Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

AIM-9X

11-07-2023

Перейти к: навигация, поиск
«Сайдуайндер»
AIM-9 Sidewinder

Стойка с «Сайдуайндерами» первых модификаций AIM-9B, AIM-9D, AIM-9C (сверху вниз), начало 1970-х годов.
Тип

УРВВ ближнего боя

Статус

на вооружении

Разработчик

Годы разработки

С 1950

Начало испытаний

С 1951

Принятие на вооружение

AIM-9A: май 1956

Производитель

General Electric
Ford Aerospace (англ.) (Philco (англ.))
Motorola
Raytheon
Bodenseewerk Gerätetechnik
Mitsubishi

Годы производства

С 1955

Единиц произведено

более 200 тыс.

Стоимость единицы

от ~US$15 тыс. (AIM-9A/B)
до ~US$75 тыс. (AIM-9L)[1][прим. 1] $ 370 000 (AIM-9X)[2]

Годы эксплуатации

1956 — н. в.

Основные эксплуатанты

США США

Модификации

ЗУР: MIM-72 Chaparral
УРВП: AGM-87 Focus
ПРР: AGM-122 Sidearm
Rafael Shafrir

↓Все технические характеристики

 Изображения на Викискладе

AIM-9 «Сайдуайндер» (англ. AIM-9 Sidewinder, до 1963 года — AAM-N-7, в ВВС США первоначально — GAR-8) — американская управляемая ракета «воздух—воздух» с инфракрасной головкой самонаведения. Поступила на вооружение ВВС США в 1956 году, став первой в мире эффективной управляемой ракетой класса «воздух—воздух». Прошла ряд модернизаций и до сих пор широко используется военно-воздушными силами многих стран мира.

Название Sidewinder ракета получила из-за использования принципа поиска цели по теплоизлучению, также как это делает американская рогатая гремучая змея — sidewinder[3].

По состоянию на 2001 год, только на территории США, было произведено более 150 тысяч единиц данного оружия, с учётом ракет изготовленных в других странах, общее количество изготовленных AIM-9 превысило 200 тысяч единиц и ожидается, что производство этих ракет будет вестись ещё длительное время[4]. "Сайдуайндер" состоит на вооружении порядка тридцати стран. В ракете был заложен большой потенциал для модификаций, поэтому она активно эксплуатируется по сей день.

Количество воздушных целей, сбитых AIM-9 во всём мире, оценивается ориентировочно 270 случаями[4].

История

Разработка будущей AIM-9 была начата ещё в 1950 году по заказу ВМФ США. Американский флот решил создать очень простую управляемую ракету «воздух-воздух» путем дооснащения широко применяемых 5-дюймовых (127 мм) авиационных НАР FFAR (также известных как «Mighty Mouse») примитивной головкой инфракрасного наведения. Созданная лабораторией NWC (англ. Naval Weapons Center) тепловая головка самонаведения представляла собой термоэлектрический элемент на основе сульфида свинца (PbS), размещённый за полусферическим обтекателем и соединённый с автопилотом.

Ещё одной удачной идеей, использованной в проекте AIM-9 для стабилизации полёта, стали роллероны. Хотя идея первоначально вызвала ряд сомнений, лётные испытания продемонстрировали высокую эффективность этой схемы. С этого момента роллероны начали массово применяться для стабилизации небольших ракет.

Первые испытания ракеты начались уже в 1951 году. Работа над проектом шла быстро, и 11 сентября 1953 года был осуществлен первый успешный перехват радиоуправляемой беспилотной мишени. Производство ракеты началось в 1955 году, в мае 1956 первые образцы AAM-N-7 Sidewinder I поступили на вооружение.

Изначально ракета разрабатывалась только для вооружения ВМФ США, но после сравнительных испытаний, продемонстрировавших её полное превосходство над разработанной ВВС ракетой GAR-1 Falcon, военно-воздушные силы также приняли её на вооружение. Во время войны во Вьетнаме ракета активно применялась как ВМФ, так и ВВС, продемонстрировав отличные для того времени боевые качества: этой ракетой совершено 83 подтверждённых поражения истребителей противника (вероятность успеха при запуске по истребителю составляла 16%).

