17-05-2023
Боинг 787 Dreamliner | |
---|---|
Выкатка первого самолёта Boeing 787, 8 июля 2007 | |
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Boeing |
Первый полёт | 15 декабря 2009 |
Начало эксплуатации | 26 октября 2011 |
Основные эксплуатанты | All Nippon Airways |
Единиц произведено | 72[1] |
Стоимость единицы | 787-3: $150,0–155,5 млн 787-8: $161,0–171,5 млн 787-9: $194,0–205,5 млн [2] |
Изображения на Викискладе |
Боинг 787 «Дримлайнер» (англ. Boeing 787 Dreamliner) — широкофюзеляжный двухмоторный реактивный пассажирский самолёт, разработанный американской компанией Боинг совместно с рядом зарубежных компаний, в том числе и с российскими[3]. Максимальное количество пассажиров (в одноклассовой конфигурации): от 250 до 330, в зависимости от варианта (по вместимости и дальности полёта 787 сравним с Боингом 767). Boeing утверждает, что Dreamliner будет более экономичным, чем предыдущие разработки. Boeing 787 стал первым пассажирским самолётом такого размера, фюзеляж которого полностью изготовлен из композиционных материалов.
До 28 января 2005 года 787-й разрабатывался под обозначением 7E7. Первый экземпляр был показан на презентации на заводе в городе Эверетт 8 июля 2007 году. После ряда отсрочек Боинг 787 впервые поднялся в воздух 15 декабря 2009 года. 26 октября 2011 года лайнер совершил свой первый коммерческий рейс.
Содержание |
К концу 1990-х стало очевидно, что Боинг 767 значительно устарел, и не может соревноваться с новыми разработками соперника Airbus, такими, как Airbus A330. В 2001 году Боинг объявил начало разработки нового проекта, Boeing Sonic Cruiser[4]. Обещалось, что новый самолёт Боинга сможет летать на скорости, близкой к звуковой, при этом в среднем расходуя не больше топлива (за счёт укороченного времени полёта), чем 767-й или А330. Из-за террористических атак 11 сентября и повышающихся цен на нефть стало ясно, что авиакомпании больше заинтересованы в экономичности полётов, чем в скорости, и проект Sonic Cruiser, к тому же дорогостоящий и технологически сложный, был приостановлен.
26 апреля 2004 Боинг представил миру свой новый проект под кодовым именем 7E7[5]. Этот новый проект послужил в качестве замены Sonic Cruiser, унаследовав многие идеи и технологии своего предшественника. 28 января 2005 года Boeing объявил, что 7Е7 будет выпускаться под названием Боинг 787. 25 апреля 2005 года, то есть год спустя от начала проекта, внешний вид 787-го был «заморожен».
Первый испытательный полёт авиалайнера планировалось провести ещё летом (сентябрь) 2007 года, однако тогда концерн подвели партнёры, не обеспечив поставку ряда ключевых деталей в необходимые сроки. После ряда отсрочек Боинг 787 впервые поднялся в воздух 15 декабря 2009 года.[6][7]
B-787 Dreamliner демонстрировался на ряде авиасалонов, в частности на крупнейшем авиасалоне в британском Фарнборо, открывшемся 19 июля 2010 года. Самолет также присутствовал на Международном Московском Авиасалоне МАКС-2011.
По состоянию на июнь 2010 года заказано 868 самолётов Boeing 787. При этом с начала 2009 года количество заказов сократилось на 70 штук.[8]
18 января 2011 Боинг объявил о поставке первого B-787 Dreamliner в третьем квартале текущего года[9] (но фактически, первый самолет был передан заказчику лишь 25 сентября)[10].
2 июля 2011 Боинг 787 успешно совершил свой первый пробный полет, вылетев из Сиэтла и приземлившись в токийском аэропорту Ханэда. Новейший «Боинг» летал в Японию на испытания: компания проверяла, насколько лайнер готов к коммерческим полетам. Тесты проводились совместно с японской авиакомпанией All Nippon Airways (ANA). Лайнер поднимался в японское небо 4 июля и в течение недели проходил испытания на маршрутах между городами Токио, Хиросима, Осака и Окаяма.[11]
26 августа 2011 года Федеральное управление гражданской авиации США выдало компании Boeing сертификат на эксплуатацию лайнера.[12]
25 сентября 2011 года первый серийный пассажирский самолет Boeing-787 Dreamliner передан заказчику — японской авиакомпании «All Nippon Airways».[13] Свой первый коммерческий рейс лайнер совершил 26 октября 2011 года.
Низкоплан нормальной аэродинамической схемы, со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Два турбореактивных двигателя.
50 % элементов фюзеляжа изготовлены из композитных материалов на основе углерода (в модели 777 это лишь 9 %). В результате 787-й стал легче и прочнее, чем обычный лайнер с алюминиевым фюзеляжем.
Малошумный, но сверхэкономичный двигатель GEnx компании General Electric — один из двух, которые предполагается ставить на 787-й (второй — Trent 1000 компании Rolls-Royce). В двигателе GEnx и корпус, и лопатки турбины целиком изготовлены из композитных материалов, как и форсунки, впрыскивающие топливно-воздушную смесь в камеру сгорания двигателя. В результате двигатель выходит на режим рабочей тяги при более низких температурах, что, соответственно, грозит меньшими объемами углеводородных выбросов.
