-7, в ВВС США первоначально — GAR-8) — американская управляемая ракета «воздух—воздух» с инфракрасной головкой самонаведения. Поступила на вооружение ВВС США в 1956 году, став первой в мире эффективной управляемой ракетой класса «воздух—воздух». Прошла ряд модернизаций и до сих пор широко используется военно-воздушными силами многих стран мира.
Название Sidewinder ракета получила из-за использования принципа поиска цели по теплоизлучению, также как это делает американская рогатая гремучая змея — sidewinder[3].
По состоянию на 2001 год, только на территории США, было произведено более 150 тысяч единиц данного оружия, с учётом ракет изготовленных в других странах, общее количество изготовленных AIM-9 превысило 200 тысяч единиц и ожидается, что производство этих ракет будет вестись ещё длительное время[4]. "Сайдуайндер" состоит на вооружении порядка тридцати стран. В ракете был заложен большой потенциал для модификаций, поэтому она активно эксплуатируется по сей день.
Количество воздушных целей, сбитых AIM-9 во всём мире, оценивается ориентировочно 270 случаями[4].
Разработка будущей AIM-9 была начата ещё в 1950 году по заказу ВМФ США. Американский флот решил создать очень простую управляемую ракету «воздух-воздух» путем дооснащения широко применяемых 5-дюймовых (127 мм) авиационных НАР FFAR (также известных как «Mighty Mouse») примитивной головкой инфракрасного наведения. Созданная лабораторией NWC (англ. Naval Weapons Center) тепловая головка самонаведения представляла собой термоэлектрический элемент на основе сульфида свинца (PbS), размещённый за полусферическим обтекателем и соединённый с автопилотом.
Ещё одной удачной идеей, использованной в проекте AIM-9 для стабилизации полёта, стали роллероны. Хотя идея первоначально вызвала ряд сомнений, лётные испытания продемонстрировали высокую эффективность этой схемы. С этого момента роллероны начали массово применяться для стабилизации небольших ракет.
Первые испытания ракеты начались уже в 1951 году. Работа над проектом шла быстро, и 11 сентября 1953 года был осуществлен первый успешный перехват радиоуправляемой беспилотной мишени. Производство ракеты началось в 1955 году, в мае 1956 первые образцы AAM-N-7 Sidewinder I поступили на вооружение.
Изначально ракета разрабатывалась только для вооружения ВМФ США, но после сравнительных испытаний, продемонстрировавших её полное превосходство над разработанной ВВС ракетой GAR-1 Falcon, военно-воздушные силы также приняли её на вооружение. Во время войны во Вьетнаме ракета активно применялась как ВМФ, так и ВВС, продемонстрировав отличные для того времени боевые качества: этой ракетой совершено 83 подтверждённых поражения истребителей противника (вероятность успеха при запуске по истребителю составляла 16%).
Первый «Сайдуайндер» был очень простой управляемой ракетой. По сути это был тот же FFAR, на котором смонтировали ИК ГСН и автопилот, соединенный с рулевыми плоскостями.
Инфракрасная головка самонаведения выполняет коническое сканирование пространства вращающимся зеркалом (укрытым от посторонней засветки стеклянным обтекателем), фокусирующим отраженные лучи на неподвижной группе из пяти фотоприёмников. Положение цели определяется по углу поворота зеркала. Наведение ракеты осуществляется не на текущую позицию цели, а на изменение этой позиции в промежутке между сканированиями по принципу пропорциональной навигации.
Первые модели имели неохлаждаемую ГСН, чувствительную к посторонней засветке. Более поздние модификации используют охлаждение либо жидким аргоном из встроенной ёмкости (ВВС США), либо охлаждение с борта самолёта жидким азотом (ВМФ США). Самая совершенная на сегодняшний день модель AIM-9X использует для охлаждения двигатель Стирлинга, отводящий тепло к тепловой батарее ракеты.