Конструкция

Первый «Сайдуайндер» был очень простой управляемой ракетой. По сути это был тот же FFAR, на котором смонтировали ИК ГСН и автопилот, соединенный с рулевыми плоскостями.

Инфракрасная головка самонаведения выполняет коническое сканирование пространства вращающимся зеркалом (укрытым от посторонней засветки стеклянным обтекателем), фокусирующим отраженные лучи на неподвижной группе из пяти фотоприёмников. Положение цели определяется по углу поворота зеркала. Наведение ракеты осуществляется не на текущую позицию цели, а на изменение этой позиции в промежутке между сканированиями по принципу пропорциональной навигации.

Первые модели имели неохлаждаемую ГСН, чувствительную к посторонней засветке. Более поздние модификации используют охлаждение либо жидким аргоном из встроенной ёмкости (ВВС США), либо охлаждение с борта самолёта жидким азотом (ВМФ США). Самая совершенная на сегодняшний день модель AIM-9X использует для охлаждения двигатель Стирлинга, отводящий тепло к тепловой батарее ракеты.

На большинстве моделей ракеты устанавливалась 10-килограммовая осколочно-фугасная боевая часть. Начиная с AIM-9H ракета получила стержневую 11-килограммовую БЧ.

Модификации

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Развитие AIM9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
AIM-9A
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
AIM-9B
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
AIM-9C
 
 
 
 
 
 
AIM-9D
 
AIM-9E
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
MIM-72 Chaparral
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
AIM-9F
 
AGM-87 Focus
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
AIM-9G
 
AIM-9J
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
AIM-9H
 
AIM-9N
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
AIM-9K
 
 
AIM-9L
 
AIM-9P
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
AGM-122 Sidearm
 
 
 
 
 
 
 
AIM-9M
 
 
 
AIM-9S
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
AIM-9Q
 
 
 
 
 
 
 
AIM-9R
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
AIM-9X
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