Стреловидные крылья 787-й модели с переменным изгибом законцовок на 2 % увеличивают подъёмную силу, по сравнению с 767-й моделью. Эти крылья длиннее, чем у других самолетов подобного класса, что придает им дополнительную эластичность. Механизмы закрылков, антиобледенительное электрооборудование и прочие системы смонтированы единым блоком, что облегчает их обслуживание и снижает вероятность отказов.
Багажное отделение, благодаря плоскому днищу фюзеляжа, позволяет разместить на 45 % больше багажа, чем умещалось в модели Boeing 767.
В кабине 787-го над головой пилотов висит сдублированная приборная доска и электронный планшет, в котором хранятся в цифровом виде карты, схемы и инструкции. Есть и наземная навигационная система, которая поможет экипажу ориентироваться в незнакомых аэропортах. Предотвращая ошибки пилота при рулении по аэродрому, мы снижаем вероятность столкновений на взлетной полосе.
Множество разнообразных датчиков Дримлайнера, многие из них бесконтактные и передают данные по радиоканалу, связаны с центральным процессором в кабине пилотов. К примеру, специальные датчики системы «активной компенсации порывов ветра» измеряют турбулентность в зоне носа, и в тот же момент процессор рассчитывает оптимальный для данной ситуации угол закрылков, а приводы ставят их в нужное положение.
Пользуясь широкополосным каналом радиосвязи в режиме реального времени, автоматическая система диагностики отсылает данные наземной ремонтной службе. Эта система способна самостоятельно предсказывать возникновение в самолетных механизмах определенных проблем, что обещает снизить вероятность задержек и уменьшить время, затрачиваемое на диагностику и ремонт.
Внутреннее пространство салона всего на 40 см шире, чем у предшественника Boeing 767, что позволило сделать сиденья удобнее, а проходы свободней. Увеличится размер туалетов. Теперь, сдвинув перегородку между ними, можно организовать доступ для людей в инвалидных колясках. Верхние багажные полки стали существенно более вместительными, и на каждую из них можно расположить по четыре чемодана с колесиками, что значительно больше чем у предшественников.
Высота окон составит 46 см – это рекорд среди всех коммерческих лайнеров. Иллюминаторы будут снабжены регулируемым электрохромным затемнением.
С помощью бортовой беспроводной связи к мониторам на спинках сидений будут подаваться развлекательные программы, а спутниковая система позволит пассажирам использовать широкополосный интернет (250 кбит/с).
Более упругий композитный корпус 787-й модели позволяет поддерживать в салоне давление на уровне, соответствующем высоте 1800 м, тогда как в салоне обычного алюминиевого пассажирского самолета давление соответствует высоте 2400 м.
Система наддува салона организована по-новому. В отличие от других пассажирских самолётов, где воздух для подачи в салон отбирается от двигателей (т.н. bleed air) с температурой более 600 градусов, проходит через охладители и поступает в салон, в Dreamliner воздуха подаётся в салон электрическими компрессорами непосредственно из внешней среды. При этом снимается проблема недостаточной влажности воздуха. Более влажный воздух в салоне Dreamliner обеспечивает больший комфорт для пассажиров.
На данный момент Боинг предлагает три варианта авиалайнера.
Boeing также рассматривает вариант 787-10, вмещающий до 350 пассажиров, который может заменить Boeing 777-200 и Boeing 777-200ER.
787-3 | 787-8 | 787-9 | 787-10 | |
---|---|---|---|---|
Длина: | 55,5 м | 55,5 м | 63 м | 68,9 м |
Высота: | 16,5 м | 16,5 м | 16,5 м | 16,5 м |
Размах крыла: | 51,6 м | 58,8 м | 60,0 м | 60,0 м |
Диаметр фюзеляжа: | 5,77 м | 5,77 м | 5,77 м | 5,77 м |
Вес пустого: | 149,7 т | 154,2 т | 174,2 т | |
Макс. взлётная масса: | 163,5 т | 216,5 т | 244,9 т | 244,9 т |
Вместимость: | 290—330 пасс. | 210—250 пасс. | 250—290 пасс. | 300—350 пасс. |
Грузовместимость: | 16 т | 16 т | 16 т | ? |
Двигатели: | 2 x GE GEnx либо 2 x Rolls-Royce Trent 1000 |
2 x GE GEnx либо 2 x RR Trent 1000 |
2 x GE GEnx либо 2 x RR Trent 1000 |
2 x GE GEnx либо 2 x RR Trent 1X88-77 |
Крейсерская скорость: |
M 0.85 (903 км/ч) на высоте 12 000 м |
|||
Дальность: | 6 498 км | 15 699 км | 16 299 км | 15 699 км |
Топливный бак: | 124 700 л | 124 700 л | 138 700 л | 145 685 л |
Служебный потолок: | 13 000 м | 13 000 м | 13 000 м | 13 000 м |
Ввод в эксплуатацию: | 2010 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
|
---|
Boeing 707 | Boeing 717 | Boeing 727 | Boeing 737 (Boeing 737 MAX) | Boeing 747 (Boeing 747SP) (Boeing 747-400) (Boeing 747-8)| Boeing 757 | Boeing 767 | Boeing 777 | Boeing 787 |
Boeing 787-8.