На большинстве моделей ракеты устанавливалась 10-килограммовая осколочно-фугасная боевая часть. Начиная с AIM-9H ракета получила стержневую 11-килограммовую БЧ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Развитие AIM9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
AIM-9A |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
AIM-9B |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
AIM-9C |
|
|
|
|
|
|
AIM-9D |
|
AIM-9E |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
MIM-72 Chaparral |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
AIM-9F |
|
AGM-87 Focus |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
AIM-9G |
|
AIM-9J |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
AIM-9H |
|
AIM-9N |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
AIM-9K |
|
|
AIM-9L |
|
AIM-9P |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
AGM-122 Sidearm |
|
|
|
|
|
|
|
AIM-9M |
|
|
|
AIM-9S |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
AIM-9Q |
|
|
|
|
|
|
|
AIM-9R |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
AIM-9X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 сентября 1958 года, в разгар Второго Тайваньского кризиса, где участвовали, с одной стороны, Китайская Народная Республика, поддерживаемая СССР, и силы Тайваньского государства, поддерживаемого США, состоялось первое применение управляемых ракет "воздух-воздух". Звено тайваньских «Сейбров» применили ракеты AIM-9B против превосходящих их по техническим характеристикам китайских МиГ-17. Хотя ракеты официально не предназначались для поражения истребителей, в ходе конфликта тайваньским пилотам удалось одержать ряд воздушных побед, поражая китайские истребители на отходе, когда те, используя преимущество в скорости, пытались разорвать дистанцию.
В ходе этого конфликта произошёл чрезвычайно удачный для СССР случай: AIM-9B «Сайдуайндер» попал в МиГ-17 китайского пилота, но не взорвался[13]. Советские конструкторы, оперативно изучив «трофей», высоко оценили возможности ракеты, и, воспроизведя её методом «обратной инженерии» запустили в производство советский аналог — К-13/Р-3С (по натовской классификации — Atoll).
Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в то же время подробные секретные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).
Ракета К-13 состояла на вооружении советских ВВС более тридцати лет. Проведенный в США анализ показывает, что запчасти от ракет К-13 могут использоваться для комплектования оригинальных AIM-9 «Sidewinder»
В ходе конфликтов эффективность применения AIM-9 была переменна, но считалась достаточно высокой для своего времени.
Дебютом AIM-9 стал Вьетнам. В ходе конфликта ракета зарекомендовала себя с лучшей стороны, продемонстрировав высокую надежность, неприхотливость и лучшие результаты чем любой другой тип примененных УРВВ.
В цели попали около 13,2 % выпущенных AIM-9, что было наивысшим показателем для всех ракет, примененных в ходе конфликта. За время войны, при помощи AIM-9 было сбито 80 вьетнамских самолётов (в основном, истребителей) ценой расхода 452 ракет. Также, один американский F-4B был по ошибке сбит «Сайдуайндером», выпущенным другим F-4B[14][15].
Следует также отметить, что основным ракетным вооружением вьетнамских истребителей, была ракета K-13, разработанная в СССР как копия трофейной AIM-9B, и, таким образом, косвенно также являющаяся «Сайдуайндером». При помощи К-13 было сбито 76 американских самолётов, что позволяет определить общий уровень потерь от ракет семейства «Сайдуайндер» в 156 за время конфликта.
Ракеты «Сайдуайндер» интенсивно применялись Израилем во время арабо-израильских конфликтов, продемонстрировав высокую надежность и неприхотливость. В 1977 году, во время египетско-ливийской войны, ВВС Египта запускали ракеты этого типа с борта самолётов Миг-21 и Миг-23, продемонстрировав хорошие результаты.
ВВС Пакистана применяли ракету в конфликтах с Индией. В ходе Афганской войны при помощи AIM-9 был сбит ряд самолётов, вторгавшихся в воздушное пространство Пакистана, включая советский штурмовик Су-25, пилотировавшийся зам. командующего советскими ВВС в Афганистане А. Руцким.
В ходе Фолклендского Конфликта в 1982 году, британские истребители «Харриер» в качестве основного оружия впервые применили новую всеракурсную модификацию «Сайдуайндера», AIM-9L, поставленную из США. Ракета продемонстрировала значительную эффективность, по некоторым данным в цель попали до 80 % выпущенных ракет. Всеракурсное наведение существенно расширило тактические возможности «Сайдуайндера», позволяя британцам атаковать аргентинские самолёты на встречном курсе с большой дистанции.
Ракеты интенсивно применялись всеми типами истребителей Коалиции в боевых действиях против иракской агрессии в 1991 году. При этом, тяжёлые истребители F-15 и палубные истребители F-14 и F/A-18 использовали «Сайдуайндеры» с высокой эффективностью, в то время как лёгкие истребители F-16 выпустили 36 ракет «Сайдуайндер», не добившись ни одного попадания[16]. Вероятной причиной считаются ошибки в работе системы управления вооружением F-16.
Всего за время войны ракетами AIM-9 было сбито примерно 12 иракских самолётов (Мираж, МиГ-21, МиГ-23, Су-22, Су-25) и вертолёт. Ракета продемонстрировала себя наиболее эффективной из всех, применявшихся авиацией Коалиции за время конфликта, более эффективной чем даже новейшая AIM-120 AMRAAM, пусков которой не производилось.