  • AIM-9A — прототип, испытывался в 1953 году. Был принят на вооружение в 1956 и запущен в ограниченное производство с 1955 года. Всего, были изготовлены и поступили на вооружение 240 ракет этой модели.
  • AIM-9B — первая модификация ракеты запущенная в массовое производство. Принята на вооружение в 1956 году, одновременно с AIM-9A. Неохлаждаемая ГСН имела угол обзора всего около 4 градусов и сравнительно низкую скорость конического сканирования — из-за чего ракета была малоэффективна против активно маневрирующих целей. Тем не менее, именно эти ракеты впервые участвовали в воздушных боях над Тайваньским проливом в 1958 году, где был зафиксирован ряд попаданий в китайские истребители. Производилась до 1962 года, всего было изготовлено более 80000 ракет для ВМФ и ВВС.
  • AIM-9C — вариант ракеты с новым двигателем Hercules Mk 36, увеличившим радиус полёта до 18 км. Оснащалась полуактивной радиолокационной ГСН и более мощной стержневой боевой частью. В период с 1965 по 1967 год было произведено около 1000 ракет, но их боевое применение оказалось в основном неудачным.
  • AIM-9D — аналог AIM-9C, но вместо полуактивного радиолокационного самонаведения, в ней использовалась ИК ГСН. Впервые было использовано охлаждение ИК ГСН жидким азотом, что позволило увеличить чувствительность головки. Угол обзора ГСН был сокращен до 2,5 градусов, что позволило уменьшить воздействие на ГСН ракеты посторонних помех. Было изготовлено около 1000 ракет.
  • AIM-9E — модификация, разработанная и применявшаяся исключительно ВВС США, с термоэлектрическим охлаждением фотоприёмника, улучшающим чувствительность ГСН для перехвата низколетящих целей[5]. Изготовлялась в основном путем модернизации AIM-9B, всего было переделано около 5000 ракет.
  • AIM-9F — модификация ракеты AIM-9B, производившаяся по лицензии в Германии. Использовала новую ГСН, охлаждаемую жидкой окисью углерода. Около 15000 ракет было изготовлено, начиная с 1969 года, также значительное количество поставленных ранее в Европу AIM-9B было модернизировано в вариант AIM-9F.
  • AIM-9G — первая версия ракеты, имевшая связь с самолётом-носителем в полёте и способная получать целеуказания от бортовой РЛС. С 1972 по 1975 год было изготовлено 2120 ракет.
  • AIM-9H — является усовершенствованным вариантом AIM-9G. В её бортовой аппаратуре электровакуумные лампы заменены микросхемами. Время работы двигателя 2,2 секунды. В период с 1972 по 1974 год изготовлено около 7700 ракет.
Слева-направо: AIM-9B, AIM-9J, AIM-26B (HM-55), AIM-4C (HM-58).
  • AIM-9J — представляла собой глубокую модернизацию AIM-9B, путем замены электроники и газогенератора двигателя. Принята на вооружение в 1977 году, имеет лучшую манёвренность по сравнению с AIM-9B, время работы двигателя 40 секунд.
  • AIM-9L — первая в мире всеракурсная ракета с ИК ГСН. Использовала принципиально новую ГСН с фотоприёмником на основе антимонида индия охлаждаемым аргоном[6]. За счет этого появилась возможность всеракурсного обстрела самолётов противника. Также имела утяжеленную БЧ массой порядка 9,4 кг. Принята на вооружение в 1976 году, впервые применена с высокой эффективностью (вероятность поражения цели одной ракетой составила 80 %) во время Фолклендского конфликта в 1982 году. Производилась по лицензии в Германии и Японии. Начиная с 1978 года было изготовлено около 15000 ракет.
  • AIM-9M — принята на вооружение в 1983 году, улучшена помехоустойчивость ГСН, применён малодымный двигатель, система охлаждения ГСН — замкнутая. С 1982 года было произведено около 7000 ракет.
  • AIM-9N — экспортная ракета на базе AIM-9J.
  • AIM-9P (иногда AIM-9JP) — модернизированный вариант AIM-9J/N, созданный в экспортных целях. Предназначался для продажи тем странам, которые не могли позволить себе закупки более дорогой модификации AIM-9L. Было изготовлено около 21000 ракет, в основном путем переделки более старых моделей.
  • AIM-9Q — версия ракеты, не поступившая в производство. Подробности неизвестны.
  • AIM-9R — версия ракеты с оптико-электронной системой наведения, позволяющей сканировать изображение цели и наводиться именно на неё. Существенно возросла устойчивость к инфракрасным ловушкам. В 1990 году ракета была представлена на испытания, но после окончания Холодной войны проект был закрыт.
  • AIM-9X — современная модификация ракеты. Установлена новая матричная ИК ГСН, формирующая изображение цели в ИК-диапазоне и не-чувствительная к инфракрасным ловушкам. Разрешение матрицы фотоприёмника 128×128[7]. Улучшена маневренность благодаря управлению вектором тяги[8]., реализована интеграция с нашлемным дисплеем JHMCS[9]. Поставляется с 2002 года. Произведено более 3000 ракет[10][11].
  • (Обозначение неизвестно) — в сентябре 2012 года появилась информация, что Raytheon разрабатывает новую модификацию «Sidewinder» увеличенного радиуса[12].

Специализированные модификации

  • AGM-122 Sidearm — противорадиолокационная модификация, созданная путем модернизации снятых с вооружения ракет модели AIM-9C. Полуактивное радиолокационное наведение заменено пассивным, позволяющим ракете наводиться на излучение неприятельского радара. Ракета разрабатывалась как легкая ПРР для машин с ограниченной боевой нагрузкой и вертолётов. Около 700 ракет были переделаны в эту модификацию в период с 1986 по 1992 год. В настоящее время, все запасы этих ракет исчерпаны и она снята с вооружения.
  • AGM-87 Focus — разработанный в 1960-х годах вариант «Sidewinder» для применения по наземным целям. Предназначалась для поражения излучающих тепло наземных объектов (танки, автомобили, катера). Имела утяжеленную 70-килограммовую БЧ. Эффективно применялась во Вьетнаме, но не получила развития после войны[прим. 2].
  • MIM-72 Chaparral — самоходный ЗРК поля боя, разработанный на базе ракеты AIM-9D. Комплекс предназначен для защиты войск на марше от вертолётов, низколетящих крылатых ракет и ударной авиации. Находился на вооружении армии США с 1965 по 1998 год, в настоящее время снят с вооружения, но остается в арсенале ряда стран. На Тайване производится по лицензии.
  • Diamondback — разрабатывавшаяся с 1956 года увеличенная версия ракеты с ядерной боевой частью. Предназначалась для обеспечения палубным перехватчикам возможности эффективно поражать советские бомбардировщики-ракетоносцы и крылатые ракеты. Должна была иметь жидкостный двигатель. Не вышла за стадию проработки общей концепции.

Тактико-технические характеристики

  • Стартовая масса: 91 кг
  • Масса боевой части: 9,4 кг
  • Дальность пуска в переднюю полусферу: 18 км
  • Длина: 2,85 м
  • Диаметр: 0,127 м
  • Размах крыла: 0,63 м

«Sidewinder» и Советский Союз

24 сентября 1958 года, в разгар Второго Тайваньского кризиса, где участвовали, с одной стороны, Китайская Народная Республика, поддерживаемая СССР, и силы Тайваньского государства, поддерживаемого США, состоялось первое применение управляемых ракет "воздух-воздух". Звено тайваньских «Сейбров» применили ракеты AIM-9B против превосходящих их по техническим характеристикам китайских МиГ-17. Хотя ракеты официально не предназначались для поражения истребителей, в ходе конфликта тайваньским пилотам удалось одержать ряд воздушных побед, поражая китайские истребители на отходе, когда те, используя преимущество в скорости, пытались разорвать дистанцию.

В ходе этого конфликта произошёл чрезвычайно удачный для СССР случай: AIM-9B «Сайдуайндер» попал в МиГ-17 китайского пилота, но не взорвался[13]. Советские конструкторы, оперативно изучив «трофей», высоко оценили возможности ракеты, и, воспроизведя её методом «обратной инженерии» запустили в производство советский аналог — К-13/Р-3С (по натовской классификации — Atoll).

Также сильно помог в деле освоения образца американского вооружения шведский полковник Стиг Веннерстрём, работавший на советское ГРУ и передавший в то же время подробные секретные чертежи изделия (когда полковника раскрыли, обвинение в передаче чертежей стало одним из главных пунктов обвинения, в результате которого Веннерстрём был приговорен к пожизненному заключению, позже сокращенному до 20 лет).

Ракета К-13 состояла на вооружении советских ВВС более тридцати лет. Проведенный в США анализ показывает, что запчасти от ракет К-13 могут использоваться для комплектования оригинальных AIM-9 «Sidewinder»

Боевое применение

В ходе конфликтов эффективность применения AIM-9 была переменна, но считалась достаточно высокой для своего времени.

Вьетнамская война

Дебютом AIM-9 стал Вьетнам. В ходе конфликта ракета зарекомендовала себя с лучшей стороны, продемонстрировав высокую надежность, неприхотливость и лучшие результаты чем любой другой тип примененных УРВВ.

В цели попали около 13,2 % выпущенных AIM-9, что было наивысшим показателем для всех ракет, примененных в ходе конфликта. За время войны, при помощи AIM-9 было сбито 80 вьетнамских самолётов (в основном, истребителей) ценой расхода 452 ракет. Также, один американский F-4B был по ошибке сбит «Сайдуайндером», выпущенным другим F-4B[14][15].