7 апреля 1961 года пара американских F-100 участвовала в тренировочных перехватах стратегического бомбардировщика B-52B Stratofortress. Во время шестого захода на цель один из истребителей по ошибке выпустил ракету AIM-9 и сбил бомбардировщик[17].
22 июля 1974 года американский F-4J по ошибке сбил ракетой AIM-9 американский вертолёт SH-3.
17 августа 1978 года американский F-4J случайно сбил ракетой AIM-9 своего ведомого F-4J.
В сентябре 1980 года американский F-14A одержал воздушную победу, сбив ракетой AIM-9 иранский истребитель F-4E.
19 августа 1981 американские F-14 ракетами AIM-9 сбили два ливийских истребителя-бомбардировщика Су-22.
25 мая 1982 года британский Phantom FGR.2 по ошибке сбил ракетой AIM-9L британский Jaguar GR.MK.1.[18]
22 сентября 1989 года американский F-14A по ошибке сбил ракетой AIM-9L американского разведчика RF-4C.
14 апреля 1994 года американские F-15C по ошибке сбили над Ираком с помощью ракеты AIM-9M свой же вертолёт UH-60A «Чёрный ястреб». Погибло значительное число членов экипажа.
22 ноября 1995 года в ходе учебного воздушного боя японский F-15J был по ошибке сбит ракетой AIM-9L, выпущенной другим «Иглом»[19].
13 сентября 2009 года американский F-15E сбил ракетой AIM-9 над Афганистаном свой БПЛА MQ-9 Reaper, который перестал подавать сигналы[20].
Программа закупок США.
Финансовый год (контракт) | количество, штук | сумма, млн. $[прим. 3] | комментарий |
---|---|---|---|
1974 (Lot 1)[21] | 850 | 19 | ВМС |
1975 (Lot 2)[21] | 800 | 19 | ВМС |
1976 (Lot 3)[21] | 800 710 |
51 46 |
ВМС ВВС |
1977 (Lot 4)[21] | 420 1000 |
33 56 |
ВМС ВВС |
1978 (Lot 5)[21] | 600 2300 |
37 103 |
ВМС ВВС |
1979 (Lot 6)[21] | 650 2500 |
31 96 |
ВМС ВВС |
1980 (Lot 7)[21] | 320 2050 |
21 87 |
ВМС ВВС |
1981 (Lot 8)[22] | 220 1280 |
39 102 |
ВМС ВВС |
1982 (Lot 9)[22] | 700 1800 |
51 131 |
ВМС ВВС |
1983 (Lot 10)[22] | 500 1920 |
41 97 |
ВМС ВВС |
1984 (Lot 11)[22] | 350 1700 |
29 104 |
ВМС (AIM-9L/M[23]) ВВС |
1985 (Lot 12)[22] | 1000 | 69 | ВМС (AIM-9L/M[24]) |
1986 (Lot 13)[22] | 2120 1650 |
100 73 |
ВМС ВВС |
1987 (Lot 14)[22] | 391 744 |
31 40 |
ВМС ВВС |
1988 (Lot 15)[22] | 100 1106 |
26 40 |
ВМС ВВС |
1989 (Lot 16)[25] | 760 | 37 | ВВС |
1990-1995[25] | не закупалась | ||
2001 (AIM-9X) план[26][прим. 4] | 63 80 |
27,5 28,4 |
ВМС ВВС |
2002 (AIM-9X)[27] | 105 138 |
25,8 38,4 |
ВМС ВВС |
2003 (AIM-9X)[27] | 284 286 |
52,5 55,9 |
ВМС ВВС |
2004 (AIM-9X)[28] | 103 256 |
25,3 52,7 |
ВМС ВВС |
2005 (AIM-9X)[28] | 135 248 |
31,3 52,4 |
ВМС ВВС |
2006 (AIM-9X)[29] | 159 196 |
37,1 44,4 |
ВМС ВВС |
2007 (AIM-9X)[30] | 174 183 |
40,2 43,7 |
ВМС ВВС |
2008 (AIM-9X)[30] | 170 149 |
54,5 52,3 |
ВМС ВВС |
2009 (AIM-9X)[31] | 114 157 |
57,3 77 |
ВМС ВВС |
2010 (AIM-9X)[31] | 161 219 |
53,7 78,5 |
ВМС ВВС |
AIM-9X.