Следует также отметить, что основным ракетным вооружением вьетнамских истребителей, была ракета K-13, разработанная в СССР как копия трофейной AIM-9B, и, таким образом, косвенно также являющаяся «Сайдуайндером». При помощи К-13 было сбито 76 американских самолётов, что позволяет определить общий уровень потерь от ракет семейства «Сайдуайндер» в 156 за время конфликта.

Ближний Восток

Ракеты «Сайдуайндер» интенсивно применялись Израилем во время арабо-израильских конфликтов, продемонстрировав высокую надежность и неприхотливость. В 1977 году, во время египетско-ливийской войны, ВВС Египта запускали ракеты этого типа с борта самолётов Миг-21 и Миг-23, продемонстрировав хорошие результаты.

Пакистан

ВВС Пакистана применяли ракету в конфликтах с Индией. В ходе Афганской войны при помощи AIM-9 был сбит ряд самолётов, вторгавшихся в воздушное пространство Пакистана, включая советский штурмовик Су-25, пилотировавшийся зам. командующего советскими ВВС в Афганистане А. Руцким.

Фолклендская Война

В ходе Фолклендского Конфликта в 1982 году, британские истребители «Харриер» в качестве основного оружия впервые применили новую всеракурсную модификацию «Сайдуайндера», AIM-9L, поставленную из США. Ракета продемонстрировала значительную эффективность, по некоторым данным в цель попали до 80 % выпущенных ракет. Всеракурсное наведение существенно расширило тактические возможности «Сайдуайндера», позволяя британцам атаковать аргентинские самолёты на встречном курсе с большой дистанции.

Война в Персидском Заливе

Ракеты интенсивно применялись всеми типами истребителей Коалиции в боевых действиях против иракской агрессии в 1991 году. При этом, тяжёлые истребители F-15 и палубные истребители F-14 и F/A-18 использовали «Сайдуайндеры» с высокой эффективностью, в то время как лёгкие истребители F-16 выпустили 36 ракет «Сайдуайндер», не добившись ни одного попадания[16]. Вероятной причиной считаются ошибки в работе системы управления вооружением F-16.

Всего за время войны ракетами AIM-9 было сбито примерно 12 иракских самолётов (Мираж, МиГ-21, МиГ-23, Су-22, Су-25) и вертолёт. Ракета продемонстрировала себя наиболее эффективной из всех, применявшихся авиацией Коалиции за время конфликта, более эффективной чем даже новейшая AIM-120 AMRAAM, пусков которой не производилось.

Инциденты

7 апреля 1961 года пара американских F-100 участвовала в тренировочных перехватах стратегического бомбардировщика B-52B Stratofortress. Во время шестого захода на цель один из истребителей по ошибке выпустил ракету AIM-9 и сбил бомбардировщик[17].

22 июля 1974 года американский F-4J по ошибке сбил ракетой AIM-9 американский вертолёт SH-3.

17 августа 1978 года американский F-4J случайно сбил ракетой AIM-9 своего ведомого F-4J.

В сентябре 1980 года американский F-14A одержал воздушную победу, сбив ракетой AIM-9 иранский истребитель F-4E.

19 августа 1981 американские F-14 ракетами AIM-9 сбили два ливийских истребителя-бомбардировщика Су-22.

25 мая 1982 года британский Phantom FGR.2 по ошибке сбил ракетой AIM-9L британский Jaguar GR.MK.1.[18]

22 сентября 1989 года американский F-14A по ошибке сбил ракетой AIM-9L американского разведчика RF-4C.

14 апреля 1994 года американские F-15C по ошибке сбили над Ираком с помощью ракеты AIM-9M свой же вертолёт UH-60A «Чёрный ястреб». Погибло значительное число членов экипажа.

22 ноября 1995 года в ходе учебного воздушного боя японский F-15J был по ошибке сбит ракетой AIM-9L, выпущенной другим «Иглом»[19].

13 сентября 2009 года американский F-15E сбил ракетой AIM-9 над Афганистаном свой БПЛА MQ-9 Reaper, который перестал подавать сигналы[20].

Производство

Программа закупок США.

Финансовый год (контракт) количество, штук сумма, млн. $[прим. 3] комментарий
1974 (Lot 1)[21] 850 19 ВМС
1975 (Lot 2)[21] 800 19 ВМС
1976 (Lot 3)[21] 800
710
51
46
ВМС
ВВС
1977 (Lot 4)[21] 420
1000
33
56
ВМС
ВВС
1978 (Lot 5)[21] 600
2300
37
103
ВМС
ВВС
1979 (Lot 6)[21] 650
2500
31
96
ВМС
ВВС
1980 (Lot 7)[21] 320
2050
21
87
ВМС
ВВС
1981 (Lot 8)[22] 220
1280
39
102
ВМС
ВВС
1982 (Lot 9)[22] 700
1800
51
131
ВМС
ВВС
1983 (Lot 10)[22] 500
1920
41
97
ВМС
ВВС
1984 (Lot 11)[22] 350
1700
29
104
ВМС (AIM-9L/M[23])
ВВС
1985 (Lot 12)[22] 1000 69 ВМС (AIM-9L/M[24])
1986 (Lot 13)[22] 2120
1650
100
73
ВМС
ВВС
1987 (Lot 14)[22] 391
744
31
40
ВМС
ВВС
1988 (Lot 15)[22] 100
1106
26
40
ВМС
ВВС
1989 (Lot 16)[25] 760 37 ВВС
1990-1995[25] не закупалась
2001 (AIM-9X) план[26][прим. 4] 63
80
27,5
28,4
ВМС
ВВС
2002 (AIM-9X)[27] 105
138
25,8
38,4
ВМС
ВВС
2003 (AIM-9X)[27] 284
286
52,5
55,9
ВМС
ВВС
2004 (AIM-9X)[28] 103
256
25,3
52,7
ВМС
ВВС
2005 (AIM-9X)[28] 135
248
31,3
52,4
ВМС
ВВС
2006 (AIM-9X)[29] 159
196
37,1
44,4
ВМС
ВВС
2007 (AIM-9X)[30] 174
183
40,2
43,7
ВМС
ВВС
2008 (AIM-9X)[30] 170
149
54,5
52,3
ВМС
ВВС
2009 (AIM-9X)[31] 114
157
57,3
77
ВМС
ВВС
2010 (AIM-9X)[31] 161
219
53,7
78,5
ВМС
ВВС

На вооружении

Источники[32][10]

Примечания

  1. Средняя стоимость одной ракеты в ценах 1982 года.
  2. Современная модификация AIM-9X имеет возможность поражения наземных целей.
  3. В ценах текущего финансового года. Внимание! Сумма выделяемая на закупки включает себе как цену самих ракет, так и стоимость закупки материалов на последующие поставки, запчасти и комплектующие к ракетам и т. п.
  4. Ранее 2001 года финансирование по AIM-9X выделялось только на статью НИОКРа, испытаний и оценки. Фактически, по данным отдела заместителя министра обороны США (финансового инспектора) 2002—2003 годов финансирование в 2001 году на производство AIM-9X не выделялось.

Источники

  1. Cost Estimating for Air-to-Air Missiles (рус.). Congressional Budget Office (январь 1983). Проверено 18 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  2. AIM-9X Sidewinder (англ.). Deagel.com. Проверено 29 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  3. The Sidewinder Story. The Evolution of the AIM-9 Missile (англ.). Australian Aviation (April 1994). Проверено 22 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.
  4. ↑ Raytheon (Philco/General Electric) AAM-N-7/GAR-8/AIM-9 Sidewinder (англ.). Directory of U.S. Military Rockets and Missiles. Сайт Designation-Systems.Net (2002-2008). Проверено 21 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.
  5. Past Trends in Procurement of Air Intercept Missiles and Implications for the Advanced Medium-Range Air-To-Air Missile Program (AMRAAM) (англ.). Congressional Budget Office (October 1982). Проверено 19 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  6. Управляемая ракета малой дальности AIM-9L Sidewinder
  7. США поставят Марокко ракеты Sidewinder Lenta.ru
  8. Raytheon - AIM-9X (англ.). Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  9. US Navy - AIM-9 Fact File (англ.). Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  10. ↑ Lenta.ru: Оружие: ОАЭ заказали у США 218 ракет Sidewinder
  11. Raytheon AIM-9 Sidewinder
  12. Air Weapons: New Sidewinder Tweaks
  13. Р-3С
  14. «Призрак» холодной войны (Истребитель F-4 Phantom II). Александр Чечин, Николай Околелов. Харьков. Авиация и время 2011 № 3
  15. U.S. Air-to-Air Victories during the Vietnam War, Part 1
  16. Interesting to note is also that the multirole F-16 performed far worse than purely air-to-air F-15 in the Desert Storm, firing 36 Sidewinders for zero kills
  17. Blue on blue The accidental shoot down of B-52B 53-0380
  18. 25-MAY-1982
  19. McDonnell Douglas F-15 Eagle Losses & Ejections
  20. U.S. Air-to-Air Victories during the Cold War, Wars in Yugoslavia, and Anti-Terror War
  21. ↑ Закупки 1974—1980, стр. А-11
  22. ↑ Закупки 1981—1995, стр. А-13
  23. Selected Weapons Costs from the President's 1984 Program (англ.). Congressional Budget Office (March 1983). Проверено 18 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  24. Selected Weapons Costs from the President's 1985 Program (англ.). Congressional Budget Office (March 1984). Проверено 18 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  25. ↑ Закупки 1989—1995, стр. А-15
  26. Program Acquisition Costs by Weapons System (англ.). Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller) (2001). — Descriptions of major programs with mission objectives and cost data over the past 3 years. Проверено 19 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  27. ↑ Program Acquisition Costs by Weapons System (англ.). Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller) (2004). — Descriptions of major programs with mission objectives and cost data over the past 3 years. Проверено 19 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  28. ↑ Program Acquisition Costs by Weapons System (англ.). Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller) (2006). — Descriptions of major programs with mission objectives and cost data over the past 3 years. Проверено 19 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  29. Program Acquisition Costs by Weapons System (англ.). Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller) (2007). — Descriptions of major programs with mission objectives and cost data over the past 3 years. Проверено 19 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  30. ↑ DoD Fiscal Year 2009 Budget Request Summary Justification (англ.). Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller) (2009). Проверено 19 февраля 2012.
  31. ↑ Program Acquisition Costs by Weapons System FY2011 (англ.). Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller) (February 2010). Проверено 19 февраля 2012. Архивировано из первоисточника 5 июня 2012.
  32. Lenta.ru: Оружие: Raytheon займется производством ракет AIM-9X для ВМС США
  33. The Military Balance 2010 с.40
  34. Lenta.ru: Оружие: Польша заказала вооружения для F-16 на полмиллиарда долларов
  35. Lenta.ru: Оружие: Турция заказала ракет Sidewinder на 140 миллионов долларов

Ссылки

  • AIM-9 Sidewinder на сайте "Авиационной энциклопедии «Уголок неба»
  • Управляемая ракета малой дальности AIM-9X «Sidewinder» на сайте "Информационной системы «Ракетная техника»
  • Andreas Parsch. Raytheon (Philco/General Electric) AAM-N-7/GAR-8/AIM-9 Sidewinder (англ.). Directory of U.S. Military Rockets and Missiles. Сайт Designation-Systems.Net (2002-2008). Проверено 21 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.
  • Carlo Kopp. The Sidewinder Story. The Evolution of the AIM-9 Missile (англ.). Australian Aviation (April 1994). Проверено 22 сентября 2011. Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.
  • Sidewinder at howstuffworks  (англ.)
  • БПЛА)
  • Raytheon займется производством ракет AIM-9X для ВМС США

AIM-9X.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06